Программа внеурочной деятельности Занимательная грамматика
Занимательная грамматика
Программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по направлению «Общеинтеллектуальное».
Составила: учитель начальных классов ГБОУ лицей г.Сызрани
Фельдман Светлана Александровна
Пояснительная записка
Программа курса «Занимательная грамматика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта, предназначена для обучения учащихся 1- 4 классов во внеурочное время.
Курс «Занимательная грамматика» способствует развитию познавательных способностей учащихся как основы учебной деятельности, а также коммуникативных умений младших школьников с использованием современных средств обучения.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению русскому языку, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся познакомиться со многими интересными вопросами русского языка, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Необходимость курса заключается не только желанием детей узнать нечто новое о русском языке. Главной целью его является на занимательном грамматическом материале расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения. В процессе развития основных содержательных линий (звук, слово, словосочетание, предложение, текст, развитие фонематического слуха, культуры звукопроизношения) серьезное внимание уделяется овладению учениками способами работы с алгоритмами, приобретению ими опыта рассуждения, закреплению грамматических и орфографических правил. Не менее важным фактором реализации данной программы является стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит факультативный курс “Занимательная грамматика”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по “Занимательной грамматике”.
В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательной грамматике” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “Занимательной грамматики” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.
Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс “Занимательная грамматика” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.
Содержание и методы обучения “Занимательной грамматики” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык. Необходимость разработанного нами факультативного курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.
II. Цель и задачи курса.
Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения, формировать основы предметных знаний, умений и навыков, а также общеучебных умений, необходимых для
успешного решения учебных, практических задач и продолжения образования;
Задачи курса:
Обучающие:
развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
развитие мотивации к изучению русского языка;
развитие творчества и обогащение словарного запаса;
совершенствование общего языкового развития учащихся;
углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
воспитание культуры обращения с книгой;
формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
развивать смекалку и сообразительность;
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Принципы программы:
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
занимательность;
научность;
сознательность и активность;
наглядность;
доступность;
связь теории с практикой.
Курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.
Программа «Занимательная грамматика» соответствует целям и задачам основной образовательной программы начального общего образования, реализуемой в ГБОУ лицей г.Сызрани.
Через реализацию программы «Занимательная грамматика » осуществляется единство урочной и внеурочной деятельности. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его тайны. Во внеурочной деятельности осуществляется дальнейшее образование, углубление и расширение знаний, которые на уроке далеко не всегда определены в полной мере. Реализация данной программы способствует успешности обучения младших школьников курсам «Русский язык» и «Литературное чтение».
Формы проведения занятий
лекции;
практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
анализ и просмотр текстов;
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
игровая;
теоретическая;
практическая
Описание места курса в учебном плане
Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1–4-х классов. Данная образовательная программа была составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом образовательного процесса школы, может реализоваться в рамках раздела учебного плана «Внеурочная деятельность» по направлению «Общеинтеллектуальное».
Программа для учащимся 1-х классов рассчитана на 33 часа в год, 2-4 классов – 34 часа в год.
Периодичность занятий – 1 час в неделю.
Программа реализуется учителями начальных классов.
Основные методы и технологии
технология разноуровневого обучения;
развивающее обучение;
технология обучения в сотрудничестве;
коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Средства, необходимые для реализации программы:
наличие лингвистических словарей;
наличие карточек с играми и заданиями;
наличие текстов для работы на занятиях.
Планируемые результаты освоения программы
Занятия должны помочь учащимся:
усвоить основные базовые знания по русскому языку; его ключевые понятия;
помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
формировать творческое мышление;
способствовать улучшению качества письма и речи.
Учащиеся должны:
отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
осмысленно, правильно читать целыми словами;
отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
подробно пересказывать текст;
составлять устный рассказ по картинке;
называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;
определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука);
обозначать мягкость согласных звуков на письме;
определять количество букв и звуков в слове;
писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;
ставить пунктуационные знаки конца предложения;
списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения;
находить корень в группе доступных однокоренных слов.
1-й класс
Личностные результаты:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
2-й класс
Личностные результаты:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
3-4-й классы
Личностные результаты
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели занятий;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Мониторинг успешности достижения планируемых результатов
Диагностика осуществляется в следующих формах:
наблюдение в процессе проведения дидактических игр, организации дискуссий;
защита исследовательских проектов;
системы контролирующих материалов - тесты тематические и итоговые;
методики.
IV. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
1 класс «Путешествия по Стране Слов»
2класс «Секреты орфографии»
3класс «Занимательное словообразование»
4класс «Занимательная грамматика русского языка»
Содержание программы.
1 класс
Тема 1. В мире безмолвия и неведомых звуков. (1ч.) Разыгрывание немых сцен. Сказка «Мир без слов». Звукоподражание и «теория ням-ням». Игры «Добавки», «Знаешь сам - расскажи нам».
Тема 2. В Страну Слов. Первые встречи. (1ч.) Игры «Слова – братья», «Эстафета». Разгадывание загадок. Сценка «Кто лишний». Головоломка «Ягоды». Рассказ «Снежные слова».
Тема3-4 . К тайнам волшебных слов. (2ч.) Сказка «Волшебные слова». Разгадывание загадок, прослушивание стихов и рассказов о волшебных словах. Сценки «Когда слова теряют свою волшебную силу».
Тема 5. Выбор друзей в Стране Слов. (1ч.)
Сказка «Игры гномов». Игры «Доброе – злое», «Только хорошее». Конкурс на внимание и чистописание. Парад Добрых слов.
Тема 6. К несметным сокровищам Страны Слов. (1ч.) Головоломка «Сколько родственников». Беседа о духовном богатстве и богатстве русского языка. Знакомство с толковым словарём. Конкурс на лучшее толкование слов. Игры «Назови по родству», «Кто больше?», «Цепочка слов».
Тема7. Чудесные превращения слов.(1ч.)
Сказка А. Шибаева «Буква заблудилась». Игры «Весёлые буквы», «Спрятавшееся слово». Инсценирование стихотворения А.Шибаева.
Тема 8-9. В гости к Алфавиту. (2ч)
Чтение отрывка из книги С.Маршака «Весёлое путешествие от А до Я». Знакомство с орфографическим словарём. Пирамида «Всё на А». Сказка «Кутерьма». Игры «Волшебный колодец», «Помоги Р».
Тема 10. К тайнам звуков и букв. (1ч.) Разгадывание загадок. Тренировочные упражнения в произнесении звуков. Сказка «Лесной карнавал». Инсценирование стихотворения В. Суслова из книги «Трудные буквы».
Тема 11. Встреча с Радугой.(1ч.)
Сказка «Слова, которые могут рисовать». Тайна госпожи Радуги. Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень». Игра «Исправь ошибку художника».
Тема 12. В Страну Говорящих Скал. (1ч.)
Рассказ учителя о тайнах рисуночного письма, о том, как наши предки научились писать и считать. Головоломка «Заколдованные слова»
Тема13. В глубь веков на Машине времени. (1ч.)
Рассказ учителя о том, как на свет появились первые родственники алфавита. Разгадывание ребусов.
Тема 14. В Королевстве Ошибок.(1ч.)
Сочинение сказки. Прослушивание стихов и рассказов и работа по исправлению ошибок. Игра «Волшебная яблоня». Разыгрывание ситуаций.
Тема 15. В Страну Слогов. (1ч.)
Игра на внимание «Исправь ошибки». Хоровое декларирование. Разгадывание головоломки. Игра с мячом «Продолжи слово».
Тема 16. Неожиданная остановка в пути. (1ч.)
Проговаривание слов по слогам. Игры «Найди другое слово», «Пройди через ворота», «Найди пару». Рассказ учителя о речи.
Тема 17. В удивительном городе Неслове.(1ч.)
Работа со словарём. Инсценирование рассказа «Незнакомое слово». Игры «Преврати буквы в слова», «Угадай слово». Разгадывание загадок. Головоломка «Перекрёсток».
Тема 18-19. Чудеса в Стране Слов. (2ч.)
Разгадывание ребусов. Многозначные слова. Угадывание слов по их значению. Разыгрывание сценок. Головоломка. Слова – синонимы.
Тема 20. К словам разнообразным, одинаковым, но разным. (1ч.)
Слова – омонимы. Разгадывание загадок, шарад, ребусов. Инсценирование рассказов. Головоломка.
Тема 21-22. На карнавале слов(2ч.).
Рассказ учителя о словах-двойниках. Слова – омофоны. Прослушивание стихов и работа по их содержанию. Игры со словами – двойниками.
Тема 23. В театре близнецов. (1ч.)
Головоломка «Начни и закончи К». Работа со словарём. Шутки – каламбуры. Сценки «Есть», «Чей нос». Конкурс загадок.
Тема 24. Конкурс знающих. (1ч.)
Правила «Узелки на память». Кроссворд «Конкурс знающих». Головоломка «дай толкование каждому слову». Игры с омонимами, омофонами.
Тема 25. Новое представление. (1ч.)
Инсценировка отрывка из сказки Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Весёлый аттракцион «доскажи словечко». Слова – синонимы (рассказ учителя). Сценка «Твёрдый знак». Игра «Найди друзей».
Тема 26. Необычный урок.(1ч.)
Головоломка «Все слова на А». Слова – антонимы (рассказ учителя). Игра «Угадай - ка!» со словами – антонимами.
Тема 27. Следопыты развлекают детей. (1ч.) «Узелки на память» (повторение правил). Загадки, игры, пословицы, стихотворения с антонимами. Прослушивание сказок, рассказов.
Тема 28. В Клубе весёлых человечков(1ч.).
Головоломка «Начинай на А». Подбор синонимов и антонимов. Игра в омонимы.
Тема 29-30. К словам – родственникам. Почему их так назвали? (2ч.) Рассказ учителя о родственных словах. Игра «Замечательный сад». Подбор родственных слов. Сказка «Вот так родственники!». Работа со словообразовательным словарём. Разгадывание ребусов. Тавтология. Игра «Домино».
Тема 31. Экскурсия в прошлое. (1ч.)
Устаревшие слова – архаизмы и историзмы (рассказ учителя). В «музее» древних слов.
Тема 32. Полёт в будущее. (1ч.)
Рассказ учителя о неологизмах. Игра «Угадай-ка». Узелки на память. Головоломка «Вгостилёт».
Тема 33. Итоговое занятие. (1ч.)
Разгадывание ребусов, загадок, шарад. Игры со словами синонимами, антонимами, омонимами. Инсценирование рассказов, рассказов.
2 класс
Тема 1. Как обходились без письма?(1 ч.)
Рассказ учителя «А начинали всё медведи». Слова в переносном смысле «медвежий угол, медвежья услуга». Сигналы – символы. Легенда о Тесее. Заучивание песенок – «напоминалок».
Тема 2. Древние письмена.(1 ч.)
Рисуночное письмо. Игра «Угадай символ». Сказка Р.Киплинга «Как было написано первое письмо». Иероглифы - «священные знаки.
Тема 3. Как возникла наша письменность? (1 ч.)
Застывшие звуки. Финикийский алфавит. Греческий алфавит. Кириллица или глаголица? Творческое задание «Придумай свой алфавит».
Тема 4 -5. Меня зовут Фонема.(2 ч.)
Звуки-смыслоразличители. Игра «Наперегонки». Стихотворение Б.Заходера «Кит и Кот». Фонемы гласные и согласные. Игры с фонемами. Разыгрывание стихотворения Н.Матвеева «Путаница».
Тема 6 - 8. Для всех ли фонем есть буквы?(2 ч.)
Рассказ учителя «Как рождаются звуки». Звонкие и глухие «двойняшки». Игра «Строим дом». О воображении. Стихотворение Б.Заходер «Моя Вообразилия». Звонкие и глухие «одиночки». Твёрдые и мягкие фонемы. Таинственная буква. Буква - подсказчица. Буква – помощница. Буквы – актёры.
Тема 9 - 10. «Ошибкоопасные» места. (2 ч.)
«Зеркальные и незеркальные слова». Кому нужна зоркость? Отрывок из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Орфографическая зоркость. Тренировочные упражнения.
Тема 11. Тайны фонемы.(1 ч.)
Чередование фонем. Ключ к тайнам фонемы. Заучивание песенки - «запоминалки».
Тема 12 – 13. Опасные согласные. (2 ч.)
Звуки – «волшебники» сонорные звуки. Согласные в слабой и сильной позиции. Сомнительный согласный. Игра «Опасные соседи». Тренировочные упражнения «Кто последний?» Звуки «живут» по закону составление «Свода законов».
Тема 14. На сцене гласные.(1 ч.)
Добрый «волшебник» - ударение. Игра «Поставь ударение». Гласные без хлопот!
Тема 15. «Фонемы повелевают буквами».(1 ч.)
Фонемное правило. Добро пожаловать, ь! Въезд воспрещён, но не всегда! Игры со словами. Разгадывание ребусов. Тренировочные упражнения.
Тема 16. Ваши старые знакомые. Практическое занятие.(1ч.)
Игры со словами с сочетаниями жи-щи, чу-щу, ча-ща, чк, чн, щн, нщ. Тренировочные упражнения.
Тема 17 – 18. Правила о непроизносимых согласных.(2 ч.)
Песенки - «напоминайки». Тренировочные упражнения. Нефонемное правило. Игра «Вставь слова». Разбор стихотворения «Про солнце» С.Маршака.
Тема 19 – 20. Волшебное средство – «самоинструкция».(2 ч.)
Знакомство с термином «самоинструкция». Правила составления самоинструкции. Работа по составлению самоинструкции. Работа по самоинструкции. Игра «Засели домик». Тренировочные упражнения. Игра «Найди подходящий транспорт». Краткий пересказ.
Тема 21. Память и грамотность.(1ч.)
Виды памяти. Тренировка памяти на отрывках из литературных произведений. Зарядка для развития памяти. Разучивание песенки «напоминалки». План пересказа.
Тема 22. Строительная работа морфем.(1ч.)
«Строительные блоки» для морфем. Приставкины «смыслиночки». Игра «Образуй слова». «Смыслиночки» суффиксов. «Смыслиночки» окончания.
Тема 23. Где же хранятся слова?(1ч.)
Копилки слов. Как найти слово в словаре? Лингвистика – наука о языке. Работа со словарями.
Тема 24 – 26. Поговорим обо всех приставках сразу.(2ч.)
Игры с приставками. Много ли на свете приставок. Работа со стихотворением С. Есенина. Правила написания приставок. Секрет безошибочного письма. Тренировочные упражнения. Опасные согласные в приставках. «Нарушители» правил. Коварная приставка с-. Самые трудные (пре- и при-). Песенка – «напоминайка». Игры и упражнения с приставками.
Тема 27. Слова – «родственники».(1ч.)
Правильные корни и корни-уродцы. Секреты родственных слов. Игра «Третий лишний». Игра «Кто больше?». Работа с текстом. Тренировочные упражнения.
Тема 28 – 30. Кто командует корнями?(2ч.)
Чередование гласных в корне. Полногласные и неполногласные сочетания. Игра «Узнай их в лицо». Тренировочные упражнения. Работа с текстами. Орфограмма с девчачьим именем. Командуют гласные. Командуют согласные. Командует ударение. Командует смысл.
Тема 31 – 32. «Не лезьте за словом в карман!»(2ч.)
Корень и главное правило. Изменяем форму слова. Игра «Словесный мяч». Непроверяемые гласные. Проверочные слова. Игра – собирание слов. Пересказ текста. Тренировочные упражнения.
Тема 33. «Пересаженные» корни.(1ч.)
Старые знакомцы. Откуда пришли знакомые слова. Работа со словарём. Тренировочные упражнения.
Тема 34. Итоговое занятие. Олимпиада.(1ч.)
3класс
Тема 1. Сказочное царство слов.(1ч.)
Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показ богатства русского языка, народной фантазии, мудрости народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок .
Тема 2-3. Путешествие в страну слов. (2ч.)
Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья». Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н.Надеждиной « Снежные слова».Игра « Найди лишнее слово»
Тема 4-5. Чудесные превращения слов.(2 ч.)
Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения».Шарады. Рассказ –загадка.
Тема 6-7. В гостях у слов родственников. (2ч.)
Знакомство с разными группами родственных слов .Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний отличительных признаках слов – родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов- родственников.
Тема 8-9. Добрые слова (2ч.)
Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами».Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему.
Тема 10. Экскурсия в прошлое (1 ч.)
Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов.
Тема 11-12. Новые слова в русском языке.(2ч.)
Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах . Игра «Угадай-ка».
Тема 13. Встреча с зарубежными друзьями.(1ч.)
Знакомство с заимствованными словами . Рассказ «Откуда пришли слова- пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев. Игра «Шесть и шесть».
Тема 14-15. Синонимы в русском языке (2ч.)
Знакомство со словами- синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова».Беседа «Что обозначают слова- синонимы».Нахождение слов-синонимов в тексте.
Тема 16. Слова- антонимы (1ч.)
Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов- антонимов. Рассказ учителя о роли антонимов в русском языке.
Тема17. Слова- омонимы (1ч.)
Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка».
Тема 18. Крылатые слова (1ч.)
Беседа о значении «крылатых выражений» в русском языке . Подбор «крылатых выражений» в названиях текста. Работа с выражениями ,употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха ни пера».
Тема 19-20. В королевстве ошибок. (2ч.)
Игра «Исправь ошибки». Работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки. Игра « Произноси правильно». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?».
Тема 21-22. В стране Сочинителей.(2ч.)
Беседа о рифмах .Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле .
Тема 23-24. Искусство красноречия. ( 2ч.)
Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей.
Тема 25. Праздник творчества и игры. (1ч.)
Творческие задания для формирования орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы».
Тема 26-27. Трудные слова. (2ч.)
Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества.
Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный диктант. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов.
Тема 28-29. Анаграммы и метаграммы. (2ч.)
Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм , с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы . Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан- налим, актер- терка ).
Тема 30-31. Шарады и логогрифы (2ч.)
Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование слов- ответов.
Тема32. Откуда пришли наши имена.(1ч.)
Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя».
Тема 33. Занимательное словообразование (1ч.)
Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады.
Тема 34. КВН по русскому языку. (1ч.)
Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку.
4 класс
Тема 1. Хорошо ли ты знаешь грамматику?(1ч.)
Игры, конкурсы, соревнования по разделам грамматики.
Тема 2. Где прячутся ошибки? (О словах с непроверяемыми безударными гласными).
Знакомство со словами с непроверяемыми безударными гласными, с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов.
Тема 3. Почему подлежащее и сказуемое – главные в предложении?
Выделение главных членов в предложении. Рассказ учителя о роли главных членов. Работа с текстом. Тренировочные упражнения.
Тема 4. Об однородных членах предложения и их добрососедских отношениях.
Выделение однородных членов в предложении. Виды однородных членов. Постановка знаков препинания. Работа с текстом. Тренировочные упражнения.
Тема 5. Как морфология порядок навела. (О частях речи).
Знакомство с термином «морфология». Части речи. Их отличия друг от друга. Ребусы, игры со словами.
Тема 6. Имя существительное – часть страны Речь.
Для чего служит имя существительное. Морфологические признаки. Лексико-грамматические разряды. Ребусы, игры со словами.
Тема 7. Сказка о падежах. Этимология названий падежей.
Знакомство с падежами русского языка. Этимология названия падежей. Падежи в других языках мира. Игра с пословицами «Кто лучше знает падежи?»
Тема 8. Слово одно, а значений - несколько. (О многозначных словах).
Знакомство с многозначными словами. Рассказ о свойстве «многозначность слова». Работа с толковыми словарями. Использование многозначных слов в речи. Иллюстрирование многозначных слов.
Тема 9. Слова – тезки. (Омонимы).
Омонимы в русском языке и их роль. Игра «Докажите». Различие омонимов от многозначных слов.
Тема 10. Одно и то же, но по-разному. (Синонимы, о различиях слов-синонимов).
Синонимы как средство повышения выразительности речи. Распознавание и подбор синонимов. Использование синонимов в речи. Изучение особенностей синонимического ряда.
Тема 11. Слова с противоположным значением. (Антонимы).
Знакомство с антонимами. Распознавание и подбор антонимов. Антонимы в русских пословицах.
· Беседа по содержанию стихотворения В.Полторацкого «Слово о словах».
Тема 12. Хорошо ли ты знаешь имя существительное?
Углубленное изучение имён существительных. Грамматическая эстафета.
Тема 13. Очень занимательное – имя прилагательное.
Инсценирование сказки «О дружбе имёни существительного с прилагательным».
Тема 14. Имя прилагательное – часть страны речь.
Роль имен прилагательных в речи. Подбор синонимов и антонимов к именам прилагательным. Использование суффиксов для образования имён прилагательных.
Тема 15. Хорошо ли ты знаешь имя прилагательное?
Роль и место имён прилагательных в речи. Игры, ребусы, шарады с именами прилагательными.
Тема 16. Словарное богатство родного языка.
Лексическое значение слов. Работа с толковыми словарями и историей появления новых слов русского языка.
Тема 17. Универсальные заменители. (Назначение местоимений).
Заменители в нашей жизни. Редактирование текстов. Януш Корчак «Удивительная история о местоимении“.
Тема 18. Глагол – часть страны Речь.
Глагол часть речи, обозначающая действие или состояние как процессуальный признак. Выражение процессуальности в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] вида, времени, лица, числа и рода.
Тема 19. Сказка о глаголе, о спряжении глагола.
Знакомство со сказкой о глаголе. Понятие о спряжении глагола. Определение спряжения глаголов по неопределённой форме.
Тема 20. Глагол и его друзья.
Глагол и его друзья. Пристань «Сказочная». А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».
Тема 21. Глагол – настоящий богач среди частей речи.
Второе место глагола по частоте употребления среди частей речи. Глагол – живая часть речи. Игры, ребусы со словами.
Тема 22. Сила любви. НЕ с глаголами.
Знакомство с грамматической сказкой Ф.Кривина «Сила любви». Правописание частицы НЕ с глаголами.
Тема 23-24. Откуда появились глаголы – исключения?
Знакомство с глаголами – исключениями. Грамматическая сказка «Откуда появились глаголы-исключения». Рассматривание глаголов-исключений в “Сказке о царе Салтане” А.С. Пушкина.
Тема 25. Хорошо ли ты знаешь глагол?
КВН. Командное соревнование на проверку знаний о глаголе.
Тема 26-27. В царстве наречий.
Грамматическая сказка «Кто важнее». В царстве Речи много различных слов.
Отличия наречий от других слов. Правописание и образование наречий.
Тема 28-29. Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы.
Ссора предлогов со всеми словами. Служебное положение частиц.
Знакомство со служебными частями речи. Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы. Их разряды по значению, структуре и синтаксическому употреблению.
Грамматическая сказка «Ссора предлогов со всеми словами». Шуточные вопросы-загадки. Игра «Кто больше знает предлогов».
Тема 30-31. Хорошо ли ты знаешь части речи?
КВН. Командное соревнование на проверку знаний о частях речи.
Тема 32. Слова – родственники. (Об однокоренных словах).
Углубленное изучение однокоренных слов. Грамматическая сказка о словах-родственниках. Признаки однокоренных слов. Подбор и употребление в речи.
Тема 33-34. Русский язык неисчерпаем, как сама жизнь.
КВН по русскому языку:
“Учите русский язык – Годы к ряду,С душой,Усердием,С умом!Вас ждет великая награда,И та награда – в нем самом”(Сабир Абдулла)
Календарно- тематическое планирование
1-й класс «Путешествия по Стране Слов»
(33 часа)
№
Тема занятия
Количество часов
1
В мире безмолвия и неведомых звуков.
1
2
В страну слов. Первые встречи.
1
3-4
К тайнам волшебных слов.
2
5
Выбор друзей в Стране Слов
1
6
К несметным сокровищам Станы Слов.
1
7
Чудесные превращения слов.
1
8-9
В гости к Алфавиту.
2
10
К тайнам звуков и букв.
1
11
Встреча с Радугой.
1
12
В Страну Говорящих Скал.
1
13
В глубь веков на Машине времени.
1
14
В Королевстве ошибок.
1
15
В Страну Слогов.
1
16
Неожиданная остановка в пути.
1
17
В удивительном городе Неслове.
1
18-19
Чудеса в Стране Слов.
2
20
К словам разнообразным, одинаковым, но разным.
1
21-22
На карнавале слов.
2
23
В Театре близнецов.
1
24
Конкурс знающих.
1
25
Новое представление.
1
26
Необычный урок.
1
27
Следопыты развлекают гостей.
1
28
В Клубе весёлых человечков.
1
29-30
К словам – родственникам. Почему их так назвали?
2
31
Экскурсия в прошлое.
1
32
Полёт в будущее.
1
33
Итоговое занятие.
1
Итого 33 часа
2-й класс «Секреты орфографии»
(34 часа)
№
Тема занятия
Количество часов
1
Как обходились без письма?
1
2
Древние письмена.
1
3
Как возникла наша письменность?
1
4-5
Меня зовут Фонема.
2
6-8
Для всех ли фонем есть буквы?
2
9
«Ошибкоопасные» места
1
10
Тайны фонемы
1
11-12
Опасные согласные
2
13
На сцене гласные
1
14
«Фонемы повелевают буквами»
1
15
Когда ь пишется, а когда не пишется?
1
16
Ваши старые знакомые
1
17-18
Правила о непроизносимых согласных
2
19-20
Волшебное средство – «самоинструкция»
2
21
Строительная работа морфем
1
22-23
Где же хранятся слова?
2
24-25
Поговорим о всех приставках сразу
2
26-27
Слова – «родственники»
2
28-30
Кто командует корнями?
3
31-32
«Не лезьте за словом в карман!»
2
33
«Пересаженные» корни
1
34
Итоговое занятие
1
Итого 34 часа
3 класс «Занимательное словообразование»
(34 часа)
№
Тема занятия
Количество часов
1
Сказочное царство слов .
1
2-3
Путешествие в страну Слов.
2
4 - 5
Чудесные превращения слов.
2
6 -7
В гостях у слов- родственников.
2
8- 9
Добрые слова.
2
10
Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова.
1
11- 12
Новые слова в русском языке.
2
13
Встреча с зарубежными друзьями.
1
14- 15
Синонимы в русском языке.
2
16
Слова- антонимы.
1
17
Слова- омонимы.
1
18
Крылатые слова.
1
19- 20
В королевстве ошибок.
2
21-22
В стране Сочинителей.
2
23-24
Искусство красноречия.
2
25
Праздник творчества и игры.
1
26- 27
Трудные слова.
2
28- 29
Анаграммы и метаграммы.
2
30- 31
Шарады и логогрифы.
2
32
Откуда пришли наши имена.
1
33
Занимательное слообразование.
1
34
КВН по русскому языку.
1
Итого 34 часа
4 класс «Занимательная грамматика русского языка» (34 часа)
№
Тема занятия
Количество часов
1
Хорошо ли ты знаешь грамматику?
1
2
Где прячутся ошибки? (О словах с непроверяемыми безударными гласными).
1
3
Почему подлежащее и сказуемое – главные в предложении?
1
4
Об однородных членах предложения и их добрососедских отношениях.
1
5
Как морфология порядок навела. (О частях речи).
1
6
Имя существительное – часть страны Речь.
1
7
Сказка о падежах. Этимология названий падежей.
1
8
Слово одно, а значений - несколько. (О многозначных словах).
1
9
Слова – тезки. (Омонимы).
1
10
Одно и то же, но по-разному. (Синонимы, о различиях слов-синонимов).
1
11
Слова с противоположным значением. (Антонимы).
1
12
Хорошо ли ты знаешь имя существительное?
1
13
Очень занимательное – имя прилагательное.
1
14
Имя прилагательное – часть страны Речь.
1
15
Словарное богатство родного языка.
1
16
Хорошо ли ты знаешь имя прилагательное?
1
17
Универсальные заменители. (Назначение местоимений).
1
18
Глагол – часть страны Речь.
1
19
Сказка о глаголе, о спряжении глагола.
1
20
Глагол и его друзья.
1
21
Глагол – настоящий богач среди частей речи.
1
22
Сила любви. НЕ с глаголами.
1
23-24
Откуда появились глаголы – исключения?
2
25
Хорошо ли ты знаешь глагол?
1
26-27
В царстве наречий.
2
28-29
Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы.
Ссора предлогов со всеми словами.
Служебное положение частиц.
2
30-31
Хорошо ли ты знаешь части речи?
2
32
Слова – родственники. (Об однокоренных словах).
1
33-34
Русский язык неисчерпаем, как сама жизнь.
2
Итого 34 часа
В результате работы по программе курса учащиеся к концу 1-го класса должны знать:
отличия звука от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим);
признаки гласных и согласных звуков; буквы русского алфавита;родственные слова, антонимы, многозначные слова; системные связи слов.
Должны уметь:
правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко - буквенный анализ слов;распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах;делить слова на слоги;объединять слова в группы;проверять и правильно писать слова с безударной гласной в корне слова, с парными звонкими и глухими согласными в корне слова и в конце;составлять текст по вопросам учителя;
работать со словарями;отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады.
В результате работы по программе курса учащиеся к концу 2-го класса должны знать:
правила правописания слов с изученными орфограммами;признаки согласных и гласных звуков, состав слова; признаки родственных слов;
виды пересказа.
Должны уметь:
различать приставки и предлоги, писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно;разбирать слова по составу;проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова;писать НЕ с глаголами;работать со словарем: группировать и подбирать слова на определенные правила;различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова;составлять рассказы по картинке, пересказывать текст.
В результате работы по программе курса учащиеся к концу 3-го класса должны знать:
правила правописания слов с изученными орфограммами;признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола);главные члены предложения;состав слова.
Должны уметь:
различать приставки и предлоги, писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно;разбирать предложения по членам предложения;обозначать на письме интонацию перечисления;разбирать слова по составу;проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова;писать правильно слова с удвоенными согласными;определять род, число имен существительных и имен прилагательных;определять число, время глаголов;писать НЕ с глаголами;работать со словарем: группировать и подбирать слова на определенные правила;различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова;составлять рассказы по картинке.
В результате работы по программе курса учащиеся к концу 4-го класса должны знать:
отличительные признаки основных языковых единиц;
основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;
слова, словосочетания, предложения, текста;
основные орфографические и пунктуационные правила;
о некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных.
Должны уметь:
четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;
-подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;
-различать слова- паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;
-пользоваться орфографическим, словообразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями.
V. Список литературы:
Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.
Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.
Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.
Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г.
Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.
Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.
Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.
Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г
Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995 г.
Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.
Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.
Одинцов В. В.Школьный словарь иностранных слов /под ред. В. В. Иванова- М : Просвещение 1984.
Приложение
Система контролирующих материалов
1 класс
Игры со словами.
1.Отгадка в них – несколько последних букв последнего слова.Имена мальчиков и девочек1. Кто любит кино "Человек-невидимка"?2. Кто читает книгу про Гулливера?3. Как зовут мальчика, у которого густая шевелюра?4. Кто не пьёт кефира?5. Кто морщится от запаха бензина?6. Кто смотрит мультфильм про Самоделкина и Карандаша?7. Кто поёт про гардемарина?
2.Мои друзья Подсказка: вместо многоточия надо вставить имена девочек, спрятавшиеся в конце имён мальчиков.1.На скамейке мальчик Толя.В шашки с ним играет ...2. На футбол спешит Валера,А за ним плетётся ...3. Познакомьтесь: это Ваня.С ним под ручку ходит ...4. Всех смелей, конечно, Вася.Дружит с ним сластёна ...
3.Кто или что?
1. Что может пироги испечь?2. Что беспокоит барана?3. Кто сидит у окошка?4. Кто любимец королев?5.Кто плавает в пруду за лесом?6.Что побило виноград?7.Что попало в водопровод?
8.Кто укусил матроса?9.Что потерял мальчик, когда играл в салочки?10.Кто нашёл много косынок?11.Что видит Карлсон?12.Что разинул крот?13.Что лежит за креслом?
14.Что не могут поднять снегири?
15.Что носорог воткнул в пирог?16.Кто знает, где лежит удочка?17.Кто перехитрил ловца?
18.Что ценит Владимир?19.Что катилось за мальчиком?
4.Какой? и Сколько?1. Какое число чуть меньше, чем восемь?2. Сколько ребят шалят опять?3. Сколько зубов потерял Юра Бородин?4. Сколько поваров месят тесто?5.Мне эхо раскрывает секреты1."Кто забрался под диван?"Эхо мне в ответ: "..."2."Не боится кто мороза?"Эхо отвечает: "..."3."Кто съел плитку шоколада?"Эхо (с укоризной): "..."4"Кто гуляет до рассвета?"Эхо мне ответит: "..."5."Кто глядит из-за сарая?"Знает эхо: это ...6."Кто потерял сандалик?"Промолвит эхо: "..."7."Назови мне кавалера!"Эхо прокричит: "...!"
2 класс
Олимпиада
1. Расставь ударение в словах.
Алфавит, библиотека, звонит, цемент, торты. (по 1 баллу)
2. Выпиши слова, в которых рядом находятся два гласных звука.
Лилия, оазис, фойе, поют, сауна. (по 1 баллу)
3. Вставь пропущенные слова в данные устойчивые сочетания слов:
На сердце __________скребут.
Делить шкуру неубитого__________ .
Голодный как ____________. (по 1 баллу)
4. Узнай героя из сказки:
Милая, добрая, крошечная –___________________. Деревянный, любопытный, длинноносый –____________________. Старая, страшная, беззубая -______________________. (по 1 баллу)
5. Как называются жители этих стран:
Россия-________________________
Франция-_______________________
Япония-________________________
Англия-_________________________ (по 1 баллу)
6. Найди и выпиши лишние пары слов.
говорить – молчать приятный - отвратительный
ужасный – замечательный идти - стоять
любить – ненавидеть грубый – нежный
бедный – убогий лакомиться – кушать (по 1 баллу)
3 класс
КВН по русскому языку в 3-м классе
Оборудование: карточки с ребусами и словами.
1.Оформление.
На сцене вывешены плакаты:
Учите русский – годы к ряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждёт великая награда,
И та награда – в нём самом.
2. Вступление.
Ведущий: Язык, на котором мы разговариваем, красив и богат. На русском языке говорят не только русские. Он понятен каждому человеку, живущему в России.
Наш КВН посвящен русскому языку. Освоить родной язык - трудное дело. Надеюсь, вы не боитесь трудностей на пути к знаниям. Русский язык - необыкновенный язык, и в этом мы сегодня убедимся.
3. Приветствие команд (участвуют две команды).
Все ученики:
Мы весёлые ребята,
И не любим мы скучать,
С удовольствием мы с вами
В КВН будем играть.
1-я команда:
Мы отвечаем дружно,
И здесь сомнений нет.
Сегодня будет дружба
Владычицей побед.
2-я команда:
И пусть острей кипит борьба,
Сильней соревнование,
Успех решает не судьба,
А только наши знания.
1-я команда:
И, соревнуясь, вместе с вами
Мы останемся друзьями.
2-я команда:
Пусть борьба кипит сильней
И наша дружба крепнет с ней.
4. Все участники поют песню о КВН (на мелодию песни “Улыбка” композитора В. Шаинского).
Любит КВН наш дружный класс,
и объявит заседание сейчас.
Вот болельщики, а вот жюри.
Путь к победе труден, что ни говори.
Нам доверено с тобой
провести удачно бой,
чтоб находчивость и знания проверить.
Ты велик, родной язык,
Ты богат, родной язык,
Ты наш друг, и в это все мы будем верить.
5. Команды приветствуют жюри и вручают им свои эмблемы:
Вам и слава и почет!
Все мы любим точный счет.
6. Болельщики приветствуют команды:
За команду мы “болеем”
И друзьям помочь сумеем!
7. Разминка “Угадай название команды”
(сообщает участник каждой команды)
Название нашей команды обозначает название предмета, отвечает на вопросы кто? что? и в предложении бывает подлежащим и второстепенным членом.
Название нашей команды обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какой?, а в предложении бывает второстепенным членом.
8. Ведущий обращается с вопросами к болельщикам:
Какое название имеет каждая команда?
Какие части речи вы знаете?
Какая часть речи не изменяется?
9. Домашнее задание (участник каждой команды читает сочинение, написанное на выбранное грамматическое правило, и передает его жюри).
10. Конкурс капитанов.
Задание: определить часть речи (по одному предложению).
Посадила мама в печь пироги с капустой печь.
Снежное покрывало покрывало все поле.
Ведро дало течь, и вода стала течь.
11. Конкурс болельщиков.
Задание: отгадать загадку и определить часть речи.
Стоит дом, кто в него войдет, тот ум приобретает. ( Школа)
Белый зайчик прыгает по черному полю. Слезы проливает. Дети их читают и стирают. ( Мел)
Одной рукой всех встречаю, другой провожаю. ( Дверь)
12. Конкурс команд: “Слово-змейка”.
(Представителю от каждой команды предлагается за 1-2 мин записать на доске слова в таком порядке, чтобы второе слово начиналось с последней буквы первого, например: адрес, салют, тетрадь, деревня)
13. Конкурс болельщиков. «Закончи пословицу».
Команды должны вспомнить и назвать конец пословицы.
Не рой яму другому - сам в неё попадёшь.
Встречают по одёжке - провожают по уму.
Повторенье - ... мать ученья.
Что посеешь - то пожнёшь.
Ученье свет, а не ученье тьма.
Терпенье и труд - всё перетрут.
Под лежачий камень вода не течет.
Сделал дело - гуляй смело.
Слово не воробей - вылетит, не поймаешь.
14. Конкурс “Вспомни правило любви и примером докажи”.
(Капитанам предлагается за 1 – 2 мин написать на доске слова на изученные правила и объяснить их написание.)
15. Конкурс болельщиков. Задание: раскрыть смысл выражений, которые называют крылатыми:
Рукой подать. (Близко).
Через час по чайной ложке.(Медленно).
Морочишь голову.(Обманываешь).
Во весь дух.(Быстро).
Склонять по падежам.(Ругать).
Засучив рукава.(Хорошо работать).
Опустив рукава. (Работать плохо).
Прикусить язык.(Замолчать).
Ни пуха, ни пера.(Пожелать удачи).
16. Музыкальная пауза (пока жюри подсчитывает очки).
В это же время болельщики показывают инсценировку по стихотворению
С. Маршака “ Знаки препинания”. У обучающихся на груди прикреплены плакаты с нарисованными знаками препинания.
Чтец:
У последней
Точки
На последней
Строчке
Собралась компания
Знаков препинания.
Прибежал
Чудак-
Восклицательный знак.
Вбегает восклицательный знак.
Никогда он не молчит,
Оглушительно кричит.
Восклицательный знак:
Ура! Долой!
Караул! Разбой!
Чтец:
Притащился кривоносый вопросительный знак.
Входит вопросительный знак.
Задает он всем вопросы:
Кто? Кого? Откуда? Как?
Чтец:
Явились запятые,
Девицы завитые.
Входят запятые.
Живут они в диктовке
На каждой остановке.
Запятые:
Мы особы занятые,
Не обходятся без нас
Ни диктовка, ни рассказ.
Входит точка с запятой.
Точка с запятой:
Если нет над вами точки,
Запятая знак пустой.
Чтец:
Прискакало двоеточие,
Прискакало многоточие
Появляются двоеточие и многоточие.
Двоеточие:
Нет, постой!
Я важнее запятой,
Потому что я в два раза
Больше точки одноглазой.
В оба глаза я гляжу,
За порядком я слежу.
Чтец:
Но сказало многоточие, еле глазками ворочая.
Многоточие:
Если вам угодно знать,
Я важней, чем и прочие.
Там, где нечего сказать,
Ставят многоточие
Чтец:
Вопросительный знак
Удивился.
Вопросительный знак.
- То есть как?
Чтец:
Восклицательный знак
Возмутился.
Восклицательный знак.
- То есть как?
Чтец:
И сказала точка,
Точка – одиночка.
Точка:
Мной кончается рассказ,
Значит, я важнее вас.
17. Конкурс капитанов.
Задание: раскрыть скобки в предложениях:
Язык (до) Киева (до) ведёт.
Хорошее слово (до) сердца (до) идёт.
(С) горы (с) бежал поток проворный.
18. Конкурс болельщиков.
Задание: отгадать слова.
Для 1-й команды : его корень в слове писать, приставка в слове рассказать, суффикс в слове книжка, окончание в слове вода.
Для 2-й команды: его корень в слове вязать, приставка в слове замолчать, суффикс в слове сказка, окончание в слове рыба.
Для 3-команды: его корень в слове снежинка, приставка в слове подъехал, суффикс в слове лесник, окончание в слове ученики.
19. Конкурс для команд “Можем мы диктант писать на “4” и на “5”.
(Каждый участник команды пишет только по 2 слова и передаёт листок другому участнику. Как только вся команда закончит писать диктант, она сообща его проверяет и сдает жюри.)
Текст диктанта.
Я люблю уроки русского языка. На этих уроках мы учимся понимать силу и красоту русского языка. Теплотой веет от близких с детства слов: ручей, роща, поляна, тропинка. Торжественно произносим мы слова: Родина, мир, труд, свобода. Русский язык помогает нам дружить.
20. Конкурс болельщиков (пока команды пишут диктант).
Задание: найти слова, которые спрягались.
Хлев – (лев), коса – (оса), щель, зубр, столб, укол, удочка, точки.
21. Конкурс «Составь слова».
Из букв одного слова нужно составить другие слова
ГРАММАТИКА
22. Конкурс для зрителей: Составить как можно больше слов из букв слова «Транспорт» (спорт, порт, трос, пост, транс, торт, стоп, сорт, нос, сон, рот. Спор, пот, сор. Рост, рапорт, старт, тропа, сноп, роса, сатрап)
21. Жюри объявляет счёт.
22. Ведущий подводит итоги соревнования.
23. Награждение участников.
4 класс
КВН по русскому языку в 4-м классе
Оборудование:
эмблемы для каждого члена команды,
большая эмблема каждой команды,
карточки со словами-рифмами,
карточки со знаками препинания
ХОД ПРАЗДНИКА
На доске – эпиграф
“Учите русский язык – Годы к ряду,С душой,Усердием,С умом!Вас ждет великая награда,И та награда – в нем самом”(Сабир Абдулла)
В КВНе участвуют 4 команды
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
1- я команда:
Мы – весёлые ребята,И не любим мы скучать,С удовольствием мы с вамиВ КВН будем играть.
2-я команда:
Мы отвечаем дружно,И здесь сомнений нет:Сегодня будет дружбаВладычицей побед.
3-я команда:
И пусть острей кипит борьба,Сильней соревнование,Успех решает не судьба,А только наше знание.
4-я команда:
И, соревнуясь, вместе с вамиМы останемся друзьями.Пусть борьба кипит сильней,И наша дружба крепнет с ней.
Все участники поют песню о КВН на мотив песни “Улыбка” В. Шаинского
Любит КВН весь наш дружный классИ объявит заседание сейчас,Вот - болельщики, а вот – жюри.Путь к победе труден, что ни говори.
Припев:
Нам доверено с тобойПровести удачно бой,Чтоб находчивость и знания проверить.Ты велик, родной язык,Ты богат, родной язык,Ты наш друг, и в это все мы будем верить.
Команда приветствует жюри.
Вам и слава, и почёт!Все мы любим точный счёт!
Болельщики приветствуют команды. Болельщиками могут быть ребята из других классов.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Каждая команда по очереди – можно провести жеребьёвку – называет имя своей команды. Например:
Капитан: Наше имя –
Команда: Союзики.
Капитан: Наш девиз –
Команда:
Мы – дружные союзики,На месте не сидим,За каждым предложениемВнимательно следим.
Капитан подходит к жюри, и вручает большую эмблему.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Жюри оценивает и выступление команды, и её эмблему.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Конкурс "Слово-Змейка"
Представителю от каждой команды предлагается за 1-2 минуты записать на доске слова в таком порядке, чтобы второе слово начиналось с последней буквы первого, например: Адрес – салют – тетрадь – деревня -Жюри подводит итоги.
Конкурс капитанов
Определите, какой частью речи являются выделенные слова.(Каждому капитану даётся карточка с предложениями)
Посадила мама в печь пироги с капустой печь.
Снежное покрывало, покрывало всё поле.
Ведро дало течь, и вода стала течь.
Со стекла, стекла вода.
Проверка, жюри объявляет итоги конкурса.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Конкурс болельщиков
Отгадай загадку, где спрятались антонимы
Я- антоним слово “зной”,Я в реке в тени густойИ в бутылке лимонада, А зовут меня ( ПРОХЛАДА).
Я антоним слово “лето”,В шубу снежную одета,Хоть люблю мороз сама,Потому что я - (ЗИМА).
Я – антоним слову “смех”,Не от радости, утех, - Я бываю по неволеОт несчастья и от боли,От обиды, неудач.Догадались, Это (ПЛАЧ).
Я – антоним шума, стука,Без меня вам ночью мука,Я для отдыха, для снаНазываюсь (ТИШИНА)
Конкурс со скобками
Каждому участнику команды даётся задание: раскрыть скобки в предложении.
Язык (до) Киева (до)ведёт.
Хорошее слово (до)сердца (до)йдёт.
(С)горы (с)бежал поток проворный.
(До)школы (до)шли быстро.
За каждый правильный ответ команде присуждается 2 балла
Игра с командами. Загадки в стихах о синонимах.
Я – синоним осьминога,А без С – в метле нас много (СПРУТ)
Я то же, что и ураган,Но только гость восточных стран.На море я гроза для шхун,А называюсь я (ТАЙФУН)
Простое слово “промежуток”:В театре несколько минуток,Пока начнётся новый акт,Мы называем все (АНТРАКТ)
На время что-то прекратив,Мы объявляем (ПЕРЕРЫВ)
В борьбе, в труде устали слишком – Дают уставшим (ПЕРЕДЫШКУ)
После урока непременноНужна ребятам (ПЕРЕМЕНА)
Конкурс "Веселые картинки"
Какие фразеологизмы изображены на рисунках?
Что они обозначают?
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Как курица лапой (писать некрасиво, неразборчиво, иметь плохой почерк)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Брать быка за рога (смело, энергично, начинать с самого главного, важного)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Сесть в лужу (оказаться в глупом положении, потерпеть неудачу)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Заметать следы (ловко скрывать то, что может служить уликой)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Конкурс болельщиков. “Пословицы в картинках”
Догадайся по картинкам, о каких пословицах идёт речь.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Не рой яму другому, сам в неё попадёшь.
Угадай пословицы
Команде задаётся по одному первому слову, дети должны догадаться, о какой пословице идёт речь.
ЛЮБИШЬ..(кататься, люби и саночки возить).
МОСКВА(слезам не верит. Москва не сразу строилась).
ДАРЁННОМУ(коню в зубы не смотрят).
НЕ В СВОИ(сани не садись).
ЖИЗНЬ..(прожить – что поле перейти).
ОВЧИНКА.(выделки не стоит).
Конкурс “Стихоплёт”
Командам показывают карточки с опорными словами-рифмами.
щенка-пока,
помогите – найдите
Каждая команда за 3 минуты должна сочинить четверостишие с этими словами. Например:
У меня есть три щенка,Кличек нет у них пока.Мне, ребята, помогите,Клички для щенков найдите.
Конкурс "Собери слово"
Отгадайте слова, собрав их по частям.
Его корень в слове “писать”, приставка в слове “рассказать”, суффикс в слове “книжка”, окончание в слове“вода”. (Расписка)
Его корень в слове “вязать”, приставка в слове “замолчать”, суффикс в слове “сказка”, окончание в слове“рыба”. (Завязка)
Его корень в слове “снежинка”, приставка в слове “подъехал”, суффикс в слове “лесник”, окончание в слове“ученик”. (Подснежник)
Его корень в слове “молодой”, суффикс в слове “косцы”, окончание в слове “травы”. (Молодцы)
За каждый правильный ответ присуждается 2 балла.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Конкурс болельщиков. Игра “Словесный конструктор”
Цель игры – из набора букв исходного слова составить как можно больше других слов. Каждая буква в любом составленном слове используется только в таком количестве, в каком она встречается в исходном слове.
Задано слово: Грамматика
Конкурс "Можем ли мы диктант писать на «4» и на «5».
Ведущий диктует текст. Команды работают у доски одновременно. Каждый член команды записывает по 2 слова и предлагает следующему участнику.
Примерный текст диктанта.
"Русский язык. Я люблю уроки русского языка. На этих уроках мы учимся понимать силу и красоту родного языка. Теплотой веет от близких с детства слов: ручей, роща, полянка, тропинка."
Возможно, удобнее для проведения конкурса составить диктант из не связанных по смыслу слов с грамматическими трудностями.
За каждую ошибку со счета команды снимается 1 балл.
Конкурс "Прятки"
В этом стихотворении спрятаны 20 животных! Название может находиться внутри слов, а может начинаться в конце одного слова, а заканчиваться в начале другого. Посмотри, например, как спряталась лиса. Одно из названий повторяется дважды. Ну что, приступим к поискам?
ТрескаЛИ Сахар у кранаТри молодых таракана.Глазели на вид из окошкаХорошая вышла кормёжка!
И случилось вдруг так:Самый левый прусак,Услыхав крики: “Брысь!”Взвился к проводу ввысь.
И легко брат, что в центре, как бесСквозь стекло – просто ужас! – пролез!Ну а правый – совсем караул:С крана ловко за шкаф сиганул!
Ответ: Треска, лиса, таракан, ара (дважы), рак, кошка, ёж, лось, такса, лев, прусак, русак, рысь, як, овод, кобра, клоп, уж, коза, сиг.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Конкурс болельщиков
Отгадай ребус. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Конкурс "Домашнее задание"
Представитель каждой команды зачитывает написанную командой лингвистическую сказку о частях речи.
Подведение итогов
Жюри подсчитывает очки. Объявляется музыкальная пауза. В это время команды показывают инсценировку по стихотворению С.Маршака “Знаки препинания”.
Автор:
У последней точкиНа последней строчкеСобралась компанияЗнаков препинания.Прибежал чудак – Восклицательный знак.
(Вбегает восклицательный знак).
Автор:
Никогда он не молчит,Оглушительно кричит.
Восклицательный знак:
Ура! Долой!Караул! Разбой!
(Входит вопросительный знак).
Автор:
Притащился кривоногийВопросительный знак.
(Входит вопросительный знак).
Вопросительный знак:
Кто? Кого?Откуда? Как?
Автор:
Явились запятые,Девицы завитые.
(Входит точка с запятой)
Точка с запятой:
Если нет над вами точки,Запятая – знак пустой.
Автор:
Прискакало двоеточие,Прикатило многоточие.
(Появляются двоеточие и многоточие)
Двоеточие:
Нет, постой!Я важней, чем запятаяИли точка с запятой,Потому что я в два разаБольше точки одноглазой,В оба глаза я гляжу,За порядком я слежу.
Автор:
Но сказало многоточие,Еле глазками ворочая.
Многоточие:
Если вам угодно знать,Я важней, чем прочие:Там где нечего сказать,Ставят многоточие
Автор: Вопросительный знак удивился.
Вопросительный знак: То есть как?
Автор: Восклицательный знак возмутился.
Восклицательный знак: То есть как!
Автор:
И сказала точка,Точка – одиночка.
Точка:
Мной кончается рассказ,Значит я важнее вас.
Жюри объявляет, сколько очков набрала каждая команда, награждает участников игры.
1 чтец:
Грамматика, грамматика – Наука очень строгая!Учебник по грамматикеВсегда беру с тревогой я.
2 чтец:
Она трудна, но без неёПлохое было бы житьё!Не составить телеграммуИ открытку не отправить,Даже собственную мамуС днём рожденья не поздравить!
3 чтец:
Отправляя поздравленья,Помни правило склоненья,Род, число и падежиКрепко в памяти держи!
4 чтец:
А приставки и частицы – Вроде хитреньких зверьков!Им охота порезвиться,Обмануть учеников!
5 чтец:
Люблю тебя, грамматика!Ты умная и строгая.Тебя, моя грамматика,Осилю понемногу я!
ЃђЗаголовок 1Заголовок 315