Воспитательское занятие по теме Зимующие и перелётные птицы в школе II вида.


Цель: закрепление знаний детей о зимующих и перелетных птицах, умения создавать объёмную фигуру, конструировать из предложенного материала.
Задачи:
Развивающие:
- развитие мелкой моторики рук;
- стимулирование развития памяти и внимания.
Способствование развитию
- художественного вкуса и творческих способностей;
- уверенности в своих силах и способностях;
- способствование развитию конструкторских способностей.
Воспитательные: Воспитывать
- в детях чувство доброты, внимательное отношение к близким людям, любовь к природе, к родному краю через ручной труд.;
- самостоятельность и аккуратность, бережное отношения к материалам (использование бросового материала - обрезков синтепона);
- бережное отношение и любовь к живой природе, птицам.
Развивать чувство сопереживания, желание помогать птицам пережить голод зимой
Образовательные: Обучение
- технике изготовления объемных изделий из материала (синтепон). Закрепление техники набивания формы. Формировать умение вдевать нитку в иголку, завязывать узелок. Закрепление изученных приемов шитья стежками.
- сборке изделия (конструированию) модели из различных деталей.
Закрепить знание названий птиц, их проблем в зимнее время, особенностей питания; умения классифицировать птиц на две группы – зимующие и перелетные.
Совершенствовать речь как средство общения
Оборудование: запись «Птичьи голоса», квадраты двух размеров (10х10см и 5х5 см) из синтепона, обрезки синтепона (для формирования хвостика и крыльев), иголки, нитки, клей ПВА.
Интеграция образовательных областей: социализация (приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, развитие трудовой деятельности, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам, безопасность, формирование экологических предпосылок); познание (сенсорное развитие, развитие продуктивной деятельности, формирование целостной картины мира, расширение кругозора, ознакомление с природой); коммуникация (развитие свободного общения со взрослыми и детьми, развитие всех компонентов устной речи).
Предварительная работа:
Наблюдения за птицами в природе. Рассматривание репродукций картин, изображающих жизнь птиц поздней осенью; беседы о кормах для птиц, заготовка семян и ягод для подкормки птиц в зимнее время. Рисование и выполнение аппликации  по теме «Птицы». Знакомство с материалами энциклопедий. Экскурсия в парк.
Ход занятия.
1. Организационный момент
- Дети садятся на свои места, положили руки перед собой, внимательно смотрят на воспитателя и слушают.
2. Фонетическая зарядка.
Сейчас будем хорошо говорить звук [л].
- Что будем делать?
- Читай слоги.
ЛА-ЛО-ЛУ ЛО-ЛУ-ЛА ЛЫ-ЛО-ЛЭ
ЛА-ЛЫ-ЛЭ ЛУ-ЛО-ЛА ЛЭ-ЛА-ЛО
ЛО-ЛА-ЛЫ ЛУ-ЛЫ-ЛО ЛЭ-ЛА-ЛУ
АЛ-ОЛ-УЛ УЛ-ЭЛ-АЛ ЭЛ-АЛ-ОЛ
ОЛ-АЛ-УЛ ЫЛ-УЛ-ОЛ ЭЛ-УЛ-ЫЛ
ОЛ-УЛ-ЭЛ ЫЛ-ЭЛ-ОЛ ЭЛ-ЫЛ-АЛ
-Какой звук мы учились говорить правильно?
Речевая зарядка.
Как ты слышишь?
Кто сегодня дежурный?
Кто будет дежурить завтра?
3. Актуализация знаний.
В углу зала оборудована русская изба: печка, возле печки поленья, ухват. Постелен половик. На печке стоят чугунки, решето, где сушится зерно. К занавеске прикреплено «окно», к которому прилетели птицы. У печки сидит бабушка и перебирает крупы. Воспитатель приглашает детей в зал, знакомит детей с бабушкой. Дети здороваются.
Бабушка: Что-то на улице прохладно. Запамятовала я, какой же месяц на дворе? (ответы детей)
Дети обращают внимание на окно, к которому подлетели птицы. (Включается запись с птичьими голосами).
Бабушка: Что это птички расчирикались? Что случилось? (подводит детей к ответу: на улице стало холодно и мало корма)
Воспитатель: Дети, на какие две группы мы делим птиц? (ответы детей : зимующие и перелетные) Чем эти птицы отличаются? Почему некоторые птицы покидают родные места?
Воспитатель: Правильно, ребята. Есть птицы, которые не боятся лютых морозов и метелей, и мы можем увидеть у нас около садика круглый год. Назовите  зимующих птиц.
Ответы детей: сороки, воробьи, дятлы, синицы, голуби.
Воспитатель: Да, ребята, правильно, эти птицы будут зимовать вместе с нами. Но есть птицы, которые собираются в стаи или улетают в одиночку (кукушка) в теплые края. А как называются птицы, которые улетают в теплые края?
Ответы детей: перелетные.
Воспитатель: А каких перелетных птиц вы знаете?
Ответы детей: ласточки, журавли, гуси, жаворонки, зяблики, трясогузки, скворцы, грачи.
Воспитатель: Молодцы, ребята. А как вы думаете, есть такие птицы, которые прилетают к нам зимовать?
Ответы детей: клесты, снегири, чижи, щеглы, свиристели.
Воспитатель: А как эти птицы называются?
Ответы детей: кочующими.
4. Отгадывание загадок.
Воспитатель: Ребята, хотите, мы поиграем с вами в игру «Зимующие и перелетные птицы»
Правила игры такие, если я буду называть перелетных птиц, вы будете изображать летающих птиц, а если я назову зимующих птиц, вы должны присесть на корточки. Только нужно быть очень внимательными.
Бабушка: Кто это подает голос за окном?
Дети: это голоса птиц.
Бабушка: А вы можете определить птицу по голосу? Ко мне прилетели мои друзья. Давайте по голосу определим птицу и найдем ее изображение.
Проводится игра «Найди по голосу»
При нахождении картинки с изображением птиц бабушка Анастасьюшка загадывает детям загадки о птицах (не всегда о той птице, которая изображена на картинке)
В серой шубке перовой
И в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится,
Не орёл, а всё же птица. (воробей)
 
Очень любят провода, 
И сидят на них всегда. 
Вот опять уселись в ряд, 
И о чём-то говорят, 
И щебечут ласково 
Божьи птички — ... (ласточки)
 
Кто в беретке ярко-красной,
в черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
все стучит, стучит, стучит. (дятел)
 
Непоседа пестрая, 
Птица длиннохвостая, 
Птица говорливая, 
Самая болтливая. (сорока)
 
Листья падают с осин,
Мчится в небе острый клин.(журавли)
 
Кто такой весенним днем
Сплёл рукавичку над окном,
Вывел в ней новых жильцов -
Маленьких таких птенцов? (ласточка)
 
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (снегирь)
 
Спинкою зеленовата, 
Животиком желтовата, 
Чёрненькая шапочка 
И полоска шарфика. (синица)  
 
Не ворона, не синица, — 
Как зовётся эта птица? 
Примостилась на суку — 
Раздалось в лесу «ку-ку». (кукушка)
 
У неё глаза большие, 
Хищный клюв — всегда крючком. 
По ночам она летает, 
Спит на дереве лишь днём. (сова)
 
Это старый наш знакомый: 
Он живёт на крыше дома — 
Длинноногий, длинноносый, 
Длинношеий, безголосый. 
Он летает на охоту 
За лягушками к болоту (аист)
5. Изготовление птиц.
Молодцы, много вы о птицах знаете. А какое время года наступит за осенью? (ответы детей) Правильно, придут морозы, наметет зимушка-зима снега, скроет всю землю. А чем же птицы будут питаться? Чем мы сможем им помочь?
Ответы детей: птиц нужно подкармливать.
Бабушка: в длинные осенние вечера, когда все уже убрано на огороде и в поле, собирались женщины в какой-нибудь избе и занимались рукоделием – кто вязал, кто шил да штопал, кто прял. А мы сегодня с вами изготовим птичек.
До начала работы дети совместно с руководителями вспоминают правила техники безопасности при работе с иголкой и ножницами.
Бабушка : а чем же мы зимой будем птиц подкармливать?
Ответы детей:
- Семена подсолнечника едят почти все птицы и, в первую очередь, синицы и поползни.
- Овес едят овсянки, воробьи, синицы.
- Пшено и просо – любимая еда овсянок и воробьев.
- Семена лебеды, полыни, конопли, конского щавеля, крапивы, охотно едят все птицы.
- Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей.
- Хлебные крошки едят синицы и воробьи.
- Сырое сало – лакомство для синиц, поползней и дятлов. Сало подвешивают на ниточках за окном или в кормушках.
6. Итог.
Воспитатель: Ребята, чем же мы сегодня с вами занимались?
Дети: Мы говорили о зимующих и перелетных птицах, мастерили новую столовую для птиц.
Воспитатель: Правильно, ребята. Сегодня мы вспомнили, на какие группы делятся птицы, поговорили о том, как трудно приходится птицам зимой, о том, как люди могут и должны им помогать. Бабушка Анастатьюшка помогла нам сделать игрушечных птиц, а дед Андрей - изготовить новую кормушку для птиц, которую мы повесим на рябину и будем зимой подкармливать птиц. Давайте поблагодарим их и пригласим в гости на день птиц. А птичек, которых изготовили девочки, мы подарим младшим ребятам на празднике птиц.