«Занимательная математика» для учащихся 2 класса

Пояснительная записка
Данная рабочая программа факультативного курса «Занимательная математика» для учащихся 2 класса МКОУ «Вихоревская СОШ № 101» разработана на основе авторской программы «Математика», сборника программ внеурочной деятельности: 1-4 классы. под ред. Н.Ф. Виноградовой.-М.: Вентана-Граф., 2013-192 с
рекомендованной Министерством образования и науки РФ, в соответствии с Федеральными Государственными стандартами образования и основной образовательной программой ОУ.
Программа рассчитана на 34 часа, в неделю - 1 час. Программа реализует обязательный (базовый) минимум содержания образования.

Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной.
Рабочая программа факультативного курса «Занимательная математика» для 2 классов полностью соответствует примерной программе факультативного курса «Занимательная математика»

Образовательная область «Математика» и курс изучения «Занимательная математика», функции предмета.
По учебному плану МКОУ «Вихоревская СОШ № 101» на изучение курса математика во 2 классе отводится 34 ч (1 ч в неделю). В программе не сокращается количество часов, используется блоковая подача учебного материала.
Программа позволяет учащимся начальных классов ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением, закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций, общему интеллектуальному развитию, умению самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию, вводит в мир элементарной математики, расширяет и углубляет математические знания, позволяет включить интеллектуальную деятельность младшего школьника  в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего с мотивацией и интересами, оказывает положительное влияние на развитие внимания, памяти, эмоции и речи ребенка, прививает интерес к предмету и позволяет использовать эти знания на практике.
Программа направлена  на развитие у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии, созданию условий для развития ребенка, развитию мотивации к познанию и творчеству, обеспечению эмоционального благополучия ребенка, профилактике ассоциативного поведения, интеллектуального и духовного развития личности ребенка, укреплению психического здоровья. Она способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления, математической речи, внимания, умению создавать математические проекты, анализировать, решать ребусы, головоломки, обобщать и делать выводы.
         Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием приемов умственной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения.
           Программа отражает:
принципы обучения (индивидуальность, доступность, научность, преемственность, результативность);
дифференцированное обучение;
владение методами контроля.
             Умственная  задача:  составить  фигуру,  видоизменить,  найти  путь  решения,  отгадать  число  -  реализуется  средствами  игры,  в  игровых  действиях.  Развитие  смекалки,  находчивости,  инициативы  осуществляется  в  активной   умственной   деятельности,  основанной  на  непосредственном  интересе.
           Занимательность  математическому  материалу  придают  игровые  элементы,  содержащиеся  в  каждой  задаче,  логическом  упражнении,  развлечении,  будь  то  ребус  или  самая  элементарная  головоломка.  
Обучающиеся на опытно-наглядной основе знакомятся с простейшими геометрическими формами, приобретают начальные навыки изображения геометрических фигур, овладевают способами измерения длин и площадей. В ходе работы с таблицами и диаграммами у них формируются важные для практико-ориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных.

Цели и задачи учебного курса.
Основная цель программы: создание благоприятных условий для полноценного интеллектуального развития каждого ребёнка на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям.
Исходя из общей цели, стоящей перед обучением, решаются следующие задачи:
формирование мотивации к изучению математики, углубление и расширение математических знаний и способностей в соответствии с возрастными особенностями;
формирование мыслительных процессов, логического мышления, пространственных ориентировок;
обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки ученика для дальнейшего обучения;
расширение,  углубление знаний учащихся и формирование математической компетенции;
развитие и совершенствование мыслительных операций, психологических качеств личности (любознательности, инициативности, трудолюбия, воли) и творческого потенциала;
развитие логического мышления и пространственных представлений;
формирование начальных элементов конструкторского мышления;
воспитание интереса к предмету через занимательные задания;
формирование усидчивости и терпения;
создание прочной основы для дальнейшего обучения математике;
формирование и развитие различных видов памяти, воображения, общеучебных умений и навыков;
выявление и поддержка математически одаренных и талантливых детей.

Связь математики с остальными предметами учебного плана, преемственность рабочей программы.
На уроках математики необходимо привлекать знания, полученные учащимися на уроках русского языка, естествознания, экологии, истории, изобразительного искусства, технологии, физической культуры для составления текстовых задач, числовых выражений, сравнения и анализа чисел. С другой стороны, математические знания должны найти широкое применение на уроках по другим дисциплинам. На уроках математики происходит развитие речи учащихся, обогащение ее математическими терминами, выражениями. Учащиеся учатся правильно строить и обосновывать свои высказывания.
Преемственность
Данная рабочая программа является продолжением рабочей программы по предмету в 3-4 классах. Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а так же преемственности и перспективности между различными курсами. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, в программе содержатся полезная и любопытная информация, занимательные математические факты, способные дать простор воображению.

Учебно-методический комплект курса.
1. Учебно-наглядные пособия (таблицы), организационно-педагогические средства (карточки, раздаточный материал).
2. Компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Для учителя:
Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград, «Учитель», 2007.
Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов, «Лицей», 2002.
Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Москва, «Академкнига/Учебник», 2002.
Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. Санкт- Петербург, «Лань», 1995 .
Узорова О. В., Нефёдова Е. А. Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы, Москва, 2004.
Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. Москва «Панорама», 2006.
«Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал
Для учащихся:
1. Комплекты карточек с числами.
2.  «Математический веер» с цифрами и знаками.
3. Игра «Русское лото» (числа от 1 до 100).
4. Часовой циферблат с подвижными стрелками.
Планируемые предметные результаты изучения курса.
Предметные результаты:
- устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
- решать арифметическим способом (в 12 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью;
- оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи;
- распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);
- выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
- соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.

Сроки реализации рабочей программы по математике.
Согласно базисному (образовательному) плану учреждения МКОУ «Вихоревская СОШ №101» в 2016-т 2017 уч. году на изучение курса «Занимательная математика» во 2 классе выделяется 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).










Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий, основных видов деятельности.

Учебно-тематический план.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

урока
Наименование разделов и тем
Всего часов
Контрольно-проверочные работы
ЭОР




практичес-
кие
работы
контрольные
работы


1
Вводное занятие «Математика – царица наук»
1


2

2
Числа и операции над ними
8
2

4

3
Занимательные задачи
9
1

6

4
Учимся отгадывать ребусы
4


5

5
Оформляем школьную математическую газету
2
1

3

6
Олимпиады, конкурсы
3

-
4

7
Наглядная геометрия
3




8
Жизнь замечательных людей
2




9
Подведение итогов
2





Итого
34
4

24



Содержание рабочей программы
Вводное занятие «Математика – царица наук» (1ч.). Знакомство с целями, задачами и содержанием факультативного курса «Занимательная математика» во втором классе.
Числа и операции над ними (8ч.). Знакомство с интересными приемами устного счёта. Знакомство с классом тысяч. Упражнения с многозначными числами. Коллективный счёт. Числа-великаны. Игры «Знай свой разряд», «У кого какая цифра», «Работа над ошибками», «Математические горки». Практикум «Подумай и реши». Знакомство с  элементами знаковых систем.
Занимательные задачи (9ч.). Решение занимательных задач в стихах, логических задач, задач с неполными, лишними, нереальными данными. Загадки - смекалки. Обратные задачи. Задачи с изменением вопроса. Решение олимпиадных задач. Решение задач международной игры «Кенгуру». Решение нестандартных задач. Задачи с многовариантными решениями.
Учимся отгадывать ребусы (4ч.). Знакомство с  ребусами и  приемами их разгадывания.
Оформляем школьную математическую газету «Занимательная математика» (2ч.).  Выпуск школьной математической газеты: подбор материала, оформление.
Олимпиады, конкурсы (3ч.). Участие в школьной олимпиаде в период декады по математике, в районной олимпиаде, в международном конкурсе «Кенгуру».
Наглядная геометрия (3ч.). Знакомство с объёмными предметами. Выделение групп предметов, сходных по форме. Соотнесение выделенных групп с геометрическими моделями призмы, пирамиды, цилиндра, конуса и шара. Знакомство с названиями перечисленных объёмных тел.
Жизнь замечательных людей (2ч.) Знакомство с великими математиками древности Архимедом и Пифагором.
Подведение итогов (2ч.) Математический КВН, круглый стол «Подведем итоги».


Формы организации учебных занятий.
При организации образовательного процесса  используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств: интегрированные уроки с мультимедийным сопровождением,  комбинированные уроки. В процессе реализации программы используется метод разъяснения, наглядные методы, практические методы, проблемно-поисковый метод, метод самостоятельной работы, метод поощрения.
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, комбинированных уроков, обобщающих уроков, уроков-зачётов, уроков-игр. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
Учащиеся учатся наблюдать, сравнивать, обобщать, анализировать, выполняя различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги.
Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии, технологии развития критического мышления, технологии проектной деятельности, обучение  в сотрудничестве, исследовательская деятельность.

Основные виды учебной деятельности, виды контроля, формы работы.
решение занимательных задач;
оформление математических газет;
знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
проектная деятельность;
самостоятельная работа;
работа в парах, в группах;
творческие работы.

Формы и виды контроля.
- Познавательно-игровой математический утренник «В гостях у Царицы Математики».
- Проектные работы.
- Игровой математический практикум «Удивительные приключения Слагайки и Вычитайки».
- Познавательно-развлекательная программа «Необыкновенные приключения в стране  Внималки-Сосчиталки».
- Турнир по геометрии.
- Блиц - турнир по решению задач.
-Познавательная конкурсно-игровая программа «Весёлый интеллектуал».
-Всероссийский конкурс по математике «Кенгуру»
Календарно- тематическое планирование
по факультативному курсу математика
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Темы занятий
Количество часов
Дата проведения
Примечание




план
фактич.


1
 Вводный урок. Диагностика мыслительных способностей.
1




2
Занимательные вопросы. Математические загадки. Ребусы.
1




3
Математические фокусы со спичками
1




4
Математические лабиринты. Числовые треугольники.
1




5-6
Закончи предложения. Собери поговорки. Придумай загадку к словам.
1




7-8
Математические квадраты 3х3. Сложение в пределах 20. Логические вопросы.
1




9
Лишнее слово. Выделение признаков предметов. Сравнение.
1




10
Разбиение по какому-либо признаку. Игра «Посели в свой домик»
1




11-12
Задачи на смекалку. Занимательные лесенки. Логически-поисковые задания.
1




13
Чтение изографов. Словесные лабиринты.
1




14-15
Анаграммы. Игра «Собери фигуру». Объёмные фигуры.
1




16
Найди закономерность. Продолжи ряд. Составь свой ряд.
1




17-18
Логические вопросы. Математические лабиринты. Числовые головоломки.
1




19-20
Игра «Шифровальщик». Палиндромы.
1





21-22
Занимательная геометрия.
Головоломки со спичками. Графический диктант.
1





23-24
Логические задачи. Шарады. 
Математические квадраты 3х3. Сложение в пределах 100.
1




25-26
Задачи-шутки. Нестандартные задачи.
1




27
Оригами. Изучение свойств квадрата.
1




28-29
Весёлые вопросы. Зашифрованные пословицы. Игра «Змейка».
1




30
Нахождение сходства и различия в словах, математических цепочках.
1




31
Нахождение общего признака в словах, математических цепочках, в геометрических фигурах.
1




32
Нахождение закономерностей. Распределение по группам.
1




33
Задачи в стихах. Ребусы.
1




34
Конкурс эрудитов.
1














13PAGE 15


13PAGE 14615




Заголовок 715