Урок по технологии Работа с волокнистыми материалами.ИзделиеДомовой
Тема урока: Работа с волокнистыми материалами. (Изделие «Домовой»).
Цель урока
Учить изготовлять изделие из ниток, совершенствовать навыки работы с нитками.
Задачи
Обучающие: познакомить учащихся с поверьем о домовом, со способом изготовления игрушки из помпона; формировать умение работать с циркулем, с нитками (наматывать, завязывать, разрезать); выполнять самостоятельно разметку и раскрой детали для изготовления изделия; соблюдать правила безопасной работы с ножницами и циркулем; оформлять изделия по собственному замыслу (цветовое решение, умение создавать игрушку на основе помпона, проводить оценку своих действий на основе заданных в учебнике критериев;
Развивающие: находить и выделять необходимую информацию из текстов и иллюстраций; рассуждать, обосновывать и доказывать свой выбор, пользуясь материалами учебника; развивать мышление, внимание, глазомер.
Воспитывающие: способствовать формированию интереса к предмету при выполнении изделия на основе текстового плана; воспитывать у учащихся чувство товарищества, эстетические чувства прекрасного.
Тип урока
Изучение новых знаний.
Метод обучения
Практический (предполагает включение учащихся в различные виды деятельности: по наблюдению, сравнению, анализ объектов).
Форма работы
Фронтальная, индивидуальная.
Оборудование
Компьютер, мультимедийный проектор, учебник, рабочая тетрадь, изображение домового, помпон как элемент декора, образцы изделий, нитки, игла, ножницы, циркуль, картон или цветная бумага, клей, на доске записана тема урока (закрыта).
ХОД УРОКА
Организационный момент
А ну-ка, дети, встаньте в ряд!
Я – командир, вы – мой отряд!
Ум и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи!
Самоопределение к деятельности
Прочитайте и отгадайте загадку. Кто так себе говорит?
Дед хозяйственный такой –
Старый, добрый, небольшой.
Сказки сказывать могу,
Все м испечь по пирогу.
Чтобы мир был и лады –
Охраняю от беды.
Чтобы в доме был покой,
Рад стараться (домовой)
- Может быть, кто – то уже догадался, что мы будем делать на уроке?
- Прочитайте тему урока на доске.
Работа по теме урока
Работа по учебнику.
- Мы с вами уже совершили удивительное путешествие по деревне. Пришло время зайти нам в дом, в русскую избу. А знаете ли вы, как бы нас встретила хозяйка дома в Древней Руси? Давайте прочитаем вместе диалог Ани и Вани в учебнике на странице 49. (Дети читают текст)
Анализ прочитанного:
- Как встречала хозяйка?
- Кто такой столяр?
- рассмотрите иллюстрации, из чего сделана мебель?
Как вам уже известно, дерево на Руси издавна считалось основным строительным материалом. Высокого мастерства достигали русские столяры в изготовлении самой разнообразной мебели. Все предметы были покрыты искусной резьбой.
- А кто же, ребята, по русскому поверью оберегал покой в доме?
- Где он жил в старинный избах? (за печкой). А в наше время где может жить домовой, ведь не в каждом доме и квартире сохранились печки? (за батареей).
- А что вы знаете о домовом?
Издавна считалось, что для благополучия и спокойствия в доме необходим невидимый хозяин – домовой. По русскому поверью он жил за печкой и всегда пользовался уважением среди народа. Во все времена домового почитали, угощали, называли только ласковыми словами: домоседушка, хозяюшка. За такое обращение домовой тоже не делал зла хозяину, но иногда мог и подшутить, то вещи припрячет, то кастрюлю уронит. Если домовой полюбил семью, то он предупреждал их о несчастьях. Караулил дом и двор. В противном же случае бил посуду, кричал и топал по ночам. В наше время люди продолжают верить в это доброе существо и даже изготавливают сувениры с его изображением из различных материалов: ткани, бумаги, глины, соломы.
Беседа.
А мы сегодня на уроке изготовим домового из ниток, который сможет поселиться у вас дома. Но перед этим нам нужно научиться работать с новым инструментом. А что за инструмент, вы узнаете, отгадав загадку:
Мой циркач, циркач лихой
Чертит круг одной ногой,
А другой проткнул бумагу,
Уцепился и ни шагу. (Циркуль).
Рассмотрите инструмент. Из каких частей он состоит? (Две подвижные ножки и головка.) (Демонстрация.)
Чаще всего циркуль изготавливается из металла и состоит из двух частей, соединенных шарниром. Обычно на конце одной из них располагается игла, на конце другой – пишущий предмет.
- Прочитайте определение понятия «циркуль» в учебнике, страница 50. (Читают, рассматривают разные виды циркулей).
Также циркуль может быть использован для измерения расстояний, является незаменимым предметом в геометрии, черчении.
- Давайте составим основные правила работы циркулем:
1. Циркуль – колющий предмет. Работай осторожно.
2. Слегка наклоняй циркуль при разметке вправо.
3. Не сдвигай иглу циркуля с выбранного центра.
4. Расстояние от центра до края круга называется «радиус». Если радиус круга равен 7 см, то ножки циркуля надо раздвинуть до 7 см.
5. После работы держи циркуль сложенным.
(Учитель показывает, как правильно работать циркулем.)
Практическая работа.
- Выполните практическую работу в рабочей тетради на с. 20. (Чертят окружности заданного радиуса.)
Физкультминутка
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова. (Вращение головой.)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты.)
Продолжение работы по теме урока.
Анализ готового изделия.
(Учитель демонстрирует готовое изделие, ученики определяют необходимые материалы и инструменты для работы, технику выполнения.)
Составление плана работы.
(Групповая работа. Учитель раздает карточки с этапами работы, учащиеся располагают их по порядку.)
Подготовка материалов и инструментов. Повторить правила работы с ними.
Разметка окружностей. Сделать циркулем разметку двух кругов радиусом по 5 см на картоне. В середине каждого круга сделать разметку еще одного круга радиусом 2см.
Раскрой. Вырезать размеченные детали, помня о правилах работы с ножницами.
Сборка. Вырезанные круги сложить вместе и намотать на них несколько слоев ниток. Для этого вдеть нитку в иголку и пропустить ее через центр круга. Разрезать нитки между кольцами, взять еще одну нитку и туго перевязать середину помпона. Аккуратно снять кольца, распушить помпон.
Отделка. Приклеить к помпону детали, вырезанные из рабочей тетради.
Творческая работа детей.
(Дети самостоятельно изготавливают изделие. Учитель оказывает индивидуальную помощь).
Рефлексия.
- Какое задание было интересным?
- Что было трудным?
- Оцените свое изделие.
VII. Выставка работ.
VIII. Подведение итогов.
-Как называется инструмент, который был нам сегодня помощником? Какие правила работы с ним нужно знать?
-Уборка рабочих мест
15