Экологический проект Зимующие птицы
Экологический проект:
«Зимующие птицы»
Паспорт проекта
Тип проекта: творческий
Вид: групповой
Форма проведения: занятия, беседы, наблюдения, экскурсии, дидактические и театрализованные игры, досуги, опытническая и трудовая деятельность, чтение художественной литературы, просмотр видеофильмов и телепередач. Продолжительность проекта: средней продолжительности (3 месяца)
Место проведения: экологическая зона детского сада, музыкальный зал, группа, участок группы, семья.
Возраст детей: 5-6 лет.
Проблема: нет экологических знаний о зимующих птицах, не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой.
Участники проекта: дети, педагоги, родители.
Цель проекта: формирование у детей системы элементарных экологических знаний о зимующих птицах и помощи человека природе.
Задачи проекта:
развитие познавательных способностей
развитие творческого воображения и мышления
развитие коммуникативных навыков
Задачи исследовательской деятельности:
формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы,
развивать умение определять возможные методы решения проблемы самостоятельно,
формировать умения применять методы, способствующие решению поставленной задачи с использованием различных вариантов.
Линии развития личности:
познавательно-речевое развитие дошкольников,
художественно-эстетическое развитие дошкольников,
социально-личностное развитие дошкольников.
Ожидаемый результат:
сформировать у детей систему знаний о зимующих птицах,
научить детей самостоятельно решать экологические задачи,
научить детей самостоятельно находить решения в сложных ситуациях,
сформировать гуманное отношение к природе,
развивать интерес и любовь к родному краю в процессе экологического воспитания и умения отражать это в рисунке, лепке, аппликации, ручном труде.
Пояснительная записка
«Экологическое воспитание – это формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве». С.Н.Николаева.
«Программа воспитания и обучения в детском саду» определяет следующие задачи познавательно-речевого развития дошкольников по формированию элементарных экологических представлений:
- анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе,
- знать пять-семь видов зимующих птиц,
- иметь представление о зимующих птицах и о помощи человека природе.
Учитывая, что «Программа воспитания и обучения в детском саду» предусматривает умственное воспитание дошкольников через задачи художественно-эстетического развития, а именно:
- развивать способность наблюдать, всматриваться в явления и объекты природы, выделяя их свойства и качества (форма, величина, строение, цвет), отражая это в рисунке, лепке, ручном труде;
- учить детей отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к миру природы;
- приобщать детей к театральному искусству;
- развивать умения разыгрывать сценки по экологическим сюжетам,
- воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал детей, предоставлять возможность выступать перед сверстниками, родителями и другими гостями;
- совершенствовать умение согласовывать свои действия с товарищами, приучать детей правильно оценивать свои поступки и поступки товарищей.
Содержание экологического воспитания включает два направления:
- экологические знания детей,
- отношение к предметам и явлениям окружающей действительности.
Для того чтобы научить детей дошкольного возраста правильно относиться к миру природы, необходимо, чтобы ребенок имел определенные знания о живой и неживой природе.
Воспитательно-образовательную работу по экологическому развитию детей дошкольного возраста может осуществлять педагог, который сам владеет определенными знаниями в области экологии. Экологическое воспитание дошкольников необходимо проводить в процессе интеграции разнообразных видов детской деятельности, занятий, наблюдений, экскурсий, опытнической и трудовой деятельности, дидактических и сюжетно-ролевых игр, чтения художественной литературы, просмотра видеофильмов и телепередач, а также самостоятельной деятельности детей.
Большое значение при этом отводится работе с родителями воспитанников. Педагоги дошкольного учреждения проводят совместно с родителями праздники: «Птицы наши друзья», «Поможем птицам зимой», «Сохрани этот мир» и выставки художественного творчества детей и родителей.
Цель экологического проекта: формирование у детей элементарных экологических знаний о зимующих птицах, о правилах поведения в природе.
Задачи оздоровительной направленности
- учить детей понимать и правильно взаимодействовать с природой
2. Задачи образовательной направленности:
- формировать элементарные экологические знания
- развивать экологические представления
- формировать начала экологического мировоззрения
- формировать умения решать самостоятельно различные экологические задачи
- учить детей самостоятельно находить решение в сложных ситуациях
- учить понимать причинно-следственные связи внутри природного комплекса:
а) познакомить детей с особенностями жизни птиц
б) показать взаимосвязь растений и птиц со средой обитания: растения служат кормом для птиц, птицы распространяют семена.
- познакомить детей с Красной книгой
3. Задачи воспитательной направленности:
- продолжать формировать у детей бережное и ответственное отношение к миру природы
- формировать эмоционально-доброжелательное отношение к птицам
- воспитывать отзывчивость и коммуникабельность, стремление помочь товарищам, поддерживать их в трудную минуту
4. Задачи по развитию трудовых умений и навыков при ознакомлении с природными явлениями:
- учить детей заботиться о зимующих птицах
- учить делать кормушку для птиц из бросового материала
5. Задачи по оформлению эстетических суждений о природе через продуктивные виды деятельности:
- развивать интерес и любовь к родному краю в процессе экологического воспитания и умения отражать это в рисунке, лепке и аппликации
- учить детей отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к миру природу.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
Сформировать у детей обобщенные представления о зимующих птицах
Знание детьми внешнего вида, образа жизни, о приспособленности птиц к жизни в зимнее время года
Вызвать постоянное желание детей помогать к заботиться о птицах зимой
Уметь сравнивать разных птиц, выделяя общее и различия поведения, способы добывания пищи
Обогатить словарный запас детей
Научить анализировать, устанавливать причинно-следственные связи
Воспитать умение работать в коллективе сверстников, умение выслушивать друг друга, приходить на выручку
Приобщить к совместной деятельности родителей
Физкультминутка.
Сегодня мы с вами поговорим, а ком вы сами сейчас догадаетесь. Я буду загадывать загадки, а вы будете отгадывать:
Платье серое надела
И к кормушке подлетела
Стала каркать «Кар-кар-кар!»
Что за птичий тут базар?
Кто это? (ворона)
Посмотрите какая она? Что можно сказать? (большая, умная, важная, серьезная, сама серая, а крылья, хвост, голова черная. А почему ее зовут ворона? Потому что она любит что-нибудь воровать (брать), в деревнях цыплят, утят, яйца. Может поживиться из запасов продуктов на балконах в городах. Хоть ворона и вороватая птица, но он нее польза есть: она уничтожает вредных насекомых и сохраняет деревья в городах.
Костюмчик пестрый,
Носик острый
Сам небольшой
Доктор лесной. (дятел)
Что можно сказать про дятла? Это небольшая, но очень красивая птичка, сидит на стволе дерева «солдатиком» цепляясь острыми коготками и опираясь на твердый и упругий хвост. Своем длинным клювом извлекает вредителей жуков-короедов. Поэтому он лесной доктор. Дятла еще называют «барабанщиком». Почему? Долбит кору дерева, как будто играет на барабане.
Птицу с грудкой красной
Знают все прекрасно
Любит птица кочевать
И рябину объедать.(снегирь)
Что мы знаем про снегирей? Красавец снегирь прилетает перед первым снегом. Есть такая примета, если снегири прилетели, значит завтра после завтра пойдет снег. Снегирь – это не только гордость и краса наших лесов, он еще и галантный кавалер. Лучшие гроздья рябины снегирь, как бы он не был голоден, уступит своей подружке. Посмотрите на клюв. Он толстый, широкий, хорошо приспособлен для выуживания семян из ягод рябины, черемухи. Он расклевывает ягоды, выедает семечки, а мякоть выплевывает на землю.
Очень шустрый, суетливый
Разговорчивый, крикливыйПо дорожке, прыгает
Чик-чирик! Чирикает.(воробей)
Какой он? Маленький, быстрый, шустрый, крикливый, часто вступает в споры с другими воробьями и даже дерется с ними. У маленьких воробышков желтые рты, которые они широко открывают и просят корм, поэтому птенцов называют «желторотиками». Как они летают? Стайками, т.к. вместе им легче заметить опасность и быстрее найдешь корм.
Кто летает
Кто стрекочет
Рассказать нам новость хочет(сорока)
Какая она? Сороку можно узнать по белым пятнышкам на крыльях. Голова, шея, грудка – черные. У нее очень длинный хвост. Сороки отлично летают, а по земле – прыгают. Они умеют издавать стрекочущие звуки. Так они разговаривают между собой. Сорока – очень красивая птица, и в некоторых странах она считается птицей счастья. Черненькая шапочка.
Тоненькие лапочки
Галстук есть у птицы
Кто она?(синица)
Какая она? Маленькая птичка, черная головка, белые щечки, грудка желтая и черный галстук. Синичкой называли ее за ее песенку си-си-си, синь-синь, пинь-пинь. Синички любят делать запасы. Например поймают бабочку, гусеницу и спрячут с внутренней стороны веточки, чтобы выпавший снег не мешал подобраться к кладовой. Лапки у нее цепкие это позволяет ей цепляться за ветку и висеть вниз головой.
А есть еще синичка хохлатая и синичка длиннохвоста. У синички хохлатой удлиненные перья на голове образуют хохолок. На горле и по бокам черные пятна. У синицы длиннохвостой белая грудка и очень длинный хвост.
Всю ночь летает
Мышей добывает
А станет светло
Спать летит в дупло.(сова)
Это крупная птица, серые перышки, короткий хвост и длинные изогнутые когти. Особые перья расположены по кругу, и кажется, что у совы есть «лицо». Клюв у нее в идее крючка, глаза огромные, а шея очень подвижная. У нее хорошее зрение и прекрасный слух. Это позволяет ей охотиться ночью.
Птичка на большой сосне
Нам стрекочет: клё-клё-клёТвердый клюв похож на крест,
Семена из шишек есть(клест)
Главная особенность этой птицы клюв, сложенный крестиком. Этим клювом добывает семена из шишек.
Физкультминутка.
А как вы думаете, что этих птиц объединяет? Правильно эти птицы зимующие. Чем они отличаются от перелетных? У них есть подпушек под перьями и очень твердый клюв.
Дидактические игры
Подвижная игра «Найди пару».
Каждому ребенку клеится на одежду картинка с изображением птицы. Звучит музыка «Пение птиц». Дети «летают» по «парку», когда музыка заканчивается, каждый ищет себе пару.(игра повторяется 2 раза). - Я знаю такую игру, называется «Найди пару». Хотите, научу? Каждый из вас превратится в птицу и найдет пару.
Игра «Верю - не верю»
Клесты выводят птенцов зимой.
У синицы желтая грудка.
У воробья большой сильный клюв. (Не верим!) А у кого такой клюв?
У сороки длинный черный хвост.
У свиристеля на голове хохолок.
Снегирь любит сало. (Не верим!) Какая птица любит сало?
Ворона питается остатками пищи.
Клесты любят семена шишек.
Игра "Птички" (дети выполняют упражнения, повторяя их за воспитателем)
Птички прыгают, летают.
Птички прыгают, поют.
Чик-чирик, чик-чирик
Птички крошки собирают,
Зернышки клюют
Перышки почистили,
Перышки почистили,
Клювики почистили,
Клювики почистили.
Дальше полетели
И на место сели. Имитируют руками взмахи крыльев и совершают повороты туловища в стороны.
Наклон вперед, пальцами рук, собранными вместе, постукивать по коленкам
Стоя прямо, совершать взмахи правой рукой
Стоя прямо, совершать взмахи левой рукой
Повороты головы вправо – влево
Имитируют руками взмахи крыльев
Дети садятся на стульчики.
Игра “Назови ласково”.
Образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами:
птица – птичка, пичужка
синица – синичка
воробей – воробышек – воробьишкоснегирь – снегирек, снегирюшка, снегиречекголубь – голубка, голубок
галка – галочка
Игра «Счёт птиц».
Закрепление согласования числительных с существительными (один воробей, два воробья, три воробья и т. д.)
Игра с мячом «Подбери действие».
Дети передают мяч друг другу и называют, что умеют делать птицы: летать, клевать, прыгать, петь, чистить перышки, вить гнезда, высиживать яйца, заботиться о птенцах, спать, пить, сидеть на ветке, искать корм.Подвижная игра «Зимующие и перелетные птицы»
Воспитатель: Когда я называю зимующих птиц, вы летаете вокруг меня, а когда перелетных, садитесь на корточки. Будьте внимательны.
(Соловей, ворона, скворец, воробей, дятел, жаворонок, синица, кукушка, сорока, журавль, голубь и т. д.)Лепка «Учимся лепить птиц»: учить лепить птиц из целого куска по мотивам народной глиняной игрушки. Побуждать к самостоятельному поиску приёмов декоративного украшения.
Аппликация «Снегирь на ветке рябины»: учить передавать особенности строения, окраски снегиря приёмом силуэтного вырезания с дополнительными наклейками.
Рисование «Стайка воробьёв»: учить передавать позу клюющего воробья. Закреплять навыки рисования цветными карандашами (в линии использовать разный нажим, штриховать разнохарактерно при изображении оперения, развивать фантазию у детей, предлагая дополнить рисунок деталями.Пальчиковая гимнастика « Покормим голубей».
( Ищут голуби везде, и в снегу ,и в гнезде,
И на ветках, на земле
Крошки, семечки себе).( дети указательным и большим пальцем по одному зёрнышку складывают в кулак, сначало одной,потом другой рукой).
Варианты организации
образовательной деятельности
в режимных моментах.
Взаимодействие с родителями:
• Беседа родителей с ребенком о зимующих птицах во время прогулки, обратить внимание на то, какие птицы часто прилетают во двор, парк и т.д;
• Вспомнить стихотворения и загадки о зимующих птицах;
• Провести беседу с ребенком о бережном отношении к птицам, о необходимости помощи птицам зимой;
• Изготовление кормушек совместно с ребенком и повесить ее на улице.