Программа по истории Вологодского края 6 класс


МОУ «Средняя общеобразовательная школа №24»
«Рассмотрено»
Руководитель МО
_______/Т. А. Балашова/
Протокол №____от«___» _________20__г.
«Принято»
Протокол педсовета
№____ от
«___» __________20__г.
«Утверждаю»
Директор
_____ /Э.Н. Провоторова./
Приказ № ____ от«___» _________20__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по истории Вологодского края
для общеобразовательных 6 «А» и 6 «В» классов
на 2015-2016 учебный год
Составитель: учитель истории и обществознания
Рогов Сергей Анатольевич
Вологда 2015 год
Пояснительная записка
Исходными документами при разработке, согласовании и утверждении рабочей программы по учебному предмету являются:
. - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ от 29 декабря 2012г.
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ Министерства образования России от 5марта 2004 г. № 1089)
- Учебный план МОУ «Средняя общеобразовательная школа №24»;
- Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в учреждениях, реализующих программы общего образования (на текущий учебный год);
-положение о рабочей программе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №24»;
-Примерная программа по предмету соответствующая требованиям федерального компонента государственного стандарта общего образования;
Используемый УМК
Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебно-методического комплекта:
Программа:
История Вологодского края: Программа и тематическое планирование. 6-9 классы. – Вологда: ВИРО, 2007.
Учебник:
История Вологодского края с древнейшего периода до конца XVIII века: Учебное пособие для обучающихся 6-7 классов общеобразовательных учреждений / науч. ред. М.А. Безнин. – Вологда: Учебная Литература, 2010.
Цели изучения курса
Изучение истории Вологодского края на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям Вологодского края;
освоение системы знаний об историческом развитии региона;
формирование личности выпускника как достойного представителя региона, хранителя и продолжателя его историко-культурных ценностей и традиций;
овладение методами исторического познания, умениями работать с различными источниками информации по краеведению;
применение знаний и представлений об исторически сложившихся нормах и ценностях для эффективного взаимодействия, духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в их жизненном пространстве, социальной адаптации выпускников.
Предполагаемые результаты
усвоенные на основе данного курса исторические знания, сформированные умения и навыки должны стать основой для последующего обучения в старшей школе;
формирование самоактуализирующейся личности, обладающей системными знаниями, способной понимать и оценивать происходящие события и принимать ответственные решения.
Требования к уровню подготовки учеников
В результате изучения курса «История Вологодского края» ученик должен:
знать/понимать:
основные этапы и важнейшие события истории края с древности и до наших дней; выдающихся деятелей региональной истории; земляков, внесших весомый вклад в отечественную историю;
основные достижения культуры и систему ценностей, сформировавшихся в ходе развития региона, вклад края в становление отечественной материальной и духовной культуры;
изученные виды исторических источников, в том числе документы, карты, иллюстрации, статистические данные и др.
уметь:
соотносить даты важнейших событий истории края с веком, определять длительность, последовательность, синхронность ключевых событий и процессов региональной и отечественной истории;
свободно оперировать датами при характеристике важнейших процессов и явлений;
показывать на карте древнейшие поселения на территории края, пути славянского расселения, торгово-ремесленные центры, владения удельных княжеств на территории края, границы края на различных этапах его развития, изменения в территориально-административном делении, крупные города, торговые и транспортные пути, районы хозяйственной специализации, крупнейшие ярмарки, важнейшие центры материального производства XX - начала XXI века, места значительных событий региональной истории, направления миграционных процессов, памятники культуры (крупнейшие монастыри, храмы, крепости, памятники зодчества и т. д.);
использовать данные исторических карт при характеристике социально-экономического, политического и культурного развития края;
объяснять происхождение названий крупнейших городов края, а также родного города/поселения, связывать название и историю родных мест с историей края, отечественной историей;
характеризовать социальный и сословный состав населения и его эволюцию на отдельных этапах развития региона, описывать положение различных категорий населения, их образ жизни, особенности быта и нравов;
иллюстрировать их изменение, используя местный историко-этнографический материал;
анализировать поведение, нравы и поступки людей в конкретных ситуациях;
рассказывать о важнейших региональных событиях и их участниках, демонстрируя знания ключевых фактов, дат, терминов;
выявлять поворотные события и явления в социально-экономической, политической, культурной и духовной жизни края;
описывать выдающиеся памятники культуры края (литература, зодчество, живопись, устное народное творчество, театр, народные промыслы и т. д.), характеризовать их создателей на основе текста учебного пособия, иллюстраций и фрагментов исторических источников хрестоматии;
характеризовать появление новых центров провинциальной общественной и культурной жизни региона (усадьба, книгоиздательство, периодическая печать, библиотеки и т. д.);
характеризовать центры и крупнейших деятелей православия на территории края, влияние православия на развитие региона;
использовать приобретенные знания при выполнении творческих работ, отчетов об экскурсиях, написании рефератов и т. д.;
соотносить общие исторические процессы и отдельные факты истории края;
выявлять существенные черты исторических процессов, явлений, событий;
группировать исторические явления и события по заданному признаку;
объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;
выявлять общее и особенное в развитии края на фоне отечественной истории, понимать уникальность вклада региона в становление отечественной культуры;
определять на основе изученного материала причины и следствия ключевых событий региональной истории;
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края, достижениям культуры;
применять навыки самостоятельной работы с различными источниками информации, справочной и краеведческой литературой, данными СМИ, архивными и музейными фондами;
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении проблемных задач, сравнивать свидетельства разных источников.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
понимания исторических причин и значения событий и явлений современной жизни региона;
высказывания собственных обоснованных суждений об историческом наследии края и его роли в становлении и развитии российской цивилизации;
объяснения норм социального поведения людей, исторически сложившихся на территории края;
использования знаний об истории края, традициях и поведении людей в ходе межкультурного взаимодействия, толерантного отношения к представителям иной национальной и религиозной принадлежности.
Содержание
Раздел I. Вологодский край с древнейших времен до XIII века
Тема 1. Каменный век на территории нашего края.
Следы ледника на территории Вологодской области. Охотники на мамонтов - первые люди на территории края. Заселение края человеком в послеледниковый период. Древнейшие поселения и погребения на территории нашего края. Присваивающее хозяйство. Появление новых технологий обработки камня. Открытие керамики. Первобытное искусство.
Тема 2. Эпоха освоения металла. Древнейшие металлические (медные) орудия (поселение Павшино-2). Появление скотоводства и земледелия - переход к производящим формам хозяйства. Начало обработки и производства железа на территории Вологодской области. Городища - новый тип поселений. Финно-угорское население края. Кремация как основной погребальный обряд. Курганы.
Тема 3. Вологодский край в составе Древнерусского государства. Проникновение славян и балтов на территорию края в V-VII веках. Складывание новой системы расселения. Славянская колонизация западной части края в VIII-IX веках. Промыслы и пашенное земледелие - основа хозяйства переселенцев. Формирование древнерусской народности.
Древний город Белоозеро и другие торгово-ремесленные поселения. Начало распространения христианства в крае. Смена погребального обряда. Колонизация северных окраин Древней Руси в XI-XIII веках. Заволочье. Движение смердов под руководством волхвов на Белоозере в 1071 году. Начало борьбы ростово-суздальских князей за земли края. Первые письменные данные о Гледене. Данные «о начале Вологды ».
Раздел II. Вологодский край в период объединения русских земель и борьбы за независимость Руси (XIII-XV века)
Тема 4. Наш край в годы ордынского ига. Куликовская битва. Владения в крае Великого Новгорода и княжеств Владимиро-Суздальской земли. Участие населения края в сражении на р. Сити. Ордынская дань и баскаки в крае. Противостояние Орде. Участие населения края в Куликовской битве. Героизм белозерцев.
Тема 5. Хозяйственная жизнь в Вологодском крае в XIII-XV веках. Приток населения с юга Руси. Разноэтнич-ность населения. Влияние природных и политических факторов на экономическое развитие края. Усиление роли сельского хозяйства. Переход в земледелии к трехполью. Скотоводство. Промыслы. Ремесла и торговля. Города. Прекращение бытования Белоозера (старого города) и Гледена. Рост Белоозера-Белозерска, Вологды, Устюга, Устюжны.
Тема 6. Начало присоединения края к Москве. Политическая раздробленность края. Новгородские земли-волости Вологда и Заволочье. Пути приобретения Москвой первых земель в крае: покупка земель боярами и князьями, распространение монастырей, войны с Новгородом. Переход волостей Сямы, Тошни и ряда других под власть Москвы.
Белозерское княжество. Глеб Василькович Белозерский и его потомки. Присоединение княжества к Москве. Рос-товско-Устюжское удельное княжество. Включение Устюжского края в состав формирующегося единого Русского государства.
Тема 7. В годы междоусобной войны второй четверти XV века. Край в годы феодальной войны второй четверти XV века. Василий Темный в Вологде и белозерских монастырях. Дмитрий Шемяка под Вологдой и в Устюге (1450-1452 годы). Поход Ивана III на Кокшеньгу и Вагу (1452 год). Ликвидация Заозерского и Кубенского княжеств.
Тема 8. Завершение включения края в состав единого Русского государства. Вологодское удельное княжество. Князь Андрей Вологодский. Завершение борьбы Москвы с Новгородом. Окончательное включение новгородских земель края в состав единого Русского государства. Белозерское княжество князей московского дома (1389-1486 годы). Включение Белозерского края в состав единого Русского государства.
Боевое «стояние» на реке Угре. Свержение монголо-татарского ига.
Тема 9. Церковь и монастыри края в XIII—XV веках. Край в составе Новгородской и Ростовской епархий. Первые монастыри и городские церкви в крае. Активизация монастырского строительства в конце XIV-XV веке. Стефан Пермский. Пермская и Вологодско-Пермская епархия. Сподвижники и ученики Сергия Радонежского в крае. Святые Вологодского края.
Темы 10—11. Культура края в XIII—XV веках. Постепенное формирование общерусских основ быта и культуры населения. Участие в этом процессе как русского, так и других этносов. Ученичество. Библиотеки монастырей. Книгописцы. Монах Кирилло-Белозерского монастыря Ефросин, его сборники. Летописание Устюга, Кирилло-Белозерского монастыря, Вологды. Сказания, жития святых. Крепостное зодчество, кремли городов, крепость Белоозера (Белозерска). Деревянное храмовое зодчество. Клетские и шатровые храмы. Начало каменного строительства в крае. Архитектурные памятники. Иконописание. Дионисий Глушицкий.
Учебно-тематический план
Рабочая программа составлена с учетом изучения истории Вологодского края в объеме 0,5 часа в неделю (0,5x34недели=17 часов).
№ п/рНазвание раздела Кол-во часов
Вводный урок. История края – часть истории Отечества 1
1 Вологодский край с древнейших времен до конца XIII века 5
2 Вологодский край в период объединения и борьбы за независимость Руси (XIII-XV века) 10
Итоговое повторение 1
итого 17 часов
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ ВОЛОГОДСКОГО КРАЯ»
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 6 «А» и 6 «В» КЛАССОВ НА 2015/2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

п/п№ п/т Тема урока Основное содержание урока Базовые требования к уровню подготовки обучающихсяДомашнее задание
Вводный урок (1 час)
1. 1. Вводный урок. История края – часть истории Отечества Вологодский край. История края как отражение истории Отечества. Знакомство с учебником, хрестоматией, рабочей тетрадью. Изучение истории края. Исторические источники; археологические экспедиции. Ученые-археологи. Знать:
исторические источники; археологические экспедиции; ученые-археологи, археология археологические памятники, археологическая карта области
Уметь:
работать с учебником и хрестоматией С. 4 учебника,
записи в тетради
Вологодский край с древнейших времен до конца XIII века (5 часов)
2. 1. Каменный век на территории нашего края Следы ледника на территории края. Охотники на мамонтов. Заселение края человеком. Древнейшие поселения и погребения на территории края. Присваивающее хозяйство. Появление новых технологий обработки камня. Открытие керамики. Первобытное искусство. Знать:
хронологические рамки эпохи, новые технологии обработки камня, следы ледника на территории края; понятия: присваивающее хозяйство, стоянка, поселение, бифас, нуклеус, отщеп, палеолит, мезолит, неолит, стоянка, присваивающее хозяйство, ледник, мамонт, кремень, язычество, керамика.Уметь:
показывать на карте древнейшие поселения и погребения на территории края, оперировать датами, работать со «слепой» картой, анализировать документ (источник). § 1 учебника,
вопросы,
заполнить «слепую» карту
3. 2. Эпоха освоения металла Древнейшие медные (поселение Павшино-2) и бронзовые орудия труда. Переход к производящим формам хозяйства. Начало обработки и производства железа. Знать:
хронологические рамки эпохи, бронзовые орудия; понятия: производящие формы хозяйства, меднока-менный век (энеолит), бронзовый век, железный век, кремень, подсечное земледелие, городище, курганы.Уметь:
работать с картой, давать характеристику эпохи § 2 учебника,
вопросы,
заполнить «слепую» карту
4. 3. Вологодский край в составе Древнерусского государства Проникновение славян и балтов. Складывание новой системы расселения. Промыслы и пашенное земледелие. Формирование древнерусской народности. Древние торгово-ремесленные поселения. Начало распространения христианства. Смена погребального обряда. Заволочье. Движение смердов на Белоозере. Начало борьбы ростово-суздальских князей за земли края. Первые данные о Гледене и Вологде. Знать:
даты; понятия: колонизация, подсечное земледелие, князь, воевода, дань, волхвы, христианство данщики, погосты, волости, Заволочье, волок.Уметь:
показывать на карте пути славянского расселения, географические объекты: Заволочье, Белозерье, Белое озеро, Онежское озеро, р. Сухона, р. Юг, р. Северная Двина, р. Чагода, р. Молога, г. Великий Устюг, г. Вологда, г. Устюжна, г. Гледен, г. Белоозеро, связывать эти объекты с каким-либо событием; давать характеристику древнего поселения.§ 3 учебника,
вопросы
5. 4. История возникновения родного города, поселка Уметь:
использовать приобретенные знания при выполнении творческих работ, написании рефератов анализировать, работать с литературой, выделять главное; объяснять происхождение названий крупнейших городов края, а также родного города/поселения, связывать название и историю родных мест с историей края, отечественной историей Сообщение
6. 5. Урок обобщения и закрепления знаний § 1-3 учебника повторить
Вологодский край в период объединения и борьбы за независимость Руси (XIII-XV века) (10 часов)
7. 1. Наш край в годы ордынского ига. Куликовская битва Владения в крае Великого Новгорода и княжеств Владимиро-Суздальской земли. Участие населения края в сражении на р. Сити. Ордынская дань и баскаки в крае. Противостояние Орде. Участие населения края в Куликовской битве. Героизм белозерцев. Знать:
понятия: политическая раздробленность, княжества, боярская республика, дань, баскаки, ясащикиУметь:
объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов; соотносить общие исторические процессы и отдельные факты истории края § 4 учебника,
вопросы
8. 2. Хозяйственная жизнь в Вологодском крае в XIII-XV веках Приток населения с юга Руси. Разноэтничность населения. Влияние природных и политических факторов. Усиление роли сельского хозяйства. Переход к трехполью. Скотоводство. Промыслы. Ремесла и торговля. Города. Исчезновение Белоозера (старого города) и Гледена. Рост Белоозера-Белозерска, Вологды, Устюга, Устюжны. Знать:
понятия: двуполье, трехполье, подсека, перелог, усобицы, соха, промыслы, тамга, рядки, торжки, посад, езы.Уметь:
показывать на карте торговые пути
выявлять поворотные события и явления в социально-экономической жизни края. § 5 учебника,
вопросы
Сравнительная таблица «Отличия в развитии хозяйства края в XIII-XV веках по сравнению с IX-XIII веками»
9. 3. Начало присоединения края к Москве Политическая раздробленность края. Новгородские земли-волости Вологда и Заволочье. Пути приобретения Москвой первых земель в крае. Переход ряда волостей под власть Москвы. Белозерское княжество. Глеб Василькович Белозерский и его потомки. Присоединение княжества к Москве. Ростовско-Устюжское удельное княжество. Включение Устюжского края в состав единого Русского государства. Знать:
понятия: политическая раздробленность, боярская республика, князь, тиун, уделы, посад; когда и при каких обстоятельствах территория родного города (района, поселка) вошла в состав единого Русского государства.Уметь:
показывать на карте изменения в территориально-административном делении, работать с документами. § 6 учебника,
заполнить «слепую» карту
10. 4. В годы междоусобной войны II четверти XV века Край в годы феодальной войны. Василий Темный в Вологде и белозерских монастырях. Дмитрий Шемяка под Вологдой и в Устюге (1450-1452 гг.). Поход Ивана III на Кокшеньгу и Вагу (1452 г.). Ликвидация Заозерского и Кубенского княжеств. Знать:
как события междоусобной войны повлияли на историю вашей местности;
понятия: междоусобная война
Уметь:
объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;
выявлять общее и особенное в развитии края на фоне отечественной истории. § 7 учебника,
спец.вопрос
11. 5. Завершение включения края в состав единого Русского государства Вологодское удельное княжество. Князь Андрей Вологодский. Завершение борьбы Москвы с Новгородом. Окончательное включение новгородских земель края в состав единого Русского государства. Белозерское княжество князей московского дома и его включение в состав единого Русского государства. Боевое «стояние» на реке Угре. Свержение монголо-татарского ига. Знать:
понятия: удельное княжество, наместничий корм, наместники
Уметь:
работать с литературой, соотносить даты важнейших событий истории края с веком, определять длительность, последовательность, синхронность ключевых событий и процессов региональной и отечественной истории. § 8 учебника,
вопросы,
Таблица «Присоединение земель Вологодского края к единому Русскому государству»
12. 6. Церковь и монастыри края в XIII-XV веках Край в составе Новгородской и Ростовской епархий. Первые монастыри и городские церкви в крае. Активизация монастырского строительства в конце XIV-XV в. Стефан Пермский. Пермская и Вологодско-Пермская епархии. Сподвижники и ученики Сергия Радонежского в крае. Знать:
понятия: епархии, монастыри, монахи, епископ, игумен, жития, христианизация населения, иконописец, С. Радонежский;первые монастыри и городские церкви в крае: Троицкий Герасимов монастырь, Михайло-Архангельский, Троицкий Гледенский, Спасо-Прилуцкий, Кирилло-Белозерский, Ферапонтовский; их географическое местонахождения и основателей.
Уметь:
описывать выдающиеся памятники культуры края, характеризовать их создателей на основе текста учебного пособия, иллюстраций и фрагментов исторических источников хрестоматии. § 9 учебника,
вопросы, сообщение
13. 7. Культура края в XIII-XV веках: быт и культура населения Формирование общерусских основ быта и культуры населения. Ученичество. Библиотеки монастырей. Книгописцы. Летописание Устюга, Кирилло-Белозерского монастыря, Вологды и др. Сказания, жития святых. Крепостное зодчество, деревянное храмовое зодчество. Начало каменного строительства в крае. Архитектурные памятники. Иконописание. Дионисий Глушицкий. Знать:
понятия: иконопись, храм, пергамен, берестяные грамоты, летописи, жития, сказания, клетские и шатровые церкви, восьмерик, четверик, острог, клеть, подклеть, черная избаУметь:
описывать выдающиеся памятники культуры края.
§ 10-11 учебника,
таблица
14. 8. Культура края в XIII-XV веках:
литература , зодчество, иконопись 15. 9. Наш край в период объединения и борьбы за независимость XIII-XV вв.: Новгородские земли-волости Вологда и Заволочье. Политическая раздробленность края. Новгородские земли-волости Вологда и Заволочье. Василий Темный в Вологде. Дмитрий Шемяка под Вологдой. Уметь:
выявлять общее и особенное в развитии края на фоне отечественной истории, понимать значимость региона; определять на основе изученного материала причины и следствия ключевых событий региональной истории.
Сообщения
16. 10 Наш край в период объединения и борьбы за независимость XIII-XV вв.:
Василий Темный и Дмитрий Шемяка 17. 1. Урок обобщения и закрепления знаний Общее повторение
Учебно-методическое обеспечение
Методическая литература:
История Вологодского края: Программа и тематическое планирование. 6-9 классы. – Вологда: ВИРО, 2007.
История Вологодского края XIX – XXI века: Учебное пособие для учащихся 6-7 классов общеобразовательных учреждений / Под ред. М.А. Безнина. – Вологда: Учебная литература, 2010.
Дополнительная литература:
Власова И. В. Дорогами земли Вологодской: Этнографические очерки.
Вологодские зори: Сборник / Сост. А. Брагин. - М., 1987.
Древности Русского Севера: Сборник статей. - Вып. 1. - Вологда, 1996.
Книга Памяти Вологодской обл. - В 35-ти тт. - Вологда, 1992-1999.
Лукомский Г. К. Вологда в ее старине. - Вологда, б. г. [Репринтное воспроизведение издания 1914 г.]
Провинциальный альбом: Вологда на почтовых открытках начала XX века. – Вологда, 1999.
Тайны земли Вологодской: Методические рекомендации к занятиям по археологии для учителей общеобразовательных учебных заведений и педагогов дополнительного образования. - Вологда, 2004.
Материально-техническое обеспечение
Технические средства обучения:
Мультимедийный компьютер.
Мультимедийный проектор.
Экран проекционный.
Телевизор.
DVD-плеер.
Учебно-практическое оборудование:
Аудиторная доска.
Шкаф и ящики для хранения таблиц и литературы.