Технологическая карта урока технологии в 7 классе на тему Плетение из фольги
«Создание условий для повышения качества обучения
по предмету технология в условиях внедрения ФГОС»
Проблема достижения качественного образования школьников – ключевая для российского образования. В нем заинтересованы все:
Главным продуктом такого образования является личность выпускника, всесторонне подготовленная к самостоятельной жизни и труду в условиях рыночной экономики, способная на основе приобретенных базовых знаний, умений и навыков решать практические задачи, жизненные проблемы, иметь потребность в преобразованиях.
Для обучающегося образование должно стать прочной основой жизненного старта.
Для общества – базой для подготовки трудовых ресурсов высокого качества и квалификации. Значит, учить нужно, как точно сформулировал известный педагог конца XIX в. С.А. Рачинский, не для экзамена, а для последующей жизни.
Место предмета «Технология» в базисном учебном (образовательном) плане и его содержание предоставляет молодым людям возможность бесконфликтно войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, которая называется техносфер и является главной составляющей окружающей среды человека в действительности.
Предметная область «Технология» является основной практико -ориентированной образовательной областью знаний в школе, где интегрируются и реализуются знания, полученные при изучении естественнонаучных и гуманитарных дисциплин, а также формируются навыки и умения практической проектной работы, столь необходимые всем.
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность обучающихся. Приоритетными методами обучения являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы, метод проектов. Все виды практических работ в программе направлены на освоение различных технологий обработки конструкционных материалов, электромонтажных, ремонтных санитарно-технических работ, расчетных и проектных операций.
В своей работе по технологической подготовке школьников исходят из двух факторов:
состояния и обеспеченности учебно-материальной базы и технического оснащения школьных мастерских;
профессиональной готовности учителя реализующего учебный предмет технология.
Инструментом для формирования технологической культуры, предполагающей необходимость у каждого исполнителя пробуждать творческие наклонности , служит учебная программа по курсу технологии.
Это – основной рабочий документ для учителя, но он не является догмой. Более того, содержание программы из года в год может корректироваться, совершенствоваться, подвергаться переработке. Любая программа требует от учителя творчества и оставляет ряд вопросов для самостоятельного решения при планировании деятельности с учетом состояния учебно-материальной базы школы, ее производственного окружения, потребностей обучающихся, профессиональной компетентности учителя.
Главный вопрос, который ставлю я, могу ли заинтересовать ребенка для возникновения интереса к предмету?
Каждый учитель стоит сегодня перед необходимостью пересмотра методов, форм и стиля обучения. Ни программа, ни учебник, ни методическое пособие не могут предложить готовые ответы. Он, должен сам проектировать собственную деятельность, учитывая условия процесса обучения и состав учебной группы. Ему нужно в какой-то степени отойти от стандартного решения задачи, построить начало занятия, привлечь внимание, активизировать деятельность обучающихся, чтобы они могли самостоятельно мыслить, искать, действовать.
Наиболее эффективно эти проблемы решаются путем организации целостного учебно-воспитательного процесса с использованием современных педагогических технологий.
В методическом арсенале современного учителя достаточно самых разнообразных педагогических методов и технологий обучения, способных повысить продуктивность урока. Основываясь на своем профессиональном опыте, профессиональной компетенции и мастерстве, на возможностях и потребностях школьников, он выбирает ту технологию, которая наиболее приемлема и эффективна для решения стоящих перед ним задач. К числу таковых отношу и использую в своей практике, проектные и информационные технологии. Наиболее приемлемым для решения актуальных педагогических задач стал метод проектов.
Инновационный поиск новых средств обучения привел к пониманию того, что на занятиях технологии необходимо применять также групповые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие методы обучения.
Основным дидактическим средством обучения в курсе технология в основной школе является учебно-практическая деятельность обучающихся.
Успешной работе способствует сотрудничество с администрацией школы. Благодаря пониманию важности данного учебного курса для будущих женщин в жизни, директор школы Воробьев Н.В.. оказывает большую помощь, создавая необходимые условия для работы и повышения качества труда педагогического коллектива.
Совместные усилия по созданию необходимых условий, т.е. образовательного пространства, где обучающиеся могут раскрывать и реализовывать свои способности.
Окружающая среда должна быть такой, чтобы ребенок мог черпать из неё информацию, должна помогать ему самореализовываться, постоянно расширять зону его ближайшего развития и формировать мотивационную сферу.
Учитель технологии должен использовать данные возможности при преподавании учебного курса, используя демонстрационную технику и оборудование, соответствующие запросам сегодняшнего дня.
Учебная деятельность строится на основании Государственного стандарта по технологии, программ, рекомендованных Министерством образования и науки; имеются рабочие тетради, учебные пособия, электронный учебник; в достаточном количестве приобретены учебники «Технологии» универсальной линии для работы с учащимся 5-8 классов. Учебник «Технология» для 5, 6, 7 класса для учащихся общеобразовательных учреждений / [Н.В.Синица, П.С. Самородский, В. Д. Симоненко и др.]; под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2015..
Учебники хорошо проиллюстрированы: рисунки, схемы, таблицы, чертежи др. Приобретение учебников значительно облегчило процесс обучения.
Качество методического сопровождения высокого уровня, имеется большая база дидактического, раздаточного, обучающего и контролирующего материала, в большей степени электронного характера.
Также в школе созданы все условия для эффективного использования информационно-коммуникационных технологий и Интернет-технологий. Педагогический коллектив школы имеет возможность использовать ресурсы глобальной сети Интернет не только при подготовке к учебным занятиям, во внеклассной работе, но и непосредственно на уроке, адресовать участников к образовательным ресурсам во время выполнения домашнего задания.
В образовательном учреждении в практике работы используются компьютеры, мультимедийные проекторы, интерактивные доски . Все компьютеры присоединены к локальной сети, имеют выход в Интернет. Наличие именно этих показателей позволяет расширить границы информационного пространства и выйти на интеграционный уровень обучения при формировании проектного мышления и проектной деятельности у обучающихся.
Интерактивная доска соответствует и способствует способу восприятия информации современными школьниками и позволяет учителю создать ситуацию успеха для любого обучающегося. Ее использование в практике работы не только усиливает наглядность изложенного материала, делает урок живым и увлекательным, отражает динамику информации, но и повышает заинтересованность школьников, позволяя им активно и многогранно взаимодействовать с учебным материалом, что в итоге способствует лучшему его усвоению и запоминанию.
Информационно-коммуникационные технологии в рамках предмета «Технология» используются в качестве средства, а не объекта изучения.
Наглядность, демонстрация, образность предлагаемого материала положительно воздействует на эмоциональное состояние школьников. Однако, необходимо знать меру, в противном случае излишнее эмоциональное включение, помешает усваивать учебный материал, анализировать его, обобщать, и приходить к выводам и объективным результатам.
Считаю, что использование данных средств и технологий помогает мне воспитывать и растить одаренных детей, которые потом с успехом и большим интересом способны участвовать в конкурсах проектов и олимпиадах по предмету.
Кроме создания комфортных первоочередных условий для работы субъектов образовательного пространства школы, в образовательном учреждении, начиная с 5-6 класса, ведется пропедевтическая целенаправленная подготовка к конкурсам , а в последствии и участие в олимпиадах, по технологии. Это такие формы работы, как:
- консультативная помощь «учитель-ученик»;
- групповая работа над творческими проектами, участие в выставках и конкурсах;
- массовая работа (школьная олимпиада, научно-практическая конференция, защита проектов).
Благодаря подготовке и проведению олимпиад, конкурсов по предмету, у участников повышается уровень сформированности знаний, умений и навыков за курс основной (средней) школы. Развитие исследовательских и проектировочных умений, творческих способностей и самостоятельности у обучающихся, способствуют их самореализации и профессиональному самоопределению выпускника.
Качество полученных результатов в процессе обучения, участие в конкурсах и олимпиадах достигается позицией, которую занимает учитель, это, прежде всего:
- желание заниматься профессиональной деятельностью;
- любовь и уважение к детям.
Для достижения высоких результатов обучения недостаточно количества времени отведенного на учебную деятельность. Необходим постоянный контакт субъектов учебного процесса, совместная деятельность по индивидуальному плану работы. Факультатив по работе с одаренными детьми помогает решать проблему.
Поощрение самостоятельной работы, самостоятельный творческий поиск являются также эффективными формами подготовки к олимпиаде. Мотив познания мира, залог включения в олимпиадную практику обучающегося.
Обобщая свой опыт работы по подготовке обучающихся к олимпиаде по технологии, выделяю два основных подхода:
- поддержку постоянного интереса к предмету путём выполнения нестандартных заданий и поощрения интереса к изучению внепрограммного материала через выполнение творческих заданий, выбор тем для проектов по желанию, решение проблемных ситуаций, конкурсные мероприятия;
- индивидуальный подход к каждому участнику олимпиады, конкурса, корректное выстраивание образовательной траектории развития школьника (рекомендую литературу для подготовки, даю ссылки в сети Интернет, встречи и беседы личностного характера, связь с родителями).
Предложенная система деятельности, по созданию условий для повышения качества обучения по предмету технология способствует:
1) Высокому уровню обученности выпускников по предмету технология;
2) Мотивации к изучению предмета технология, как следствие увеличению количества обучающихся выполняемых творческие проекты, показывающих стабильные высокие результаты конкурсов разного уровня;
3) Качеству оснащения и УМС сопровождения, включая электронные носители, отвечающие современным требованиям к условиям организации образовательной пространства и их использованию в практике работы учителя при обучении курсу технология.
В заключение отмечу, что интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач. Главное – оно развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей. И еще использование интерактивного обучения в процессе урока, как
показывает практика, снимает нервную нагрузку школьников, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий.
УРОК ПО ТЕХНОЛОГИИ «АЖУРНОЕ ПЛЕТЕНИЕ ИЗ ФОЛЬГИ»
7 класс
ТЕМА: Ажурное плетение из фольги.
ЦЕЛЬ : Знакомство обучающихся, с новым видом рукоделия – ажурным плетением из фольги.
ЗАДАЧИ: Совершенствовать навыки и приёмы творческой деятельности . Развивать эстетический вкус. Познакомить обучающихся с новым видом рукоделия – ажурным плетением из фольги. Повторить направления , по которым можно выбрать тему творческого проекта. Воспитывать интерес к творческой деятельности.
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: словесный, наглядный, практический
Объект труда: освоение приемов плетения.
ОБОРУДОВАНИЕ: Фольга пищевая , ножницы, карандаш, линейка.
ЗРИТЕЛЬНЫЙ РЯД: образцы изделий выполненные в технике ажурного плетения, технологические карты по изготовлению изделий.
СЛОВАРЬ: ФойлартХОД УРОКА,
1.Организационный момент.
1.1.Приветствие
1.2.Проверка готовности к уроку.
2 Сообщение темы урока. Ребята посмотрите пожалуйста на образцы у меня в руках , приходилось ли видеть вам такие работы раньше? Знаете ли вы ,как называется этот вид рукоделия? А нравятся вам такие работы? Хотели бы вы научиться создавать такие изделия? Сегодня на нашем занятии я познакомлю вас с новым видом рукоделия которое называется Фойларт .
3.Изучние нового материала .
История возникновения современного рукоделия- плетение из фольги.
left79375 Мода на рукоделия менялась, но никогда не исчезала. Современное рукоделие впитало в себя традиции многовекового мастерства. Несмотря на то, что плетение из фольги новый вид творчества , у него много общего с традиционными видами рукоделия. Плести из фольги просто и увлекательно . Этот вид рукоделия нравится всем , кто ценит красоту и изящество, любит украшать свой дом , удивлять и радовать своих близких.
Люди во все времена занимались рукоделием. В древности они камнем на камне высекали наскальные рисунки, с помощью жил и костяных игл сшивали куски шкуры и меха, нанизывали на кожаные шнурки красивые камушки и ракушки, плели из коры и веток корзины, лепили кувшины из глины. И всегда для людей было важно, чтобы изготавливаемые ими вещи были не только практичными, но и красивыми. Поэтому глиняные кувшины украшали росписью, одежду – вышивкой, деревянные изделия – резьбой, а металлические – чеканкой. Всегда, когда появлялся новый доступный материал, люди сразу же приспосабливали его для художественного творчества. Появились веревки – возникло макраме, появилась бумага – возникло оригами… Если бы алюминиевая фольга стала доступна людям в каменном веке, то сейчас бы археологи с гордостью демонстрировали нам сплетенные из нее украшения времен неолита. Но, несмотря на то, что алюминий самый распространенный металл на
земле, ученым удалось впервые получить его в чистом виде только в 19 веке. Это было очень трудной задачей, поэтому некоторое время алюминий был редким металлом и ценился дороже золота. Весьма знатные и влиятельные особы, не жалея денег, заказывали себе алюминиевые пуговицы и столовые приборы, чтобы похвастаться такой невиданной роскошью. Но в 20 веке людям окончательно покорилось электричество, был найден дешевый способ производства алюминия, и он стал широкодоступным материалом. Алюминиевые вилки и ложки, о которых мечтали императоры, стали атрибутами дешевого общепита. А вслед за штампованными изделиями появилась и алюминиевая фольга. За основу своих творческих работ мы будем использовать образцы изделий, дизайнера и автора этого вида рукоделий- Олеси Емельяновой.
Характеристика материала и его свойства
Алюминиевая фольга – восхитительный современный полностью безопасный материал, как будто созданный для рукоделия. Лёгкая , гибкая и блестящая она не боится воды и высоких температур, не требует при работе специальных инструментов, и, что не маловажно , её можно купить в каждом хозяйственном магазине. Никакой специальной фольги для плетения не существует , для работы вам потребуется самая обычная алюминиевая фольга марки «стандартная» для хранения пищевых продуктов. Тонкая алюминиевая фольга легко рвётся , поэтому для плетения используются скрученные из неё проволочки. Процесс их изготовления очень прост и напоминает прядение. Такие проволочки обладают всеми достоинствами фольги, но при этом достаточно прочны, чтобы сплетённое из них изделие сохранило форму, и не было излишне хрупким. Ширина фольги в рулоне обычно 29-30 см. именно из неё выполнены все показанные модели, и именно такую длину имеют все отрезаемые в процессе работы полоски фольги.
4. Демонстрация приёмов выполнения плетения.
Изготовление проволочек. Проволочки изготавливаются из полосок фольги . шириной 3 см.. С помощью тупого карандаша и картонного шаблона расчертите лист фольги поперёк на одинаковые полоски . Чтобы фольга не порвалась , нажимайте на карандаш не слишком сильно
Теперь ножницами разрежьте фольгу по намеченным линиям.
( Перед работой с ножницами повторить ТБ .)
4.1. Техника безопасности.
В ходе работы вам придётся пользоваться ножницами, поэтому вспомним технику безопасности
1 Какими ножницами можно пользоваться, какими нельзя?
2 Как и где должны находиться ножницы при работе?
3 Как правильно передавать ножницы по просьбе одноклассницы?
Теперь из каждой отрезанной полоски нужно скрутить проволочку . Для этого движениями обеих рук сомкните полоску поперёк по всей длине. Продолжайте сминать фольгу поперёк кончиками пальцев , пока полоска не превратится в неровную «колбаску» толщиной 4-5 мм.
Теперь зажмите заготовку между большим и указательным пальцами и катайте туда-сюда, не спеша перемещаясь от одного конца к другому как будто прядёте нить, пока у вас не получится гибкая блестящая однородная по толщине проволочка диаметром 2 мм. и длиной 24-25 см.
Соединение разрывов и удлинение проволочки.
Части порвавшейся проволочки можно соединить туго скрутив их концы друг с другом. Для надёжности большим и указательным пальцами покатайте туда-сюда место соединения проволочек, как вы это делали при их изготовлении. .Это придаст соединению дополнительную прочность и сделает его практически незаметным. Точно так же действуйте при необходимости удлинить проволочку при плетении.
Практическая работа.
Сегодня мы работаем на уроке тремя группами. Каждая из групп будет выполнять своё задание, которое выберет в зависимости от степени сложности.. 5.1 Выполнение работы
А сейчас обратите своё внимание на технологическую карту по изготовлению цветов из фольги. Внимательно изучите технологическую карту. Из материалов на рабочем столе выполните выбранный образец. Ребята все мастера работая над своими произведениями трудились с большим вдохновением с чистыми помыслами .Вам для работы понадобятся хорошее зрение и ловкие пальцы, поэтому сейчас
Физкультминутка
1. Исходное положение – сидя на стуле. Круговые движения глазными яблоками с открытыми глазами. 10-15 секунд;
2. Исходное положение - сидя на стуле., массаж глаз указательными пальцами , слегка надавливая на верхнее веко точечными движениями 10-15 секунд ;
3. исходное положение сидя – вытянув руки перед собой сжимать и разжимать пальцы рук -10-15 секунд ),
а теперь улыбнёмся друг другу и приступим к работе.
5.2 Действия учителя . Контроль за правильностью выполнения работы.
Контроль за соблюдением правил безопасности работы.
Оказание помощи обучающимся , испытывающим затруднения в работе.
Контроль объёма и качества выполняемой работы.
5.3 Подведение итогов работы.
6. Актуализация знаний.
Ребята мы с вами закончили изучать рукоделия , которые могут пригодиться вам для заключительного творческого проекта. Давайте мы вместе с вами вспомним и повторим что такое учебный творческий проект ?Какие этапы выполнения учебного творческого проекта вы знаете ?С какими видами рукоделия вы познакомились в этом году?
7. Подведение итогов урока.
7.1. Заключительное слово учителя
Рефлексия -
Черты человечьи слагались веками.
Бывает, что кто-то похож на кого-то,
И все-таки каждый из нас уникален,
Как будто природы "ручная работа".
В умелых руках оживает и камень.
Резцом или кистью творились полотна,
Искусство высокое в Лету не канет -
Хранится в музеях ручная работа.
Штампованной жизни дела и заботы.
От них никуда нам сегодня не скрыться.
Отдушиной станет ручная работа.
И если готова душа для полета,
Ты делаешь дело с добром и любовью,
В итоге выходит "ручная работа".
Великое дело - большое искусство,
Где каждое слово и каждая нота,
Когда пробуждают высокие чувства,-
Не штамп, а таланта "ручная работа".
7.2 Выставление отметок, их аргументация.
7.3.Домашнее задание.
Разработать эскиз будущего учебного творческого проекта. Выполнить его на бумаге. Приготовить и принести на следующий урок материалы и инструменты для работы над проектом.
Технологическая карта.
Класс_____7______Предмет: технология
Тема «АЖУРНОЕ ПЛЕТЕНИЕ ИЗ ФОЛЬГИ»
Цель Знакомство обучающихся, с новым видом рукоделия – ажурным плетением из фольги.
Планируемые образовательные результаты Личностные:
Предметные:
Формируемые УУД.
Личностные:
Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
Основные понятия ФойлартОрганизация пространства Межпредметные связи: искусство,
Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Планируемые результаты,
УУД
I.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Приветствие.
-Здравствуйте, садитесь.
Проверка готовности рабочих мест учащихся к уроку.
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. Личностные: самоопределение;
Регулятивные: целеполагание;
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Ребята посмотрите, пожалуйста, на образцы у меня в руках, приходилось ли видеть вам такие работы раньше? Знаете ли вы, как называется этот вид рукоделия? А нравятся вам такие работы? Хотели бы вы научиться создавать такие изделия? Как вы думаете, из какого материала они изготовлены? Каким способом?
ФОТО Рассматривают образцы, принимают участие в беседе. Делают предположения о материале и способе изготовления поделок. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам.III. Выявление места и причины затруднений. Дизайнером и автором этого вида рукоделия является Олеся Емельянова. Вы правильно предположили, что эти поделки изготовлены из фольги. Что вы знаете об этом материале? Как называется техника выполнения работ из фольги? рУчаствуют в беседе. IV. Построение проекта выхода из затруднения. V.Реализация построенного проекта. VI.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. VII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. VIII. Включение в систему знаний повторение. IX. Рефлексия УД на уроке. Дополнительная информация
Список учебной и дополнительной литературы Ссылки на использованные Интернет-ресурсы Дополнительная необходимая информация ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА .Изготовление декоративного цветка , в технике ажурного плетения из фольги.
№ Технология выполнения операции .СТЕБЕЛЬ 1.
Возьмите бумажную салфетку, вырежьте из неё прямоугольник размером 6 на 12 см. и скатайте из него плотный шарик диаметром около 1,5 см. Приплюсните шарик сверху так, чтобы он приобрёл форму драже.
2. Отрежьте от рулона фольги полоску шириной
9-10 см. и плотно оберните её концом бумажную заготовку. Прогладьте округлую поверхность заготовки пальцами , чтобы придать ей более правильную форму. Это будет серединка цветка.
3 Полоску фольги под серединкой сомните поперёк , а затем скатайте пальцами в виде плотной проволочки. Затем положите проволочку на стол так, чтобы округлая серединка оказалась на весу за краем стола , и катайте ладонями туда-сюда.. У вас получится гладкий стебель с уже закреплённой серединкой цветка.
ЛЕПЕСТКИ..4
Возьмите обычную гибкую проволочку ( её мы будем называть основой), отступите от её конца 3-4 см. и двойным витком закрепите на ней конец ещё одной проволочки ( её мы будем называть рабочей) . Отступив от места закрепления 1 см. плавно согните рабочую проволочку , образовав узкую петлю. Сгиб должен быть плавным . Пропустите конец рабочей проволочки под проволочкой основой и снова согните её в обратном направлении. Сделайте ещё 9 таких же петель лепестков.
5.
Теперь сплетите на той же проволочке основе 16 лепестков с высотой петли 1,5 см, высотой петли 2 см. , и 20 лепестков с высотой петли 3 см. По мере необходимости удлиняйте рабочую проволочку и проволочку основу, используя приём удлинения проволочек.
СБОРКА ЦВЕТКА. 6. Свободный конец проволочки ( со стороны самых мелких лепестков ) туго намотайте на стебель в плотную к середине цветка. Продолжайте плотно наматывать проволочку с лепестками на стебель , располагая витки друг под другом. Оставшийся конец проволочки также обмотайте вокруг стебля зафиксировав форму цветка .7.
Чтобы намотанная проволочка с лепестками не съезжала , возьмите ещё одну проволочку и туго намотайте её на стебель , прямо под венчиком создав утолщение. Придерживая венчик цветка , слегка потяните вниз стебель, чтобы серединка плотнее прилегала к лепесткам.. Отрежьте от рулона фольги полоску шириной 2 см. и туго оберните ею чашечку цветка.
ЛИСТЬЯ. 8.
Разрежьте целую проволочку на 3 равные части . Расположите их параллельно друг другу , скрутите их кончики вместе в тугой жгут , а затем обмотайте одну из них вокруг остальных двух, оставив свободными «хвостики» длиной
2,5 – 3 см.Слегка изогните лист , придавая ему более естественную форму. 9.
Точно так же изготовьте ещё 2 – 3 листочка. Закрепите листья на стебле, туго обмотав вокруг него их свободные « хвостики»