Конспект урока по окружающему миру Кто такие птицы?. 1 класс. УМК Школа России.

Составила Назмутдинова Л. В.

Тема: КТО ТАКИЕ ПТИЦЫ?

Цели:
Образовательная: познакомить учащихся с птицами, показать их разнообразие, формировать умение выделять существенные признаки природных объектов и практически исследовать предметы природы, совершенствовать умение отвечать на вопросы в соответствии с инструкцией.
Развивающая: развивать логическое мышление, слуховое и зрительное внимание, память, обогащать словарный запас, развивать координацию движений.
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе.



Оборудование:
Демонстрационные картинки: карась, щука, камбала, сом, яйцо, гнездо, птенец, голубь, гусь.
Птичьи перья, лупы (на каждой парте);
Конверты с шифровкой или пазлом (для каждого учащегося);
Карточки для проверки пройденного материала;
«Светофорчики» (для каждого учащегося);
Аудиозапись «Голоса птиц»;
Учебники и рабочие тетради на печатной основе.

ХОД УРОКА

Организационный момент.
Повторение пройденного материала.

- Назовите тему прошлого урока. (Кто такие рыбы)
- Так кто же такие рыбы? (Животные, тело которых покрыто чешуей)
- Как передвигаются рыбы?
- С помощью чего они дышат?

На доске: демонстрационные картинки с изображением карася, щуки, камбалы, сома.
- Перед вами 4 картинки. Кто на них изображен? Какая картинка лишняя? Почему?
(Камбала, т. к это морская рыба)
- А все остальные рыбы? (Они речные)

Игра «Каждой рыбке свой дом».
- Сейчас вам нужно будет показать свои знания. Я раздам вам карточки. Прочитайте слова на карточках. Если рыба морская – закрасьте квадрат на карточке синим цветом, если рыба речная – зеленым цветом. Для нечитающих детей перечень зачитывается.

СЕЛЬДЬ
·
ЁРШ
·
ЩУКА
·
ТРЕСКА
·
АКУЛА
·
КАМБАЛА
·
КАРАСЬ
·

Работы собирает учитель.
Изучение нового материала.
- Вот уже много уроков мы с вами путешествуем по окружающему нас миру и не перестаем удивляться, разгадывая его загадки и открывая его тайны. И сегодняшний урок – не исключение. О ком пойдет речь на уроке, вы узнаете, если ответите на вопросы:
- Кто питается насекомыми?
- Кто спасает от них наши поля, леса, сады и огороды? (Птицы)
Аудиозапись «Голоса птиц».
Загадка: Снится ночью комару
Чудо-юдо на суку.
Длинный нос и два крыла
Прилетит – плохи дела.
А кого комар боится?
Угадали? Это . (птица)

- Сегодня мы попробуем приоткрыть тайны удивительного мира птиц, чтобы лучше узнать их и выяснить главную особенность.

На доске: демонстрационная картинка «Яйцо». Яйцо приоткрывается – появляется птенец.
- Кажется кому-то требуется наша помощь. Посмотрите, кто спрятался в гнезде. Крохотный, беззащитныйОн хочет знать, кто он и кем станет, когда вырастет. Давайте поможем малютке.
- Вы видели птиц? Где?
- Что умеют птицы? (Летать)
- Кто еще умеет летать? (Насекомые, летучие мыши)
- Можем ли мы сказать, что умение летать – главная особенность птиц? (Нет)
- Что еще умеют птицы? (Петь)
- Звучание птичьих голосов называют пением, но поют и люди, и дельфины Какой вывод можно сделать? (Умение петь не является главной особенностью птиц)
- Что еще делают птицы? (Вьют гнезда)
- Но есть такие птицы, которые просто кладут яйца на камни, на землю. Умеет делать гнездо оса. Какой вывод можно сделать? (Умение вить гнезда не является главной особенностью птиц)
- Что еще умеют птицы? (Откладывают яйца)
- Да, но крокодилы, черепахи, змеи тоже откладывают яйца. Какой вывод можно сделать? (Умение откладывать яйца – не главная особенность птиц).
- Пока мы ничем не помогли птенцу. Самый лучший способ узнать – найти ответ в книге. Откройте учебник на стр.24.

Работа с учебником.
- Кого из животных можно отнести к птицам? Почему? (Тело покрыто перьями) Какая главная особенность птиц? (Наличие перьев)
- Если мудрая черепаха нацепит перья, станет ли она птицей? Рассмотрите внешнее строение птицы. Как называется эта птица? Давайте назовем части тела голубя. Я работаю на доске, а вы карандашом показываете в учебнике.

На доске:









- Как устроено тело голубя и курицы? (Одинаково)
- На стр. 25 рассмотрите изображение гусей. Какая часть тела у них не видна? Почему? (Ноги, т.к они поднимают их в полете)
- Сколько ног у птиц? (Две) А вместо передних ног у птиц – крылья.

Практическая работа.

- Назовите главную особенность птиц. Отложите учебник. Сейчас на время мы превратимся в ученых. Возьмите лупу, будем исследовать перья.
- Из чего состоят перья? Что вы увидели? (Из стержня и волосков)
- На этих волосках, есть маленькие крючки. Этими крючками волоски крепко цепляются друг за друга, как застежки-молнии на ваших куртках и ранцах.
- Подуйте на перо. Что вы заметили? (Перо легкое, оно летит)
- Перо внутри полое, пустое, поэтому оно легкое. Благодаря крыльям, которые состоят их таких перьев, птицы легко скользят по воздушным потокам. А еще перья согревают птиц. Перья хвоста позволяют птице держать равновесие, делать повороты, остановки.

Физкультминутка.
Закрепление изученного материала.

Работа с учебником стр. 25. Учащиеся ищут отгадки среди птиц, изображенных в учебнике.
Загадки: У нее глаза большие,
Хищный клюв – всегда крючком.
По ночам она летает,
Спит на дереве лишь днем. (Сова)

Спинка зеленоватая,
Животиком желтоватая,
Черненькая шапочка
И полоска галстучка. (Синица)

Я проворна, легкокрыла,
Хвост раздвоен, словно вилы.
Если я летаю низко,
Значит, дождик где-то близко. (Ласточка)

Чик-чирик,
К зернышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это? (Воробей)

Пестрая крякушка
Ловит лягушек.
Ходит вразвалочку,
Спотыкалочкой. (Утка)

Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной.
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит. (Дятел)

Игра «Светофор».
- Что вы запомнили на уроке? Приготовьте ваши светофорчики. Зеленый цвет – вы согласны со мной. Красный цвет – вы не согласны.
1) Птицы – это животные, тело которых покрыто перьями.
2) Все птицы умеют летать.
3) Летучая мышь – это птица.
4) Страус и пингвин – это птицы, которые не умеют летать.
5) Индюк и курица – это домашние птицы.

- Вы не забыли о нашем госте? Птенец, побывав на нашем уроке, многое узнал о себе, о птицах. Что именно? Но до сих пор не знает, кем же он станет. Возьмите конверты с магическими прямоугольниками. Отыщите среди букв слово – название птицы. Нечитающие дети получают пазл.


У
Е
Щ
М
Ы
Р
А

А
Л
Е
Б
Е
Д
Ь

И
Б
И
К
О
М
Е

Р
Т
Е
П
У
Ф
С

С
О
М
Р
Е
К
А



- Кем станет птенец?

Подведение итогов.
- Давайте закончим наш урок фразами, которые начинаются словамиСегодня на уроке я запомнил повторилузналудивился.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415






ГОЛОВА

ТУЛОВИЩЕ

КРЫЛЬЯ

ШЕЯ

КЛЮВ

ХВОСТ

НОГИ

Я

ЗАПОМНИЛ

ПОВТОРИЛ

УЗНАЛ

УДИВИЛСЯ



15