Занимательная грамматика для учащихся 6 классов
Материалы по занимательной грамматике русского языка для учащихся
6 классов.
Подготовила учитель русского языка и литературы Тотрова Ангелина Сергеевна
Раздел « Лексика».
1.Попробуйте решить задачу. Обратите внимание на значение каждого слова.
Лес имеет круглую форму, с диаметром 20 километров. Как далеко может
забежать в лес лиса?
( Лиса может забежать в лес на 10 километров, потому что далее она бежит
из леса.)
2.Определите , в чём ошибка.
Ученик написал в сочинении : «Когда Дубровский убил медведя, Троекуров не обиделся, а только велел снять с него шкуру.»
( Ошибка в употреблении местоимения с предлогом с него. Оно может указывать как на медведя, так и на Дубровского.)
3.Назовите пять дней подряд так, чтобы ни разу не встретилась буква И.
( Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)
4. Определите, в чём ошибка.
Мой приятель лежал без сознания. Я взял графин, расстегнул ему воротник
и плеснул холодной водой.
( Ошибка в употреблении местоимения ему, которое может означать как
Приятеля , так и графин.)
Раздел « Фонетика».
Сколько раз встречается мягкий звук т в предложении : Документ подписан директором.
( 2 раза)
Назовите слово, в котором 5 раз встречается звук у.
( Кукурузную.)
3.Найдите слово, в котором можно отнимать, начиная слева, одну букву за
другой, и будут получаться существующие в языке слова.
( Например, потрубили.)
Прочитайте написанное:
Прежде чем вся 7я о5 сядет за 100л, пре2рительно вы3 клеёнку.
( Прежде чем вся семья опять сядет за стол, предварительно вытри клеёнку.)
Раздел « Морфология».
1.Укажите слова с одинаковым окончанием: домов, столов, коров, ковров, основ, степей, ножей, батарей, шей, ушей, юношей.
(1 группа- столов, домов, ковров; 2 группа- коров, основ; 3 группа- степей , ножей, ушей, юношей; 4 группа- батарей, шей.)
2.Как из двух приставок образовать повелительное наклонение глагола?
( Запри.)
3.Какого вида глагол проводить? Образуйте парный ему глагол другого
вида.
( Есть 2 глагола : один несовершенного вида ( совершенный вид- провести), второй совершенного вида ( несовершенный – провожать.)
Раздел « Пунктуация».
Какая ошибка допущена в предложениях?
Пальцев у него двадцать пять: на каждой руке десять, на ногах всего двадцать.
( Пальцев у него всего двадцать: пять на каждой руке, десять на ногах, всего двадцать.)
Рябчики говорят: охотники любят сидеть на деревьях.
( Рябчики, говорят охотники, любят сидеть на деревьях.)
На нашей ферме много рогатого скота: лошадей , свиней.
( На нашей ферме много рогатого скота, лошадей, свиней.)
15