Программа по внеурочной деятельности в Занимательная грамматика


«Занимательная грамматика»
I. Пояснительная записка
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит факультативный курс “Занимательная грамматика”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по “Занимательной грамматике”.
В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательной грамматике” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “Занимательной грамматики” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.
Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс “Занимательная грамматика” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.
Содержание и методы обучения “Занимательной грамматики” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
Необходимость разработанного нами факультативного курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.
II. Цель и задачи курса.
Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи курса:
Обучающие:
•развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
•приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
•пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
•развитие мотивации к изучению русского языка;
•развитие творчества и обогащение словарного запаса;
•совершенствование общего языкового развития учащихся;
•углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
•воспитание культуры обращения с книгой;
• формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
•развивать смекалку и сообразительность;
•приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
•развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
•учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
III. Особенности программы «Занимательная грамматика»
1 кл. «Путешествия по Стране Слов»
2кл. «Секреты орфографии»
3кл. «Занимательное словообразование»
4кл. «Занимательная лингвистика»
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
•занимательность;
•научность;
•сознательность и активность;
•наглядность;
•доступность;
•связь теории с практикой;
•индивидуальный подход к учащимся.
Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.
IV. Формы проведения занятий
•лекции;
•практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
•анализ и просмотр текстов;
•самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
•игровая;
•теоретическая;
•практическая.
V. Основные методы и технологии
•технология разноуровневого обучения;
•развивающее обучение;
•технология обучения в сотрудничестве;
•коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
VI. Описание места курса в учебном плане
Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (в 1 классе), по 45 минут в 2-4 классах. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1–4-х классов.
VI. Планируемые результаты.
1-й класс
Личностные результаты:
•осознавать роль языка и речи в жизни людей;
•эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
•понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
•высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметне результаты
Регулятивные УУД:
•определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
•учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
•учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
•находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
•делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
•оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
•слушать и понимать речь других;
•учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
2-й класс
Личностные результаты:
•осознавать роль языка и речи в жизни людей;
•эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
•понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
•обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
•определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
•учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
•учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
•находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
•делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
•преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
•оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
•слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
•выразительно читать и пересказывать текст;
•договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
•учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
3-4-й классы
Личностные результаты
•эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
•эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
•чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
•любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
•интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
•интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
•интерес к изучению языка;
•осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
•самостоятельно формулировать тему и цели урока;
•составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
•работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
•в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
•перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
•пользоваться словарями, справочниками;
•осуществлять анализ и синтез;
•устанавливать причинно-следственные связи;
•строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
•адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
•высказывать и обосновывать свою точку зрения;
•слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
•договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
•задавать вопросы.
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ КРУЖКА «ПОЧЕМУЧКА»
Актуальность программы
В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования нового поколения определены задачи, стоящие перед современной школой, и одна из них – формирование целостной картины мира у учащихся посредством включения их в разнообразные виды деятельности. В связи с этим большое внимание уделяется организации внеурочной деятельности, способствующей дополнительному развитию каждого ученика. Эта деятельность должна организовываться с учетом запросов, интересов учащихся, их родителей.
Существует тесная связь между знаниями и познавательным интересом. С одной стороны, благодаря познавательному интересу ребёнок лучше усваивает знания, с другой – познавательные интересы развиваются преимущественно на основе знаний. Программа кружка «Почемучка» составлена с учётом интересов учащихся, мнений родителей и запросов общества в целом, так как позволяет удовлетворять разнообразные познавательные интересы учащихся.
Цель программы - ознакомление младших школьников с загадочным окружающим миром, формирование навыков наблюдения, анализа, формулировки выводов, пробуждение интереса к занятиям наукой.
В процессе реализации данной программы предполагается решение следующих задач:
- изучение интересов и возможностей каждого ребенка;
-развитие мотивации младших школьников к участию в научно-познавательной деятельности;
-создание условий, необходимых для осуществления научно-познавательной деятельности школьников; формирования умений наблюдать за явлениями природы, самостоятельно ставить задачи и находить пути решения. Делать выводы.
Ожидаемые результаты.
Приобретение школьниками знаний о нормах отношения к природе и объектам окружающего мира; о способах самостоятельного поиска информации в справочной литературе.
Развитие ценностных отношений к родному Отечеству, родной природе.
Приобретение опыта природосберегающей и природоохранной деятельности, опыта самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми.
Тематическое планирование и содержание деятельности.
Программа рассчитана на 33 часа: проведение занятий 1 раз в неделю
№п/п Название модуля Общее кол-во часов Часы аудиторных занятий Часы внеаудиторных занятий
1 Введение 1 1 2 Мир вокруг нас
Мир велик и прекрасен.
Как мы познаем тайны мира, который нас окружает
Разнообразие растений.
Деревья твоего мира.
Мир грибов.
Мохнатая Азбука.
В семье пернатых.
В подводном мире.
Красная книга растений и животных. 28
5
2
11
2
2
2
2
2
10
1
4
2
1
2
18
4
2
7
2
1
2
3 Мои достижения. 4 2 2
ВСЕГО 33 14 19
Содержание занятий.
Введение (1час). Беседа. Особенности работы кружка «Почемучка». Поведение в группе. Умение слушать друг друга, выделение главного, находчивость и чувство юмора как компоненты успешной игры.
Мир велик и прекрасен (5 часов). Утренник «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики». Как мы познаем тайны мира. Создание банка вопросов: «Кто? Что? Где? Когда? Как? Почему?» Дидактические игры. Знакомство с устройствами и приборами, которые нас окружают. Дидактические игры, конкурс рисунков по впечатлениям.
Разнообразие растений (2часа). Экскурсия в природу. Сбор природоведческого материала, составление гербария.
Деревья твоего мира(11часов). Экскурсия в парк, сбор природного материала. Листвы прощальная краса: подбор листьев для осеннего букета Знакомство с видами засушивания растений. Искусство составления букета, панно из природного материала.
Утренник «Осенние посиделки»: выставка творческих работ «Осенняя краса», инсценирование «Спор овощей», «В огороде». Ягодная поляна. Дидактические игры, чтение и отгадывание загадок. КТД «Мы – дизайнеры».
Подведение итогов: обсуждение проведенных дел, формирование портфолио.
Мир грибов (2часа). Экскурсия в кабинет биологии. Лепка грибов и выставка.
Мохнатая Азбука (2часа). Мини – сообщения «Братья наши меньшие», сбор банка информации о животных, просмотр фильмов.
В семье пернатых (2часа). Экскурсия «Поможем пернатым!», практическое занятие – изготовление кормушек.
В подводном мире (2часа). Выставка рисунков «Жители аквариума», составление диафильма «Водный теремок».
Красная книга растений и животных (2 часа). Знакомство. Практическая деятельность «Защитим природу!» (изготовление своего природоохранного знака).
Мои достижения (4 часа). Утренник «Земля – наш общий дом». Копилка знаний (портфолио).
Литература
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.
2.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. - М.: Просвещение, 2010.
3. Внеурочная деятельность школьника. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – Москва. Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения)
4. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – Москва. Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколенияПРОГРАММА
ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»
Пояснительная записка
Актуальность программы
Россия - страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости. Россиянам в высшей степени были всегда свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью к России. Величайшей национальной ценностью был патриотизм - любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.
В последнее время в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры как важнейшего фактора формирования чувства патриотизма. Стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.
Младший школьный возраст - это период позитивных изменений и преобразований личности. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научится любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребуется неизмеримо больше душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка, закрепленный в переживаниях, определяет его действия и поступки.
Существуют в нашей жизни понятия «малая» Родина и «большая». Родина – это страна, в которой человек родился. С ней связана его жизнь, жизнь его семьи, жизнь всего народа, к которому он принадлежит. На этой основе и должно воспитываться подрастающее поколение.
Программа кружка составлена с учетом государственного заказа (Концепция духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников, материалов ФГОС нового поколения), общественного заказа (опрос детей и родителей). Она ориентирована на учащихся начальных классов и может быть реализована в работе педагога как с отдельно взятым классом, так и с группой детей из разных классов и параллелей.
Предлагаемая программа имеет общий объём 34 часа. (3 класс)
Цель: создание условий для формирования позитивного отношения школьника к родному Отечеству, к родному краю, природе и культуре, труду, людям через систему интеграции основного и дополнительного образования.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть значение «малой родины» в жизни человека, которая начинается с его родного дома, родного села (города), школы; любовь к «малой родине» помогает человеку выживать;
- знакомить учащихся с жизнью и деятельностью известных людей своего села (посёлка, города): подвиг во имя Родины может совершить и сегодня каждый человек;
- формировать бережное отношение к истории и природе родного края, воспитывать желание оказывать посильную помощь своему посёлку; чувство ответственности за свою «малую» Родину.
Ожидаемые результаты
В результате участия в данной программе школьники:
- приобретут знания о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры, к представителям других поколений;
- научатся самостоятельно искать, отбирать, использовать информацию в справочной литературе;
- приобретут опыт природо-сберегающей и природоохранной деятельности; опыт охраны памятников истории и культуры; опыт общения с представителями других поколений; опыт благотворительной деятельности; самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде.
У учащихся будут формироваться ценностные отношения к родному краю, к родной природе и культуре, к труду, к другим людям.
Подходы к реализации программы
Деятельностный подход предполагает включение учащихся в разнообразные виды деятельности, использование разнообразных форм воспитательной работы;
- организацию совместной деятельности детей, педагогов, родителей.
Аксиологический подход - задача формирования ценностных отношений к родному краю, к родной природе и культуре, к труду, к другим людям рассматривается как одна из важнейших в организации образовательного процесса.
Системный подход - интеграция урочной и внеурочной деятельности (при возможности – продолжается и в программе «каникулы»);
- постоянный коллективный анализ результатов деятельности: успехов и неудач, пассивности и активности детей, изменений в отношениях между детьми в классе, между родителями и детьми и т.д.
Нормативно-правовое обеспечение программы
1.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ.
2.Документы ФГОС нового поколения.
3.Постановление 05.10.2010 №795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 20011-2015 годы»»
4.Приложение к постановлению Правительства РФ от 05.10.2010 №795 «Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы»
Тематическое планирование
п/п Темы Количество часов
Всего Теория Практика
1. Моя малая родина 15 3 12
1.1 Вводное занятие 1 1 1.2 Моя «малая» Родина. 1 1 1.3 История посёлка. 4 1 3
1.4 Любить свой посёлок – значит быть ему полезным. 3 3
1.5 Особенности быта родного края. 1 1
1.6 Исторические памятники родного края. 3 3
1.7 Подведение итогов 2 2
2. Природа родного края 10 2 8
2.1 Природа родного края 2 2
2.2 Мой любимый уголок родного края. 2 2
2.3 Проблемы моего посёлка 4 1 3
2.4 Подведение итогов 2 2
3 Ради жизни на Земле 9 1 8
Всего 34 6 28
Содержание программы
Модуль 1. Моя малая Родина (15 часов: 3часа – теоретические занятия, 12 часов – практические)
Вводное занятие (1 час). Беседа-диалог «Кого можно считать патриотом»: понятие «патриот», «патриотизм».
«Моя малая Родина» (1 час практическое занятие). Игра-путешествие: путешествие по разработанному маршруту по родному селу (поселку).
История моего посёлка (4 часа: 1час –теория, 3 часа – практическое занятие).. Сбор материала об истории посёлка и интересных фактов из его жизни. Обработка материала. Оформление стенда.
Любить свой посёлок – значит быть ему полезным (3 часа - практическое занятие). Оказание конкретной посильной помощи: трудовой десант, оказание помощи пожилым людям, участникам Великой Отечественной войны.
Особенности быта родного края (1 час – практическое занятие). Экскурсия в краеведческий музей по заранее подготовленным вопросам.
Исторические памятники родного края (3 часа – практическое занятие). Экскурсия к историческим памятникам родного края. Обмен впечатлениями.
Подведение итогов (2 часа – практическое занятие). Коллективное обсуждение участия класса и каждого ученика в практической деятельности; формирование портфолио.
Модуль 2. Природа родного края (10 часов: 2 часа - теория, 8 часов – практическое занятие)
Природа родного края (2 часа - практическое занятие). Акция «Кормушка»: изготовление и развешивание кормушек для птиц.
Мой любимый уголок родного края (2 часа – практическое занятие). Сбор материала для фотовыставки. Оформление фотовыставки.
Проблемы моего посёлка.(4 часа: 1 час – теория, 3 часа – практическое занятие). Разработка социального проекта: выбор проблемы, сбор материала, обработка материала, оформление и защита проекта.
Подведение итогов (2 часа – практическое занятие). Коллективное обсуждение участия класса и каждого ученика в практической деятельности; формирование портфолио.
Модуль 3. Ради жизни на Земле (9 часов: 1 час – теория, 8 часов – практическое занятие).
Ради жизни на Земле (7 часов). Беседа – знакомство с событиями Великой Отечественной войны, происходящими на территории посёлка. Сочинения на тему: «След войны в биографии моей семьи». Изготовление подарков ветеранам войны. Подготовка и проведение игры «Зарница».
Подведение итогов (2 часа – практическое занятие). Коллективное обсуждение участия класса и каждого ученика в практической деятельности; формирование портфолио.
Список литературы
1.Д.В. Григорьев, П.В. Степанов Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М.: Просвещение, 2010.
2.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др. – М.: Просвещение, 2010.
3.Бондаренко Е. Урок гражданина /Е. Бондаренко// Начальная школа: Еженедельная газета Издательского дома «Первое сентября», 2004 №31- с.2-5
4.Научно-методический журнал «Спутник классного руководителя», 2011 №2
5.Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий/ авт.-сост. И.А. Пашкович. – 2-е изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008. – 169с.
«Оч. умелые ручки»
Пояснительная записка
Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художественное творчество» Просняковой Т.Н.
В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.
Для реализации задач данной программы учащимся предлагаются следующие пособия:
1. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
2. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Уроки творчества – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
3. С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
4. Т.Н. Проснякова Творческая мастерская – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
5. Г.И. Долженко. 100 поделок из бумаги - Ярославль: Академия развития, 2006.
6. Сайт Страна Мастеров
http://stranamasterov.ru
7. Сайт Всё для детей
http://allforchildren.ru
Работа с пособиями представит детям широкую картину мира прикладного творчества, поможет освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.
Занятия художественной практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка. Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Важным направлением в содержании программы является духовно-нравственное воспитание младшего школьника. На уровне предметного воспитания создаются условия для воспитания:
•патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
•трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
•ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об эстетических ценностях;
•ценностного отношения к природе, окружающей среде;
•ценностного отношения к здоровью (освоение приёмов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга).
Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
•интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
•формирование информационной грамотности современного школьника;
•развитие коммуникативной компетентности;
•формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
•овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.
Программа рассчитана на 4 года обучения.
Общее количество часов: 134
Из расчёта 1 час в неделю, 1 класс – 32 часа, 2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа.
Тематическое планирование
1 класс, 32 часа
Количество
часов Тема Материалы
I. Аппликация и моделирование (16часов) 1-4 Аппликация из природных материалов на картоне. Засушенные цветы, листья, ракушки, камни, стружка
5-8 Аппликация из геометрических фигур. Цветная бумага, картон
9-10 Аппликация из пуговиц. Пуговицы, картон
11-12 Аппликация из салфеток. Салфетки, картон
13-16 Объёмная аппликация. Гофрированная бумага, цветная бумага, картон
II. Работа с пластическими материалами (10 часов) 1-4 Рисование пластилином. Пластилин, картон
5-8 Обратная мозаика на прозрачной основе. Пластилин, прозрачные крышки
9-10 Лепка из солёного теста. Солёное тесто
III. Аппликация из деталей оригами
(6 часов) 1-3 Аппликация из одинаковых деталей оригами. Цветная бумага, картон
4-6 Коллективные композиции в технике оригами. Цветная бумага, картон
2 класс, 34 часа
Количество часов Тема Материалы
I. Аппликация и моделирование (12 часов) 1-4 Аппликация из листьев и цветов. Засушенные цветы, листья
5-8 Аппликация из птичьих перьев. Птичьи перья, картон
9-12 Аппликация из соломы. Солома, картон
II. Работа с пластическими материалами (8 часов) 1-2 Разрезание смешанного пластилина. Пластилин, тонкая проволока, картон
3-4 Обратная мозаика на прозрачной основе. Пластилин, прозрачные крышки
5-6 Торцевание на пластилине. Пластилин, гофрированная бумага
7-8 Лепка из солёного теста. Солёное тесто
III. Поделки из гофрированной бумаги
(4 часа) 1-4 Объёмные аппликации из гофрированной бумаги. Гофрированная бумага, картон
IV. Модульное оригами (10 часов) 1-2 Треугольный модуль оригами. Цветная бумага
3-4 Замыкание модулей в кольцо. Цветная бумага
5-10 Объёмные фигуры на основе формы «чаша». Цветная бумага
3 класс, 34 часа
Количество часов Тема Материалы
I. Работа с природными материалами
(4 часа) 1-4 Объёмные поделки (фигурки зверей, сказочных персонажей). Пластилин, шишки, жёлуди, спички, скорлупа орехов и т.д.
II. Объёмные и плоскостные аппликации (18 часов) 1-6  Торцевание гофрированной бумагой на картоне. Гофрированная бумага, картон
7-10 Мозаика из ватных комочков. Вата, картон
11-14 Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги. Картон, цветная бумага
15-18 Многослойная аппликация. Открытки, картинки, картон
III. Работа с пластическими материалами (6 часов) 1-4 Мозаичная аппликация на стекле. Пластилин, стекло
5-6 Лепка из солёного теста. Солёное тесто
IV. Модульное оригами (6 часов) 1-6 Игрушки объёмной формы. Цветная бумага
4 класс, 34 часа
Количество часов Тема Материалы
I. Работа с природными материалами
(4 часа) 1-4 Коллективные композиции, индивидуальные панно. Пластилин, шишки, жёлуди, спички, скорлупа орехов, камешки, ракушки
II. Объёмные и плоскостные аппликации (24 часа) 1-2 Многослойные аппликации. Открытки, картинки, картон
3-6 Мозаика из квадратных модулей. Картон, цветная бумага
7-8 Элементы квиллинга. Картон, цветная бумага
9-14 Аппликации в технике квиллинг. Картон, цветная бумага
15-18 Техника изонить. Заполнение круга, угла. Картон, цветные нитки
19-24 Аппликации в технике изонить. Картон, цветные нитки
III.Поделки на основе нитяного кокона
 (6 часов) 1-6 Изготовление нитяных коконов. Оформление объёмных поделок. Нитки, напальчник, цветная бумага
Планируемые результаты освоения учащимися программы курса
«Оч. умелые ручки»
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
•интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
•познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
•адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
•внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
•выраженной познавательной мотивации;
•устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
•планировать свои действия;
•осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
•адекватно воспринимать оценку учителя;
•различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
•проявлять познавательную инициативу;
•самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
•допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
•учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
•формулировать собственное мнение и позицию;
•договариваться, приходить к общему решению;
•соблюдать корректность в высказываниях;
•задавать вопросы по существу;
•контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
•учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
•владеть монологической и диалогической формой речи;
•осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
•осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
•высказываться в устной и письменной форме;
•анализировать объекты, выделять главное;
•осуществлять синтез (целое из частей);
•проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
•устанавливать причинно-следственные связи;
•строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
•осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
•осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
•использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
•развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
•расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
•познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
•использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
•познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
•совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
•оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
•достичь оптимального для каждого уровня развития;
•сформировать навыки работы с информацией.
Список пособий:
1. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
2. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Уроки творчества – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
3. С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
4. Т.Н. Проснякова Творческая мастерская – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
5. Г.И. Долженко. 100 поделок из бумаги-Ярославль: Академия развития, 2006.
6. Сайт Страна Мастеров
http://stranamasterov.ru
7. Сайт Всё для детей
http://allforchildren.ru
Программа внеурочной деятельности
«Добрая дорога детства»
Направление: общекультурное
Цель: расширение знаний обучающихся младших классов о правилах дорожного движения.
Задачи:
1.Обеспечить устойчивую потребность у учащихся совершенствовать культуру поведения на улицах, в общественном транспорте, на проезжей части.
2.Пропагандировать правила дорожного движения.
3.Обеспечить формирование активной жизненной позиции через проведение внеурочных дел, участие классного коллектива в общешкольных мероприятиях, направленных на закрепление навыков безопасного поведения на дороге.
Количество часов: 35 часов в год, 1 час в неделю (первый класс-33 ч.).
Категории участников: обучающиеся начальной школы, родители обучающихся, классный руководитель.
Разделы программы:
–«Я и правила ДД: историческая справка, используемые приборы»;
–«Я и транспорт: виды транспорта, правила эксплуатации транспорта»;
–«Я и другие участники ДД: я – пассажир, я - пешеход, я – водитель».
Формы работы: беседы, практические занятия, творческие конкурсы, интеллектуальные игры, экскурсии, психологические тренинги.
Ожидаемые результаты:
обучающиеся
–будут иметь представление о правилах поведения на проезжей и пешеходной части дороги, в общественном транспорте и научатся применять их в жизни;
–осознавать ценность собственного здоровья и необходимость его сохранения;
–овладеют навыками самостоятельной организации безопасной деятельности;
родители будут активно участвовать в совершенствовании культуры поведения своих детей на улицах.
Программа кружка «В мире неизведанных слов»
Пояснительная записка
Актуальность работы кружка " В мире неизведанных слов" позволяет показать, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов.
Цель – развитие речи, мышления, воображения школьников, воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к слову, стремления совершенствовать свою речь.
В процессе работы школьники увидят «волшебство знакомых слов», смогут понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к языку должно пробуждать стремление расширять свои знания, совершенствовать свою речь.
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов.
Дидактические принципы отбора содержания материала:
•научность;
•доступность;
•последовательность и системность изложения материала;
•преемственность и перспективность;
•связь теории с практикой;
•наглядность;
•целостность.

«В мире неизведанных слов» имеет познавательно-практическую направленность и преследует решение следующих основных задач: углубление нормами современного русского языка и употреблением разговорной лексики, обеспечение полноты и глубины знаний, развитие сообразительности, смекалки, побуждение к самообразованию, к эмпирической работе с информационно- справочной и научно - популярной литературой по предмету.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игры, дидактический и раздаточный материал, скороговорки, ребусы, кроссворды. Грамматические сказки и др.
Всё это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать язык.
Методы обучения:
•эвристическая беседа;
•исследование;
•проблемно-поисковые задания;
•наблюдение;
•лингвистические игры;
•индивидуальные задания.

Содержание курса обеспечивает преемственность с программным материалом, но с включением новых элементов, материала повышенной трудности и творческого уровня
1. Я школьник. Игра «Имя оживает» Развитие у детей социальных и коммуникативных умений
2. Слова, слова, слова… Игра «Собираем добрые слова» Развитие у детей социальных и коммуникативных умений
3. Превращение слов. Игра «Буратино забыл все слова» Учить превращать слова из одних в другие
4. Чудесное превращение слов Развивать смекалку, мышление
5.
6. Скороговорки. Речевая гимнастика Учить произносить правильно каждый звук
7. Зачем повторяется один и тот же звук. Игра «Звук заблудился» Показать, что повторяющиеся звуки помогают узнать о ком или о чем идет речь
8. Тематические группы слов. Игра «Закончи предложение» Учить объединять слова в группы по темам
9. Знаете ли вы? Коррекция устной речи Познакомить с происхождением некоторых слов русского языка
10. Праздник «Давайте познакомимся» Развитие у детей социальных и коммуникативных умений
11. Зачем быть вежливым? Развитие у детей социальных и коммуникативных умений
12. Культура общения. Правила речевого этикета Развитие у детей социальных и коммуникативных умений
13. Сюжетно – ролевая игра «Ты пришел в гости» Формирование коммуникативных умений
14.
15. Пословицы. Игра «Наоборот» Развитие речи обучающихся16. Ударение. Игра «Грамматическая арифметика» Умение определять ударных звук в слове
17. Другое ударение – другое слово. Игра «Превращение слов» Развитие фонематического слуха
18. Ребусы, головоломки. Игра «Наборщик» Обогащение речи обучающихся19.
20. Коррекция устной и письменной речи Активизация процессов самопознания
21. Детский фольклор. ПотешкиОбогащение словарного запаса обучающихся22.
23. Крылатые слова и выражения Обогащение словарного запаса обучающихся24. Разве это слово? Игра «Доскажи словечко» Показать, что не каждый звук или сочетание звуков воспринимается нами как слово
25. Конкурс чтецов Утверждение веры в себя и свои возможности
26. Викторина «Волшебный мир сказок» (работа в группах) Создание условий для эффективного взаимодействия членов группы
27. Веселые стихи. Игра «Слоговое лото» Отработка дикции
28.
29. Культура общения. Прислушаемся к слову. Познакомиться с правилами общения во время спора
30.
31. Занимательное азбуковедение. Игра «Волшебные цепочки» Пробуждение познавательного интереса к слову
32. Викторина «Как хорошо уметь читать» Утверждение веры в себя и в свои возможности
33. Сказочные приключения букв. Обобщающий урок. Подведение итогов. Пробуждение познавательного интереса к слову
Внеурочная деятельность.
Научно-познавательное направление.
Программа кружка «Юный книголюб»
Пояснительная записка
Актуальность
Книга- это звено, связывающее нас с прошлым и будущим. Книга- это путь к познанию вещей и явлений. Книга- это путь к открытию мира людей, добра и зла, достижений и заблуждений, силы и слабости, покорности и борьбы, равнодушия и непримиримости….Открывая этот мир, впитывая опыт поколений, ребёнок развивает свой мир и чувства, вырабатывает убеждения, познаёт, оценивает и воспитывает самого себя. Так как в последнее время дети стали читать совсем мало,необходимо пробудить в них интерес к художественному слову.
Цель
Пробудить и сформировать у первоклассников интерес к детским книгам,желание их читать,развивать способность думать над книгой, развивать стремление самостоятельно сосредоточить своё внимание на книге, чтобы проникнуть в её содержание. Учить различать различные жанры художественной литературы и фольклора, формирование потребности и мотива чтения; овладение начальными умениями и навыками чтения детей семи лет; овладение логикой развития литературного процесса от устного народного творчества к письменным формам; овладение актуальным уровнем эстетического и нравственного раз¬вития детей шести лет . Научить свободно ориентироваться в книгах, формировать у ребёнка индивидуальный опыт самостоятельного чтения.
Дидактические принципы отбора детской литературы:
•доступность;
•введение в мир большой литературы;
•ЗНАКОМСТВО С ШИРОКИМ КРУГОМ детских книг;
•Знакомство с классиками детской литературы;
•гуманитарное развитие младших школьников
Кружок « Юный книголюб» имеет познавательно-практическую направленность и преследует решение следующих основных задач: овладение умением понимать прочитанное, затрагивает проблемы духовно- нравственного воспитания учащихся, учит различать добро и зло, ценить дружбу и самому быть верным товарищем,воспитывает любовь к Родине, родному краю.
Всё это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать язык.
Методы обучения:
•эвристическая беседа;
•исследование;
•проблемно-поисковые задания;
•наблюдение;
•индивидуальные задания.
Содержание курса обеспечивает преемственность с программным материалом, но с включением новых произведений художественной литературы различной тематики.
Планируемые результаты :Выработать у учащихся привычку, а затем потребность самостоятельно, осмысленно выбирать и систематически, по всем правилам читать детские книги. Воспитание у детей сознания чётко и интеллигентно воспринимающего мир людей и природы.Умение воспринимать вовзаимосвязи произведения фольклора и авторской литературы, получать эстетическое удовольствие оттекстов, представляющих разные типы повествования : прозу, поэзию, драму.
Овладение минимально необходимой для самостоятельного чтения техникой.
Содержание курса рассчитано на 33 часа, продолжительность каждого занятия 30-35 минут
Nп\п Дата Тема занятия
Стихи о детях(«Мы теперь не просто дети, мы теперьученики»).
Сказки- приключения(«Трудолюбивым да сообразительным никакая беда не страшна»)
Загадки оживотных, явлениях природы или предметах, которые ребёнку хорошо знакомы.(«Учись отгадывать загадки»).
Сказки или рассказы о детях(«Чтоб тебе нашлись друзья, ты должен сам уметь дружить»).
Стихи об осени.(«Унылая пора! Очей очарованье…»).Сказки оживотных(«Дружба заботой да подмогой крепка»).
Сказка- игра о хвастовстве(«Худому делу- худой конец»).
Сказки о Родине, о подвигах(«Отяжёлых боях и трудных походах»).
Как звери готовятся к зиме.
Сказки- приключения(«Как хорош тот, у кого умная голова и доброе сердце»).
Стихи о Родине, о детях.
Рассказы о животных.(«Знания- наблюдениям сродни»).
Рассказы одетях(Мало хотеть, надо уметь»).
Зимние сказки.
Забавные стихи(«Не любо- не смейся, и другим не мешай»).
Волшебные сказки(«Умелец да рукодельник и себе и людям радость приносит»).
О людях и животных(«Тебе смешно, а мне до сердца дошло»).
В шутку сказано, да всерьёз задумано. («Умел ошибиться_ - сумей и поправиться»).
Чтение сказок одружбе настоящей и мнимой(«В глаза любит, а за глаза губит»).
О героизме и трусости(« Слава греет, позор жжёт»).
Чтение рассказов охороших людях(«Жизнь дана на добрыедела»).
О ребятах- сверстниках(«Не красна жизнь днями, а красна делами»).
«Родину- мать учись защищать»).
О матерях и детях.(«Нет лучше дружка, чем родная матушка»).
О дереве судят по плодам, аочеловеке по его делам.
По крыльям- полёт, по человеку – почёт.
Там, где раз пророс вопрос, зреет крепкий разум.
Знай и люби родную природу.
Стихи о весне.
Думаешь чудеса далеко, а они здесь, рядом.
Любовь к Родине сильнее смерти.
«Все за одного, а один за всех- тогда и в деле будет успех.
Любимые книги, любимые писатели.
Программа
«Игротека»
(подвижные игры)
Пояснительная записка
Подвижная игра — одно из важных средств всестороннего воспитания детей младшего школьного возраста. Характерная ее особенность — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.
Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей целесообразно использовать приобретенные двигательные навыки. Увлеченные сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом и притом много раз одни и те же движения, не замечая усталости. В подвижных играх ребенку приходится самому решать, как действовать, чтобы достигнуть цели.
Цели и задачи:
Основной целью физического образования школьников является обеспечение
полноценного, гармонического физического развития и укрепление здоровья. Это положение закреплено в Законе «Об. образовании», в соответствии с которым здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования.
Влияние занятий физическими упражнениями может считаться положитель-
ным, если в процессе этого решаются следующие задачи:
1.Удовлетворяется потребность ребёнка в естественной двигательной активности.
2.Оказывается помощь в освоении им жизненно важных двигательных умений и навыков.
3.Укрепляется опорно-двигательный аппарат, повышаются возможности функциональных обеспечивающих систем организма.
4.Обеспечивается профилактика анатомо-морфологических нарушений.
5.Осуществляется освоения техники и формирование привычки к занятиям определёнными видами физических упражнений, использование которых позволит сохранить здоровье и работоспособность на протяжении всей жизни человека.
6.Формируются некоторые психологические черты личности.
7.Осуществляется интеллектуальное и эстетическое развитие ребенка.
8.Формируется техника выполнения спортивных соревновательных движений, соответствующих умений и навыков, осуществляемый отбор и спортивная ориентация наиболее одарённых в двигательной сфере детей.
ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ
Важнейшими дидактическими принципами обучения являются: сознательность и активность, наглядность, доступность, индивидуализация, систематичность, последовательность, прочность.Принцип сознательности и активности предусматривает воспитание сознательного отношения к занятиям.
Принцип активности предполагает умение учащихся быстро принимать и уверенно осуществлять тактические решения. Активность достигается четкой организацией тренировки и живым и интересным её проведением.
Принцип наглядности предполагает образцовый показ изучаемых действий, образцовое, доходчивое объяснение и использование разнообразных наглядных пособий.
Принцип доступности и индивидуальности предусматривает, чтобы передзанимающимися ставились посильные задачи и подбирались посильные средства для их решения.
Принцип систематичности и последовательности предусматривает последовательность в обучении, регулярные занятия, логическую связь предыдущего учебного материала с последующим, постепенное увеличение нагрузки.
Принцип прочности предусматривает усвоение знаний, умений, навыков. Основным условием реализации этого признака является многократное повторение упражнений, приемов, действий.
При обучении все изложенные выше принципы применяются во взаимосвязи. Основная задача педагога состоит в умении правильно сочетать принципы обучения на занятиях в зависимости от возраста учащихся, их индивидуальных способностей усваивать учебный материал и черт характера.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Методы обучения - это наиболее рациональные приемы, посредством которых учитель воспитывает у учащихся необходимые умения и навыки и передает им свои знания.
Словесные методы - создают у учащихся предварительное представление об изучаемом движении. Для этого учитель использует: объяснение, рассказ, замечания; команды, распоряжения, указания, подсчет и т.д.Наглядные методы — применяются главным образом в виде показа упражнений.
Практические методы - в группу практических методов входит:
-метод упражнений;
-игровой;
-соревновательный.
Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократное повторение движений. Разучивание упражнений осуществляется двумя методами:
1.В целом.
2.По частям.
Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры.
ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИКЕ ИГРЫ
Техника игры - это комплекс специальных приемов, необходимых для участия в игре, соревнованиях. Техническая подготовка является необходимой базой для реализации тактических замыслов команды.
ОБУЧЕНИЕ ТАКТИЧЕСКИМ ДЕЙСТВИЯМ
Усвоение тактики - очень важный раздел в подготовке учащихся. Начинать обучение тактическим действиям учеников необходимо с индивидуальных действий игроков, после чего можно переходить к командным действиям.
Учащимся сразу следует объяснить, как, когда и какой прием целесообразно применять, когда и как действовать и т.д. Это надо делать, изучая каждый прием техники. Чтобы успешно действовать в игре, учащийся должен не только хорошо исполнять разные приемы, но и уметь выбирать в сложившейся ситуации самые целесообразный прием и лучший способ его выполнения. Недостаточно знать, как действовать, надо суметь воплотить свои знания в игровые действия.
ВОСПИТАНИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ
Воля — способность человека, преодолевая препятствия, достичь заветной цели. Волевой человек умеет мобилизовать все силы для достижения поставленное цели. В игре одними из самых нужных качеств являются:
•^ Смелость
^ Решительность
^ Самообладание
•^ Инициативность
•^ Настойчивость
^ Сообразительность
Игровая деятельность требует определенного сочетания названных качеств для достижения той или иной цели.
На занятиях следует работать над развитием следующих волевых качеств:
^ Творческое отношение к своей деятельности
^ Постоянно стремиться к активной деятельности (дерзать, рисковать, преодолевать трудности)
^ Не отказываться от своих замыслов
^ Самостоятельно планировать свои цели и задачи
^ Отвечать за свои поступки
•^ Менять свою роль в соответствии с игровой ситуацией
^ Брать на себя руководство игрой или действиями отдельных партнеров по команде
^ Оказывать помощь партнерам по команде (заслон, выход на свободное место, подсказка, совет)
^ Навязывать свою волю соперникам
^ Уметь перестраивать план действий по ходу игры
^ Брать на себя ответственность за выполнение заключительного броска
^ Владеть своими чувствами, особенно неприятными эмоциями, переживаниями
^ Быть на поле дисциплинированным, не пререкаться с судьями и игроками.
ВОСПИТАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ
Учащийся должен быть всесторонне физически развитым.
Чтобы стать таким, необходимо развивать быстроты, силу, выносливость, прыгучесть, ловкость, координацию движений.
Общая и специальная физическая подготовка учащихся совершенствуется во время командных тренировок.
Основные физические качества - быстрота, сила, выносливость (другие очень важные качества, такие, как прыгучесть, ловкость, зависят от развития основных качеств) - в каждом виде спорта имеют свою специфику, поэтому, развивая их, надо об этом помнить Быстрота в игре проявляется в способности игрока быстро бегать.
Сила игрока во многом определяет быстроту движений, прыгучесть, качество передачи мяча и бросков в корзину, а также успех в борьбе за мяч.
Учебно-тематический план
№ Название разделов Название тем Количество
часов
1. Вводное занятие «Давайте познакомимся» 1 час
2. Подвижные игры с правилами 1.Сюжетные игры.
2. Бессюжетные игры.
3.Игры-забавы. 25 часов
3. Общеразвивающие игры и упражнения 1.С предметами:
- мяч;
- скакалка;
-гимнастическая палка;
- мешочки с песком;
- обруч.
2. Без предметов.
- бег;
- прыжки. 15часов
15 часов
4. Эстафеты - спортивные и сказочные
- сказочные 11 часов
5. Игровые развлекательные программы - Колобок;
- Мульти - пульти;
- Светофор ;- Веселые старты
- Мой веселый звонкий мяч. 5 часов
Всего: 72 часа
Литература
1 И.М.. Коротков Подвижные игры детей. Москва. «Советская Россия» 1987 г.
2. Л.Б. Гурвич Работа воспитателя в группе продленного дня (1 – 3 классы) Москва. «Просвещение» 1982.
3. А.В. Кенеман Детские подвижные игры. Москва «Просвещение» 1988
4.В. И. Лях. А.А. Зданевич Комплексная программа физического воспитания 1 – 11 классы. Москва «Просвещение» 2006
5. Л.Б. Гурвич Работа воспитателя в группе продленного дня (1-3 классы) Москва «Просвещение» 1982г.
6. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей М. 1986г