Интегрированное занятие. Познавательное развитие. ФЭМП
Интегрированное занятие.
"Познавательное развитие. ФЭМП"
Тема: "Ознакомление с орнаментом"
Цель: развивать игровой замысел, внимание, память; познакомить с новым понятием "орнамент"; воспитывать уважение к труду; закрепить ранее сформированные математические представления: форма (квадрат, круг, треугольник), размер, понятия: "один - много", "левый – правый".Материал: выставка декоративных работ по изобразительной деятельности, элементарная декорация леса, трикотажные изделия (джемпер, шапочка, шарф, рукавички), украшенные орнаментом; образцы растительного и геометрического орнамента в круге и полосе; раздаточный материал (разноцветные полосы, мелкие квадратики и треугольники).Предварительная работа: занятия по изо-деятельности по следующим направлениям: лепка, декоративное рисование в доступной детям технике (ватными палочками, картофельными печатями), аппликация; труд на участке (расчистить дорожки от снега зимой маленькими лопатками), подвижные игры: хороводные игры и упражнения, имитационные игры; театрализованные игры; формирование элементарных представлений о цвете, форме, размере геометрических фигур, определение левой и правой руки.2
Ход занятия.
Воспитатель предлагает детям полюбоваться выставкой работ, выполненных ими на предыдущих занятиях:
- Лепка – "Мы танцуем со снежками,
Посмотрите вы на нас…";
-Декоративное рисование – "Красивый платочек";
- Аппликация – "Красивый платочек";
- Рисование гуашью - "Зима" в доступной детям технике: фон – губка из поролона, снежинки- печати из картона.
Воспитатель:
- Ребята, скажите, что вы изобразили в центре каждого красивого платочка?
Дети:
- Снежинку!
Воспитатель:
- Так давайте же превратимся в снежинок.
Дети с радостью соглашаются и возвращаются в игровую комнату, на ковер, где они не один раз изображали снежинок, легких, воздушных, ветерку послушных. А воспитатель, подобно ветерку, дует на них, тем самым, организуя легкое движение (на носочках) детей.
Затем воспитатель предлагает выполнить ранее разученное упражнение "Снежинки", просит детей быть внимательными и вспомнить, кто из них садится на "деревья", на "крышу" и на "землю".
Дети:
Мы – снежинки, мы – пушинки
Порезвиться мы не прочь,
Мы снежинки – балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Встанем вместе мы в кружок-
И получится: "снежок".
Мы деревья побелили,
Крышу снегом замели,
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.
Воспитатель:
- А сейчас снежинки полетели на минутку в зимний лес и полюбуемся его красотой.
Воспитатель устанавливает элементарные декорации.
Мы пришли в зимний лес,
Сколько здесь вокруг чудес!
Справа березка в шубе стоит,
Слева елка на нас глядит.
Снежинки на небе кружатся,
На землю красиво ложатся.
В лесу – красота и покой.
А нам пора уже домой.
3
Воспитатель:
- Вот вы и снова превратились в детей, у которых в детском саду сейчас начинается занятие.
Воспитатель предлагает детям усаживаться на свои рабочие места, внимательно послушать и посмотреть.
Воспитатель:
- Посмотрите на эти красивые изделия из шерсти.
Укрепляет трикотажные изделия из шерсти на мольберте.
- Что это?
Дети:
- Шапочки, шарф, перчатки.
Воспитатель:
Исправляет неточный ответ детей.
- Это варежки, или по-другому, рукавички – надеваются на руку, на все четыре пальчика сразу: им вместе теплее, только большой пальчик остается один в своем домике, он самый закаленный.
Давайте вместе полюбуемся этими нарядными вещами. Их изготовили, связали из шерсти женщины – рукодельницы. А какие на них красивые узоры! Не правда ли?
Эти узоры особенные, в них повторяется один и тот же рисунок много раз (показывает). Такой узор называется "орнамент".
Совместное проговаривание нового слова- понятия (с хлопками).
- Орнамент бывает растительный.
Показывает и укрепляет на магнитной доске образцы: в круге, в полосе.
- И геометрический – составленный из известных вам геометрических фигур. Какие геометрические фигуры вы знаете?
Ответы детей с места, а также у доски с показом на плакате:
- Треугольник, квадрат, круг.
Воспитатель предлагает детям найти знакомые им геометрические фигуры (глазками) на трикотажных изделиях.
А затем укрепляет на магнитной доске образцы простых геометрических орнаментов "в полосе". Дети рассматривают и комментируют очередность форм: ∆ - - ∆ - или, наоборот, - ∆ - - ∆, чувствуют, что фигуры действительно повторяются, и очень ровно расположены в ряд. Это и есть орнамент. Узор простой.
Воспитатель:
- Ой, ребятки, озорной ветерок, когда мы летели с вами "снежинками", подул и на мой стол, где я составила для каждого из вас красивые орнаменты в полосках, и фигуры смешались…Что делать? Вы согласны мне помочь: снова выложить орнаменты так, как на доске?
Дети выражают готовность и выполняют задание. В процессе выполнения воспитатель проверяет, уточняет знания детьми форм и цветов. И задает вопрос:
- Скажите, какой геометрической фигуры нет ни на одной полосе, подумайте.
Дети:
- Круга.
4
Воспитатель:
- Да, круга.
Собирает выполненные задания и просит детей начертить "понарошке" на столе или в воздухе форму круга, в которой нет ни одного уголочка.
Затем показывает орнамент в круге, в центре которого – крупный красивый снежный цветок, а по краю – узор из маленьких кружочков – снежных шариков. Уточняет понятия: "один – много", "большой – маленький".
Возвращает внимание детей к рукавичкам, показывает и говорит:
- Крупным красивым цветком в центре часто украшают рукавичку. Итак, скажите мне, на что мы одеваем рукавичку?
Дети:
- На руку.
Воспитатель:
- Давайте возьмемся за руки и сделаем большой круг.
Дети выходят на ковер и образуют большой круг.
- А теперь давайте покажем, как мы на руку надеваем рукавичку (имитация движения), и запомним это слово. Надеюсь, что больше не будете путать рукавички с перчатками, особенно холодной зимой, когда пальчикам нужно быть вместе, чтобы лучше согреться.
А сейчас открою вам маленький секрет. Запомните на всю жизнь, что согревает человека в мороз не только теплая одежда, но и труд. А перед работой наденем на руки рукавицы, но не такие красивые, расписные, а простые, рабочие (имитация движения). Пилить будем правой рукой. Хочу вас предупредить: мы стоим в кругу и поэтому на меня, как в зеркало, смотреть не нужно, иначе будет ошибка. Лучше на минутку закройте глазки, и каждый вспомнит сам, где у него правая рука, которой он держит ложку во время обеда, той и будет работать.
Мы пилим доску,
С утра у нас дела!
Стальные зубы остры-
Легко идет пила.
Мы сейчас бревно распилим,
Пилим – пилим,
Пилим – пилим,
Раз – два! Раз – два!
Будут на зиму дрова.
Воспитатель:
- Ну вот и молодцы! Славно поработали. А сейчас пора и отдохнуть.
5