Учебно-методический план по историческому краеведению Ульяновской области для 7 класса


Учебно-тематический план


Тема раздела, урока
Кол-во часов
Тип, форма урока
Планируемые результаты - предметные
Планируемые
метапредметные результаты
Личностные результаты
Вид и форма контроля
Дата
урока

1.
Введение. Что изучает историческое краеведение.
1.
Вводная лекция с элементами беседы.
Уметь:
- объяснять значение понятий: археология, палеолит, мезолит.

Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.

Любовь к своей Малой Родине, знание ее истории.
Желание преумножать ее благосостояние через свое личное участие.
Уважение к многонациональному составу Ульяновской области.
Учительский контроль, самоконтроль и взаимоконтроль.
Устные ответы.


2.
Население края в эпоху палеолита и мезолита.
1.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Давать определения понятий; показывать на исторической карте стоянки в период палеолита и мезолита.
Использование практических и лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ. Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.



Любовь к своей Малой Родине, знание ее истории.
Желание преумножать ее благосостояние через свое личное участие.
Уважение к многонациональному составу Ульяновской области.
Учительский контроль, самоконтроль и взаимоконтроль.
Устные ответы, сообщения по теме.


3.
Неолитические стоянки людей в нашем крае. Наш край- зона постоянных контактов между лесными и степными племенами.
1.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Уметь объяснять значение понятий: род, племя, присваивающие формы хозяйства, производящие формы хозяйства, неолит. Показывать на карте неолитические стоянки людей.
Использование практических и лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ. Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных. Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.).

Любовь к своей Малой Родине, знание ее истории.
Желание преумножать ее благосостояние через свое личное участие.
Уважение к многонациональному составу Ульяновской области.
Учительский контроль, самоконтроль и взаимоконтроль.
Устные ответы, сообщения по теме.


4.
Племена и племенные союзы на территории Среднего Поволжья в эпоху меди и бронзы.
1.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Показать на карте области процесс переселения народов; рассказать об участии булгар в данном процессе; анализировать взаимоотношения булгар и их соседей.
Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей. Владение монологической и диалогической речью. Составление плана, тезисов, конспекта. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов.

Любовь к своей Малой Родине, знание ее истории.
Желание преумножать ее благосостояние через свое личное участие.
Уважение к многонациональному составу Ульяновской области.
Учительский контроль, самоконтроль и взаимоконтроль.Устные ответы, сообщения по теме.


5.
Вторжение с юга. Абашевцы: кто они?
1.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Уметь объяснять значение понятий: патриархальная семья, европеоидная раса, индоевропейская общность, погребальный обряд.
Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания. Владение навыками контроля оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий.

Любовь к своей Малой Родине, знание ее истории.
Желание преумножать ее благосостояние через свое личное участие.
Уважение к многонациональному составу Ульяновской области.
Учительский контроль, самоконтроль и взаимоконтроль.Устные ответы, сообщения по теме.


6.
Древнемордовские и именьковские племена.
1.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Уметь объяснять значение понятий: племенная знать, рабство, присурская группа- мокша, окская мордва- эрзя. Показывать на карте расселение данных союзов.
Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Составление плана, тезисов, конспекта. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

Любовь к своей Малой Родине, знание ее истории.
Желание преумножать ее благосостояние через свое личное участие.
Уважение к многонациональному составу Ульяновской области.
Учительский контроль, самоконтроль и взаимоконтроль.Устные ответы, сообщения по теме. Работа с исторической картой


7.
Именьковцы – это славяне?
1.
Урок – круглый стол.
Уметь доказывать, что именьковцы – это ветвь, близкая славянам, что у них много общего в быте и хозяйстве, показывать на карте места их расселения.
Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому.
Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение). Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.).
Любовь к своей Малой Родине, знание ее истории.
Желание преумножать ее благосостояние через свое личное участие.
Уважение к многонациональному составу Ульяновской области.
Учительский контроль, самоконтроль и взаимоконтроль
Устные ответы, сообщения по теме.


8.
Великое переселение народов. Гунны. Позднесарматские племена на юге Ульяновской области.
1.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Уметь объяснять значение понятий: сарматы, гунны, аланы – кочевые племена, монголоязычная среда, древнетюркские племена. Объяснять причины Великого переселения народов.
Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей. Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике. Создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно).

Любовь к своей Малой Родине, знание ее истории.
Желание преумножать ее благосостояние через свое личное участие.
Уважение к многонациональному составу Ульяновской области.
Учительский контроль, самоконтроль и взаимоконтроль.Устные ответы, сообщения по теме. Презентация7


9.
Булгары. Проникновение булгарских племён в наш край. Племенной союз суваро – булгар.
1.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Уметь объяснять значение понятий: ассимиляция, полукочевое хозяйство, два политических центра: Биляр-Булгар и Сувар. Показвать по карте территорию Волжской Булгарии.
Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Составление плана, тезисов, конспекта. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

Любовь к своей Малой Родине, знание ее истории.
Желание преумножать ее благосостояние через свое личное участие.
Уважение к многонациональному составу Ульяновской области.
Учительский контроль, самоконтроль и взаимоконтроль.Устные ответы, сообщения по теме. Работа с исторической картой.


10.
Наш край в составе Волжской Булгарии.
1.
Урок – лекция.
Показать на карте области процесс переселения народов; рассказать об участии булгар в данном процессе; анализировать взаимоотношения булгар и их соседей.
Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания. Владение навыками контроля оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий.

Любовь к своей Малой Родине, знание ее истории.
Желание преумножать ее благосостояние через свое личное участие.
Уважение к многонациональному составу Ульяновской области.
Учительский контроль, самоконтроль и взаимоконтроль.Устные ответы, сообщения по теме. Работа над проектом.


11.
Буртасы – в чертах какого народа они сохранились?
1.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Уметь давать характеристику буртасам, показывать по карте территорию их расселения.
Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания. Владение навыками контроля оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий
Любовь к своей Малой Родине, знание ее истории.
Желание преумножать ее благосостояние через свое личное участие.
Уважение к многонациональному составу Ульяновской области.
Учительский контроль, самоконтроль и взаимоконтроль.Устные ответы, сообщения по теме. Работа с исторической картой.


12-13.
Ордынское нашествие.
2.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Называть формы зависимости от Золотой Орды; рассказывать о борьбе народа нашего края против установления ордынского владычества.
Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому.
Творческое решение учебных и практических задач. Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.

Любовь к своей Малой Родине, знание ее истории.
Желание преумножать ее благосостояние через свое личное участие.
Уважение к многонациональному составу Ульяновской области.
Учительский контроль, самоконтроль и взаимоконтроль.Устные ответы, сообщения по теме. Работа с исторической картой.


14.
Симбирская земля в составе Казанского Ханства.
1.
Урок-лекция.
Рассказать об экономическом и политическом наследии Казанского ханства. Анализировать причины возвышения Казанского ханства.
Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).
Любовь к своей Малой Родине, знание ее истории.
Желание преумножать ее благосостояние через свое личное участие.
Уважение к многонациональному составу Ульяновской области.
Учительский контроль, самоконтроль и взаимоконтроль. Устные ответы, сообщения по теме. Работа с исторической картой


15.
Падение Казанского Ханства.
1.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Рассказать об экономическом и политическом наследии Казанского ханства. Анализировать причины падения Казанского ханства.
Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).
Любовь к своей Малой Родине, знание ее истории.
Желание преумножать ее благосостояние через свое личное участие.
Уважение к многонациональному составу Ульяновской области.
Учительский контроль, самоконтроль и взаимоконтроль.Устные ответы, сообщения по теме. Работа с исторической картой.


16.
Сторожевые линии. Основание Симбирска. Жизнь и быт симбирян.
1.
Урок – семинар.
Объяснить значения понятий:
«обломы», «рубленый город», « коты». Описывать средневековый город. Называть характерные черты политического устройства средневекового города.

Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей. Владение монологической и диалогической речью. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности. Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.).


Любовь к своей Малой Родине, знание ее истории.
Желание преумножать ее благосостояние через свое личное участие.
Уважение к многонациональному составу Ульяновской области.
Учительский контроль, самоконтроль и взаимоконтроль.
Презентация.
Работа над проектом.


17-18.
Строительство Закамской черты. Колонизация Левобережья. Основание деревень и сёл Симбирского края.
2.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Давать характеристику основным занятиям населения. Показывать территорию расселения славянского населения, возникающие сёла и города.
Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.
Любовь к своей Малой Родине, знание ее истории.
Желание преумножать ее благосостояние через свое личное участие.
Уважение к многонациональному составу Ульяновской области.
Учительский контроль, самоконтроль и взаимоконтроль.Устные ответы, сообщения по теме. Работа исторической картой.


19.
Положение народов Среднего Поволжья в 17 веке. Христианизация местного населения.
1.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Давать характеристику народам Поволжья, объяснять причины нарастания недовольства местного населения политикой царских властей, работать с контурной картой.
Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.
Любовь к своей Малой Родине, знание ее истории.
Желание преумножать ее благосостояние через свое личное участие.
Уважение к многонациональному составу Ульяновской области.
Учительский контроль, самоконтроль и взаимоконтроль.Устные ответы, сообщения по теме.


20.
Неприступная крепость государства. Поражение С.Разина под Симбирском.
1.
Урок-семинар.
Повстанцы идут на Симбирск. Подготовка города к осаде. Разинцы идут на приступ. Взятие Симбирского посада. Поражение С. Разина под Симбирском. Показывать на карте  ульяновской  области процесс поражения разинцев с правительственными войсками.
Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей. Составление плана, тезисов, конспекта. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов.
Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Любовь к своей Малой Родине, знание ее истории.
Желание преумножать ее благосостояние через свое личное участие.
Уважение к многонациональному составу Ульяновской области.
Учительский контроль, самоконтроль и взаимоконтроль.Устные ответы, сообщения по теме. Презентация по теме.


21-22.
Социально-экономическое развитие края в 18 веке. Дальнейшее освоение края. Развитие мануфактурного производства.
2.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Уметь давать характеристику социально-экономическому развитию края, выделять типы мануфактур, основные отрасли хозяйства, описывать основные предприятия ( Мелекесский завод, производства в Черемшанской волости и т. д.).
Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них. Осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста. Использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.).


Любовь к своей Малой Родине, знание ее истории.
Желание преумножать ее благосостояние через свое личное участие.
Уважение к многонациональному составу Ульяновской области.
Учительский контроль, самоконтроль и взаимоконтроль.Устные ответы, сообщения по теме.


23.
События Пугачевского бунта. Е.Пугачев в Симбирске.
1.
Урок-семинар.
Бегство, неравное нашествие. «Симбирский» узник; народная память. Уметь выделять причины, основные этапы, итоги и значение Крестьянской войны. Давать характеристику руководителям движения: Е. Пугачёву, С. Юлаеву, Чике Зарубину, уметь показывать по карте походы восставших.



Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей.
Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания. Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.



Любовь к своей Малой Родине, знание ее истории.
Желание преумножать ее благосостояние через свое личное участие.
Уважение к многонациональному составу Ульяновской области.
Учительский контроль, самоконтроль и взаимоконтроль.Устные ответы, сообщения по теме. Работа с исторической картой. Проектная деятельность.


24
Знаменитые симбиряне 18 века.
1







25.
Развитие просвещения. Первые шаги по научному исследованию Симбирского края.
1.
Урок - круглый стол.
Учебные заведения в Симбирске во второй половине XVIII века. Знаменитые симбиряне: Тургеневы, Киндяковы, Н.М. Карамзин. Выступление учащихся с самостоятельно подготовленными сообщениями. Индивидуальная и групповая работа с источниками.
Сравнение, сопоставление одному классификация, ранжирование объектов по или нескольким предложенным основаниям, критериям. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение). Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных. Владение навыками контроля оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий.

Любовь к своей Малой Родине, знание ее истории.
Желание преумножать ее благосостояние через свое личное участие.
Уважение к многонациональному составу Ульяновской области.
Учительский контроль, самоконтроль и взаимоконтроль.Устные ответы, сообщения по теме. Работа с исторической картой. Проектная деятельность.


26.
Многонациональное население нашего края. Мордва - автохтонное население нашего края.
1.
Урок-семинар.
Уметь давать характеристику основным народам, населяющим Среднее Поволжье: татарам, чувашам, мордве. Выделять этапы формирования мордовской народности, различать две ветви мордвы: мордва – эрзя и мордва – мокша.
Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей. Владение монологической и диалогической речью.
Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.).
Любовь к своей Малой Родине, знание ее истории.
Желание преумножать ее благосостояние через свое личное участие.
Уважение к многонациональному составу Ульяновской области.
Учительский контроль, самоконтроль и взаимоконтроль.Устные ответы, сообщения по теме. Работа с исторической картой.


27.
Чуваши. Тюркоязычные предки чувашей. Культура чувашей Симбирского Поволжья.
1.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Уметь давать характеристику чувашской народности: исторические корни, быт, обычаи, традиции, показывать по карте места расселения.
Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей. Владение монологической и диалогической речью.
Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.).
Любовь к своей Малой Родине, знание ее истории.
Желание преумножать ее благосостояние через свое личное участие.
Уважение к многонациональному составу Ульяновской области.
Учительский контроль, самоконтроль и взаимоконтроль.Устные ответы, сообщения по теме. Работа с исторической картой.


28.
Татары Симбирского Поволжья. Основные этапы формирования татарского народа. Быт, культура.
1.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Уметь давать характеристику татарской народности: исторические корни, быт, обычаи, традиции, показывать по карте места расселения.
Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей. Владение монологической и диалогической речью.
Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.).
Любовь к своей Малой Родине, знание ее истории.
Желание преумножать ее благосостояние через свое личное участие.
Уважение к многонациональному составу Ульяновской области.
Учительский контроль, самоконтроль и взаимоконтроль.Устные ответы, сообщения по теме. Работа с исторической картой.


29.
Русские – самое многочисленное население края. Расселение, хозяйство, культура, быт.
1.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Уметь давать развёрнутую характеристику русскому населению, выделять особенности их быта, хозяйства, культуры; сравнивать с другими народами Поволжья.
Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности. Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.).


Любовь к своей Малой Родине, знание ее истории.
Желание преумножать ее благосостояние через свое личное участие.
Уважение к многонациональному составу Ульяновской области.
Учительский контроль, самоконтроль и взаимоконтроль.Устные ответы, сообщения по теме. Работа с исторической картой.


30-31.
Народные промыслы в Симбирской губернии.
2.
Урок – семинар.
Знать основные промыслы Симбирской губернии, выделять их особенности, сравнивать с промыслами в других регионах.
Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.
Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.

Любовь к своей Малой Родине, знание ее истории.
Желание преумножать ее благосостояние через свое личное участие.
Уважение к многонациональному составу Ульяновской области.
Учительский контроль, самоконтроль и взаимоконтроль. Проектная деятельность.


32-33.
История моей семьи.
2.
Урок – семинар.
Уметь составлять родословную своей семьи, анализировать документы, работать с архивами.
Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
Осознанное определение сферы своих интересов и возможностей. Соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни.

Любовь к своей Малой Родине, знание ее истории.
Желание преумножать ее благосостояние через свое личное участие.
Уважение к многонациональному составу Ульяновской области.
Учительский контроль, самоконтроль и взаимоконтроль. Проектная деятельность.


34-35.
Итоговое повторение.
2.
Урок – экскурсия.

Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование и др.). Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация дтееяльности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.).

Любовь к своей Малой Родине, знание ее истории.
Желание преумножать ее благосостояние через свое личное участие.
Уважение к многонациональному составу Ульяновской области.
Тестирование.




Требования к уровню обязательной подготовки учащихся

VII класс

Учащиеся должны знать:
- время заселения древними людьми Среднего Поволжья;
- места неолитических стоянок людей на территори нашего края;
- основные занятия людей эпохи неолита;
- крупнейшие племена и племенные союзы на территории нашего края в эпоху меди и бронзы (финно-угорские племена, "племена с боевыми топорами", абашевцы, племена срубной культуры, древнемордовские племена);
- время и территорию расселения булгарских племен, особенности их жизни (экономика, общественный уклад, внешние связи, культура, религия);
- территорию расселения буртасов, их занятия,особенности быта и культуры;
- время образования, расцвета и упадка государства Волжская Булгария;
- события монголо-татарского завоевания Симбирского Поволжья;
- время образования Золотой Орды;
- положение народов, попавших под власть Золотой Орды;
- время возникновения Казанского ханства, особенности феодальных отношений в нем;
- основные этапы покорения Казанското ханства Московским государством.
- когда и почему была создана Симбирско-Карсунская засечная черта и основаны города Симбирск и Карсун;
- как был устроен Симбирск в XYII веке, его основную функцию;
- основные события крестьянских войн под предводительством С. Разина и Е. Пугачева на территории Симбирского Поволжья.

Учащиеся должны уметь:
- сравнивать уровень развития экономических и общественных отношений различных племен;
- сравнивать уровни развития и особенности культуры булгар и буртасов;
- определять причины и следствия как отдельных исторических событий, так и процессов, происходивших на территории нашего края (монголо-татарское завоевание, русское продвижение на Восток и основание Симбирска, крестьянские войны);
- делать выводы и обобщения об исторических процессах, проходивших в Волжской Булгарии, Золотой Орде, Казанском ханстве;
- пользоваться историко-географической картой Среднего Поволжья.


Список литературы

1.Историческое краеведение. /Учебное пособие для 7-9 классов общеобразовательной школы./Под ред. Т.Б.Табардановой.– Ульяновск: КТП ,2000.
2.Краеведческий музей в школе: Учебное пособие/ Аксенова З.Р. и др.; под ред. Л.П.Шабалиной.- Ульяновск: УлГПУ,1999.-73 с.
3.Волошин С.П. Поволжская книга: исторический очерк (книгоиздательство в Поволжье).- Саратов: Приволжское книжное изд-во,1990.
4.Симбирская-Ульяновская энциклопедия.- Ульяновск: "Симбирская книга", 2000.- том 1.- 397 с



Приложение к программе



ТЕМЫ ПРОЕКТОВ

1.Народы, проживающие на территории Ульяновской области.

2.Богдан Хитрово основатель Симбирска.

3.Степан Разин в истории Симбирска.

4.Е.Пугачев в Симбирске.

5.Народные промыслы Симбирской губернии.

6.Сословия в Симбирской губернии.






Краткое календарно-тематическое планирование



п/п

Тема урока
Домашнее
задание
Дата




план





1
Введение
П.1
02.09





2
Население края в эпоху палеолита
П.2
09.09





3
Неолитические стоянки
Ист.карта
С.13-14
16.09





4
Племена и племенные союзы
Ист.карта
23.09





5
Вторжение с юга. Абашевцы
П.3
30.09





6
Древнемордовские племена
Журнал
07.10





7
Именьковцы
Стр.15
14.10





8
Великое переселение народов
П.4
21.10





9
Булгары
П.4
28.10





10
Образование государства Волжско-Камская Булгария
Стр.20-21
11.11





11
Буртасы
Повт.
18.11





12
Монголо-татарское нашествие
Стр.26-30
25.11





13
Наш край в составе Золотой Орды
Учить п.7
02.12





14
Наш край в составе Золотой Орды
Записи в тет
09.12





15
Симбирская земля в составе Казанского ханства
Записи в тет
16.12





16
Падение Казанского ханства
Повт
23.12





17
Сторожевые линии
С.20-25
13.01





18
Строительство Закамской линии
С.50-53
20.01





19
Положение народов Среднего Поволжья
П.12 с.27-52
03.02





20
Восстание крестьян
С.59-70
10.02





21
Социально-экономическое развитие края
П.12
17.02





22
Социально-экономическое развитие края
П.13
24.02





23
События Пугачевского бунта
П.14 57-60
02.03





24
Знаменитые симбиряне XVIII века
«Очерки»
Мельников
09.03





25
Развитие просвещения. Первые шаги по научному исследованию Симбирского края.
Записи в тет
16.03





26
Многонациональное население нашего края. Мордва - автохтонное население нашего края.
Записи в тет
23.03





27
Чуваши. Тюркоязычные предки чувашей. Культура чувашей Симбирского Поволжья.
Подг.презент
06.04





28
Татары Симбирского Поволжья. Основные этапы формирования татарского народа. Быт, культура.
Учеб.55-72
13.04





29
Русские – самое многочисленное население края. Расселение, хозяйство, культура, быт.
С.43-47
20.04





30
Народные промыслы в Симбирской губернии.
Изуч.родослов
27.04





31
Народные промыслы в Симбирской губернии.
Подготовка
04.05





32
История моей семьи.
Проведение
11.05





33
История моей семьи.
Проведение
18.05





34-35
Итоговое повторение.
Повт.изуч
25.05






15