Разработка внеклассного мероприятия Праздник Букваря (1 класс)
Праздник «Прощание с Букварем»
Подготовила
учитель начальных классов
МОУ "Школа №77 г.Донецка"
Логвиненко Лилия Владимировна
Ведущий:
Знают взрослые и дети
И шахтёр и водолаз,
Что трудней всего на свете
Самый первый школьный класс.
«Песня первоклассника»
Нагружать всё больше нас
Стали почему-то,
Нынче в школе первый класс
Вроде института.
Нам учитель задаёт
С иксами задачи,
Кандидат наук и тот
Над задачей плачет.
То ли ещё будет, то ли ещё будет,
То ли ещё будет, ой-ёй-ёй!
То ли ещё будет, то ли ещё будет,
То ли ещё будет, ой-ёй-ёй!
А у нас стряслась беда -
Сочиненье снова,
Лев Толстой в мои года
Не писал такого.
Не бываю я нигде,
Не дышу озоном,
Занимаюсь на труде
Синхрофазотроном.
То ли ещё будет, то ли ещё будет,
То ли ещё будет, ой-ёй-ёй!
То ли ещё будет, то ли ещё будет,
То ли ещё будет, ой-ёй-ёй!
Нагружать всё больше нас
Стали почему-то,
Нынче в школе первый класс
Вроде института.
Я ложусь в двенадцать спать,
Силы нет раздеться,
Вот бы сразу взрослым стать,
Отдохнуть от детства.
То ли ещё будет, то ли ещё будет,
То ли ещё будет, ой-ёй-ёй!
То ли ещё будет, то ли ещё будет,
То ли ещё будет, ой-ёй-ёй!
(Выходят дети.)
Ученик 1.
Мы собрали пап и мам,
Но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем
Про свои успехи.
Частушки
1 частушка.
Топни ножка – нога,
Топни правенькая.
Весь букварь я изучила,
Хоть и маленькая.
2 частушка.
Разбудите меня ночью
В самой серединочке,
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки.
3 частушка.
Елочки-сосеночки
Колкие, зеленые.
Все ребята – первоклашки
В буквари влюбленные!
4 частушка.
Буквы гласные мы любим
И все больше с каждым днем
Мы не просто их читаем –
Эти буквы мы поем!
5 частушка.
Ах, ты, бабушка моя,
Снова не согласна!
Ты запомни навсегда
Есть лишь 10 гласных.
6 частушка.
Тыщу слов в минуту нынче,
Как машинка я строчу.
Я любую вашу книжку
Одним махом «проглочу».
7 частушка.
Почему у малышей
Мокрые реснички?
Потому что в букваре
Кончились странички.
8 частушка.
С букварем кто не в ладу,
С тем я дружбу не веду!
У меня характер крут –
Уважаю с детства труд!
9 частушка.
Мы простимся с букварем,
И рукой помашем,
И спасибо 10 раз
Дружно хором скажем!
Ученик 2.
Время быстро пролетело
С сентября до мая.
Мы сегодня отмечаем
Славный праздник Букваря!
Ученик 3.
Мы в нарядах нынче новых,
И у всех счастливый вид,
Ведь сегодня мы отлично
Изучили алфавит!
Ученик 4.
Мы читать уж научились,
Вам не хвастаем, не врём,
И навеки подружились
С лучшей книжкой – Букварём!
Ученик 5.
Я с этой книжкой в первый раз
Пришел в свой первый светлый класс.
Я эту книжку полюбил,
Я в ней все буквы изучил,
И как мне радостно сказать:
"Умею я теперь читать!"
Ученик 6.
Мы доброе слово сказать букварю
Сегодня должны все, ребята!
Давайте же песню подарим ему,
Споём её вместе с друзьями!
Песня «Дружба с букварем»
Радуются дети, мамы и отцы
Потому что вместе все мы молодцы!
В школу нас водили видно вы не зря
С буквами сдружились мы из букваря.
Припев:
Буквы разные от А до Я
Наши лучшие теперь друзья
Гласные и согласные подружки дорогого букваря 2 раза
Мне не нужно к маме больше приставать
Сможем мы и сами книжку прочитать.
Потому что мчались в школу мы не зря
Буквы изучали мы из букваря.
Припев:
Радуются дети, мамы и отцы
Потому что вместе все мы молодцы!
И любую трудность мы переживем
Победила дружба, дружба с букварем!
Припев:
Учитель: Вот и прозвенел звонок на последний урок по «Букварю».
(вбегает Буратино с Мальвиной)
Сценка Мальвина и Буратино.
М. (строго) Вытащите из-под себя ногу и опустите её под стол. Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки. Кто вас воспитывает, скажите, пожалуйста?
Б. Когда папа Карло воспитывает, а когда никто.
М. (угрожающе). Теперь я займусь вашим воспитанием, будьте спокойны.
Б. (в сторону). Вот так попал!
М. Теперь сядьте, положите руки перед собой. Не горбитесь. Мы займёмся арифметикой. У вас в кармане два яблока.
Б. (хлопает по карманам). Врёте, ни одного.
М. (терпеливо). Я говорю: предположим, что у вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько осталось яблок?
Б. (уверенно). Два!
М. (умоляюще). Подумайте хорошенько!
Б. Два!
М. (с удивлением). Почему?
Б. Я же не отдам Некту яблоко, хоть он дерись!
М. У вас нет никаких способностей к математике. Займёмся диктантом. Пишите: «А роза упала на лапу Азора ». Написали? Теперь прочтите эту волшебную фразу наоборот. Но тут ничего нет! Вы гадкий шалун, вы должны быть наказаны!
Б. Нашлась воспитательница, подумаешь! У самой фарфоровая голова, туловище ватой набито.
Учитель: Успокойся, Буратино, не надо ссориться. Приходи к нам на занятия и всему научишься. Грамоте учиться – всегда пригодится!
У нас большая радость – все дети научились читать, и сегодня мы прощаемся с первым полюбившимся всем учебником «Букварь». И мы вас приглашаем на наш праздник.
Праздник уже начался, а самого главного гостя «Букваря» и нет. Давайте, ребята, позовём его.
Дети (вместе): Букварь, Букварь мы ждём тебя!
Учитель: Не идёт. Давайте позовём его по-другому. Пусть буквы встанут так, чтобы получилось слово «Букварь». А мы все громко захлопаем после этого в ладоши.
(Дети выстраиваются, чтобы получилось слово «Букварь»)
(под музыку входит «Букварь»)
Букварь:
-Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, мамы, здравствуйте, папы!
Я – Букварь, учу читать.
Меня никак нельзя ни знать.
Меня изучишь хорошо –
И сможешь ты тогда
Любую книжку прочитать
Без всякого труда.
Только в школу вы пришли –
Встретился я с вами.
Дни учёбы потекли,
Стали мы друзьями.
Я буквам вас учил,
И письму, и чтению,
Дружбе крепкой и труду,
А ещё терпению.
Вас сегодня не узнать:
Стали бойко вы читать,
Очень грамотными стали,
Поумнели, возмужали,
И хочу сказать сейчас:
Рад, друзья, я за всех вас!
Обращается к ведущей.
Букварь:
- А где же мои помощники-буквы?
Ведущий:
- Не волнуйся, дорогой, Букварь. Ты знаешь, я не волшебница, но кое-что умею. Сейчас скажу заветные слова – и весь алфавит появится перед тобой. И помогут мне в этом ребята.
Шарма, фарма, туквы, муквы.
Дети превращайтесь в буквы.
(Дети надевают на головы шапочки с изображением букв алфавита.)
Ведущий:
- Уважаемый, Букварь! Принимай парад букв!
Букварь:
- Есть принимать парад!
Команда славная моя, стройся в ряд от А до Я!
А, Б, В, Г, Д, Е, Ё – знайте место вы свое,
Ж, З, И, Й, К, Л, М – вспоминайте, кто за кем,
Н, О, П, Р, С, Т, У – стойте дружно на посту,
Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ – собирайтесь не спеша,
Ъ, Ы, Ь – стойте рядышком, вот так!
Торопитесь: Э, Ю, Я – вот и в сборе букв семья.
Букварь
За ребят я очень рад!
Вижу: учатся всему -
Счету, грамоте, письму.
Хоть малы еще на вид -
Знают русский алфавит.
Сколько букв в нем?
Дети (хором)
Тридцать три!
Ты на буквы посмотри!
Звучит "Песенка о буквах" (сл. М. Пляцковского, муз. В. Чернышева). Входят Буквы.
Буква А
Буква "а" сладка на вкус,
Словно сахарный арбуз.
Буква Б
По полю барашек белый
Темной ночью брел несмело.
Блеял он: "Боюсь я! Бе-е-е!"
Узнаете букву "б"?
Буква В
Буква "в" есть в слове "вол",
Я ее легко нашел!
Буква Г
Что за грохот? Что за гром?
Букву "г" принес нам гном.
Буква Д
Буква "д", как будто дом,
Я в деревне жил в таком.
Буква Е
Буква "е" есть в слове "ель",
Заметает ель метель.
Буква Ё
Буква "ё" есть в слове "ёж",
Ты легко ее найдешь!
Буква Ж
Узнаешь знакомый звук?
Буква "ж" жужжит, как жук.
Буква 3
"3" звенит, словно звонок,
Нас торопит на урок.
Буква И
"И" - игрушки, "и" - игра.
Любит игры детвора!
Буква Й
Йогурт из малины -
Самый наш любимый!
Буква К
Буква "к", как куколка,
Славненькая буковка!
Буква Л
Лето, ливень, листопад,
Я любой погоде рад!
Буква М
Букву "м" узнал я рано,
Ведь она есть в слове "мама".
Буква Н
"Н" - веселый Новый год,
Скоро в гости к нам придет!
Буква О
"О" - похоже на колечко,
Словно шерстка на овечке.
Буква П
"П" - прекрасные подарки
Принесла в пакете ярком.
Буква Р
"Р" - рычит, как будто рысь,
Эй, меня остерегись!
Буква С
"С" - свистит, словно свисток:
Удирайте со всех ног!
Буква Т
Взял я толстую тетрадь,
Буду букву "т" писать.
Буква У
Замычит буренка: "Му-у!"
Узнаете букву "у"?
Буква Ф
Я в лесу нашла фиалку,
Только рвать фиалку жалко!
Буква X
Веселится буква "х":
Хи-хи-хи да ха-ха-ха!
Буква Ц
Кап-кап-кап - за каплей капля
Мелкий дождик моросит.
Буква "ц", как будто цапля,
На одной ноге стоит.
Буква Ч
Чашки, чайник, сладкий чай,
Что за буква? Отвечай!
Буква Ш
Я собою хороша!
Вы узнали букву "ш"?
Буква Щ
Буква "щ" есть в слове "щит".
От удара он трещит!
Ъ (Твердый знак)
Знак я очень твердый,
Оттого и гордый.
Буквы в слове разделяю,
Только жаль, меня теряют!
Буква Ы
Буква "ы" есть в слове "бык",
Травку бык щипать привык!
Ь (Мягкий знак)
Я - мягкий знак.
Меня найдешь
И в слове "льет", и
В слове "дождь".
Буква Э
Этот дом похож на наш -
У него один этаж.
Буква Ю
Скачет Юля, как юла,
Хоть и ростиком мала!
Буква Я
Не забудь, что буква "я"
Самая последняя!
Дети, прочитав стихи, садятся на свои места.
Букварь. Молодцы! Ни одной буквы не забыли, все назвали правильно! А теперь я хочу проверить, как вы научились из букв складывать и читать слова. Кто мне покажет?
На сцену входит Лентяй. Он садится на диван.
Лентяй
Я - лентяй. Учиться - лень!
Отдыхаю целый день.
Не хочу я буквы знать!
Книжки не хочу читать!
Если кто-то скажет вдруг:
"Почитай-ка, Ваня, вслух!"
Покраснею, побледнею,
Ведь читать я не умею!
Лучше спрячу я букварь!
Лентяй берет Букварь за руку. Уводит его и прячет за сценой.
Ведущая. Мы принесли буквы и сейчас покажем Букварю, как научились складывать из них слова. А где же Букварь? Куда он делся?
Дети (хором). Букварь, где же ты? Букварь! На сцену вбегают три Мышки и встают полукругом.
1-я Мышка
Мы серенькие мышки,
Живем в норе, как встарь,
Мы знаем, где мальчишка
Запрятал ваш Букварь!
Ведущий. Где? Скажите нам, милые мышки, где наш Букварь?
2-я Мышка
Дайте мышкам каши сладкой,
Разгадайте три загадки!
Тогда скажем!
Ведущая приносит тарелку с кашей. Мышки едят кашу. Облизывают ложки.
Мышки (хором ). Вкусная каша!
1-я Мышка
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
Дети. Книга.
2-я Мышка. Поле белое, овцы черные.
Дети. Бумага, буквы.
3-я Мышка. Языка нет, а рассказывает.
Дети. Книга.
1-я Мышка. Молодцы, ребята! И кашей нас угостили, и загадки отгадали. Мы поможем вам отыскать Букварь.
Мышки и Ведущие уходят за сцену и оттуда приводят Букварь.
Букварь. Дорогие ребята! Ну-ка, покажите мне, как вы умеете складывать слова из букв.
Например, «школа» и «урок».
Дети выстраиваются в слова «школа», «урок».
Букварь.
Молодцы ребята, отлично справились с заданием!
Ученик 7.
Букварь, букварь, мой верный друг.
С тебя начало всех наук.
Ты первоклашкам помагаешь,
зря время не теряешь.
Букварь: Спасибо за тёплые слова.
Учитель: Давайте, ребята, расскажем сейчас, как же проходит наш обычный учебный день.
Ученик 8.
Мы с тобою день за днём
Ходим в школу с букварём.
Мы с тобой его читали,
Всё о буквах мы узнали.
Ученик 9.
А теперь настал тот час,
Скоро он уйдёт от нас.
Буквы с вами изучали,
Много нового узнали.
Ученик 10.
Например, что буква е
Это звуки й и э.
Сколько знаний с вами получили,
Как же это в голове всё уместили?
Ученик 11.
Еле-еле слог читал,
Смысла слов не понимал.
А теперь могу я сам
Прочитать для пап и мам.
Ученик 12.
Быстро время полетело,
С вами мы Букварь прошли.
Стали мы уже большими,
Книжки в руки взяли мы.
И теперь уже мы с вами
Их читаем дружно сами.
Ученик 13.
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста, прочти!»
Ученик 14.
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, прочитай ещё страницу!»
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и почитать!
Ученик 15.
"Если хочешь много знать,
Многого добиться,
Обязательно читать
Должен научиться".
На сцену выходят Леший и Баба - яга.
Леший:
Ты что, Яга, довольная такая?
Последний раз была такой ты в мае.
Быть может, ступу починила?
Баба - яга (счастливо):
Нет, лучше.
Ко мне сегодня приезжает Внучка.
Она большая, ходит в первый класс.
Ох, умной вырастет она у нас!
Леший:
Да, бабка, школа - это сила.
Ты, вот, небось, нигде и не училась?
Баба - яга (вздыхает):
Не довелось мне, Леший, постигать науку.
Ни разу не брала я ручку в руку.
И книги тоже я ни разу не брала,
И даже нету у меня в избе стола.
Леший (удивленно):
А где ж ты ешь?
Баба - яга (пожимает плечами):
Да прямо так, на лавке,
А летом - на подстилочке на травке.
Да ты ведь, Леший, тоже не учился?
Леший:
Я, как и ты, в лесу родился.
Здесь вырос, здесь живу, а школ тут нет.
Хоть мне пятьсот, наверно, лет,
Но букв я до сих пор не знаю.
Баба - яга (махнув рукой, огорченно):
Ну что ж, судьба у нас такая.
Вбегает Внучка.
Внучка:
Ой, Бабушка, привет. Это Леший?
А Водяной с Кикиморою где же?
Баба - яга (ворчливо):
Ты с Лешим поздоровайся сначала.
Эх, в школе вас воспитывают мало!
Внучка:
Доброе утро, дядя Леший.
Леший:
Здравствуй.
Внучка:
Какой сегодня день прекрасный!
А я сегодня утром книжку прочитала.
Баба - яга:
Никак ты буквы все уже узнала?
Внучка:
Я алфавит теперь прекрасно знаю.
Леший:
Ты погляди, учёная какая!
Внучка (показывает букварь):
Мне в этом мой букварь помог.
Хотите, с вами проведу урок.
Баба - яга ( удивленно):
Неужто ты научишь нас читать?
Леший (с надеждой):
И тоже алфавит мы будем знать?
Внучка:
Конечно, разве это сложно?
Баба - яга:
Но мы стары для этого, возможно?
Внучка:
Ну, что ты, бабушка, букварь открой скорей!
Баба - яга (не решается дотронуться до букваря):
Мне что - то боязно.
Леший:
Слышь, бабка, не робей.
Баба - яга открывает букварь.
Баба - яга (тычет пальцем в страницу):
Ого, какой арбуз лежит!
И апельсин хорош на вид.
А что это за буква тут стоит?
Внучка:
С неё все эти начинаются слова.
Леший (рисует в воздухе букву А):
Я понял, это буква А.
Баба - яга:
Ну, Леший, ты умен! А я:
( Плачет.)
Не научусь я никогда.
Внучка:
Да что ты, бабушка, какая ерунда!
Я вас обоих быстро научу.
Чтоб грамотными были вы, хочу.
Леший и Баба - яга:
Расскажите нам, пожалуйста, чему вас учат в школе?
Внучка:
Конечно, расскажем!
Учились мы по-разному, старались и ленились,
Но если по-серьезному, то честно мы трудились.
Дети исполняют песню " Чему учат в школе".
«Чему учат в школе»
Буквы разные писать тонким пёрышком в тетрадь
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Вычитать и умножать, малышей не обижать
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Вычитать и умножать, малышей не обижать
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
К четырём прибавить два, по слогам читать слова
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Книжки добрые любить и воспитанными быть
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Книжки добрые любить и воспитанными быть
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Букварь:
Не робейте, не грустите,
К новым знаниям идите!
В добрый путь вам!
Ах! Забыл совсем, друзья,
Что представить должен я,
Кто на смену мне придёт,
Дальше вас учить начнёт.
(Выходит книга по литературному чтению)
Литературное чтение:
Вам моё почтение (кланяется)
Я – книга для чтения,
Полистай мои страницы;
Здесь стихи и небылицы,
Сказки, басни, прибаутки,
Поговорки, даже шутки.
Я от Букваря слыхала,
Что вы знаете немало.
Любознательных люблю,
Щедро знание дарю.
Всем, кто хочет много знать,
Хорошо надо читать.
Все дети:
Книгам добрым, интересным
Всем мы классом шлем: «Привет!»
Букварь:
Вы отлично выступали.
И Букварь весь прочитали.
Но пришла пора проститься
Обещайте не лениться,
Старших слушаться всегда,
А шалить лишь иногда.
Лит. чтение:
До свидания! До свидания!
А на следующий год
Наш букварь опять научит
Тех, кто в первый класс придет!
Ученик 16.
Не теряли мы времени зря:
Знаем буквы от А и до Я.
А теперь расстаемся с тобой,
До свиданья, Букварь дорогой!
Песня «Прощай, Букварь!»
Мой букварь, мой друг надёжный,
Расстаёмся мы теперь.
В новый мир большой и сложный
Для меня открыл ты дверь.
Расстаёмся с букварём,
Песню мы о нём поём.
Расстаёмся с букварём,
Песню мы о нём поём.
Много радостных событий
Ты мне щедро подарил.
К миру радостных открытий
Ты ступенькой послужил.
Расстаёмся с букварём,
Песню мы о нём поём.
Расстаёмся с букварём,
Песню мы о нём поём.
Раскрывал тебя, как чудо,
Наступил прощанья срок.
Никогда я не забуду
Первый твой большой урок.
Дети передают Букварь Лешему и Бабе - яге.
Баба - яга:
Теперь и мы научимся читать.
Леший:
На свете много книжек есть,
(обращаясь к Бабе -яге)
Все книжки сможем мы прочесть.
Песня на мотив песни «Голубой вагон»
Праздник наш сегодня завершается,
С Букварём простились мы сейчас.
Наши мамы пусть не беспокоятся,
С радостью мы ходим в первый класс!
Припев:
Солнышко ласково
В небе улыбается,
Детские песенки
Слышим там и тут.
Дружные, дружные
Девочки и мальчики
Радостно учатся,
Весело живут.
Ученик 17.
До свиданья, Букварь дорогой!
Грустно нам расставаться с тобой.
Книг других ты милей и родней -
Мы читали тебя много дней!
Учитель:
Сегодня, ребята, у нас особенный день. Мы попрощались с Букварём и вступаем в большую семью читателей. Успехов, удачи, радости вам на этом трудном, но очень интересном пути. Вы с честью справились со всеми испытаниями и конечно, за свой труд заслужили медали. (Вручение медалей)
15