Рабочая программа по историческому краеведению


Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе :Историко-культурный стандарт. http://минобрнауки.рф .Закона РФ «Об образование в РФ» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ;
Программно-методическое обеспечение «Историческое краеведение» И.В.Скворцова, Ульяновск, ИПК ПРО, 1998 г.
Историческое краеведение. Учебник под ред. Качкиной Т.Б. Ульяновск, 2015 г.
Рабочая программа по краеведению призвана изложить содержание нового учебного предмета – «Историческое краеведение» и полнее раскрыть неиспользованные резервы главным образом, в структуре содержания и организации обучения.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
- информационно-методическая - позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, воспитании и развитии учащихся средствами данного учебного предмета;
- организационно-планирующая - предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.
Содержание программы достаточно универсально, что предоставляет широкие возможности для создания индивидуализированных учебно-тематических планов. При этом учителя могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым, примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса краеведения, формированию ключевых компетенций.
Программа курса «Историческое краеведение» разработана на основе концепции регионализации общего образования Ульяновской области, концепции школьного исторического образования, требований федерального и национально-регионального компонентов стандарта школьного исторического образования, а так же с учетом Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Региональный курс «Историческое краеведение» органически связан с содержанием федерального курса школьной истории. Краеведческие знания служат звеном, способствующим более глубокому усвоению, закреплению тех знаний, которые предусмотрены базовым инвариантным компонентом образования. В значительной мере курс строится на актуализации и систематизации имеющегося у учащихся практического жизненного опыта взаимодействия в социокультурной среде, способствует развитию информационно-познавательных, практико-созидательных видов, компетенций. Курс «Историческое краеведение» способствует формированию личности учащегося как достойного представителя, умелого хранителя, пользователя и созидателя его социокультурных ценностей и традиций.
Курс «Историческое краеведение» вносит существенный вклад в достижение общей стратегической цели школьного исторического образования. Основная цель курса - сформировать у учащихся целостное представление об историко-культурном пространстве Ульяновской области, об исторических процессах, происходящих на территории Среднего Поволжья.
На современном этапе перехода на новые образовательные результаты особую значимость приобрели задачи развития творческих способностей личности учащегося. Решению этих задач во многом способствует усиление практической направленности изучаемого материала, нацеленность школьников на самостоятельное овладение знаниями, навыками, опытом творческой и проектной деятельности.
Главная цель учебного курса «Историческое краеведение» - пробуждение чувства любви к своей малой родине, интереса к её прошлому и настоящему, ощущения своей кровной связи с этой землей.
Основные задачи курса:
- дать учащимся общее представление об особенностях исторического и культурного развития нашего края;
- подготовить учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению родного края, вызвав интерес к местной истории и культуре;
- сформировать навыки краеведческой поисковой и исследовательской работы;
- предоставить учителю возможность параллельного преподавания исторического краеведения с курсом отечественной истории, что позволит учащимся ощутить неразрывную связь большой и малой истории.
Образовательные задачи:
- формирование представлений о различных сторонах жизни своего населенного пункта и края и его населения, показ его сложной структуры;
- ознакомление с историей и современной жизнью своего населенного пункта и Поволжья как опорного края России;
- развитие умения сочетать панорамный взгляд на регион с вычленением отдельных деталей повседневного бытия конкретной местности; изучение проблем развития края (населенного пункта);
Воспитательные задачи:
развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
формирование толерантности и толерантного поведения в условиях полиэтничности, поликонфессиональности и поликультурности региона;
укрепление семейных связей:
заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и их родителей;
наличие богатых возможностей для большого количества учащихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников;
изучение жизни края (населенного пункта) в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии, просмотр телематериалов и видеофильмов;
общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры;
совместное решение задач, стоящих перед местными жителями (все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье);
- формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности; позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;
Развивающие задачи:
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности;
стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции детских библиотек, ВУЗов, конкурсы, олимпиады и другие специализированные акции;
адаптация к реальной действительности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;
ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;
формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видения своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем;
стимулирование участия учащихся в повседневной реальной жизни своего населенного пункта, развитие установки на стремление внести личный вклад в совершенствование жизни своего края, реализацию культуротворческой инициативы.
Характеристика курса «Историческое краеведение»
Предметом исторического краеведения являются исторические и общественные процессы в местном крае –жизнь людей в ее развитии и результатах в границах определенной территории (деревня, город, район и т.д.).
Изучаются различные сферы общественной жизни в их единстве: социальная, экономическая, политическая, духовная. Учащиеся знакомятся с событиями локальной истории, в которых проявилась деятельность многих поколений жителей края, их социальные, экономические, политические, духовные связи и отношения. Эти сферы связаны с развитием производительных сил края (техника и технология производства), с созданием жителями края материальных и духовных ценностей, с развитием культуры, с военной историей (участие земляков в защите Отечества и военных компаниях), с общественно-политическими движениями и деятельностью органов государственной власти и управления в крае.
Большое значение имеет изучение духовной жизни людей в тот или иной период времени. Справедливо утверждение: знать живых людей эпохи, их взгляды, помыслы, думы, идеалы – значит понять саму эпоху, саму историю.
Духовная жизнь общества как бы присутствует во всех общественных процессах, - в политической, социальной, экономической и культурной сферах в виде различных взглядов, мнений, идей, учений, концепций. Теорий в тесной связи с их осуществлением, реализацией в деятельности отдельных людей, социальных и этнических групп и слоев населения, различных организаций, в том числе политических, культурных, религиозных и других.
Школьники знакомятся с фактами совместной производственной деятельности жителей различных национальностей. Учащиеся имеют возможность увидеть, как взаимно обогащались культурные, духовные традиции их народов. Вместе с тем они стремятся выяснить причины межнациональных конфликтов, враждебности и противостояния, если они были раньше или существуют и сегодня.
Предметом историко-краеведческих изысканий и поисков могут быть и материалы о своих земляках, их потомках, оказавшихся в других регионах России, ближнего и дальнего зарубежья.
Частью истории каждого народа, его национальной культуры, духовной жизни являются религия, история церкви.
Учащиеся знакомятся на уроках и во внеурочное время с религиозными верованиями местного населения, изучают прошлое храмов и монастырей, жизнь и деяния местных подвижников, причисленных к лику святых, представителей духовенства; обращаются к различным источникам и памятникам церковной истории и культуры.
С сожалением приходится констатировать, что на протяжении многих десятилетий эти вопросы фактически выпадали из поля зрения школьного краеведения или преподносились искаженно. В результате учащиеся не имели возможности приобщиться к одному из ценных слою исторического и культурного наследия народов.
Учащиеся изучают субъекты исторического процесса. Они знакомятся с непосредственными участниками событий далекого и близкого прошлого, а также наших дней. Это помогает в известной мере преодолеть «безликость», «безымянность», «безлюдность» изложения истории в школе.
Вряд ли можно признать правильным подход, когда в практике отдельных школ все внимание краеведов-следопытов сосредоточивается на сборе и исследовании материалов о жизненном пути только знаменитых земляков или других известных лиц, связанных с их регионом.
Необходимо также изучать другие субъекты исторического процесса: различные социальные группы и общности (например, сословия городских жителей), общественные организации и объединения в крае (общественно-политические группы, местные организации разных политических партий, религиозные, профсоюзные, молодежные, ветеранские, спортивные и иные объединения и союзы). К субъектам исторического процесса необходимо, видимо, отнести и коллективы местных предприятий.
История края, местные события и явления изучаются в единстве трех временных измерений: прошлое – настоящее – будущее. Так, изучая со школьниками историю села, важно познакомить их с его современным состоянием, а также перспективами обновления и развития. Подобный подход учит ребят более глубоко осмысливать последовательность событий, выявлять причинно-следственные связи событий, содействует формированию исторического мышления школьников.
Одна их проблем, связанных с изучением в школе прошлого родного края, как и история Отечества и мира в целом, - разносторонняя оценка событий и явлений прошлого, дел, поступков и деятельности людей, общественных групп и организаций, государственных учреждений с научных позиций, с позиций правды и нравственности. Необходимо предоставить возможность каждому ученику дать свою собственную оценку рассматриваемых событий.
Поступкам и поведению того или иного лица или группы лиц, деятельности организаций необходимо давать оценку с учетом конкретных событий, всех особенностей того периода, когда они жили и действовали, с учетом идей. Традиций, идеалов и ценностей, которые были присущи людям той эпохи.
Изучая общественные процессы, проходившие в регионе, стране, мире, сравнивая различные события – явления и факты общественной жизни прошлого и настоящего, учащиеся получают возможность увидеть общее и особенное в истории родного края, России, мира.
Очень важно, чтобы у каждого учащегося постепенно формировалось понимание того, что он сам является частичкой бытия многих и многих поколений людей, продолжателем традиций своей семьи, земляков. Своего народа, непосредственным активным участником современной жизни, что он, являясь субъектом исторического процесса, несет моральную ответственность за будущее своей малой и большой Родины, а возможно и всего человечества.
Место учебного предмета «Историческое краеведение» в образовательном процессе
В 9-х классах на изучение исторического краеведения отводится 34 часа ,из расчета один час в неделю. Резерв 1 час.
Содержание курса
1 .Введение(1 час).
Необходимость знания истории и культуры края. Что и как изучает историческое краеведение. Источники краеведческих знаний: археологические, музейные, литературные, бытовые и др.
2. Ульяновская область-субъект Российской Федерации.(1 час)
Краткая история губернского управления в Российской империи.Симбирская губерния.Симбирские губернаторы.
3.Практикум 1.»Место ,где я живу. Конкурс проектов»(1 час)
4-5. Политические развитие Ульяновской области в XXI веке (2 часа).Законодательная власть .Функции Законодательного собрания. Исполнительная власть. Судебная власть .Участие граждан в работе власти.Местное самоуправление.
Практикум 2.Выборы и избирательные системы.(1 час)
7.Общая характеристика экономики Ульяновской области в XXI веке.(1час) . Географическое положение. Природно-ресурсный потенциал. Транспортная инфраструктура. Кадровый потенциал Ульяновской области. Структура промышленности.Новые промышленные зоны. Инновационный потенциал.
8-9. Кластерное развитие промышленности Ульяновской области.(2 часа).Кластеры и кластерный подход.Ядерно-инновационный кластер.Авиационный кластер.Автомобильный кластер.
10-11. Инвестиционный климат и инновационный потенциал Ульяновской области на современном этапе.(2 часа)Развитие инвестиционной политики Ульяновской области.Ульяновская область на современном этапе.
12. Промышленный и энергетический комплекс современной Ульяновской области.(1 час) Предприятия машиностроения и приборостроения. Предприятия полиграфической ,легкой и пищевой промышленности. Добывающая и перерабатывающая промышленность.Электроэнергетика.
13.Практикум 3.Государственный бюджет и источники его финансирования.(1 час)
14.Транспортная инфраструктура Ульяновской области: проблемы и перспективы развития.(1час)Мультимодальный терминально-логистический комплекс. Речной транспорт.
15-16. Сельское хозяйство и агропромышленный комплекс Ульяновской области.(2 часа)Общая характеристика развития сельского хозяйства.Агропромышленный комплекс Ульяновской области.
17. Практикум 4.
Проект «Как открыть свое дело .Бизнес –план».(1 час)
18-19. Развитие индустрии туризма в Ульяновской области в XXI веке.(2 часа)Историко-культурный туризм. Спортивный туризм. Этнографический туризм. Сельский туризм.Промышленный туризм. Религиозный паломнический туризм.
20. Практикум 5.Проект «Начни с себя»(1 час)
21-22. Социальное развитие современной Ульяновской области.(2 часа)Цели социально-экономической политики. Демографическое развитие.Уровень жизни населения. Рынок труда. Уровень безработицы.
23-24. Развитие системы образования в Ульяновской области в XXI веке.(2 часа)
Проблемы развития образования .Новые тенденции в развитии образования.Кластерный подход в образованию.
25. Практикум 6.Проект «Куда пойти после окончания школы»(1 час)
26. Культурное развитие и духовная жизнь Ульяновской области в XXI веке.(1 час)Динамика культурных процессов в конце XX-начале XXI века.Международные культурные проекты.Молодежные проекты.Год культуры в Ульяновской области.
27-28. Этнокультурное развитие и межнациональные отношения в Ульяновской области XXI века.(2часа)Этнический состав населения. Политика администрации Ульяновской области в сфере межнациональных отношений. Развитие национальных культур. Политика в отношении мигрантов. Проект «Национальная деревня». Молодежный проект «Диалог культур»
30.Религиозная жизнь и межконфессиональные отношения в Ульяновской области.(1 час) Взаимоотношения между традиционными конфессиями. Организация Русской православной церкви. Православие в Ульяновской области .Ислам и иудаизм на территории Ульяновской области.
31.Развитие спорта в Ульяновской области на современном этапе.(1час)Основные спортивные мероприятия и проекты.Спортивная инфраструктура.Студенческий спорт.
32.Практикум 8.Проект «Мое отношение к спорту и спортивному поведению».(1 час)
33. Международные связи Ульяновской области в XXI веке.(1 час)Внешняя торговля. Импорт.Экспорт. Развитие побратимских отношений.
34-35.Резерв (2 часа)
Связь с другими областями краеведения
Историческое краеведение тесно взаимодействует, органично связано с другими областями (направлениями) краеведения: географическим, литературным, естественнонаучным и т.д. оно является частью единого комплекса знаний о местном крае, с которыми учащиеся знакомятся во время уроков и внеклассных занятий по истории и другим предметам на протяжении всех лет обучения в школе. Учащиеся изучают, наряду с прошлым края, его природу (рельеф местности, климат, растительный и животный мир, водные ресурсы и полезные ископаемые), экономику, фольклор, литературные связи, экологическую ситуацию в регионе и т.д.Особенности, предпочтительные формы организации учебного процесса, их сочетание, формы контроля
Принципы обучения – это основные положения, на которые нужно опираться при преподавании основ науки. Основной источник, приведший к формулированию принципов, – практика обучения, опыт и находки учителей, которые затем стали распространяться, осмысливаться, обобщаться.
Основные принципы обучения – это:
наглядность обучения;
сознательность и активность учащихся в обучении;
научность обучения;
учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
прочность усвоения знаний, связь теории с практикой.
Требования к уровню обязательной подготовки учащихся по программе «Историческое краеведение»
IX класс
Ожидаемые результаты. Школьники в процессе урочной или внеурочной деятельности приобретают знания об отдельном историческом факте, событии, истории края в целом. Эта деятельность может иметь различные уровни по степени сложности: от простого усвоения исторических знаний на уроках или внеклассных занятиях до поиска новых знаний. Участие детей в историко- краеведческой деятельности способствует углубленному изучению истории своей родины, познанию и пониманию законов общественного развития, их реального проявления в истории края. Изучение и осмысление фактов местной истории стимулируют мыслительную деятельность, формируют систему теоретических представлений и понятий и тем самым влияют на формирование научного исторического мышления учащихся.
Учащиеся должны знать:
- имена выдающихся деятелей науки, культуры, военачальников, политиков и других замечательных людей, чья деятельность была связана с историей нашего края (М.А. Гимов, М.Д. Крымов, М.Н. Тухачевский, Г.Д. Гай, И.С. Полбин, А. Матросов, А.Д. Сахаров, А.А. Любищев, А.А. Пластов и др.);
- основные направления экономического и политического развития нашей области в настоящее время;
- достижения Ульяновской области в сфере художественной культуры (архитектура, живопись, музыка, театр) и образования;
- даты переименования города Симбирска в Ульяновск и образования Ульяновской области.
Учащиеся должны уметь:
- давать характеристику отдельным этапам развития края в XX веке (установление Советской власти в губернии, противостояние в период Гражданской войны, коллективизация и индустриализация, становление командно-административной системы, борьба с фашизмом на фронте и в тылу, послевоенное восстановление, успехи экономического развития в 70-х-80-х гг.);
- определять причинно-следственные связи событий и процессов, происходивших на территории нашего края в XX в., их взаимосвязь с общероссийскими событиями, выделяя общее и особенное в его развитии.
Оценка учебных достижений и результатов личностного развития учащихся в краеведческой деятельности.
Структура учебных достижений школьников по краеведению включает:
знание фактов, событий, дат, имен, терминов;
усвоение общих культурно-исторических представлений, понятий, идей;
владение элементами исторического анализа и объяснения (раскрытие причинно-следственных связей между историческими явлениями, сравнение, определение сущности событий);
умение оперировать краеведческими знаниями, извлекать их из различных культурно-исторических источников, применять в новой ситуации;
обоснованность личностного отношения к событиям, их участникам и творениям культуры.
При определении параметров усвоения учащимися содержания исторического образования, в целом, и исторического краеведения, в частности, педагог встречает значительные затруднения.
Во-первых, это - проблемное состояние методологической базы исторической науки, вызванное непрекращающимися спорами о структуре исторического знания, моделях исторического описания, методах исторического исследования и т.д.; во-вторых, отсутствие определенной позиции по вопросу о методологической основе учебных курсов по историческим дисциплинам в федеральных нормативных документах; в-третьих, большой объем единичных исторических фактов, изучаемых в силу их неповторимости, затрудняет определение достаточного и необходимого минимума для проведения диагностики результативности.
Оценка учебных достижений учащихся имеет узкую направленность и представляет собой как правило вывод об успешности усвоения учащимся определенного предметного содержания (знания), способов деятельности (умения и навыки), а также приобретенном опыте эмоционально-ценностных отношений в форме личностных ориентаций.
Оценка играет значительную роль в процессе обучения, но это - инструмент обоюдоострый, и не только потому, что может наказывать и поощрять, а и потому, что может стимулировать и повышать учебную мотивацию или влиять отрицательно (это происходит в том случае, когда оценка поставлена необоснованно и является несправедливой или кажется таковой ученику). Следовательно, необходимо определить критерии оценивания учебных достижений учащихся.
Мы неслучайно говорим об учебных достижениях, а не о ЗУНах. Так как оценка знаний, умений и навыков носит общий характер и почти исключает учет индивидуальных особенностей и личных достижений учащихся.
Особенной же целью изучения краеведения является оказание влияния на ценностно-мотивационную сферу ребенка, на его отношение к своей малой родине, т.е. ориентир на личностное развитие.
Значит, говоря о личностно-ориентированной направленности в изучении краеведения, мы в качестве первого условия оценки учебных достижений должны назвать изменения в ценностно-мотивационной сфере.
Право учащегося на выбор формы контроля.
В качестве форм итогового и текущего контроля могут быть использованы:
1 - тесты;
2 - защита рефератов;
3 - собеседования;
Интересен такой методический прием как формулирование учащимися вопросов для учителя, для одноклассников. Это можно рассматривать как способ организации учебного диалога на уроке и как диагностический материал, свидетельствующий о продвижении учащихся в освоении учебного курса.
Специфика проверки знаний по историческому краеведению определяется особенностями области знаний "Общество". Она содержит объективную информацию о конкретных, свершившихся, необратимых событиях и их участниках и вместе с тем, субъективное восприятие, толкование этих событий, связанное с системой индивидуальных и общественных ценностей. Поэтому очень важно подходить к оценке ответов учащихся тактично и внимательно выслушивать точку зрения отвечающего.
При проведении аттестации по истории России может и должна быть включена краеведческая тематика.
Используя такую форму как ответы по билетам, важно четко, формулировать вопросы, не допуская расширенного их толкования. Они не должны быть очень объемными по содержанию. Желательно такие темы, как "Отечественная война 1812 года", "Гражданская война" или "Великая Отечественная война 1941-1945 гг." разделить на этапы, отдельно выделив вопрос о причинах, характере войны, историческом значении события, его оценке. И если билет содержит 3 вопроса,то первый вопрос относится к начальной истории государства, второй - к современной, а третий - к истории края. Но возможно вопрос по краеведению не выделять в отдельный, а объединить с первым или вторым (на усмотрение учителя) вопросами билета.Реферат. Его тема должна быть определена не менее чем за 3-4 месяца до аттестации. Желательно, чтобы тема предполагала возможность дать собственную оценку событию и явлению.
Например:1. Столыпинская аграрная реформа: плюсы и минусы.
2. Гражданская война: две правды или одна истина?
Учитель помогает учащимся определить круг литературы по теме, составить план реферата. Сдается реферат учителю заблаговременно. До экзамена он должен быть отрецензирован. Рецензия зачитывается перед защитой.
Собеседование целесообразно проводить с выпускниками, имеющими глубокие знания по предмету. Для обсуждения может быть предложена любая из ключевых тем курса или вопросы обобщающего характера по темам, изучаемым в соответствии с программой. Например:
1. Гражданская война на территории Симбирской губернии.
2. Экономика края в 20-30 г.г.
3. Причины и следствия политических репрессий в нашем крае.
При оценке знаний учащихся учитывается глубина и полнота ответа, овладение необходимыми умениями, осознанность и самостоятельность применения знаний, логика изложения материала, включая обобщения и выводы.
В последние годы учителя стали обращаться к такой форме проверки знаний учащихся, как тестирование. Эту форму используют на уроках для текущего или итогового контроля знаний, а также на едином государственном экзамене.
Форма контроля может быть как устной, так и письменной. Опорными, содержательными категориями являются историческое время, пространство, движение.
Учебно-методические средства:
Технические средства обучения
Мультимедийный компьютер.
Мультимедийный проектор.
Экран проекционный.
Учебно-практическое оборудование
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.
Штатив для карт и таблиц.
Шкаф для хранения карт.
Интернет-ресурсы по историческому краеведению Ульяновской области:
http://www.protown.ru (Федеральный краеведческий портал)
http://ru.wikipedia.org (Википедия. Свободная энциклопедия).http://www.virtan.ru (Природа России).
http://gani73.ru/ (Государственный архив новейшей истории Ульяновской области).
http://archives.ru/ (Федеральное архивное агентство).
http://www.rg.ru/region/pfo/ulyanovskaya/index. (Российская газета.Ульяновская область).
http://www.mycicerone.ru (сайт по краеведению России).
http://www.gorod73.ru (информационный портал История уголков Ульяновской области).
http://culttourism.ru/ (Справочник культурно-исторических достопримечательностей России: музеи, архитектура, усадьбы, памятники).
http://ulpamyatniki.narod.ru (Памятники и памятные места Ульяновска).
http://kaig73.ru (Комитет архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска).
Список литературы
Для учителя:
Программно-методическое обеспечение «Историческое краеведение» И.В.Скворцова, Ульяновск, ИПК ПРО, 1998 г.
Историческое краеведение. Учебник 7-9 классы под ред. Т.Б. Качкина Ульяновск, 2015 г.
историческое краеведение: Учебное пособие для VI-IX классов общеобразовательных учреждений /Под общ.ред. Н.В. Лобиной. - Ульяновск: ИПК ПРО, "Корпорация технологий продвижения", 2002.
Из этнической истории Ульяновской области (краткие очерки): Сборник. - Ульяновск: обл. газетное изд-во, 1993.
Для учащихся:
Детский познавательный журнал "Симбик". Спец. выпуск к 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина.
Народная культура Поволжья: методическое пособие / Под ред. С.Н. Митина.- Ульяновск: ИПК ПРО, 1999.
Родное слово (фольклор, язык, литература): Учебное пособие для V-IX классов общеобразовательных учреждений / Под ред. В.Н. Янушевского. - Ульяновск: ИПК ПРО, "Корпорация технологий продвижения", 2001.
Край прелестный - это ты...: Учебная хрестоматия по литературному краеведению для 5-9 классов школ Ульяновской области. / Составитель В.Н. Янушевский. - Ульяновск: ИПК ПРО, "Корпорация технологий продвижения", 2000
Особо охраняемые природные территории Ульяновской области / под ред. В.В. Благовещенского. - Ульяновск: "Дом печати", 1997.
Список литературы о Сурском районе Ульяновской области:
Сурский район // Ульяновская область: путеводитель. – М.: Авангард, 2007. – С. 144.
Морозова Г. История села Промзино Симбирской губернии в документах архива и печатных источниках // История населенных пунктов Симбирской губернии – Ульяновской области в документальном наследии. Материалы научно-практической конференции. – Ульяновск: Изд-во Корпорация технологий продвижения, 2007. – С. 32-35.
Чеховская А. Городские легенды: [Николина гора в Сурском] // Смена. – 2009. - №6. – С. 58.
Ворота области. Сурский район // Ульяновская правда. – 2008. – 6 июня. – С. 12.
Дворняков В. Белая гора: [гора с целебными источниками в Сурском] // Мономах. – 2007. - №3. – С. 23.
Промзино Городище. История Промзина – Сурского необычайно богата интересными событиями и фактами: р. п. Сурское // Мономах. – 2007. - №3. – С.2,14.
Сурские просторы: [природа Сурского района] // Мономах. – 2007. - №3. – С.8.
Громова Т. От Ульяновска до Сурского: [Сурский район] / Т. Громова, А. Сытин // Деловое обозрение. – 2006. - №5. – С.46.
Лушенькин В. Трезвость и терпение: [из истории села Астрадамовка Сурского района] // Мономах. – 2006. - №4. – С.12.
Сурский район привлекателен для туризма // Комсомольская правда. – 2006.
- №61-т. – С.34.