Рабочая программа по истории Отечества для учащихся 8 класса (ССД), 2015-2016 учебный год
Казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Леушинская школа- интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Утверждаю:
Директор КОУ «Леушинская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
______________ Д.Ш.ШидиеваПриказ №________
от «____»_____________ 2015 г.
Согласовано:
Заместитель директора по УР
КОУ «Леушинская школа-интернат
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
___________________ В.С.Баринова
«_____» __________________ 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА»
(наименование учебного предмета)
для 8 класса
со сложной структурой дефекта
(II ступень образования)
на 2015 - 2016 учебный год
Составитель:
Е.А. Просвирнина
учитель истории
I квалификационная
категория
с.Леуши, 2015 год
Рабочая программа составлена на основании Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида для 5-9 классов в двух сборниках, под редакцией Воронковой В. В., авторы О.И.Бородина, В.М. Мозговой, 2001 г.; адаптированной программы «История Отечества» для учащихся 8 класса со сложной структурой дефекта, составитель Е.А. Просвирнина, учитель истории I квалификационной категории, 2015 годВ данной рабочей программе предложены разделы изучения курса истории 8 класса. В процессе развёрнутого изложенного материала по темам в каждом классе указывается количество годовых и недельных часов. Учитывая сложный состав учащихся специальной (коррекционной) школы требования к овладению знаний – минимально необходимый.
Рабочая программа рассмотрена на методическом совете,
Протокол № ____ от «____» ________________ 2015 г.
Председатель методического совета ________________/ Д.Ш.Шидиева/
Подпись расшифровка
Рассмотрена на методическом объединении учителей-предметников,
Протокол № ____ от «____» ________________ 2015 г.
Руководитель методического объединения ___________/Е.С.Боровая/
Подпись расшифровка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательнойшколы VIII вида для 5-9 классов в двух сборниках, под редакцией Воронковой В. В., авторы О.И.Бородина, В.М. Мозговой, 2001 г. и адаптированной программы по «Истории Отечества» для учащихся 8 класса со сложной структурой дефекта, составитель Просвирнина Е.А., 2015 год.Календарно-урочное планирование составлено в соответствии с учебником:
- «История России», Б. П. Пузанов, О. И. Бородина, Л. С. Сековец, Н. М. Редькина для 8 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Гуманитарный издательский центр Владос. М.: 2011 г.
История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение определёнными знаниями, умениями, навыками, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ребенка, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация воспитанника в общество.
ЦЕЛЬ:
Ознакомление с крупными историческими событиями отечественной истории, через формирование отчетливого образа наиболее яркого события и выдающегося деятеля, олицетворяющему данный период истории.
ЗАДАЧИ:
Освоение учащимися комплекса систематизированных знаний об истории Отечества, роли России как активного участника и творца всемирной истории;
Помощь учащимся в развитии у них чувства национальной идентичности, патриотизма, толерантности, уважения к историческому пути своего и других народов;
Развитие у учащихся исторического мышления, под которым понимается способность рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности;
Овладение учащимися умениями и навыками поиска и систематизации исторической информации.
Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, существенно отличающихся от нормально развивающихся сверстников. Знание особенностей развития этих детей необходимо для эффективной работы с ними для понимания причин, обуславливающих успехи и неудачи их обучения и воспитания, для поиска адекватных способов и приемов педагогического воздействия.
Исторический материал интересный и разнообразный по содержанию, он помогает ученикам представить жизнь, быт, занятия людей в далёком прошлом, культурные достижения, процесс развития государства и борьбу народа за свою независимость, обладает большим воспитательным потенциалом. Процесс обучения истории носит развивающий характер и одновременно имеет коррекционную направленность. При обучении происходит развитие познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Настоящая программа рассчитана на учащихся 8 класса, класса со сложной структурой дефекта. Срок реализации настоящей программы 1 учебный год. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (40 мин). На курс отведено - 70 часов (35 учебных недель) в год или 2 часа в неделю (согласно расписанию). На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов.
В связи с психофизическими особенностями учащихся 8 класса облегчен обязательный минимум ЗУН.
Курс истории Отечества сосредоточен на крупных исторических событиях отечественной истории, жизни, быте людей IX-XXI века. Изучение истории в 8 классе охватывается исторический период с конца XV - XIX века.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических нарушений.
При обучении детей со сложной структурой дефекта применяются - принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
При последовательном изучении исторических событий может быть использован уровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учащихся со сложной структурой дефекта.
ФОРМЫ РАБОТЫ:
Рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста учебной книги, работа с исторической картой, картинами, схемами, просмотр и разбор кинокольцовок, отдельных фрагментов кино,
Контроль за знаниями, умениями и навыками обучающихся осуществляется в ходе устных опросов, проведения тестов. Тексты контрольно-измерительные материалы создает учитель в соответствии с психофизическими особенностями каждого ученика с 8 класса со сложной структурой дефекта. Контроль осуществляется в конце каждого раздела (промежуточный контроль). В курс 8 класса – 3 урока обобщения и систематизации знаний учащихся.
МЕТОДЫ используемые при проведении уроков это - словесные (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой), наглядные (наблюдение, демонстрация), практические (упражнения), методы изложения новых знаний, методы повторения, закрепления знаний, методы контроля
ТИПЫ УРОКОВ:
Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала)
Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок)
Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок)
Комбинированный урок
При проведении уроков применяются ТСО - фрагменты кино (видео, DVD) мультфильмов, мультимедиа, музыкальные фрагменты, мультимедийные презентации.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
№ НАЗВАНИЕ
РАЗДЕЛА КОЛ-ВО
ЧАСОВ СОДЕРЖАНИЕ
ПРОГРАММЫ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ
МИНИМУМ ЗУН ПРИМЕЧАНИЕ
1 ПОВТОРЕНИЕ 2 История нашей страны с древнейшего периода до объединения Русских земель 2 ЕДИНАЯ РОССИЯ
(конец XV – XVII века)
21 Иван III Великий – глава единого государства Российского. Расширение государства Российского при Василии III. Русская православная церковь в Российском государстве. Первый русских царь Иван IV Грозный. Опричнина Ивана IV Грозного. Присоединение к Российскому государству Поволжья. Покорение Сибири Ермаком. Быт простых и знатных людей. Москва – столица Российского государства. Путешествие Афанасия Никитина в Индию. «Хождение за три моря». Великий иконописец Андрей Рублёв. Первопечатник Иван Фёдоров. Правление Бориса Годунова. Смутное время. Семибоярщина. Освобождение страны от иностранных захватчиков. Начало правления династии Романовых. Крепостные крестьяне. Крестьянская война под предводительством Степана Разина. Раскол в Русской православной церкви. Освоение Сибири и Дальнего Востока. Учащиеся должны иметь представления:
- о первом русском царе Иване IV Грозном;
- о путешественнике Афанасии Никитине;
- о иконописце Андрее Рублёве;
- о первопечатнике Иване Фёдорове;
- о причинах Смутного времени;
- о периоде правления Бориса Годунова;
- о крестьянской войне под предводительством С.Разина;
- о присоединении Казанского и Астраханского княжеств;
- о причинах раскола в Русской православной церкви;
- об освоении Сибири и Дальнего Востока;
УДУ:
- по плану и помощи учителя описывать жизнь Ивана IV Грозного;
- объяснить термин «семибоярщина»;
3 ВЕЛИКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ В XVIII веке
22 Начало правления Петра I. Начало Северной войны и строительство Санкт-Петербурга. Полтавская битва. Победа русского флота. Окончание Северной войны. Петр I – российский император. Преобразования Петра I. Эпоха дворцовых переворотов. Российская Академия наук и деятельность великого Ломоносова. Основание в Москве первого Российского университета и Академии художеств. Правление Екатерины II. «Золотой век» дворянства. Положение крепостных крестьян. Восстание под предводительством Емельяна Пугачёва. Русско-турецкие войны второй половины XVIII века. Знаменитый полководец Александр Суворов. Русские изобретатели и умельцы. Развитие литературы и искусства в XVIII веке. Быт русских людей в XVIII веке. Учащиеся должны иметь представления:
- о строительстве Санкт-Петербурга;
- о строительстве Санкт-Петербурга;
- о ходе Полтавской битвы;
- о победе русского флота;
- о Петре I как первом Российском императоре;
- о деятельности Петра I;
- о начале правления новой царской династии Романовых (1613 год);
- о деятельности М.В. Ломоносова;
- о периоде правления Екатерины II;
- о изобретателях и умельцах XVIII века;
- о развитии литературы и искусства в конце XVIII века;
- о периоде дворцовых переворотов;
УДУ:
- по исторической карте проследить путь восставших под предводительством Емельяна Пугачёва при помощи учителя;
- дать характеристику полководцу А.В. Суворову при помощи учителя;
- называть новые черты быта, одежды, поведения русских людей в XVIII веке при помощи учителя; 4 ИСТОРИЯ НАШЕЙ СТРАНЫ В ПЕРИОД XIX века
25 Россия в начале XIX веке. Начало Отечественной войны 1812 года. Бородинская битва. Оставление Москвы Наполеоном. Народная война против армии Наполеона. Отступление и гибель французской армии. Правление Александра I. Создание тайных обществ в России. Восстание декабристов. Император Николай I. «Золотой век» русской культуры. Великий русский поэт А.С. Пушкин. Развитие науки и географические открытия в первой половине XIX века. Крымская война 1853 – 1856гг. отмена крепостного права. Реформы Александра II. Правление Александра III. Развитие российской промышленности. Появление революционных кружков в России. Наука и культура во второй половине XIXвека. Жизнь и быт русских купцов. Быт простых россиян в XIX веке. Учащиеся должны иметь представления:
- о главнокомандующем русской армией М.И. Кутузова;
- о периоде правления Александра I;
- о реформах Александра II (земской, городской, судебной, военной);
- о причинах и ходе Отечественной войны 1812 г.;
- о движении декабристов, первых тайных организациях;
- о внутренней политике и общественном движении при Николае I;
- о научных открытиях первой половины XIX века: П.Л. Шиллинг - телеграф; Е. и М. Черепановы - паровая машина, первая железная дорога; Географических открытиях: И.Ф. Крузенштерн, Ф.Ф. Беллинсгаузен – остров Южный Сахалин, Антарктида;
- о главнокомандующем русской армией М.И. Кутузова;
- о развитии русской культуры XIX века.
УДУ:
- рассказывать о жизни и быте простых россиян в XIX веке при помощи учителя;
- называть произведения А.С. Пушкина при помощи учителя; ИТОГО: 70 КАЛЕНДАРНО-УРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ ТЕМА УРОКА КОЛ-ВО ЧАСОВ ДАТА ЦЕЛЬ СОДЕРЖАНИЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ
МИНИМУМ ЗУН ТИП
УРОКА МЕТОДЫ УРОКА
I ЧЕТВЕРТЬ – 18 часов
«ПОВТОРЕНИЕ» - 2 часа
1/2
(1/2)
История нашей страны с древнейшего периода до объединения Русских земель 2 Обобщение и систематизация знаний полученных в 7 классе Работа с «Лентой времени», заданиями на соотношение, тестовыми заданиями, исторической картой
Иметь представления о событиях древнейшего периода (IX – XIV века) СОЗ СЛОВЕСНЫЙ,
ПРАКТИЧЕСКИЙ
НАГЛЯДНЫЙ
«Е Д И Н А Я Р О С С И Я (конец XV – начало VIII в.)» - 21 час
3
(3)
Иван III Великий – глава государства 1 Дать представление о деятельности Ивана III, его дипломатических, военных, организаторских способностях Работа в тетради, «Лентой времени», картинами Н. Шустова «Иван III топчет ханскую басму» С. Иванова «В приказной избе», «На государственной службе», исторической картой Иметь представление о системе государственного управления при Иване III К СЛОВЕСНЫЙ,
ПРАКТИЧЕСКИЙ
НАГЛЯДНЫЙ
4
(4) Расширение государства Российского при Василии III 1 Формирование представлений о процессе завершения объединения Северо-Восточной Руси вокруг Москвы
Работа в тетради, исторической картой Иметь представление о Российском государстве при Василии III К СЛОВЕСНЫЙ,
ПРАКТИЧЕСКИЙ
НАГЛЯДНЫЙ
5
(5) Русская православная церковь в Российском государстве 1 Формирование представлений о роли Русской православной церкви в Российском государстве Работа в тетради (составление схемы «Церковная система управления) Иметь представление о Российском государстве при Василии III К СЛОВЕСНЫЙ,
ПРАКТИЧЕСКИЙ
НАГЛЯДНЫЙ
6
(6) Первый русский царь – Иван IV Грозный 1 Формирование представлений об управлении Московским государством при Иване IV Работа в тетради (составление схемы «Система государственного управления при Иване IV Грозном»), репродукцией В.М. Васнецова «Иван Грозный», «Лентой времени» Уметь по плану и помощи учителя описывать жизнь Ивана IV Грозного СНЗ СЛОВЕСНЫЙ,
ПРАКТИЧЕСКИЙ
НАГЛЯДНЫЙ
7
(7) Опричнина Ивана IV Грозного 1 Дать представление об опричнине и ее отрицательных последствиях для страны
Работа в тетради, исторической картой «Русское государство в XVI в.» Уметь по плану и помощи учителя описывать жизнь Ивана IV Грозного К СЛОВЕСНЫЙ,
ПРАКТИЧЕСКИЙ
НАГЛЯДНЫЙ
8
(8) Присоединение к Российскому государству Поволжья 1 Дать учащимся представления о вхождении в состав Российского государства народов Поволжья Работа в тетради, исторической картой «Русское государство в XVI веке», иллюстрацией «Собор Василия Блаженного» Иметь представление о присоединении Казанского и Астраханского княжеств К СЛОВЕСНЫЙ,
ПРАКТИЧЕСКИЙ
НАГЛЯДНЫЙ
9
(9) Покорение Сибири 1 Формирование представлений о прогрессивном значении вхождения Западной Сибири в состав России Работа в тетради, исторической картой «Русское государство в XVI в.», репродукцией художника В.И. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком», стихотворением К.Ф. Рылеева «Смерть Ермака» Иметь представление о походе Ермака К СЛОВЕСНЫЙ,
ПРАКТИЧЕСКИЙ
НАГЛЯДНЫЙ
10
(10) Быт простых и знатных людей 1 Углубить знания учащихся о быте простых и знатных людей Работа в тетради, иллюстрация «Крестьянская изба», кроссвордом Уметь:
- рассказывать о быте простых и знатных людей при помощи учителя.
- называть отличительные черты простых и знатных людей при помощи учителя. К СЛОВЕСНЫЙ,
ПРАКТИЧЕСКИЙ
НАГЛЯДНЫЙ
11
(11) Москва – столица Российского государства 1 Формирование представлений о том, что Москва является центром ремесла, торговли, культуры Работа в тетради, схемой Кремля, репродукциями картин В. Васнецова «Москва при Дмитрии Донском», «Московский Кремль при Иване III», «Московский Кремль при Иване Калите», «Лентой времени», игра «Третий лишний» Иметь представление:
- при каком князе, какой был Кремль К СЛОВЕСНЫЙ,
ПРАКТИЧЕСКИЙ
НАГЛЯДНЫЙ
12
(12) Путешествие Афанасия Никитина в Индию. «Хождение за три моря» 1 Формирование представлений о достижении русской культуры XV века на примере жизни и деятельности Афанасия Никитина Работа в тетради, с исторической картой «Российское государство в XVI веке», тестовыми заданиями Иметь представление о первом путешественнике Афанасии Никитине; К СЛОВЕСНЫЙ,
ПРАКТИЧЕСКИЙ
НАГЛЯДНЫЙ
13
(13) Великий иконописец Андрей Рублёв 1 Формирование представлений о творчестве Андрея Рублёва, которое проникнуто высоким гуманизмом, национальной гордостью Работа в тетради, иллюстрацией А. Рублёва «Троица», фрагментом видеофильма «Андрей Рублёв» Иметь представление о иконописце Андрее Рублёве; К СЛОВЕСНЫЙ,
ПРАКТИЧЕСКИЙ
НАГЛЯДНЫЙ
14
(14) Первопечатник Иван Фёдоров и первое издание книг 1 Формирование представлений о достоянии русской культуры XV - XVI веков на примере жизни и деятельности Ивана Фёдорова Работа в тетради, иллюстрацией памятника Ивану Фёдорову, «Лентой времени» Иметь представление о первопечатнике Иване Фёдорове; К СЛОВЕСНЫЙ,
ПРАКТИЧЕСКИЙ
НАГЛЯДНЫЙ
15
(15) Правление Бориса Годунова 1 Формирование представлений о причинах перехода царского престола к боярину Борису Годунову Работа в тетради, с тестовыми заданиями, «Лентой времени», решение биографических задач Иметь представление о периоде правления Бориса Годунова К СЛОВЕСНЫЙ,
ПРАКТИЧЕСКИЙ
НАГЛЯДНЫЙ
16
(16) Смутное время 1 Формирование представлений о том, что смена царя, ухудшение положения в стране привели к борьбе за царский престол Работа в тетради, заданиями на соотношение, Иметь представление о причинах Смутного времени СНЗ СЛОВЕСНЫЙ,
ПРАКТИЧЕСКИЙ
НАГЛЯДНЫЙ
17
(17) Семибоярщина. Освобождение страны от иностранных захватчиков 1 Дать учащимся сведения о бедственном положении России в период боярского правления - Семибоярщина Работа в тетради, исторической картой «Русское государство в XVII в.», карточками-заданиями, «Лентой времени» Уметь объяснить термин «семибоярщина» К СЛОВЕСНЫЙ,
ПРАКТИЧЕСКИЙ
НАГЛЯДНЫЙ
18
(18) Начало правления династии Романовых 1 Дать учащимся представление о правлении Российским государством первых двух царей династии Романовых Работа в тетради, «Лентой времени», фрагментом видеофильма «Романовы: начало династии» Иметь представление о начале правления новой царской династии Романовых (1613 год) К СЛОВЕСНЫЙ,
ПРАКТИЧЕСКИЙ
НАГЛЯДНЫЙ
II ЧЕТВЕРТЬ – 14 часов
19/20
(1/2) Крепостные крестьяне. Крестьянская война под предводительством Степана Разина 2 Дать учащимся представление о положении крепостных крестьян (1 урок)
Дать представление о крестьянской войне XVII века под предводительством Степана Разина (2 урок) Работа в тетради (составление таблицы «Крепостные крестьяне и помещики»)
Работа в тетради (составление таблицы «Крестьянская войн под предводительством С. Разина), с «Лентой времени», исторической картой «Русское государство в XVII в.» Иметь представление о крестьянской войне под предводительством С.Разина К СНЗ
К СЛОВЕСНЫЙ,
ПРАКТИЧЕСКИЙ
НАГЛЯДНЫЙ
21
(3) Раскол в Русской православной церкви 1 Формирование представлений о сути раскола в Русской православной церкви Работа в тетради (составление таблицы «Раскол в Русской православной церкви»), репродукцией картины В. Сурикова «Боярыня Морозова», задания на соотношения Иметь представление о причинах раскола в Русской православной церкви К СЛОВЕСНЫЙ,
ПРАКТИЧЕСКИЙ
НАГЛЯДНЫЙ
22
(4) Освоение Сибири и Дальнего Востока 1 Дать представление о продвижении русских людей в Сибирь в конце XVI – начале XVII в. Работа в тетради (составление таблицы «Народы Сибири и их занятия»), исторической картой «Русское государство в XVII веке, заданий на соотношение Иметь представление об освоении Сибири и Дальнего Востока К СЛОВЕСНЫЙ,
ПРАКТИЧЕСКИЙ
НАГЛЯДНЫЙ
23
(5) «Единая Россия (конец XV начало XVIII века)»
Урок повторения 1 Закрепление и обобщение основных знаний учащихся об экономической, политической, культурной жизни страны в конце XV – начале XVII в. Работа в тетради, с исторической картой «Русское государство в XVII веке», кроссвордом «Раскол в православной церкви», «Лентой времени», тестовыми заданиями ОСЗ СЛОВЕСНЫЙ,
ПРАКТИЧЕСКИЙ
НАГЛЯДНЫЙ
«В Е Л И К И Е П Р Е О Б Р А З О В А Н И Я Р О С С И И В XVIII веке» - 22 часов
24
(6) Начало правления Петра I 1 Дать представление о том, что начало правления Петра I ознаменовалось важными преобразованиями в хозяйственной, государственной жизни Работа в тетради, с исторической картой «Россия с конца XVII в. до 60-х годов XVIII в.», фрагментами художественного фильма «Пётр Первый» Иметь представление о начале правления Петра I СНЗ СЛОВЕСНЫЙ,
ПРАКТИЧЕСКИЙ
НАГЛЯДНЫЙ
25/26
(7/8) Начало Северной войны и строительство Санкт-Петербурга 2 Дать представление о том, что выход в Балтийское море был жизненно необходим для Российского государства Работа в тетради, с исторической картой «Россия с конца XVII в. до 60-х годов XVIII в.», репродукциями «Пётр I на строительстве Санкт-Петербурга», «Основание Санкт-Петербурга» Иметь представление о строительстве Санкт-Петербурга; К СЛОВЕСНЫЙ,
ПРАКТИЧЕСКИЙ
НАГЛЯДНЫЙ
27
(9) Полтавская битва 1 Дать представление о значении Полтавской битвы в ходе Северной войны Работа в тетради, с исторической картой «Россия с конца XVII в. до 60-х годов XVIII в.», схемой «Полтавская битва», «Лентой времени», фрагментом художественного фильма «Пётр Первый» Иметь представление о ходе Полтавской битвы К СЛОВЕСНЫЙ,
ПРАКТИЧЕСКИЙ
НАГЛЯДНЫЙ
28
(10) Победа русского флота. Окончание Северной войны 1 Дать представление о значении морских сражений для победоносного окончания Северной войны Работа в тетради, с исторической картой «Россия с конца XVII в. до 60-х годов XVIII в.», фрагментом художественного фильма «Пётр Первый», заданиями на соотношение Иметь представление о победе русского флота К СЛОВЕСНЫЙ,
ПРАКТИЧЕСКИЙ
НАГЛЯДНЫЙ
29
(11) Петр I – первый российский император 1 Создать у учащихся представление о личности Петра I: внешность, характер Работа в тетради, фото «Памятник Петру I» скульптора Э.М. Фальконе, отрывком из поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник», иллюстрациями, заданиями на соотношение, Иметь представление о Петре I как первом Российском императоре К СЛОВЕСНЫЙ,
ПРАКТИЧЕСКИЙ
НАГЛЯДНЫЙ
30/31
(12/13) Преобразования
Петра I 2 Дать представление о важных преобразованиях в хозяйственной, государственной и культурной жизни России Работа в тетради (составление схемы «Государственное управление при Петре I»), исторической картой «Россия с конца XVII в. до 60-х годов XVIII в.» Иметь представление о деятельности Петра I К СЛОВЕСНЫЙ,
ПРАКТИЧЕСКИЙ
НАГЛЯДНЫЙ
32
(14) Эпоха дворцовых переворотов 1 Дать учащимся представление о дворцовых переворотах Работа в тетради (составление схемы «Дворцовые перевороты»), портреты Елизаветы I, Петра III, Екатерины II Иметь представление о периоде дворцовых переворотов К СЛОВЕСНЫЙ,
ПРАКТИЧЕСКИЙ
НАГЛЯДНЫЙ
III ЧЕТВЕРТЬ – 20 часов 33
(1) Российская Академия наук и деятельность великого Ломоносова 1 Дать представление о деятельности М.В. Ломоносова и И.И. Шувалова Работа в тетради, портреты М.В. Ломоносова, И.И. Шувалова
Иметь представление о деятельности М.В. Ломоносова СНЗ СЛОВЕСНЫЙ,
ПРАКТИЧЕСКИЙ
НАГЛЯДНЫЙ
34
(2) Основание в Москве первого Российского университета и Академии художеств 1 Формирование представлений о вкладе первого Российского университета в развитие науки и образования России Работа в тетради, иллюстрациями «Московский университет» (старое и новое здание), фото «Дом Пашкова», с «Лентой времени» Иметь представление о деятельности М.В. Ломоносова К СЛОВЕСНЫЙ,
ПРАКТИЧЕСКИЙ
НАГЛЯДНЫЙ
35
(3) Правление Екатерины II 1 Раскрыть сущность политики Екатерины II Работа в тетради, портретом Екатерины II Иметь представление о периоде правления Екатерины II СНЗ СЛОВЕСНЫЙ,
ПРАКТИЧЕСКИЙ
НАГЛЯДНЫЙ
36
(4) «Золотой век» дворянства 1 Формирование представлений о расширении привилегий дворянства Работа в тетради, с текстом учебника, тестовыми заданиями Иметь представление о периоде правления Екатерины II СНЗ СЛОВЕСНЫЙ,
ПРАКТИЧЕСКИЙ
НАГЛЯДНЫЙ
37
(5) Положение крепостных крестьян 1 Дать представление о положении крепостных крестьян в годы правления Екатерины II Работа в тетради, иллюстрациями художника Н. Неврева «Торг», «Порка на конюшне», дидактической игрой «Исторический снежный ком» Уметь по исторической карте проследить путь восставших под предводительством Емельяна Пугачёва при помощи учителя К СЛОВЕСНЫЙ,
ПРАКТИЧЕСКИЙ
НАГЛЯДНЫЙ
38
(6) Восстание под предводительством Е.Пугачёва 1 Формирование представлений о размахе войны, её стихийном характере, причинах поражения и историческом значении Работа в тетради, исторической картой «Россия с конца XVII в. до 60-х годов XVIII в.», портретом Е. Пугачева, работа в контурной карте, «Лентой времени» Иметь представление о восстание под предводительством Е.Пугачева К СЛОВЕСНЫЙ,
ПРАКТИЧЕСКИЙ
НАГЛЯДНЫЙ
39/40
(7/8) Русско-турецкие войны второй половины XVIII в. 2 Дать представление о важных победах русских войск и флота в Северном Причерноморье Работа в тетради, исторической картой «Россия с конца XVII в. до конца 60-х годов XVIII века», «Рассказами о Суворове» О. Алексеева, карточками с заданиями, заданиями на соотношение Иметь представление о причинах, ходе русско-турецких войн второй половины XVIII века СНЗ СЛОВЕСНЫЙ,
ПРАКТИЧЕСКИЙ
НАГЛЯДНЫЙ
41
(9) Знаменитый полководец Александр Суворов 1 Формирование представлений о доблести русских солдат и полководческом искусстве А.В. Суворова Работа в тетради, картиной В. Сурикова «Переход Суворова через Альпы», портретами А.В. Суворова, «Рассказами о Суворове» О. Алексеева, видеофильмами «Полководец Александр Суворов», «Всегда непобедимый» Уметь дать характеристику полководцу А.В. Суворову при помощи учителя К СЛОВЕСНЫЙ,
ПРАКТИЧЕСКИЙ
НАГЛЯДНЫЙ
42
(10) Русские изобретатели и умельцы 1 Дать представление о жизни и изобретениях русских умельцев Работа в тетради (заполнение таблицы «Русские изобретатели и умельцы»), иллюстрациями «Паровая машина И.И. Ползунова», «Изобретения И.П. Кулибина» Иметь представление о изобретателях и умельцах XVIII века СНЗ СЛОВЕСНЫЙ,
ПРАКТИЧЕСКИЙ
НАГЛЯДНЫЙ
43
(11) Развитие литературы и искусства в XVIII веке 1 Дать учащимся представления о том, что XVIII в. Стал эпохой культурного развития нашей страны, выявить общие закономерности и особенности развития литературы и искусства в XVIII в. Работа в тетради, портретами Ф.И. Фонвизина, репродукциями картины Д.Г. Левицкого «Портрет М.И. Лопухиной», И.П. Аргунов; портретом «Крестьянка»; иллюстрациями Зимнего дворца, Екатерининского дворца, Московского университета, видеофильмом «Искусство.XVIII век», заданиями на соотношениеИметь представление о развитии литературы и искусства в конце XVIII века СНЗ СЛОВЕСНЫЙ,
ПРАКТИЧЕСКИЙ
НАГЛЯДНЫЙ
44
(12) Быт русских людей в XVIII веке 1 Формирование представлений о быте русских людей в XVIII в. Работа в тетради, иллюстрациями с изображением аристократа в ботфортах с тростью, извозчика, дамы, заданиями на соотношение Уметь называть новые черты быта, одежды, поведения русских людей в XVIII веке при помощи учителя СНЗ
СЛОВЕСНЫЙ,
ПРАКТИЧЕСКИЙ
НАГЛЯДНЫЙ
45
(13) «Великие преобразования России в XVIII веке»
Урок повторения 1 Закрепить знания учащихся по разделу «Великие преобразования России в XVIII веке»
Работа в тетради, карточками с заданиями, кроссвордом, заданиями на соотношение, «Лентой времени» ОСЗ СЛОВЕСНЫЙ,
ПРАКТИЧЕСКИЙ
НАГЛЯДНЫЙ
«И С Т О Р И Я Н А Ш Е Й С Т Р А Н Ы В XIX веке» - 25 часа
46
(14) Россия в начале XIX века 1 Дать общее представление о проведении реформы в России в начале XIX века Работа в тетради, портретом Александра I, карточками с заданиями Иметь представление о периоде правления Александра I СНЗ СЛОВЕСНЫЙ,
ПРАКТИЧЕСКИЙ
НАГЛЯДНЫЙ
47
(15) Начало Отечественной войны 1812 года 1 Дать учащимся представление о начальном этапе Отечественной войны Работа в тетради, исторической картой «Отечественная война 1812 г.», карточками с заданиями, заданиями на соотношение Иметь представление о причинах и ходе Отечественной войны 1812 г. СНЗ СЛОВЕСНЫЙ,
ПРАКТИЧЕСКИЙ
НАГЛЯДНЫЙ
48
(16) Бородинская битва 1 Дать учащимся представление о Бородинском сражении Работа в тетради, исторической картой «Отечественная война 1812 г.», карточками заданиями, стихотворением М.Ю. Лермонтова «Бородино», отрывком из художественного фильма «Война и мир» Иметь представление о причинах и ходе Отечественной войны 1812 г. К СЛОВЕСНЫЙ,
ПРАКТИЧЕСКИЙ
НАГЛЯДНЫЙ
49
(17) Оставление Москвы Наполеоном 1 Подвести учащихся к пониманию предложения М.И. Кутузова на военном совете Работа в тетради, исторической картой «Отечественная война 1812 г.», карточками с заданиями, художественным фильмом «Война и мир» (серия «1812 год») репродукцией картины художника А.Д. Кившенко «Военный совет в Филях», иллюстрацией «Оставление Москвы» Иметь представление о причинах и ходе Отечественной войны 1812 г. К СЛОВЕСНЫЙ,
ПРАКТИЧЕСКИЙ
НАГЛЯДНЫЙ
50
(18) Народная война против армии Наполеона 1 Дать учащимся представления о мужестве и героизме всего народа в Отечественной войне 1812 г. Работа в тетради, исторической картой «Отечественная война 1812 г.», чтение рассказа С. Алексеева «Бородинская битва», портретом Д. Давыдова, карточками с заданиями Иметь представление о причинах и ходе Отечественной войны 1812 г. К СЛОВЕСНЫЙ,
ПРАКТИЧЕСКИЙ
НАГЛЯДНЫЙ
51
(19) Отступление и гибель французской армии 1 Формирование представлений учащихся о заключительном этапе Отечественной войны Работа в тетради, исторической картой «Отечественная война 1812 г.», карточками с заданиями, иллюстрацией «Памятники войны», картой-схемой Иметь представление о причинах и ходе Отечественной войны 1812 г. К СЛОВЕСНЫЙ,
ПРАКТИЧЕСКИЙ
НАГЛЯДНЫЙ
52
(20) Правление Александра I 1 Дать представление о противоречивости внутриполитического курса Александра I в послевоенный период Работа в тетради, исторической картой «Отечественная война 1812 г.», портретом Александра I, карточками с опорными словами Иметь представление о периоде правления Александра I К СЛОВЕСНЫЙ,
ПРАКТИЧЕСКИЙ
НАГЛЯДНЫЙ
IV ЧЕТВЕРТЬ – 18 часов
53
(1) Создание тайных обществ в России 1 Дать представление о деятельности тайных обществ в 20-е годы XIX века Работа в тетради (составление таблицы «Тайные общества»), исторической картой «Отечественная война 1812 г.», иллюстрациями с портретами декабристов Иметь представление о периоде правления Александра I К СЛОВЕСНЫЙ,
ПРАКТИЧЕСКИЙ
НАГЛЯДНЫЙ
54
(2) Восстание декабристов 1 Формирование представлений о ходе восстания декабристов Работа в тетради, иллюстрацией К.И. Кольмана «Восстание на Сенатской площади», карточками с заданиями, стихотворением А.С. Пушкина «Во глубине сибирских руд» Иметь представление о движении декабристов, первых тайных организациях
К СЛОВЕСНЫЙ,
ПРАКТИЧЕСКИЙ
НАГЛЯДНЫЙ
55
(3) Император Николай I 1 Познакомить с личностью императора Николая I, основными направлениями его политики Работа в тетради, карточками с заданиями, карточками для словарной работы, опорными словами Иметь представление о внутренней политике и общественном движении при Николае I СНЗ
СЛОВЕСНЫЙ,
ПРАКТИЧЕСКИЙ
НАГЛЯДНЫЙ
56
(4) «Золотой век» русской культуры 1 Выявить общие закономерности и особенности развития культуры в первой половине XIX в. Работа в тетради, репродукциями картин художника В.А. Тропина «Кружевница», «Пряха», «Гитарист», художника А.Г. Венецианова «На поляне. Весна», «На жатве. Лето», фотоснимками Храма Христа Спасителя, иллюстрациями с архитектурными памятниками, грамзаписью оперы «Иван Сусанин», карточками с заданиями, видеофильмом «Русский музей. Искусство первой половины XIX века», заданиями на соотношение Иметь представление о развитии русской культуры XIX века СНЗ СЛОВЕСНЫЙ,
ПРАКТИЧЕСКИЙ
НАГЛЯДНЫЙ
57
(5) Великий русский поэт А.С. Пушкин 1 Формирование представлений учащихся о жизни поэта и писателя А.С. Пушкина, который через своё творчество знакомил и прививал любовь россиян к истории России, к её людям Работа в тетради, репродукцией картины О.А. Кипренского «Портрет А.С. Пушкина», чтение отрывка поэмы «Полтава», произведением «Капитанская дочка» Уметь называть произведения А.С. Пушкина при помощи учителя К СЛОВЕСНЫЙ,
ПРАКТИЧЕСКИЙ
НАГЛЯДНЫЙ
58
(6) Развитие науки и географические открытия в первой половине XIX в. 1 Дать представление о развитии науки в первой половине XIX в., основных географических открытиях данного периода Работа в тетради, исторической картой «Территория России в начале XIX века», иллюстрациями «Строительство железной дороги», «Первая железная дорога», кроссвордом, планом «Географические открытия» Иметь представления о научных открытиях первой половины XIX века: П.Л. Шиллинг - телеграф; Е. и М. Черепановы - паровая машина, первая железная дорога;
Географических открытиях: И.Ф. Крузенштерн, Ф.Ф. Беллинсгаузен – остров Южный Сахалин, Антарктида СНЗ СЛОВЕСНЫЙ,
ПРАКТИЧЕСКИЙ
НАГЛЯДНЫЙ
59
(7) Крымская война 1853 – 1856 гг. 1 Дать общее представление о Крымской войне Работа в тетради, исторической картой «Крымская война», иллюстрациями «Портрет В.А. Корнилова», «Портрет П.С. Нахимова», «Выдающийся русский хирург Н.И. Пирогов», набором открыток «Оборона Севастополя», карточками с заданиями Иметь представление о причинах, характере Крымской войны СНЗ СЛОВЕСНЫЙ,
ПРАКТИЧЕСКИЙ
НАГЛЯДНЫЙ
60
(8) Отмена крепостного права 1 Формирование у учащихся представления о крестьянской реформе 1861 г. Работа в тетради, карточками с заданиями, заданиями на соотношение, иллюстрациями Иметь представление о причинах отмены крепостного права СНЗ СЛОВЕСНЫЙ,
ПРАКТИЧЕСКИЙ
НАГЛЯДНЫЙ
61
(9) Реформы Александра II 1 Дать общее представление о реформах, проведённых Александром II Работа в тетради (составление схемы «Реформы Александра), II»карточками с заданиями, заданиями на соотношение Иметь представление о реформах Александра II (земской, городской, судебной, военной) К СЛОВЕСНЫЙ,
ПРАКТИЧЕСКИЙ
НАГЛЯДНЫЙ
62
(10) Правление Александра III 1 Дать учащимся общее представление о деятельности Александра III Работа в тетради, портретом Александра III, карточками с заданиями Иметь представление о периоде правления Александра III К СЛОВЕСНЫЙ,
ПРАКТИЧЕСКИЙ
НАГЛЯДНЫЙ
63
(11) Развитие российской промышленности 1 Формирование представлений об изменениях в экономике России в годы правления Александра III Работа в тетради (составление схемы «Реформы в период правления Александра III»), карточками с заданиями Иметь представление о реформах, проведённых С.Ю. Витте К СЛОВЕСНЫЙ,
ПРАКТИЧЕСКИЙ
НАГЛЯДНЫЙ
64
(12) Появление революционных кружков в России 1 Дать представление о деятельности первых революционных кружков в России Работа в тетради, исторической картой «Россия после реформы»», К СЛОВЕСНЫЙ,
ПРАКТИЧЕСКИЙ
НАГЛЯДНЫЙ
65
(13) Наука и культура во второй половине XIX века 1 Дать представление учащимся о выдающихся достижениях науки и культуры второй половины XIX века Работа в тетради (составление схемы «Дела купцов»)заполнение таблицы «Художники и художественные произведения»), иллюстрациями, заданиями на соотношения Иметь представление об основных достижениях России в области культуры, науки второй половине XIX века СНЗ СЛОВЕСНЫЙ,
ПРАКТИЧЕСКИЙ
НАГЛЯДНЫЙ
66
(14) Жизнь и быт русских купцов 1 Дать учащимся общее представление о жизни и быте русских купцов Работа в тетради, дидактическая игра «Оденьте гражданина», «Историческое лото» Иметь представление о жизни и быте русских купцов второй половины XIX века СНЗ СЛОВЕСНЫЙ,
ПРАКТИЧЕСКИЙ
НАГЛЯДНЫЙ
67
(15) Быт простых россиян в XIX веке 1 Дать учащимся общее представление о быте простых россиян в XIX веке Работа в тетради, дидактическая игра «Оденьте гражданина», «Историческое лото» Уметь рассказывать о жизни и быте простых россиян в XIX веке при помощи учителя СНЗ СЛОВЕСНЫЙ,
ПРАКТИЧЕСКИЙ
НАГЛЯДНЫЙ
68
(16) Контрольная работа за учебный год 1 Контроль знаний учащихся Тестовые задания, задания на соотношения - знать основные понятия курса 8 класса КЗ СЛОВЕСНЫЙ,
ПРАКТИЧЕСКИЙ
НАГЛЯДНЫЙ
69/70
(17/18) «История нашей страны в XIX веке»
Урок повторения 2 Повторить основные вопросы раздела «История нашей страны в XIX веке» и систематизировать знания учащихся Работа в тетради, дидактические игры «Историческое лото», «Убери лишнее», тестовыми заданиями, заданиями на соотношение - знать основные понятия курса 8 класса ОСЗ СЛОВЕСНЫЙ,
ПРАКТИЧЕСКИЙ
НАГЛЯДНЫЙ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
УЧЕБНАЯ
ПРОГРАММА УЧЕБНИКИ МЕТОДИЧЕСКИЙ
МАТЕРИАЛ ДИДАКТИЧЕСКИЙ
МАТЕРИАЛ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ЛИТЕРАТУРА
Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида для 5-9 классов в двух сборниках, под редакцией Воронковой В. В., авторы О.И.Бородина, В.М. Мозговой, 2001 г. Пузанов Б.П., Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М. История России// Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 312 с.: ил.
Пузанов Б.П., Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М. Уроки истории в 8 классе специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: Учеб.-метод. пособие. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003 – 224 с. – (Коррекционная педагогика).
1. Работа по карточкам;
3. Работа с перфокартами;
4. Историческое Лото;
5. Индивидуальные исторические карты;
6. Исторические памятки
7. Иллюстрации.