Урок литературного чтения на тему В. Дуров. Наша Жучка
ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ»
Урок литературного чтения в 4 классе.
Учитель: Волкова Н.Н.
Тема: Рассказ В.Л. Дурова «Наша Жучка»
Цели:
развить умение анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы;
развить навыки беглого, осознанного, выразительного чтения;
развивать творческое воображение, выявлять нравственную позицию ученика в его отношении с животными;
формировать способность формулировать нравственные суждения;
воспитывать сочувствие, доброту, отзывчивость к четвероногим друзьям, стремление совершать добрые дела.
Оборудование:
портрет В.Л. Дурова, карточки с фамилиями авторов (Пришвин, Толстой, Драгунский, ), картинки (носорог, акула, шмель, аист, жираф, утка, черепаха, кролик, антилопа), карточки для составления плана (для всех учеников), карточки с новыми словами, листы с текстомХод урока
№
Деятельность учителя
Деятельность обучающихсяI. Мобилизующий этап
Учитель: Прочитайте фамилии авторов Сегодня мы познакомимся с неизвестным для нас автором и его произведением. Дети: М. Пришвин, Л. Толстой, В.Драгунский, К. Ушинский.
II. Формулирование учащимися темы и цели урока
У. Расположите карточки с фамилиями на ленте времени, учитывая год рождения писателя, и вы узнаете фамилию автора, с произведением которого мы будем работать на уроке. (Дуров)
Вы правильно определили. Сформулируйте первую часть темы урока.
У. Узнаем название произведения, с которым мы сегодня познакомимся. Рассмотрите картинки. Назовите животных, которые изображены на них.
Д. Носорог, акула, шмель, аист, жираф, утка, черепаха, кролик, антилопа.
У. Подумайте, что надо сделать с названиями этих животных?
У. Правильно. Что получилось?
Д. Получилось «Наша Жучка».
У. Сформулируйте тему нашего урока полностью.
Д. Тема урока; В.Л. Дуров и его произведение «Наша Жучка».
У. Сформулируйте цель нашего урока, пользуясь опорой:
Д. Произведение В.Л. Дурова.
Д. Нужно по первым буквам составить слово.
Познакомиться с …..
Развивать технику ….
Выражать свое …..
Узнать, что хотел….
III. Подготовительная работа
У. Приступим к работе.
Что вы знаете об авторе произведения — В.Л. Дурове?
Послушайте биографию автора по частям. Внимательно слушая, составьте план рассказа. Каждый пункт плана должен быть озаглавлен с помощью одного слова.
У. 1)В.Л. Дуров — знаменитый русский дрессировщик и ученый. Он родился в Москве в 1863 году в дворянской семье. Его родители рано умерли.
2) Его и брата Анатолия воспитывал крестный. С детства Володю тянуло к животным, он мечтал о цирке. Но крестный отдал Володю и его брата в военную гимназию. Там их учили маршировать, стрелять. Но гимназию они не закончили.
3) Когда Володя подрос, он убежал из дома и поступил в балаган к циркачу Ринальдо. Мальчик завел себе собаку Бишку, гуся Сократа. Володя дрессировал их не побоями, а терпеливо приручал к себе. О дрессировке зверей позднее он написал книгу.
4) В 1912 году в Москве он открыл уголок зверей, который позднее стал Театром зверей. Звери в театре показывали сказку «Терем-теремок», басни Крылова. Мыши представляли аттракцион «Мышиная железная дорога». В спектаклях участвовали дрессированные медведи, морские львы, обезьяны, лисы и другие животные.
Проверим, какой план у вас получился.
Словарная работа
У. В новом произведении вам встретятся новые или малознакомые слова. Рассмотрите внимательно запись на доске.
Надзиратель — лицо, которое занимается надзором над кем-нибудь (наблюдатель).
Приговор — решение суда после слушания судебного дела.
Откройте страницу 98 учебника, назовите слова, значения которых учебник предлагает узнать по толковому словарю.
Жребий.
Прочитайте значение этого слова по толковому словарю.
Предположение, предварительный прогноз.
- Зная, кто такой В.Л. Дуров, название его произведения и значения трудных слов из текста, попытайтесь определить, о чем в нем пойдет речь.
У. Давайте проверим, насколько правильны ваши мысли.
Послушайте внимательно произведение «Наша Жучка» В.Л. Дурова.
Дети слушают биографию В.Л. ДуроваД. (работают с карточками – семья, учеба, дрессировка, театр). ПЛАН
1.
2.
3.
4.
Д. ПЛАН
Семья
Учеба
Дрессировка
Театр
Надзиратель — лицо, которое занимается надзором над кем-нибудь (наблюдатель).
Приговор — решение суда после слушания судебного дела.
Откройте страницу 98 учебника, назовите слова, значения которых учебник предлагает узнать по толковому словарю.
Д. Жребий.
Прочитайте значение этого слова по толковому словарю.
Предположение, предварительный прогноз.
IV. Первичное восприятие Учитель читает рассказ.
Дети слушают
V. Проверка предположений
-Чье предположение оказалось более точным?
-Какие чувства вы испытали при прослушивании этого произведения?
У. К какому жанру относится это произведение? Назовите его признаки.
Д. Чувство страха и тревоги за Жучку.
Д. Это рассказ, так как присутствуют признаки рассказа:
повествовательность,
небольшой объем,
небольшое количество героев,
описание одного сюжета.
V.ФИЗМИНУТКА
проводится за компьютерами «Электронная физминутка» VI.Чтение произведения вслух обучающимися Самостоятельное чтение тихим голосом.
VII. Анализ произведения.
У. Что вы узнали об учащихся военной гимназии?
Учитель поясняет значение некоторых слов.
Отдавать честь — приветствовать, прикладывая руку к головному убору.
Брать на караул — отдавать честь ружейным приемом.
Плац — площадь для военных парадов, строевых занятий.
Самосуд — самочинная расправа над кем-нибудь без ведома суда, властей.У. После какого события надзиратель изменил отношение к любимой собаке гимназистов и в чем это проявилось?
У. Что задумали ребята? С какой целью?
.
У. Правильно ли поступили гимназисты, решив казнить собаку надзирателя?
У. Вы правы. Любое проявление жестокости нельзя считать правильным поступком.
У. Как вы оцениваете действие палача?
У. Давайте прочитаем этот отрывок. Д. Их учили стрелять, маршировать, отдавать честь, брать на караул.
Дети читают значение слов и запоминают
Отдавать честь — приветствовать, прикладывая руку к головному убору.
Брать на караул — отдавать честь ружейным приемом.
Плац — площадь для военных парадов, строевых занятий.
Самосуд — самочинная расправа над кем-нибудь без ведома суда, властей.Д. Надзиратель изменил отношение к собаке после того, как завел себе свою собаку. Он ее жестоко бил, мучил, плеснул на нее кипятком.
Д. Ребята задумали отомстить надзирателю, проучить его, чтобы он так больше не делал
Д. Неправильно, так как собака надзирателя ни в чем не виновата.
Д. Володя поступил неправильно. Нельзя быть жестоким.
VIII.Чтение отрывка «...Я накинул Жучке на шею веревку...». У. Какие качества Володи взяли верх?
Д. В нем боролись жалость и то, что он должен это сделать, но Володя все равно совершил казнь.
IX.Вывод:
Когда в человеке борются противоречивые чувства, то предпочтение следует отдавать гуманным чувствам. Как вы считаете, почему собака не была озлобленной?
У. Как этот случай повлиял на дальнейшую жизнь Володи?
V. Нужно правильно оценить свой поступок, переосмыслить свои действия и, учась на своих ошибках, строить дальнейшую жизнь правильно. Д. Она ничего не поняла, восприняла все как игру.
Д. Володя понял, что нужно быть гуманным по отношению к животным. Он решил посвятить свою жизнь дрессировке животных только с помощью любви и ласки.
X. Обобщение по произведению.
У. Какова идея этого произведения? Что хотел сказать автор этим произведением?
Д. Быть жестоким нельзя, это плохо. Когда в человеке борются противоречивые чувства, то предпочтение следует отдавать гуманным чувствам, которые помогают в проявлении любви, а не жестокости. Учись на ошибках и строй дальнейшую жизнь правильно!
XI. Просмотр учебного слайд-шоу «Владимир Леонидович Дуров»
XII.Итог урока
У. Назовите автора и произведение, с которым мы сегодня познакомились?
Д. Мы сегодня познакомились с произведением В.Л. Дурова «Наша Жучка».
XIII.Домашнее задание.
Составить рассказ о В.Л. Дурове по плану.
Приготовить выразительное чтение рассказа «Наша Жучка». План.
1.Семья.
2.Учеба.
3.Дрессировка.
4.Театр.
XIV. Рефлексия
Какие впечатления остались после этого урока?