Презентация Мои педагогические находки


Мои педагогические находки. Развитие творческих способностей на уроках русского языка.Шнайдер О.В.  Актуальность выбранной темы исходит из следующих проблем: снижение общей культуры учащихся, грамотности, интереса к предмету, к чтению; отсутствие нравственного ориентира. Цель моей работы: предложить банк идей, педагогических находок для развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка. Задачи: собрать практический материал по названной теме, систематизировать его; привлечь внимание коллег к актуальности этой проблемы. Глава 1. Роль самостоятельной работы в процессе развития творческого потенциала. Работа творческого характера повышает интерес детей к учению, развивают их наблюдательность, учат их самостоятельно решать поставленные цели. В творческих письменных работах проявляются индивидуальные качества учащихся и особенности их языка. Основные приёмы развития творческих способностей:написание сочинений, изложений;рецензирование сочинений; игры "Экзамен", "Лингвистические угадайки" и др.; творческие словари, ребусы, шарады, кроссворды;творческие задания на дом. Глава 2. Уроки развития речи.Способствуют умению анализировать, обобщать, логически правильно, чётко, а так же эмоционально строить свою речь. Виды работ: сочинения-миниатюры по картине, сочинения на заданную тему, сочинения по пословице, по аналогии с прочитанным, по наблюдениям учащихся, составление письма подруге или другу, сочинение по началу.  Виды работ, которые делают уроки развития речи живыми: 1.Сочинение на свободную тему.2. "Мой дневник "3. "Фантазия-картинка" 4. Музыкальное сочинение. 5. Сочинение - продолжение написанного накануне изложения или диктанта.6. Сочинения - описания природы в разное время года.  Алгоритм обучения изложению: -начинай активно слушать с первого чтения текста учителем;-слова памятки каждого предложения записывай;-между предложениями делай промежуток в две строчки для дополнений;-окончив первое активное слушание, закрой глаза и восстанови по памяти воображаемые картинки, возникающие у тебя при чтении текста;-помоги себе рисунком или схемой, сделав их на обратной стороне листа;-из слов составь все предложения;- активно слушай второе чтение текста учителем, вноси изменения и дополнения на оставленных тобою строчках;закончи работу над изложением в черновике, прочитай написанное, исправь ошибки.   Изложение.Виды изложений: обучающие и контрольные, подробные и сжатые, выборочные и творческие, с элементами описания и с грамматическими заданиями. Глава 3. Творческие словари. Творческие словарики дают возможность ускорить процесс запоминания детьми словарных слов, а так же развивают творчество, умение выделять главное в определенном слове, сопоставлять его с другими явлениями и предметами. Приёмы: -"создай образ букве";-"слово в слове"; -"сквозная буква". Глава 4. Формы проведения творческих уроков. Способствуют развитию творческих и познавательных интересов учащихся.уроки - сказки, конкурсы, деловые игры, уроки-семинары, уроки - путешествия в страну Грамматику, по станциям Словотворск, Сказуменция, Подлежащиха, Звукогорск.нетрадиционные виды домашних заданий: составление словарей, наглядных пособий, таблиц, схем, алгоритмов, написание сказок, стихотворений, придумывание загадок, кроссвордов. Заключение. Выводы:1. В работе над развитием творческих способностей школьников необходимо использовать различные приёмы, методы, формы работы на уроках русского языка.2. Как показывает практика, самостоятельно добытое знание усваивается детьми прочнее, поэтому нужно чаще придавать заданиям проблемный характер.3. Учебный материал усваивается лучше, когда он подаётся не в "сухой" форме, а посредством обыгрывания ситуации, занимательности, творческого подхода как ученика, так и учителя.