Урок окружающего мира 2 класс Кто такие рыбы?
Окружающий мир. 1 класс Герасимова Т.В.
Тема: «Кто такие рыбы?»
Цели: формировать представление учащихся о разнообразии животного мира, об общих признаках и разнообразии рыб, об особенностях их строения; развивать мышление, воображение, память, расширять кругозор детей; воспитывать экологическую культуру, чувство ответственности за окружающий нас мир, любовь к малой Родине.
Учебные материалы. Учебник «Мир вокруг нас. 1 класс» (ч. 1) (авт. А.А. Плешаков); «От земли до неба: атлас-определитель для учащихся начальных классов» (авт. А.А. Плешаков); компьютер, мультимедийный проектор, рабочая тетрадь к учебнику; таблица «Рыбы», рисунки с изображением рыб.
Ход урока
І. Поэтическая минутка.
Листьям – время опадать,
Птицам – время улетать,
Грибникам – блуждать в тумане,
Ветру – в трубах завывать,
Солнцу – стынуть,
Тучам – литься,
Нам с тобой - идти учиться-
Цифры с буквами писать,
По слогам букварь читать.
- О каком времени года это стихотворение?
- Назовите приметы осени.
- На прошлом уроке мы говорили с вами о насекомых. Садится тот, кто назовёт насекомое.
- Кто же такие – насекомые? Дайте определение.
ІІ. Целеполагание
У. Ребята, жизнь – самое удивительное и замечательное явление природы. Она превратила когда-то пустынную и мрачную планету Земля в многоцветный и многозвучный мир. Всюду кипит жизнь: и в знойных пустынях, и в вечных снегах, на суше, в воздухе и в воде.
Слайды 2-5
Просмотр видеоклипа «Звуки моря».
Слайд 6
-О чём мы с вами будем говорить, вы узнаете, если разгадаете загадку:
В воде они живут,
Нет клюва,
А они «клюют».
Слайд 7
- О ком на сегодняшнем уроке у нас пойдёт речь? Какова тема урока?
- Поставьте цель!
- Сегодня мы отправимся в подводную экспедицию на подводном спускаемом аппарате- батискафе- для наблюдения за рыбами, изучения их строения и определения отличительных признаков.
ІІІ. Изучение нового материала
Создание проблемной ситуации
- Итак, начинаем погружение!
Слайд 8
- Посмотрите, как много обитателей глубин нам встретилось! Ребята, а всё ли это РЫБЫ?
Слайд 9
- Чтобы точно ответить на этот вопрос, давайте познакомимся со строением и отличительными признаками рыб.
Слайд 10
2. Изучение отличительных признаков рыб
- Чем же похожи все рыбы?
- Попробуйте составить определение рыб.
3. Беседа.
- Что вам известно о глазах рыбы? Они не имеют век. Окружающая вода увлажняет и очищает глаза.
- Для чего нужны жабры? Рыбам, как и людям, для дыхания необходим кислород, который они получают из воды. Когда рыба глотает, вода проходит через жабры. Они забирают кислород из воды, затем выталкивают воду наружу.
-Чем покрыто тело рыбы? (чешуёй)
- Для чего рыбе нужны плавники и хвост? (Чтобы плавать. Хвост нужен для поворотов при движении, плавники – для сохранения равновесия.)
-НАЗОВИТЕ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ РЫБЫ.
- На каких рисунках изображены не рыбы? До
·кажите!
Слайд 11
- Где могут жить рыбы?
- Как вы думаете, на какие группы можно разделить всех рыб по месту их обитания?
Как называются рыбы, живущие в море?
- Приведите примеры.
- Вы сказали, что рыбы могут жить в реке, в озере, в пруду. Таких рыб мы называем «пресноводные» или «речные». Приведите примеры.
- Где ещё живут рыбы? (в аквариуме)
- Как называют таких рыб? Приведите примеры.
Слайды 12-16
ІV. Физкультминутка
слайд 17
V. Первичное закрепление
1. Игра «Не зевай – угадай!»
Учитель показывает детям рисунки с изображением различных животных, в том числе и рыб, и предлагает хлопнуть в ладоши, если на картинке они увидят рыбу.
2. Рыбы нашей местности.
- А где мы с вами можем поймать рыбу? Есть у нас моря? А что есть, какие водоёмы?
Слайд с изображением реки Оки, Ермишинского пруда.
- Какие рыбы водятся в них?
слайд
3. Работа по учебнику (с. 34-35)
А) Отличит. особенности
Б) Различение морских и речных рыб
В) Описание рыб по плану, данному в учебнике на стр. 35
3. Работа в тетради (стр.24)
VI. Охрана водоёмов
Сценка «Экологические проблемы водоёмов»
Фиолетовая рыбка. –Соседка, почему ты такая красная?
Красная рыбка. На берегу нашей речки построили завод и провели две трубы. Одна берёт на завод чистую воду, а другая сливает в неё грязную. Вот я и стала от сточных вод красной. А ты почему такая фиолетовая?
Фиолетовая рыбка. Видела бы ты, какой на мне лежал груз! Банки, брёвна, даже колёса. От такой натуги я и краснела, и зеленела, и синела Вот и стала фиолетовой – еле-еле выбралась из-под мусора.
Красная рыбка.Ой, смотри, а это кто?
Чёрная рыбка. Не пугайтесь, подружки! Я такая же рыбка, как и вы. Чёрной плёнкой покрыло воду, стало нечем дышать, нечего есть, а на берегу лежат утки и погибают от нефти.
Фиолетовая рыбка. Что нам делать?
Красная рыбка. Как дальше жить?
Чёрная рыбка. А может, ребята нам помогут?
У. Скажите, какие опасности могут подстерегать водных жителей?
Слайды 18-20
- Какие советы мы можем дать людям, чтобы жителям водоёмов было уютно в их домах?
VII.Хоровое чтение.
Пусть на Земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда,
пусть чистой остаётся в них навеки
Студёная и вкусная вода.
Пусть никогда не зарастает тиной
Тот берег, на котором я стою
Большие дяди – взрослые мужчины,
Храните речку светлую мою!
VIII. Итог урока.
-Достигли ли мы цели урока?
- Кто такие рыбы?
- Кому было интересно?
- Кто хочет узнать про рыб больше, посмотрите книги с нашей выставки.
- Спасибо за работу!
15