Компетентностный подход в современной педагогике
Характеристика одного из ведущих методологических подходов в современной педагогике
Методология (от греч. methodos – путь исследования или познания, теория, учение и logos – понятие) – «учение о методе», «теория метода». Понятие «методология» в науке имеет неоднозначную интерпретацию.
В широком смысле методология – это философская исходная позиция научного познания, общая для всех научных дисциплин. Другое, тоже широкое определение состоит в том, что методология – это «учение о методе научного познания и преобразования мира».
В узком смысле методология рассматривается как теория научного познания в конкретной научной дисциплине.
В специальной педагогике как в России, так и за рубежом методологически выделяют несколько подходов: системный, личностный, деятельностный, полисубъектный (диалогический), культурологический, этнопедагогический, антропологический, компетентностный.
Сравнительная педагогика, в свою очередь, подчеркивает значимость таких подходов как амбивалентный, комплексный, гуманистический, исторический, культурологический, цивилизационный и аксиологический.
Компетентностный подход в образовании устанавливает новый тип образовательных результатов, не сводимый к комбинации сведений и навыков, а ориентированный на способность и готовность личности к решению разного рода проблем, к деятельности. Эти образовательные результаты, называемые компетентностями, рассматриваются как способности решать сложные реальные задачи – профессиональной и социальной деятельности, мировоззренческие, коммуникативные, личностные.
Цель обучения: ориентация на практическую составляющую содержания образования, обеспечивающую успешную жизнедеятельность (компетенции).
Основная формула результата образования: «Знаю, как».
Характер образовательного процесса: продуктивный.
Доминирующий компонент процесса: практика и самостоятельная работа.
Характер контрольных процессов: комплексная отметка учебных достижений (портфолио – продукт творческого обучения).
Компетенции - целостная система универсальных знаний, умений, навыков, а так же опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.
Выделяют семь ключевых образовательных компетенций:
Ценностно-смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
Общекультурная компетенция – круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлён, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно - досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени.
Учебно-познавательная компетенция. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.
Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, компьютер, принтер) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовать, преобразовать, сохранить и передать её. Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способами взаимодействия с окружающими навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.
Социально-трудовая компетенция означает владение знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении.
Компетенция личностного самосовершенствования направлена к тому, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку.
Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Особенности компетентностного подхода в современной педагогике:
Осуществляется попытка внести личностный для обучающегося смысл в образовательный процесс;
Результат— готовность к продуктивному самостоятельному и ответственному действию на следующем этапе обучения;
Требует дополнения внутреннего учительского контроля самоконтролем и самооценкой, значимостью внешней экспертной оценки отчуждаемых продуктов учебной деятельности;
Учитель занимает позицию организатора, консультанта, толкователя «правил игры», «администратора сети», он лишь организует (регулирует, направляет) процесс;Ученик сам отвечает за собственное продвижение, он субъект собственного развития, в процессе обучения занимает разные позиции внутри педагогического взаимодействия.