Проект Коми одежда и орнамент


Творческий проект
«Коми одежда и орнамент».
Подготовила:
Логинова Людмила Васильевна, воспитатель
Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад №61»
2016 год
Введение.
Народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве.
Народное искусство, национальное по содержанию, способно активно воздействовать на духовное развитие человека, на формирование патриотических и интернациональных чувств, способствует художественному воспитанию детей, так как в его основе заложены все специфические закономерности декоративного искусства – симметрия и ритм. Приобщение дошкольников к народному искусству осуществляется посредством создания красивого интерьера детского сада, групповой комнаты, в оформление которых включают произведения народного творчества.
Программы воспитательной работы в детском саду предусматривают раннее включение детей в освоение различных видов народного искусства. Формированию истинного интереса к предметам народного искусства способствует обучение традиционным ремеслам родного края. Задача воспитателей детских садов – не просто познакомить своих воспитанников с уникальными изделиями народных умельцев, но и привить любовь к народным промыслам, вызвать чувство гордости за талант своего народа.
Поэтому мы выбрали данную тему нашего проекта.
Цель проекта:
Знакомство детей с Коми национальной одеждой и орнаментом.
Задачи:
- Дать детям представления о Коми национальной одежде мужчины и женщины;
- Закреплять знания детей об элементах орнамента Коми;
- Формировать умение составлять узор из выбранных элементов на предложенной форме;
- Развивать представление детей о декоративном искусстве коми, о характерных особенностях коми орнамента, предметах быта коми людей;
- Прививать любовь к народному искусству, вызвать чувство гордости за талант своего народа.
Методы и формы работы.
Для реализации данного проекта, мы выбрали следующие методы и формы работы:
С детьми:
- Проведение ознакомительной беседы с детьми.
- Непосредственно образовательная деятельность с детьми по разделам Лепка, Рисование, Аппликация, Конструирование.
- Рассматривание иллюстраций, презентаций по данной теме.
- Проведение подвижных и дидактических игр, связанных с данной темой.
- Чтение коми народных сказок, рассказов, стихотворений.
- Выставки детских работ.
- Проведение викторины.
С родителями:
- Анкетирование родителей.
- Индивидуальные беседы.
- Помощь в изготовлении альбомов.
- Помощь в изготовлении коми национальной одежды для детей и кукол.
- Помощь в подборке иллюстраций по данной теме.
- Помощь в создании дидактических игр
Ожидаемые результаты проекта:
- Знать названия коми национальной одежды мужчины и женщины;
- Знать названия элементов коми орнамента;
- Уметь рисовать и составлять узоры из элементов коми орнамента;
- Знать названия основных предметов коми быта;
- Развитие у детей интереса к коми народной культуре;
- Выставки детских работ;
- Изготовление альбомов с фотографиями одежды, элементов орнамента и предметов быта народа Коми.
- Изготовление дидактических игр - лото «Подбери пару», «Элементы Коми орнамента».
- Изготовление шаблонов для самостоятельного рисования, лепки, аппликации.
- Изготовление коми одежды для «уголка ряжения» (сарафан, блузка, передник, рубаха, штаны).
- Изготовление коми одежды для кукол (мальчика и девочки).
Информационная характеристика.
Участники проекта:
- Воспитатель: Логинова Людмила Васильевна
- Дети подготовительной группы в количестве 14 человек (ОНР).
- Родители детей.
Продолжительность проекта
С 21.03.2016. по 5.05.2016г.
Практическое значение
Приобщение детей к Коми народному искусству,
развитие патриотических чувств
Обеспечение проекта
- использовали презентацию «Коми одежда» (с интернет ресурсов).
- для изготовления альбомов, использовали иллюстрации предметов коми национальной одежды, предметов быта и элементов коми орнамента (с интернет ресурсов), цветной принтер, бумага, файлы, папки.
- приглашали экскурсоводов с Коми национального музея (оплачивали родители детей)
- использовали необходимый материал для продуктивных видов деятельности: аппликации, лепки, рисования.
- для изготовления дидактических игр, использовали цветной принтер, бумагу для ламинирования, фотобумагу, интернет ресурсы (иллюстрации).
- для изготовления коми национальной одежды, использовали белую ткань для рубахи, блузки, передника. Для штанов использовали черную полосатую ткань. Так же использовали тесьму и нитки.
- для проведения подвижных игр, пользовались пособиями: Коми старинные детские игры, Коми книжное издательств,1988год, и Челядьлы коми ворсомъяс, А. Н. Рассыхаев, 2015год.
План – график мероприятий
Срок (дата) Действия детей Действия педагогов
(в том числе по совершенствованию РППС) Действие родителей
(в том числе по совершенствованию РППС)
1 этап - Организационный
21.03.16 Постановка цели и задач 21.03.16 – 31.04 - Подборка методической литературы
- Подборка иллюстраций предметов коми национальной одежды, предметов быта и элементов коми орнамента. Помощь в подборке иллюстраций по данной теме.
1.04.16 Анкетирование родителей Заполнение анкет
28.03.16 – 4.04 Изготовление дидактических игр - лото «Подбери пару», «Элементы Коми орнамента» Помощь в создании дидактических игр.
Срок (дата) Действия детей Действия педагогов
(в том числе по совершенствованию РППС) Действие родителей
(в том числе по совершенствованию РППС)
2 этап - Основной
8.04.16 Рассматривание иллюстраций одежды, элементов Коми орнамента и предметов быта. - НОД Познавательное «Искусство Коми края».
- Показ детям презентации с фотографиями предметов Коми национальной одежды. Помощь в создании альбомов для группы с фотографиями одежды, элементов орнамента и предметов быта.
11.04.16 Дидактическая игра Лото «Элементы Коми орнамента» - НОД Конструирование «Элементы Коми орнамента».
- Чтение рассказа «Мартовское утро» П. Образцов.
Чтение стихотворения «Весна» С. Куликов 13.04.16 Подвижная игра «Мышь и угол». - НОД Рисование «Украсим шапку Коми орнаментом».
- Чтение коми народной сказки «Пера – Богатырь» Приглашение экскурии с музея «Одежда Коми»
15.04.16 Дидактическая игра Лото «Подбери пару». - НОД Лепка «Выложи орнамент на валенке».
- Чтение стихотворения «Прилетайте скворцы», «Апрель», П. Образцов, «Весна в Тайге» Ю. Васютов. 19.04.16 Подвижная игра «Два оленя» (горелки) - НОД Рисование «Украсим пиму».
- Чтение коми народной сказки «Девочка и царь» 22.04.16 игра «В медведя» НОД Аппликация «Составьте орнамент на переднике».
- Чтение рассказа «Шесть пуговиц» А. Журавлев Приглашение экскурсии с музея «Как рукодельница семью одевала».

Срок (дата) Действия детей Действия педагогов
(в том числе по совершенствованию РППС) Действие родителей
(в том числе по совершенствованию РППС)
3 этап - Заключительный
15.04.16 - 29.04.16 Изготовление Коми одежды для уголка ряжения (сарафан, блузка рубаха, штаны).
- Изготовление Коми одежды для кукол (мальчика и девочки) Помощь в изготовлении Коми одежды для кукол и детей для сюжетно-ролевых игр.
25.04.16 – 28.04.16 Дидактические игры «Подбери пару», «Элементы Коми орнамента», Подвижная игра «Два оленя», «Мышь и угол». - Выставка детских работ по рисованию, аппликации, лепке.
- Изготовление шаблонов Коми национальной одежды для самостоятельного рисования, лепки, аппликации Посещение выставки
29.04.16 Самостоятельная продуктивная деятельность с использованием шаблонов коми национальной одежды
Выставки альбомов с фотографиями одежды народа Коми, с фотографиями предметов быта, элементов орнамента народа Коми. Посещение выставки
4.05.16 Сюжетно-ролевые игры с куклами в Коми национальной одежде. Оформление Коми уголка 5.05.16 Викторина «Коми одежда и орнамент» II. Оценка результатов и отчетность.
Данный проект был полностью реализован. Все цели и задачи, которые ставились вначале проекта, были реализованы. При выполнении проекта использовали методы и формы работы, которые были прописаны в проекте. При реализации проекта придерживались графика проведения мероприятий. В итоге мы достигли ожидаемых результатов проекта.
III. Список используемой литературы.
1. Атлас Республики Коми/Под ред. Савельева Э. А. – М.: Дизайн, информация, картография, 2001. – 552 с.
2. Богатеева З. А. Аппликации по мотивам народного орнамента в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1982. 175с.
3. Вавилова Л. Д. Ознакомление детей дошкольного возраста с коми краем. Сыктывкар, 1993.
4. Грибова Л. С. Декоративно-прикладное искусство народов Коми. – М.: Просвещение, 1980. – 239 с.
5. Грибова Л. С. Народное искусство Коми. – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1973. – 207 с.
6. Климова Г. Н. Узорное вязание коми. – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1978. – 55 с.
7. Клейман Т. В. Детям о культуре народа коми. Часть I. И Часть II. Творческое развитие школьников в процессе ознакомления с традиционным декоративно-прикладным искусством Коми. – Сыктывкар: Коми республиканский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, 1994.
8. Потолицына Н. Б. Приобщение дошкольников к коми национальной культуре на основе музейной педагогики. Сыктывкар, 2009.
9. Традиционная культура народа коми: этнографические очерки. / Под ред. Ильина И. В. – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1994. – 272 с.
10. Халезова Н. Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду: Пособие для воспитателя. – М.: Просвещение, 1984. – 234 с.
11. Шевченко С. Г. Приобщайте детей к народной культуре // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. – 2006. - № 3.
12. Коми старинные детские игры. Коми книжное издательство 1988г.
13. Челядьлы коми ворсомъяс, А. Н. Рассыхаев, 2015год.
14. Используемые сайты:
- https://yandex.ru/images/картинки коми национального костюма, узоров
- https://yandex.ru/images/фотографии предметов быта коми