Презентация Влияние стиля учителя на мотивационную сферу деятельности школьников


Влияние личности учителя на мотивационную сферу школьниковСоциальный педагог: Рожина Г.К.Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя школа №5 Причины нежелания учитьсяСложность учебного материала,Лень, Боязнь получить плохую оценку за невыполненное домашнее задание,Негативное воздействие со стороны других школьников,Отсутствие интереса к учебному предмету,Отсутствия взаимоуважения и взаимопонимания между учеником и учителем. Мотивация личности – совокупность мотивов, побуждающих её к действию Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Учебно-познавательная мотивация школьников – это их деятельностный подход к учёбе, реализация желания хорошо учиться. Внутренние мотивы - интерес к содержанию деятельностиВнешние мотивы- мотив долга, оценки, престижа, достижения успеха,- мотив личного благополучия, избегания неприятностей.Мотив – причина поступка человекаПознавательные мотивы-широкие познавательные мотивы-учебно-познавательные мотивы-мотивы самообразованияСоциальные мотивы-широкие социальные мотивы-узкие социальные мотивы-мотивы социального сотрудничества Факторы, влияющие на формирование учебной мотивацииСодержание учебного материалаОрганизация учебной деятельностиФормы учебной деятельностиСтиль педагогической деятельности учителяСтиль педагогического общения и др. Стиль педагогической деятельности - характерное для данного учителя устойчивое сочетание задач, средств и способов педагогической деятельности и общенияКоммуникативные возможности педагога; Сложившийся характер взаимоотношений педагога и учащихся; Творческая индивидуальность педагога; Индивидуальные особенности учащихся.В стиле педагогической деятельности находят выражение: Рассуждающе-импровизационный стильСильные стороныСлабые стороныОбъективность;Сдержанность; Требовательность;Умение ясно и четко излагать материал. Недостаточно широкое варьирование форм и методов обучения;Возможны проблемы с дисциплиной на уроке из-за недостаточности эмоциональной вовлеченности учащихся;Низкий темп урока. Сильные стороныСлабые стороныГлубокие и разносторонние знания;Артистизм и умение увлечь учеников своим предметом; Умение руководить коллективной работой, варьировать разнообразные формы и методы обучения;Благоприятный психологический климат на уроке. Недостаточно внимания уделяете слабым ученикам, тем, кто по каким-то причинам не интересуется вашим предметом;Недостаточность формирования навыков системной, методической работы над материалом.Эмоционально-импровизационный стиль Сильные стороныСлабые стороныВысокая методичность;Требовательность, умение интересно преподавать материал, вызвать интерес; Высокая познавательная активность у учеников.Повышенная чувствительность;Зависимость от ситуации на уроке, настроения и подготовленности учащихся.Эмоционально-методичный стиль Сильные стороныСлабые стороныВысокий методический уровень;Высокая требовательность;Повышенное внимание к успеваемости;Высокий уровень рефлексии.Повышенная чувствительность;Зависимость от ситуации на уроке, настроения и подготовленности учащихся.Рассуждающе-методичный стиль Совокупность поведенческих реакций, в которых проявляются качества личности учителя, манера общения педагога с детьми, а так же его поведение в различных ситуациях профессиональной деятельности.Стиль педагогического общения Стили педагогического общенияАвторитарныйПопустительский ДемократическийОбщение на основе увлеченности совместной творческой деятельностьюОбщение-дистанцияОбщение-устрашениеОбщение- заигрывание Авторитарный стиль формирует «внешнюю» учебную мотивацию, мотив «избегания неудачи», задерживает формирование внутренней мотивации. Элементы авторитарного стиля руководства хорошо применять для организации сложного вида деятельности, при установлении порядка, дисциплины. Демократический стиль способствует развитию внутренней мотивации.Учитель учитывает мнения учащихся, стремитсяпонять их, убедить, а не приказывать, ведет разговор на равных. Либеральный стиль снижает мотивацию учения и формирует мотив «надежды на успех».Элементы либерального стиля общения допустимы при организации творческой деятельности, когда целесообразна позиция невмешательства, предоставления учащемуся самостоятельности. Общение-устрашение связано в основном с неумением организовать продуктивное общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Строится на жесткой регламентации деятельности, на беспрекословном подчинении, страхе, диктате, ориентации детей на то, чего делать нельзя. В творческом отношении общение-устрашение бесперспективно, т.к. нет совместной увлеченности деятельностью, нет сотворчества. Общение-превосходство характеризуется желанием педагога возвыситься над детьми, он поглощен собой, он не чувствует учащихся, мало интересуется своими отношениями с ними, отстранен от детей.Общение-заигрывание выбирают, как правило, молодые педагоги в силу отсутствия опыта профессиональной деятельности и коммуникативной культуры. Этот стиль основан на желании нравиться воспитанникам, желании завоевать авторитет (но он будет дешевым, ложным). Составляющие авторитета педагогаЛичностный компонентПрофессиональный компонентЛюбовь к детям и педагогической профессии. Уважение и доверие к школьнику, диалогизм.Культура поведения учителя.Внешность учителя.Правильная и выразительная речь.Педагогический оптимизм .Настойчивость и последовательная требовательностьЗнание своего предмета и владение методикой каждого предмета. Умение его хорошо преподнести, объяснить. Владение педагогическим мастерством. Эрудиция и самообразование.Обладание наблюдательностью ученого и знаниями психолога. Обладание педагогическим тактом. Основные стадии становления авторитета учителя Изменение авторитетности учителя для учениковМладший школьный возрастУчитель является авторитетом в силу возраста и профессииСредний школьный возрастЗа учителем, как правило, признается право на принятие ответственного решения в ситуации, значимых для класса в целом, и в условиях учебной деятельности. В условиях вне учебной деятельности такое доверие авансируется учителю в меньшей степени.Старший школьный возрастЧаще всего проявляется дальнейшее усиление личностной избирательности. Т.е. авторитетна не роль учителя, а личность самого педагога «Для ребят идея неотделима от личности. То, что говорит любимый учитель, воспринимается совсем по-другому, чем то, что говорит презираемый или чуждый им человек»Н.К. Крупская Приёмы формирования учебной мотивации- создание общей положительной атмосферы в школе и классе; - включение ученика в коллективные формы деятельности; сотрудничество учителя и ученика, помощь в виде советов наталкивающих самого ученика на правильное решение; привлечение учеников к оценочной деятельности и формирование адекватной самооценки; - занимательность изложения, необычная форма преподнесения материала; анализ жизненных ситуаций, разъяснение общественной и личной значимости учения и использование знаний в дальнейшей жизни; - умелое применение учителем поощрения и порицания. Благодарю за внимание