Игры на познавательную сферу учащегося начальных классов


Игры на развитие внимания ребёнка.
«Корректор»
Ребенок должен находить и вычеркивать в тексте какую-нибудь букву. Со временем игру можно усложнить: например, зачеркивать букву А, в кружок обводить букву К.
«Летает - не летает»
Ведущий произносит слова. Если он называет летающий предмет, игроки "летают". Если назван нелетающий предмет, то игроки молчат и не поднимают руки.
«Зеркало»
Играть в эту игру можно в парах или вдвоем. Игроки садятся или встают друг напротив друга. Один из них совершает разные движения: поднимает руки, двигает ими в разные стороны, чешет нос. Другой - "зеркало" первого.
Для начала можно ограничиться движениями рук, но постепенно усложнить игру: строить рожицы, поворачиваться и т.д. Время игры ограничивается 1-2 минутами.
Если "зеркало" сумело продержаться нужное время, оно получает один балл, а игроки меняются ролями.
«Да и нет»
Ведущий говорит:
- Да и нет не говорить, черное и белое не носить.
Далее он начинает задавать вопросы, но которые игроки не должны овечать словами "да", "нет", "черное", "белое". Вопросы должны задаваться быстро.
Проигравший становится ведущим.
«Запрещенная буква»
Водящий каждому игроку задает какой-нибудь несложный вопрос, требуя на него немедленного ответа. Например: "Сколько тебе лет?", "С кем ты сидишь за партой?", "Какое ты любишь варенье?" и т. п. Тот, к кому обращен вопрос, должен тотчас же дать любой ответ, но не употребляя в своей фразе буквы, которая по уговору объявлена запрещенной. Предположим, что запрещенной объявлена буква "А".
Игра ведется в быстром темпе, долго раздумывать не разрешается. Замешкался, не ответил сразу или же, растерявшись, употребил в своем ответе запрещенную букву, становись на место водящего и задавай вопросы. Победителями считается тот, кто ни разу не попал в ловушку и давал быстрые, находчивые ответы.
Как вариант игры - условием может быть непроговаривание запрещенной буквы, т.е. ее надо замещать в словах на любую другую.
«Назови предметы»
Дети становятся в ряд, им предлагается по очереди называть предметы, которые их окружают. Назвавший слово - делает шаг вперёд. Выигрывает тот, кто правильно и чётко произносил слова и назвал большее количество предметов, не повторяясь, и таким образом оказался впереди всех.
«Дрессированная муха»
Поместите вашу "муху" на какую-либо клетку игрового поля . Теперь вы будете ей приказывать, на сколько клеточек и в каком направлении нужно перемещаться. Ребенок должен представить себе мысленно эти передвижения. После того как вы отдали мухе несколько приказаний (например, одна клеточка вверх, две вправо, одна вниз), ребенок должен показать то место, где теперь должна быть хорошо дрессированная муха. Если место указано верно, то передвиньте муху на соответствующую клеточку.
«За себя не отвечаю!»
В этой игре на вопросы, заданные одному игроку, должен отвечать другой.
По жребию определяется водящий, остальные рассаживаются на стулья (скамейки, бревна, траву, покрывала и т.п.) в два ряда напротив друг друга - обязательно парами.
Водящий идет между рядами и задает вопросы то одному, то другому - не по порядку, а неожиданно. Отвечать же на заданный вопрос должен сидящий напротив. Отвечать по существу дела, хотя вовсе не обязательно, чтобы мнение отвечающего совпадало с мнением того, за кого он отвечает. Например:
- Ты любишь в футбол играть? - Сидящий напротив отвечает:
- Нет, в футбол он играть не любит. Он любит в речке купаться.
Если водящий задает вопросы в достаточно быстром темпе, то кто-нибудь обязательно ошибется и ответит за себя сам или не станет отвечать не вопрос, обращенный к его напарнику.
Тот, кто ошибется, становится водящим.
«Четыре стихии»
Играющие сидят по кругу и выполняют движения в соответствии со словами: "земля" - руки вниз, "вода" - вытянуть руки вперед, "воздух" - поднять руки вверх, "огонь" - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.
«Ухо-нос»
Ребенок слушает команду: "Ухо" и дотрагивается до уха. "Нос" - дотрагивается до носа. Взрослый сначала выполняет задание вместе с ребенком, затем умышленно допускает ошибки. Ребенок должен быть внимательным и не ошибиться.
«Где что?»
Следует договориться с ребенком, что он будет хлопать в ладоши, когда услышит слово на заданную тему, например животные. После этого взрослый должен произнести ряд разных слов. Если ребенок ошибся, игра начинается сначала.
Со временем можно усложнить задание, предложив ребенку вставать в том случае, если он услышит название растения, и одновременно с этим хлопать, когда услышит название животного.
«Что изменилось?»
У данной игры существует З варианта.
Вариант 1. Перед началом игры следует подготовить инвентарь (разнообразные мелкие предметы, например спички, ластики и т. д.), разложить его на столе и накрыть газетой.
Ребенок должен в течение З0 секунд запомнить расположение предметов, отвернуться, а после этого посмотреть на предметы еще раз и рассказать, как изменилось их расположение.
За каждый угаданный предмет ребенку можно начислить 1 очко, за каждую ошибку - вычесть 1 очко.
Если в игре принимали участие несколько человек, победителем считается тот, кто наберет наибольшее количество очков.
Вариант 2. В этой игре должны принимать участие несколько игроков.
Участники должны встать в шеренry, а ведущий - выбрать одного участника. Выбранный игрок запоминает внешний вид каждого участника.
После этого он уходит или отворачивается, а затем пытается назвать произошедшие изменения (pacстегнутые пуговицы, развязанные шнурки и т. д.).
Вариант 3. Данное занятие можно проводить с одним ребенком. Для этого следует дать ему для сравнения две картинки с одинаковыми на первый взгляд изображениями.
Пусть малыш постарается найти различия.
Также для развития внимания применяется следующее упражнение: надо дать ребенку картинку с изображенным на ней наполовину раскрашенным предметом, например бабочкой или цветком, и предложить малышу раскрасить ее до конца.
«Послушная тень»
Первый игрок изображает самые разные движения: как он купается в реке, что-то пишет, чешет затылок...
Второй игрок - "тень" первого. Он неотступно следует за первым игроком и в точности повторяет каждое его движение. Если "тень" в течение 1 минуты не сделает ни одной ошибки, она получает 10 баллов.
За каждое неправильное движение 1 балл снимается. Затем игроки меняются ролями.
«Внимательный радист»
Ведущий говорит:
- Ты будешь радистом и должен по моему сигналу ребром ладони отстучать («тук») и сказать, сколько мной сделано хлопков и в каком ритме, а я буду хлопать.
Ведущий хлопает и говорит «хлоп». Ребенок слушает ритм и говорит «тук»:
а) с наращиванием ряда: тук - хлоп; тук, тук - хлоп, хлоп; тук, тук, тук - хлоп, хлоп, хлоп и т.д.;б) со сменой темпа (быстро - медленно);
в) с изменением громкости (от тихого полушепота к громкому голосу) и двигательных усилий (от легких касаний к интенсивному отстукиванию).
15. «Запрещенное движение»
Дети повторяют за ведущим все движения, кроме одного "запрещенного" (прыжка или, например, хлопка).