Портфолио — как способ организации накопительной системы оценки
Портфолио - как способ организации накопительной системы оценки
С введением новых стандартов обучения в начальной школе приобретает актуальность использование системы накопительной оценки "Портфолио учащихся".
Портфолио в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является системой, объединяющей возможности накопительной (итоговой) оценки и формирующего оценивания. Портфолио применяется в системе итоговой оценки достижений обучающихся за курс начальной школы при переходе на следующую ступень образования. Существенным преимуществом портфолио по сравнению с другими формами оценивания является то, что предметом оценки и последующего совершенствования являются не только предметные достижения обучающегося, но и личностные и метапредметные результаты.
Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов
Оптимальным способом организации накопительной системы оценки в нашей школе является портфолио учащегося – Дневник моего роста. Дневник моего роста позволяет осуществить оценку динамики индивидуальных образовательных достижений ребёнка, предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность.
Дневник моего роста является формой аутентичного (то есть отвечающего задачам образования) оценивания образовательных результатов по продукту, созданному учащимися в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности.
Важная цель: – представить отчёт по процессу образования школьника, увидеть картину значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретённые знания и умения.
Таким образом, Дневник моего роста соответствует задачам практико-ориентированного обучения:
поддержание высокой учебной мотивации обучающегося;
поощрение активности и самостоятельности, расширение возможности обучения и самообучения;
развитие навыков рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности школьника;
формирование умения учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
укрепление взаимодействия с семьей ученика, повышение заинтересованности родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности с МОУ ПСОШ .
Структура
Дневника моего
роста:
1.РАЗДЕЛ «ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЭТО - Я»
(фотография, сведения о себе, о семье, чем я люблю заниматься)
2. РАЗДЕЛ "МОЯ УЧЁБА"
В этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету. Ученик наполняет этот раздел оценочными листами, листами наблюдений, первыми диагностическими работами, удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения, творческими работами, рисунки, я читаю, заполнение таблицы – «Я знаю- я умею» (входная, первое и второе полугодие, итог)
3 РАЗДЕЛ "Внеурочная деятельность"
Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно отнести к общественной работе (поручениям). Может быть, ребенок играл роль в школьном спектакле, или читал стихи на торжественной линейке, или оформил стенгазету к празднику или выступал на утреннике Вариантов очень много. Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему.
4. РАЗДЕЛ "МОЁ ТВОРЧЕСТВО"
В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Родителям необходимо предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого раздела!
Важно! Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, также необходимо дать информацию об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось.
Хорошо бы дополнить это сообщение фотографией. Если событие освещалось в СМИ или Интернете - надо найти эту информацию. Если проводилось Интернет-порталом, сделать распечатку тематической странички.
5 РАЗДЕЛ "МОИ ДОСТИЖЕНИЯ"
Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. Причем в начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке.
6. РАЗДЕЛ «СОДЕРЖАНИЕ»
Оформление этого листа обновляется довольно часто, по мере необходимости.
Педагог на каждом этапе обучения вместе с ребёнком выбирает, что является для него результатом на сегодняшний день. Оценочная деятельность самого педагога направлена на то, чтобы стимулировать учебно-познавательную деятельность ребёнка и корректировать её. Вместе с тем педагог передаёт ребёнку нормы и способы оценивания (не выставления отметки, а фиксации качества, например разборчивость письма, грамотность, способа действий и т.д.), способствует выработке у ребёнка самооценки своего труда. Отбирая в свой Дневник моего роста творческие, проектные работы, ребёнок проводит рефлексию сделанного, а педагог может отследить как меняются, развиваются интересы ребёнка, его мотивация, уровень самостоятельности и другие личностные и метапредметные действия. Динамика образовательных достижений учащихся за период обучения станет очевиднее, если накопительная система оценивания станет действовать с 1 класса, поэтому так важно сохранить первые тетради (или отдельные страницы), первые творческие работы ребёнка.
Анализ, интерпритация и оценка отдельных составляющих портфолио и портфолио в целом ведутся с позиции достижения планируемых результатов с учетом основных результатов начального образования, устанавливаемых требованиями стандарта.
Портфолио учащихся оценивается классным руководителем не реже 1 раза в полугодие по следующим критериям:
Раздел
Индикатор
Баллы
Раздел «Знакомьтесь: это-я»,
раздел «Содержание»
- красочность оформления, правильность заполнения данных, эстетичность, наличие фото
«+» - индикатор полностью соответствует требованиям;
«+/-» - незначительные замечания
«-» - не соответствует требованиям
Раздел «Моя учеба»
-наличие оценочных листов, листов наблюдений, проектов, творческих работ и т.д.
«+» - от 5 и больше работ по каждому предмету; наличие положительной динамики образовательных достижений
«+/-» – 3-4 работы по каждому предмету; отсутствие положительной динамики образовательных достижений
«-»– менее 3 работ по каждому предмету; наличие отрицательной динамики образовательных достижений
Раздел «Моя общественная работа»
- наличие поручений, фото, сообщений и т.п.
«+» - наличие фото, поручений, красочных сообщений на тему (от5 и больше)
«+/-» – наличие фото, поручений, красочных сообщений на тему (3-4);
«-» – недостаточная информация, отсутствие фото, сообщений
Раздел «Мое творчество»
- наличие рисунков, фото объемных поделок, творческих работ
«+»– наличие от 5 и больше работ;
«+/-»– количество работ составляет 3-4;
«-» – недостаточная информация о творчестве ученика
Раздел «Мои достижения»
- наличие грамот, сертификатов, дипломов, благодарственных писем, итоговых аттестационных ведомостей
«+» – наличие не менее 3 грамот, наличие положительной динамики в освоении планируемых результатов
«+/-» - менее 3 грамот, отсутствие положительной динамики в освоении планируемых результатов
«-»- отсутствие грамот, наличие отрицательной динамики в освоении планируемых результатов
Затем заполняется процентная шкала, если «+» - закрашивается целая клетка, если «+/-» - закрашивается половина клетки, если «-» - клетка остается не закрашенной.
10%
20%
30%
40%
50%
60%
70%
80%
90%
100%
Главное не победа, главное - участие!
Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат.
Важно помнить.
В первом классе, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но по мере того, как он взрослеет эту помощь надо сводить к минимуму. С самого начала нужно построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио. В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.
В настоящее время, постепенно "человек для общества" уступает место "человеку для себя"? Вот поэтому и главные усилия в сфере образования теперь предлагается направлять на развитие прежде всего тех способностей, которые не вытекают из каких-то абстрактных "общественных потребностей", а требуются самому человеку для успешной самоактуализации и самореализации, для продвижения к целям, которые человек поставил себе сам.
Рисунок 1C:\Documents and Settings\Пользователь\Рабочий стол\DSC04196.JPGРисунок 2C:\Documents and Settings\Пользователь\Рабочий стол\DSC04195.JPGРисунок 4Рисунок 8C:\Documents and Settings\Пользователь\Рабочий стол\DSC04208.JPGРисунок 15Рисунок 16Рисунок 1815