План — конспект урока по литературному чтению на тему: И. Токмакова Пряничные человечки (1 классс)УМК Планета знаний
УМК «Планета знаний» 1 «Г» класс
Урок литературного чтения с элементами ИЗО и музыки.
Образовательное учреждение : МКОУ лицей №11
Тип урока : урок закрепления знаний.
Тема: Путешествие по стране Вообразилии.
И. Токмакова «Пряничные человечки»
Цели: Формирование культуры чтения стихотворений, понимания эмоционально-смыслового значения, умения выдерживать паузу в конце и внутри стихотворной строки.
Обогащение словаря, развитие творческого воображения
Планируемые результаты
Личностные результаты
1) формировать способность оценивать собственные знания и умения, работу своих одноклассников по литературному чтению
2) использовать полученные знания при решении жизненных ситуаций
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
формулировать цель, задачи учебной деятельности с помощью подводящего диалога учителя
Познавательные универсальные учебные действия:
1) добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, , рисунок и др.)
2) перерабатывать полученную информацию, делать выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
3) развивать коммуникативные навыки в коллективной работе
4) строить осознанно высказывание в устной форме
Предметные результаты
3) развивать технику выразительного чтения
4) грамотно использовать в речи литературные термины
Оборудование:
мультимедийный проектор
презентация
шаблоны пряничных человечков
Музыкальное оформление
Каждый приносит по магнитику
Ход урока
1 Оргмомент
Прозвенел уже звонок –Начинаем наш урок.
На вопросы отвечаем,
Когда нужно – замолкаем.
В теме будем разбираться,
Главное – не отвлекаться!
А теперь давайте подарим друг другу и всем окружающим нашу любовь и доброту и улыбку. Слайд 1
Актуализация знаний.
- А теперь послушайте, чем мы будем заниматься на уроке.
Дорогие ребятишки!Я взяла уж в руки книжку.Приглашаю я вас путешествовать,Знания свои совершенствовать.
Книга — лучший друг ты мой,Мне так радостно с тобой!Я люблю тебя читать,Думать, мыслить и мечтать!
- Чем мы занимаемся на уроках литературного чтения?
(Знакомимся с новыми произведениями, учимся выразительно читать, анализировать произведения.)
- Скажите мне, пожалуйста, по какой стране мы сейчас путешествуем?
Мы путешествуем по стране Вообразилии.
В этой стране еще много нового и неизведанного.
Поэтому давайте скорее отправимся в путешествие.
С музыкой всегда веселее путешествовать.
Звучит музыка « Мы едем, едем, едем…»
Остановка. …… Непоседы.
- Расскажите, кто живет в этой необыкновенной стране?
( Буквы- непоседы, веселые, смешные существа Фюсь и Каркузябра.)
- Что они любят делать?
(Рисовать, петь читать стихи.)
Значит, и мы чем будем заниматься?
А вы уже умеете выразительно читать стихи?
- Чтение наизусть «Обыкновенная история» .- Анализ правильности чтения, выделения пауз, сильных слогов.
Оценивание.
1. Бегло.
2. Правильно.
3. Громко.
4. Выразительно.
Музыкальная пауза.
3. Определение темы урока.
Отправляемся в путешествие дальше.
Музыка звучит. Мы едем , едем, едем
Следующая станция … Книжная. Всезнайкино. Слайд 11
Я сегодня хотела бы рассказать вам о необыкновенном человеке.
А зовут ее Ирина Петровна Токмакова.
Посмотрите на портрет. Слайд 12
Родилась 3 марта 1929года в Москве в семье инженера-электротехника и детского врача.
Она — поэт, писатель, профессиональный филолог, переводчица,
сказочник. Она написала много книг для детей. Слайд 13
Она пишет пьесы для детских профессиональных и самодеятельных театров.
Это… Слайд 14
- А почему я решила именно о ней рассказать?
Познакомимся с новым произведением.
- Учиться выразительно читать.
- Анализировать произведения.
- Оценивать работу.
4. Первичное ознакомление.
Ребята, представляете, а в стране, по которой мы с вами путешествуем, живут такие жители, которых называют «пряничными человечками».
Вы встречали таких человечков? Как могут они выглядеть? (ответы детей)
А хотели ли бы вы о них узнать?
А прежде, чем начать читать, мы проведем речевую разминку. Откройте учебник стр. 25 (чтение)
Можем ли мы, прочитав слова для разминки сказать, какие они пряничные человечки?
- Прочитайте название произведения. «Пряничные человечки» . Как вы думаете, о чём будет стихотворение?
Где они живут? ( В пряничных домиках)
Работа с книгой. Стр. 24-25
Чтение стихотворения учителем.
- Подтвердились ли наши предположения о содержании стих-я?
- Какое настроение у вас вызвало это стихотворение? Почему?
У нас возникло много вопросов, на которые помогут ответить ребята.
Представьте, вы попали в город, в котором живут эти человечки. Как выглядит городок?
Какими были «пряничные человечки»? почему?
Сколько их было? Найдите в тексте.
Как выглядят эти человечки? Во что они одеты?
Кого не взяли они с собой? Почему?
Что просил передать вам козлик?
5. Понимание содержания.
Для того, чтобы ответить на эти вопросы , поработаем в группах.
Оценим работу каждой группы.
Каждая получит задание, которое необходимо выполнить
и сделать отчет о том, как вы справились.
1 группа. . Страна эрудитов.
Работают над выразительным чтением.
Задание.
Работают над значением новых слов и над содержанием стихотворения.
1 Словарная разминка.
Прочитайте правильно слова:
слад-кий, сла-дос-ти, под-слас-тить, слад-ко-ва-тый.
2. Объясните значение слов:
(- слова «подсластить» - прибавить сахара, «сладковатый» - не очень сладкий, немножко сладкий.)
3. Можно ли эту группу слов назвать родственными? Почему?
(У них есть одинаковая часть -слад-)
4. Как вы понимаете слова «горячий привет»? Словарь с. 137.
(Это привет радостный, от всего сердца.)
- Так какой же он, этот человечек?
Плоское печенье в форме человечка с ручками-ножками (но без пальцев). А еще у него есть личико, нарисованное из крема или выложенное леденцами. Иногда человечку рисуют волосы, манжеты, обувь, но это необязательно. Самое главное украшение человечка - это пуговицы! Помните, как Пряник в "Шреке" крикнул: «Только не пуговицы!»?Как и пряничный домик, человечка легко приготовить самим из имбирного теста. И дать волю фантазии в украшении пряничного малыша!
5.Соблюдая паузы, интонацию, громкость, постарайтесь научиться читать выразительно стихотворение.
Можно отработать по 1 строфе.
6. Сочините рассказ о том, как пряник путешествовал по стане Вообразилии, кого там встретил.
Оценивание.
2 группа. Страна творчества.
Рисуют пряничных человечков.
1. Рассмотреть рисунки пряничных человечков в учебнике, но
2. Открыть свою фабрику по украшению пряников в стране
Вообразилии.
3. Придумать ей название.
4. Нарисовать новый узор для пряничных человечков.
Оценивание.
3 группа. . почемучек.
Собирают сведения о пряниках и расскажут нам о том, что им удалось узнать.
1.Отгадайте загадку.
Очень ароматные, сладкие и мятные.Сверху мы в глазурном глянце, словно в радостном румянце (Пряники)
2. Что обозначает слово пряник?
-Интересно, а почему пряник назвали пряником ? ( «Пряник» - лакомство хлебное на меду, на патоке с разными пряностями.Из словаря Ожегова:
Пряник – Сладкое мягкое печенье в виде лепешки или плоской фигурки.) - Откуда они появились.
- На Руси первые пряники называли тогда «медовым хлебом».
- Первые пряники изготавливали не для еды, а для того, чтобы задобрить ими богов, в которых тогда верили люди: Бога солнца, дождя, земли, реки . Люди верили, что боги полакомятся их вкусными подношениями и будут добрее.
- Прошло время, и люди стали делать пряники сначала для царского стола, потом для подарков и именин. Их делали в Перми, Архангельске, Туле, Рязани и других городах России.
- Для детей выпекались небольшие пряники в форме домашних животных, птиц, зверей. А еще в старину пряник съедали не сразу, многие дети в него еще и играли как в игрушку.
Оценивание.
Найти рецепты об изготовлении пряников в разных городах.
Рассказать о рецепте своего домашнего пряника.
Мы в кондитеров играли, много сыпали муки, ЛукашоваМёд и яйца добавляли, пряник русский мы пекли.
Наши прадеды печатный пряник называли «знатный» ! БондаренкоДо сих пор его народ любит, к чаю подаёт.
Тульский пряник, тоже «знатный»: весь в глазури, ароматный. ШтерцерСловно только из печи и с начинкою внутри.Он дожил до наших дней, стал теперь ещё вкусней!
Пряник с северных широт – вот кто баловал народ! СавченкоВесёлыми зверушками, «козулями»– игрушками.Пряник клали на порог, чтобы был богатым год!
Рецепт своего пряника.
Оценивание.
5 группа. Музыкальная страна.
Отбирают песни и стихи, которые соответствуют данному произведению.
Исполняют песню о пряниках или пряничных домиках.
Оценивание.
7.Итог.
Скоро прозвенит звонок,
На перемену позовет.
Поэтому нам надо подвести итоги нашей работы.
- С каким произведением мы познакомились?
- Кто его автор?
- Что интересного рассказала нам Ирина Токмакова о пряничных человечках?
- Что интересного нашли и рассказали нам вы?
Кому понравилось это стихотворение? Можно его выучить наизусть все или 1, 2 строфы.
Рефлексия.
Кому на уроке было интересно?
(ставят магнитики на улыбающееся солнышко).
Кому на уроке было скучно?
(ставят магнитики на грустное солнышко).
Карточки с вопросами.
1 группа. . Страна эрудитов.
Работают над выразительным чтением.
Задание.
Работают над значением новых слов и над содержанием стихотворения.
1 Словарная разминка.
Прочитайте правильно слова:
слад-кий, сла-дос-ти, под-слас-тить, слад-ко-ва-тый.
2. Объясните значение слов:
3. Можно ли эту группу слов назвать родственными? Почему?
4. Как вы понимаете слова «горячий привет»? Словарь с. 137.
(Это привет радостный, от всего сердца.)
5.Соблюдая паузы, интонацию, громкость, постарайтесь научиться читать выразительно стихотворение.
Можно отработать по 1 строфе.
6*. Сочините рассказ отом, как пряник путешествовал по стане Вообразилии, кого там встретил.
3 группа. . Страна почемучек.
Собирают сведения о пряниках и расскажут нам о том, что им удалось узнать.
1.Отгадайте загадку.
Очень ароматные, сладкие и мятные.Сверху мы в глазурном глянце, словно в радостном румянце
2. Что обозначает слово пряник?
-Интересно, а почему пряник назвали пряником ? - Откуда они появились.
3.- Как на Руси называли первые пряники ?4.- Первые пряники изготавливали не для еды, а для для чего?
5.- Прошло время, и люди стали делать пряники сначала для кого?
Их делали в Перми, Архангельске, Туле, Рязани и других городах России.
6.- Для детей выпекались какие пряники?
7.Что ещё интересного вы узнали о пряниках?
2 группа. Страна творчества.
Рисуют пряничных человечков.
1. Рассмотреть рисунки пряничных человечков в учебнике, но
2. Открыть свою фабрику по украшению пряников в стране
Вообразилии.
3. Придумать ей название.
4. Нарисовать новый узор для пряничных человечков.
4 группа. Музыкальная страна.
Какик песни о пряниках вы нашли?
Отбирают песни и стихи, которые соответствуют данному произведению.
3.Исполните песню о пряниках или пряничных домиках.
4 группа. Кулинары.
Найти рецепты об изготовлении пряников в разных городах.
Рассказать о рецепте своего домашнего пряника.
Мы в кондитеров играли, много сыпали муки,Мёд и яйца добавляли, пряник русский мы пекли.
Наши прадеды печатный пряник называли «знатный» !До сих пор его народ любит, к чаю подаёт.
Тульский пряник, тоже «знатный»: весь в глазури, ароматный.Словно только из печи и с начинкою внутри.Он дожил до наших дней, стал теперь ещё вкусней!
Пряник с северных широт – вот кто баловал народ!Весёлыми зверушками, «козулями»– игрушками.Пряник клали на порог, чтобы был богатым год!