Конспект урока по истории на тему Кочевые племена на территории Луганского края
Ровеньковская общеобразовательная школа № 8 І-ІІІ ступеней
Кочевые племена на территории Луганского края
Урок по истории Отечества
в 7 классе
Подготовила:
Учитель РОШ № 8
Лавренюк Н.В.
Ровеньки, 2015
ТЕМА. Кочевые племена на территории Луганского края
ЦЕЛЬ. Сформировать представление у учащихся о расселении кочевых племен на территории нашего края, их основных занятиях, повседневной жизни и духовном мире; развивать умения анализировать исторический материал, делать выводы, работать с иллюстративным материалом, картами; воспитывать интерес к изучению истории родного края
ОБОРУДОВАНИЕ. Учебник «Мой родной край – Луганщина» 7 класс, видеофрагменты «Печенеги», «Половецкие истуканы», карты, иллюстрации.Ход урока
I. Организационный момент
II.Актуализация опорных знаний учащихся
- Какие народы проживали в VII-X веках на территории нашего края?
- Какую роль сыграла Хазария для дальнейшего развития нашего края?
ІІІ. Мотивация познавательной деятельности учащихся (слайд 2)
Великая на юге степь,
Кругом некошеные травы,
Способна племена пригреть,
Надежно спрятать след кровавый.
…
Здесь кочевали племена,
Бесчисленным стадам – раздолье,
Для русских тяжки времена,
Теряли часто жизнь и волю.
Им досаждали печенеги,
Принявшие потом Ислам,
На Русь бесчисленны набеги,
Откуда ждать? То здесь, то там…
IV. Сообщение темы, целей, задач урока
V. Восприятие и осознание нового материала
План (слайд 3)
Печенеги, торки, половцы.
Тюркское камнерезное искусство.
Печенеги, торки, половцы.
Племена печенегов
Об этих племенах современники писали: «их набеги – удар молнии, их отступления тяжелы и легки одновременно, тяжелы от множества добычи, легки от быстроты бегства… Они опустошают чужие страны, а своей не имеют. Самое худшее то, что они своим множеством превосходят весенних пчел… Число их бесчисленно».
Речь идет о печенегах, которые с конца ІХ в. занимают Северное Причерноморье, междуречье Днепра и Дона. (слайд 4-5).
Содержание жизни печенегов отражено в их могильниках под невысокими курганами.
Работа с иллюстрациями.
Представьте, что вы археолог, который проводит раскопки кургана печенегов. Попытайтесь определить по «раскопанным вещам», какой была жизнь печенегов. (слайд 6)
-490220-2184403768090-3206751558290-15240
3672840150495
Работа с учебником.
Прочитайте § 5 (20стр. 2-3 абзацы)
Где находили места пребывания печенегов в нашем крае?
Каким было печенежское общество?
Чем еще помимо набегов занимались печенеги?
Назовите особенности погребения печенегов.
(Подведение итогов ответов учащихся Просмотр видеофрагмента «Печенеги» (слайд 7-10)).
Учитель.
Господство печенегов длилось недолго. В конце Х в. В 970 году из Прикаспийской низменности в степи современной Луганщины откочевывают торки – злейшие враги печенегов. Хозяйственная деятельность и социальный уклад торков практически не отличались от печенежских. Они были менее агрессивными и воинственными племенами, но оружие в их могилах встречается довольно часто. Погребения торков найдены вблизи современных сел пелагеевка Новопсковского района, с.Ботово Старобельского района, с.Гречишкино Новойдарского района. (слайд 11-12)
В середине ХІ в. Печенегов и торков подчиняют половцы, которые надолго осваивают Северное Причерноморье и Приазовье. (слайд 13-14)
- Найдите на карте территорию расселения половцев
Работа с учебником § 5 (21-22 стр.)
- Сформулируйте по содержанию текста вопросы, которые бы начинались словами Что?, Кто?, Где?, Когда?, Как?, Почему?
(Обобщение ответов учащихся слайд 15-19)
Половцы оставили очень много следов своего пребывания в нашем и крае. Среди них половецкие статуи. Поэт ХІІ в. Низами описал картину поклонения половцев своим идолам, высеченным из камня: «Все племена кипчаков, когда попадут туда, сгибаются вдвое перед этой, единственной в своем роде статуей. Всадник, который подгонит к ней коня, кладет стрелу из колчана в ее честь. Пастух, который заведет туда свое стадо, опускает перед ней овцу».
2.Тюркское камнерезное искусство.
Просмотр видеофрагмента «Половецкие истуканы». (слайд 20)
Работа с учебников § 5 стр. 23-24
Проведите воображаемую экскурсию в музее половецких статуй.
Учитель. В ХІІІ в. Половецкие кочевья были разгромлены монголами. Итак, история нашего края в ІХ-ХІ вв. связана с историей тюркоязычных народов. Их нашествия прервали развитие земледельческой культуры и цивилизации в степях Луганщины. Однако в ХІІ- ХІІІ вв. У кочевников намечается перспектива зарождения государственности в виде объединений в большие племенные союзы, во главе которых стояли правители – ханы. Одним из ведущих племенных союзов было Донецкое объединение, расположенное на территории края. Развитие языческих племенных культов способствовало формированию самобытного половецкого камнерезного искусства, которое является историко-культурным достоянием мирового масштаба.
VI. Систематизация и обобщение
- Почему степи нашего региона стали излюбленным местом пребывания печенегов, торков, половцев?
- Кратко охарактеризуйте основные занятие печенегов и половцев.
- Каким изменениям в хозяйственной жизни нашего региона и соседних государств способствовали нашествия кочевников ХІ-ХІІІ вв.?
VII.Подведение итогов
РефлексияНа уроке я…
узнал …
понял…
научился…
наибольшие трудности у меня вызвало…
я не умел, а тепер умею…
на следующем уроке я хочу…
VIII. Домашнее задание
Проработать § 5 учебника «Мой родной край – Луганщина» 7 класс.