Рабочая программа факультативного курса по математике «Задачи повышенной сложности» для 8 класса



















Рабочая программа
факультативного курса по математике
«Задачи повышенной сложности»
для 8 класса










Учитель математики
В.В. Вострикова
(высшая категория)









г. Воронеж
Пояснительная записка
Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний, умений, необходимых в повседневной и трудовой деятельности каждому члену общества. Овладение современными профессиями требует тех или иных знаний по математике. С математикой связана любая сторона жизни современного образованного человека, так как знания по математике необходимы для жизненной самореализации, возможности продуктивной деятельности в информационном мире. В современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющего в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приёмов и методов человеческого мышления естественным образом включается индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. На уроках математики учащиеся вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивая логическое мышление.
Математике принадлежит ведущая роль в формировании алгоритмического мышления, воспитании умений действовать по алгоритму и конструировать новые. При решении задач развиваются творческая и прикладная стороны мышления. Изучение математики формирует общую культуру человека. В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. Математика является ведущим предметом на вступительных экзаменах в различные учебные заведения по многим специальностям. Чтобы удовлетворить потребности и запросы школьников, проявляющих интерес к математике, необходимо использовать дифференцированный подход в обучении.
Программа составлена для учащихся 8 класса. Программа разработана с учетом того, что в 7 классе велось преподавание по общеобразовательной программе.
Первоочередной задачей занятий являются углубление и расширение знаний по основному курсу математики, подготовка учащихся 8 класса к итоговой аттестации в новой форме.
Цели курса:
интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимой для продуктивной жизни в обществе;
формирование у всех учащихся базовой математической подготовки, составляющей функциональную основу общего образования;
приобретение опыта работы с заданиями более высокой по сравнению с обязательным уровнем сложности;
развитие логического мышления;
формирование математической культуры.
Задачи курса:
учитывая интересы и склонности учащихся, расширить и углубить знания по предмету;
обеспечить усвоение ими программного материала, ознакомить школьников с некоторыми общими идеями современной математики, раскрыть приложения математики на практике;
приобщить учащихся к работе с математической литературой;
создать условия для самореализации учащихся в процессе учебной деятельности;
прививать школьникам интерес к самостоятельным занятиям математикой;
сформировать высокий уровень активности, раскованности мышления, проявляющейся в продуцировании большого количества разных идей, возникновении нескольких вариантов решения задач.
Универсальные учебные действия, формируемые у учеников при изучении данного факультативного курса:
Сравнивать разные приемы действий;
выбирать удобные способы решения;
моделировать алгоритм решения в процессе совместного обсуждения и использовать его в ходе самостоятельной работы;
применять изученные способы и приёмы вычислений;
анализировать полученные результаты;
включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
контролировать свою деятельность, обнаруживать и исправлять ошибки.
На занятиях могут использоваться разнообразные формы проведения занятий: небольшие лекции (изложение узловых теоретических вопросов учителем), дискуссии, решение задач, рефераты и доклады учащихся и т. д. При этом самостоятельная работа учащихся должна занять ведущее положение.
Лекция предназначена для подачи теоретического материала, необходимого для самостоятельного решения практических заданий. Слушая лекцию, учащиеся будут размышлять над поставленными задачами в свете этой лекции, будет развиваться механизм подсознательного мышления. Во время лекции непременно должна быть обратная связь: необходимо всячески поощрять учащихся, задающих вопросы, участвующих в размышлении над обсуждаемым вопросом.
На практических занятиях проводится целенаправленная работа по выработке у учащихся умений и навыков решения основных типов задач, формированию опыта творческой деятельности. На этих занятиях следует как можно чаще создавать проблемную ситуацию и предоставлять возможность самостоятельно её разрешить. Учащимся необходимы заинтересованность предметом, трудолюбие, владение навыками организации своей работы.
В ходе изучения материала проводятся краткие теоретические опросы по знанию формул и основных понятий. Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется в результате выполнения учащимися самостоятельных работ, тестов. Наряду с тренингом используется принцип беспрерывного повторения, что улучшает процесс запоминания.
На занятиях применяется безоценочный способ контроля знаний. Обучение осуществляется не ради отметки, у учеников высокая учебно-познавательная мотивация, обусловленная личным выбором, практической значимостью курса и индивидуальной потребностью.
Отметка отсутствует, но содержательная оценка работы каждого ученика обязательно озвучивается в конце каждого урока и строится на анализе мысленной и письменной деятельности, последовательности и эффективности выполненных действий.
Программа факультативного курса рассчитана на 1 час в неделю, всего 35 часов в течение года.
Программа включает следующие разделы:
«Числа и вычисления» (7 часов);
«Выражения и их преобразование» (6 часов);
«Функции» (6 часов);
«Уравнения и неравенства» (8 часов);
«Задачи» (7 часов);
Итоговое тестирование. (1 час).
Содержание изучаемого курса
Раздел 1. «Числа и вычисления».
Рациональные числа. Действительные числа. Проценты. Отношение и пропорциональность. Степень с целым показателем.
Раздел 2. «Выражения и их преобразование».
Буквенные выражения. Многочлены. Алгебраические дроби. Преобразование выражений, содержащих квадратные корни.
Раздел 3. «Функции».
Линейная функция. Квадратичная функция. Графики реальных зависимостей.
Раздел 4. «Уравнения и неравенства».
Линейные уравнения. Квадратные уравнения. Рациональные уравнения. Системы уравнений. Решение задач с помощью систем уравнений. Линейные неравенства и системы линейных неравенств.
Раздел 5. «Задачи».
Задачи на движение. Задачи на работу. Задачи на числа. Задачи на проценты. Задачи на концентрацию.
Учебный план факультативного курса
№ п/п
Название разделов и темы занятий.
Кол-во часов

1
Раздел 1. «Числа и вычисления».
7

2
Раздел 2. «Выражения и их преобразования».
6

3
Раздел 3. «Функции».
6

4
Раздел 4. «Уравнения и неравенства».
8

5
Раздел 5. «Задачи».
7

6
Итоговое тестирование
1


Всего
35


Календарно-тематическое планирование
№ п.п.
Название разделов и темы занятий.
Кол-во часов
Дата проведения




по плану
по факту


Раздел 1. «Числа и вычисления»
7



1
Рациональные числа
1
01/09


2
Действительные числа
1
08/09


3
Проценты
1
15/09


4
Отношение и пропорциональность
1
22/09


5
Степень с целым показателем
1
29/09


6
Решение заданий из ГИА
1
06/10


7
Решение заданий из ГИА
1
13/10



Раздел 2. «Выражения и их преобразование»
6



8
Буквенные выражения
1
20/10


9
Многочлены
1
27/10


10
Алгебраические дроби
1
03/11


11
Преобразование выражений, содержащих квадратные корни
1
17/11


12
Решение заданий из ГИА
1
24/11


13
Решение заданий из ГИА
1
01/12



Раздел 3. «Функции».
6



14
Линейная функция
1
01/12


15
Квадратичная функция
1
08/12


16
Графики реальных зависимостей
1
15/12


17
Графики реальных зависимостей
1
22/12


18
Решение заданий из ГИА
1
29/12


19
Решение заданий из ГИА
1
19/01



Раздел 4. «Уравнения и неравенства»
8



20
Линейные уравнения
1
26/01


21
Квадратные уравнения
1
02/02


22
Рациональные уравнения
1
09/02


23
Системы уравнений
1
16/02


24
Решение задач с помощью систем уравнений
1
23/02


25
Линейные неравенства и системы линейных неравенств
1
02/03


26
Решение заданий из ГИА
1
16/03


27
Решение заданий из ГИА
1
23/03



Раздел 5. «Задачи»
7



28
Задачи на движение.
1
06/04


29
Задачи на работу.
1
13/04


30
Задачи на числа.
1
20/04


31
Задачи на проценты
1
27/04


32
Задачи на концентрацию
1
04/05


33
Текстовые задачи из ГИА
1
11/05


34
Текстовые задачи из ГИА
1
18/05


35
Итоговое тестирование
1
25/05



Всего
35




Ожидаемые результаты
В результате проведения занятий учащиеся должны:
расширить и углубить знания, связанные с содержанием программы основного курса математики;
выработать умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развить логическое мышление и логику рассуждений;
иметь элементарные умения решать задачи обязательного и повышенного уровня сложности;
точно и грамотно формулировать изученные теоретические положения и излагать собственные рассуждения при решении задач;
правильно пользоваться математической символикой и терминологией, применять рациональные приемы тождественных преобразований;
владеть навыками организации своей работы;
развить умения точно выражать свои мысли.
Список литературы
А.В. Фарков. «Внеклассная работа по математике. 5-11 классы» Учебное издание. – М.: «Айрис-пресс», 2006 г.
Математика 9 класс. Итоговая аттестация 2013. / Под ред. Д.А. Мальцева. . – М.: «Народное образование», 2013 г.
Математика. Сборник заданий. ГИА-2013 / Под ред. В.В. Кочагин, М.Н.Кочагина. – М.: «Эксмо», 2012 г.
Математика. Подготовка к ГИА-2013 / Под ред. Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова. - Ростов-на-Дону: «Легион», 2012 г.
Математика. Учебно-тренировочные тесты по новому плану ГИА. ГИА-2013 / Под ред. Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова. - Ростов-на-Дону: «Легион», 2013 г.
З.Н. Альхова, А.В.Макеева. «Внеклассная работа по математике». – Саратов: «Лицей», 2001 г.
Информационные интернет-ресурсы
Федеральный портал "Российское образование" - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Естественнонаучный образовательный портал - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Российский общеобразовательный портал - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Российский портал открытого образования - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Портал ВОИПКиПРО - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Портал информационной поддержки единого государственного экзамена - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Портал единой коллекции цифровых образовательных ресурсов - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Портал Федерального центра информационно-образовательных ресурсов - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Портал работников системы образования «Педсовет» - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Портал Сетевых образовательных сообществ «Открытый урок» - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Сайт дистанционного обучения и контроля знаний - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Интернет-журнал «Педагогический мир» - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Сайт «Всем кто учится» - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Сайт «Математическое образование. Прошлое и настоящее» - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Сайт «Математические этюды» - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]ttp://www.etudes.ru/ru/













„ђ Заголовок 1 Заголовок 2ыђ Заголовок 315