Конспект урока по развитию речи на основе ознакомления с окружающей действительностью. Тема: «Зимующие птицы. Синица.»


Тема: «Зимующие птицы: синица»
Задачи:
Формирование умения программировать устное высказывание; развитие понимания смысла слов;
Коррекция памяти на основе упражнений в опосредованном запоминание;
Воспитание эмоциональной адекватности поведения.
Ход урока
Организационный момент.
а) Упражнение в запоминании.
Учитель: Посмотрите и запомните птиц, изображенных на картинках: голубь, снегирь, синица, сорока, воробей.
Картинки пронумерованы: № 3, 4, 5...
Затем учитель просит назвать птиц, изображенных на картинках: назвать цифры, которыми были пронумерованы картинки; назвать картинку под № 4, под № 3 и т.д.
В случае неправильного ответа картинки демонстрируются еще раз.
б) Лексические упражнения:
- Подберите слова-действия к нашим героям: летать, прилетать, отлетать, подлетать.....клевать, чирикать, скакать...— Найдите пару словам:
синица — хулиган;
снегирь — труженица;
голубь— красногрудый;
воробей — серый.
2. Повторение.
а)
- Угадай, о ком я говорю:
«У этих птиц красная выпуклая грудка, голубоватая спинка, черная бархатная шапочка». (Снегирь.}Птичка-невеличка,
Серая и бойкая.
Весело чирикает,
прыгает и скачет.
(Воробей)
б) Вспомните рассказ «Случай со снегирем»
Учитель выставляет цифры: № 1, 2, 3, 4 (по числу предложений) и просит детей воспроизвести текст.
3. Изучение нового материала.
а) Постановка проблемы:
- У меня картинки «разлетелись» на части, их надо сложить. (Синичка хохлатая, синичка – лазоревка, большая синичка.)
Ученикам даются конверты с «осколочными» картинками, на которых изображены разные виды синичек.
б) Вводная беседа «Синицы».
в) Рассказ учителя с демонстрацией наглядных материалов:
У нас живут синицы нескольких видов, но из всего синичьего племени самая известная – большая синица. Еще задолго до того, как увидишь синицу, ты услышишь ее немудреную звонкую песенку. А вот и она сама быстро перепрыгивает с ветки на ветку, перепархивает с дерева на дерево. У нее очень деловой вид. И неудивительно: у нее прекрасный аппетит, а еще надо и детишек накормить. Дважды в лето выводит синица птенцов. Вот почему ни минуты она не бывает спокойна. До двух тысяч веток успевает осмотреть большая синица за свой «рабочий день». А за время выкармливания птенцов пара синиц может охранять фруктовый сад в сорок деревьев!
Синицы – лазоревки похожи на больших синиц, только меньше их. Вместо темно – синих перышек, имеющихся у больших синиц, у лазоревок – нежно-голубые, лазоревые. Они еще подвижнее, чем большие синицы. Выискивая насекомых, они повисают то вниз головой, то усаживаются как – то боком.
Такие же вертлявые, подвижные и синички - московки. Не думайте, что московки живут только в Москве или Московской области. Их можно встретить и очень далеко от столицы. И всюду они заняты с утра до позднего вечера, всюду делают свое доброе дело – поедают вредных насекомых.
Хохлатую синицу тоже легко узнать: она похожа на своих сестер, но у нее еще есть и остренький хохолок. А вот длиннохвостая синица сильно отличается от них. Издали ее можно принять за хвостатый шарик: клюв очень маленький, голова втянута, а хвост гораздо длиннее самой птички. Но в ее поведении много общего с другими синицами. А главное, она так же полезна, как и другие синицы.
4. Физминутка.
Скачет шустрая синича,
Ей на месте не сидится.
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась как волчек.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку
И с дорожки на плетень,
Тили-тили
Тень-тень-тень.
5. Закрепление.
а) Упражнения в точном отборе слов:
- Посмотрите на картинку «синицы на кормушке» и подберите любые слова, подходящие по смыслу: синицы, клюют, полетела, отлетела, села, шишки, крошки хлеба…и т.д.- Подберите слова-признаки, описывающие внешность и характер синиц: небольшая, серо-голубая, синяя грудка, труженица, вертлявая, подвижная, веселая…б) образуйте слова – действия от слова «лететь»: подлетела, залетела, отлетела, прилетела…Составьте с ними предложения и подумайте, как изменяется смысл текста в зависимости от одного слова.
- Покажите на картинке то, о чем я говорю: «Синичка прилетела. Синичка отлетела. Синичка залетела».
в) Составление повествовательного рассказа «Спасенная синичка».
Учитель дает схему – тезисы:
- Наступила морозная зима. Снег засыпал деревья и кусты. Бедные синички вылетели из леса и полетели… .В парке висели… .Дети насыпали… . Синички подлетели и стали…. Склевав весь корм, они… .
На следующий день… .6. Итог.