Конспект внеурочного занятия Коми орнамент. Создание герба семьи


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» с. Чёрныш
Конспект учебного занятия «Коми орнамент. Создание герба семьи»
Автор – Косолапова Татьяна Андреевна,
учитель географии, биологии, экологии
Тема занятия Коми орнамент. Создание герба семьи.
Год обучения Первый
Возраст учащихся 11 – 12 лет
Цель Показать методы, с помощью которых можно развить творческие способности детей путем приобщения к народным традициям и к прикладному искусству, путем изучения символики в орнаменте и использование символики в быту.
Задачи Образовательные
Научить ребенка видеть историко-культурный  контекст  окружающих его вещей, т.е. оценить их с точки  зрения развития истории и культуры;
обучить  активным  формам  деятельности  в обстановке информационно-насыщенной работы; 
способствовать  активной мотивации  в познавательной деятельности и практическом  использовании полученных знаний;
сформировать устойчивый интерес в изучении истории  и культуры края, района, села;
сформировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей  причастности к иному  времени, другой культуры;
Развивающие
развивать уверенность  в реализации личностных качеств;
содействовать  раскрытию  творческого потенциала, творческой самореализации;  
способствовать активизации собственного опыта, ценностно-ориентированного поведения;
развивать коммуникативные навыки;
развивать  потребность в самостоятельном  освоении окружающего мира путем изучения  культурного наследия  наших предков.
Воспитательные
воспитывать  культуру общения,   чувств,  творческого взаимодействия.
Тип занятия занятие
Форма занятия проект
Методы обучения проектный
Дидактические средства Электронная презентация, шаблон герба, цветные карандаши, краски, таблицы с описанием орнамента
Ход занятия:
Этапы занятия Содержание деятельности педагога Форма организации деятельности учащихся Содержание деятельности учащихся
1.Организационный Включение в деловой ритм. Устное  сообщение  учителя.
Здравствуйте ребята. Я рада вас видеть на занятии. Сегодня мы с вами создадим герб вашей семьи. Для этого у нас на столах имеются заготовки будущего герба. Прежде, чем начать нашу работу, посмотрите на слайд и определите, что изображено на слайде (слайд 2). Слушание, просмотр слайда Ответы учащихся:
- на слайде изображены гербы городов Республики Коми.
Подготовительный. А для чего нужен герб? Что он символизирует? Обсуждение Ответы учащихся:
-
Открытие новых знаний. Герб символизирует фамильную честь, интерес к своему роду – все это ветви большого дерева, имя которому патриотизм. Нельзя жить и не помнить родства. Дворянские семьи имели свои гербы и девизы.
Задание: собрать пазл города.
Вопрос: что изображено на гербах этих городов. Что общего? В чем отличие.
Показ гербов других городов. Выяснили, что общее у всех – это орнамент. Слушание, просмотр слайда
Деление на группы.
Обсуждение в группах. Собирание пазла города Республики Коми
Ответы:
1 группа: На гербе города Печора изображены название города, год образования, дерево, коми орнамент.
2 группа: на гербе города Ухта изображены: ель, буровая вышка, год образования города, книга, коми орнамент.
Общее в этих гербах – коми орнамент, принадлежность к Республике Коми.
Знакомство с орнаментом коми. Зачитывает стихотворение и рисует орнамент на слайде (слайд 6).
Несложно орнаменты нарисовать:
Берёшь элементы, рисуешь их в ряд.
И вот уже виден орнамент в рисунке,
И вот уже звёздочки ярко горят.
А также листочки и линии можно,
И птиц, и зверюшек… Поверьте, друзья!
Придумать орнаменты вовсе несложно,
И лишь без фантазии в этом деле нельзя!
Вопрос: Что такое орнамент? Из каких элементов состоит орнамент?
Ответы учащихся сопровождает слайд (слайд 7). Слушание, обсуждение Ответы учащихся.
Орнамент – это узор, состоящий из ряда ритмически упорядоченных элементов. В соединении элементов обязательно создаётся строгая закономерность, связанная с симметрией и ритмом (чередованием).
Узор – это рисунок. Различные линии, формы, краски в нём могут быть расположены без строгого порядка.
Предлагаю вам познакомиться с буклетом, который находится на ваших столах (приложение 1). В буклете представлены символы, которые используются в орнаменте и их обозначения, а также цветовая гамма и ее значение. Изучаем алгоритм создания герба (слайд 8). Знакомство с буклетом. Читают символы и цветовую гамму.
Изучают алгоритм создания герба.
Практическая часть. Проект. А сейчас я предлагаю вам создать герб своей семьи, на котором вы изобразите главные особенности своей семьи, традиции, увлечения. Используйте при этом шаблоны орнаментов и заготовку герба.
После оформления герба своей семьи вы должны описать герб, отметив при этом цветовую гамму и ее значение, а также элементы орнамента.
Удачи вам. Проектная работа Учащиеся оформляют шаблоны гербов.
Описывают герб.
Защита герба. После завершения работы учащиеся защищают свой герб. Защита гербов. Выступления учащихся.
Рефлексия. Я вас благодарю за работу, и хочу вас спросить, на все ли вопросы мы нашли ответы?
- Что нового вы узнали на занятии?
- Что интересного?
- Чему научились? Слушают. Отвечают на вопросы. Ответы учащихся.
Завершающий. Герб – это великаний размах,
Львиные пасти и очи орла.
Рода история, знак ремесла,
Чтобы Отечества память цвела.
Перья над конскою мордой литой…
Герб – это эхо судьбы роковой.
Пусть гербы, созданные на нашем занятии оберегают вашу семью от бед и несчастий. Пусть они приносят только радость и счастье в ваш дом.
Спасибо за работу. До новых встреч. Слушание. Приложение 2. Коми орнамент и его обозначения.


Приложение 3. Шаблон герба семьи.

Результат проекта учащихся МБОУ «СОШ» с. Чёрныш