Урок — сказка «Мальчик — Звезда ищет маму»


Масугутова Кульбаршын Магауовна учитель математики       школы-лицей имени А.ИмановаУрок - сказка «Мальчик - Звезда ищет маму»
по математике в 4 классе.
Тема урока. Задачи на движение. Закрепление.
Цели: закрепить умение решать задачи на движение; находить расстояние, если известны скорость и время;совершенствовать вычислительные навыки; развивать у детей логическое мышление, умение наблюдать, сравнивать, делать выводы; воспитывать у учащихся уважение к матери, вежливость, доброту, щедрость;бережное и заботливое отношение к животным.
Оборудование: плакат, на котором изображен замок,    Мальчик-Звезда, Волшебник Математики, король, королева, зайчик, коноплянка, белочка, жаба, гадюка, «золотые» монетки (конфеты), карточки, таблицы.Ход урока.
 
1. Организационный момент.
2.Сообщение темы и цели урока.
Кому-то сказки надоели,
А кто-то сказками пленен
И самый лучший наш урок
Начнем с знакомых нам имен.
- Дорогие ребята! Мы с вами сейчас отправимся в сказочное путешествие с Мальчиком-Звездой (Жұлдыз-бала).(Слайд 1).Посмотрите, на кого он похож. Как вы думаете, почему он стал таким безобразным? А вы хотите, чтобы он стал прежним?
Давайте поможем ему стать не только красивым, но и добрым. Для этого нам нужно попасть в заколдованный замок, где поселился Злой Волшебник Математики и найти маму Мальчика-Звезды, которую он сильно обидел. Но попасть в замок не так-то просто. Злой Волшебник Математики станет Добрым и впустит нас в замок лишь в том случае, если мы соберем много «золотых» монет. Согласны отправиться в путешествие? С Мальчиком-Звездой мы будем выполнять действия с многозначными числами, решать уравнение, задачу на движение, работать с геометрическими фигурами. Итак, в путь!
Ребята, первые две монеты находятся у противной жабы (құрбақа) и гадюки (жылан), которые их охраняют. И отдадут они их в том случае, если мы поможем Мальчику-Звезде пройти по «числовым» кочкам и не ошибиться.
Задание: Прочитать многозначные числа и назвать,
что обозначает цифра 4 в каждом числе. (Слайд 2).
Молодцы, ребята! Справились с заданием. Получаем «золотые» монеты и продолжаем наш путь. А ведь жаба и гадюка хотели нас обмануть и завести  Мальчика – Звезду в болото. Но благодаря вам, ребята, Мальчик – Звезда идет в нужном направлении.
Следующая монета находится у крота (көртышқан), который спрятался в землю, ведь Мальчик – Звезда жестоко его обидел. Но крот всё же отдаст «золотую» монету, если мы поможем Мальчику – Звезде определить, на какую фигуру похоже куча земли, которую вырыл крот и выполнить задания. (Слайд 3).
1 задание. Определить, какая часть фигуры закрашена.
- Что вы заметили? (Каждая фигура окрашена наполовину).
- Назовите «лишнюю» фигуру. Почему?
2 задание. Определить части речи в данном предложении.
Мы поможем мальчику быстро пройти
к заколдованному замку и найти его маму.
И с этим заданием мы справились. Получаем «золотую» монетку, благодарим крота и вместе с Мальчиком – Звездой продолжаем путь.
Мальчику – Звезде очень стыдно просить коноплянку о помощи, ведь он подрезал её крылья  и она не может летать. Но у коноплянки вновь отрастут крылья, и она сможет летать, если мы поможем Мальчику – Звезде написать математический диктант. А диктант сегодня вам буду диктовать не я, а звёздочки, которые упали с неба .
(3 ряд работает по карточкам).
Математический (звёздный) диктант. (Слайд 4).
Коноплянка очень довольна, что вы справились с заданием. Теперь она  сумеет взлететь   высоко – высоко,  к  самим звездам и в благодарность дарит не одну, а несколько золотых монет. Скажем ей « спасибо».

Наше путешествие продолжается. На нашем пути встречается маленькая Белочка ( тиiн ). По вине Мальчика – Звезды она осталась без мамы и очень грустит. Мы должны помочь её справиться с орехом, который она не может разгрызть, так как он заколдован. Чтобы его расколдовать нужно определить массу ореха, решив уравнение.
Х * 709 = 20353 + 41330
Х * 709 = 61683
Х = 61683 : 709
х=87(г)
87 * 709 = 20353 + 41330
61683 =61683
Ребята, мы  помогли Мальчику-Звезде определить массу ореха и сумели расколдовать его. Белочка этим очень довольна. Она смогла полакомиться орешком, а нам в благодарность отдаёт золотую монету.  Мальчик – Звезда  говорит Белочке « спасибо», ведь он стал добрее и вежливее.
3.Физминутка. «Сотвори Солнце в себе».
В природе есть Солнце. Оно всем светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Звездочка увеличилась. Направляю лучик с добром, звездочка стала еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой, как солнце. Оно несет тепло всем-всем.
Ребята, посмотрите, Злой Волшебник Математики расставил на дороге силки для ловли птиц и зверей. И вот в один из них попал маленький Зайчик (қоян). Он очень плачет и просит о помощи. Мальчик-Звезда  согласился ему помочь, но одному ему не справиться с заданием.
Нужно решить задачу на движение, чтобы быстрее добраться к замку. ( стр.214 № 2 .) (Слайд 5).
Чтобы найти расстояние, нужно скорость умножить на время.
S = v * t
v в. = 19 км /ч
v м. = 76 км/ч
t = 6 ч
S = ?I способ.1) 19 +76 =95 (км/ч) – общая скорость.
2) 95  * 6 = 570(км) – расстояние.
II способ.
S = v * t = (19 +76)  6 = 570 (км)
Ответ: 570 км расстояние между городамМы смогли  освободить Зайчика. Посмотрите, какой он весёлый и жизнерадостный. А мы получаем от Зайчика несколько золотых монет.  Мальчик – Звезда благодарит Зайчика и продолжает свой путь к замку.
Мальчик - Звезда уже приближается к замку.  Но предстоит преодолеть ещё одно препятствие. Чтобы пройти через мостик и он не обвалился, нужно расшифровать «заколдованное» слово. Бедный прокаженный, которому Мальчик- Звезда отдал золотую монету, просит взять его с собой. Нужно быть очень внимательными при выполнении задания. (Слайд 6).
Мальчик – Звезда успешно прошёл через мост и скоро увидит свою маму.
Но у ворот замка его встречает Злой Волшебник Математики и  просит его расколдовать, ведь раньше он былДобрым Волшебником Математики. А мы сможем его расколдовать,  если солнышко засветит ярче и улыбнется.  Солнышко улыбнется нам, если мы с Мальчиком-Звездой скажем добрые слова нашим мамам. (Слайд 7).
мама

(Дети пишут на листочках  ласковые слова своим мамам).
Мы смогли   расколдовать Злого Волшебника Математики, теперь он стал Добрым Волшебником Математики,  разрешил   Мальчику – Звезде   войти в  замок и увидеть  свою маму (шеше).В замке всё изменилось. Все стали добрыми и вежливыми (перестали грубить друг другу). После долгой разлуки  Мальчик – Звезда встретил  не только свою маму, но и отца: королеву и короля. Мальчик – Звезда попросил у мамы прощение и обещал никогда больше так не поступать. (Слайд 8).
(Дети читают стихи о маме).
Мама очень-очень я тебя люблю!
Так люблю, что ночью в темноте не сплю.
Вглядываюсь в темень, зорьку тороплю.
Я тебя все время, мамочка, люблю.
Вот и солнце встало, вот уже рассвет.
Никого на свете лучше мамы нет!
Мама простила Мальчика-Звезду, ведь она его очень сильно любила. Мальчик-Звезда оказался наследным принцем. Он стал править в своем государстве честно и справедливо. А еще он стал очень щедрым. (Слайд 9).
И за помощь в сказочном путешествии он угощает всех «золотыми» монетами.      (Дети угощают всех монетками-конфетами).
4. Итог урока.
- Что  интересного узнали на уроке?
-Какие выводы для себя вы сделали
5. Домашнее задание: стр. 214  №  3 (задача на движение).