Дополнительная образовательная программа Занимательная геометрия
Пояснительная записка
Направленность
Дополнительная образовательная программа «Занимательная геометрия»
естественно-научной направленности. Данная программа знакомит младших школьников с объемными геометрическими телами как средством формирования их пространственного мышления (ПМ).
Актуальность данной программы объясняется тем, что овладение современными научными знаниями, успешная работа во многих видах теоретической и практической деятельности связаны с пространственными образами. Кроме того, возросла роль графического материала в усвоении знаний, который становится самостоятельным источником получения новых знаний. Пространственные схемы, математические формулы позволяют более точно описать процессы и явления и экономить время. Данная дополнительная образовательная программа является модифицированной.
ЦЕЛЬ - формирование пространственного мышления младших школьников посредством оперирования объемными геометрическими телами, развитие познавательного интереса учащихся.
Задачи:
расширить геометрические представления;
развить навыки самостоятельной работы школьников;
развить интуицию, воображение, креативность мышления, пространственное ориентирование, логическое мышление;
создать условия для развития личности (ученик- субъект деятельности;
развить волевой и оценочный компонент учебной деятельности;
обеспечить эмоциональный комфорт: создать ситуацию успеха для каждого ученика.
Отличительной особенностью данной дополнительной образовательной программы является развитие пространственного мышления, чему на уроке уделяется недостаточное количество времени. В результате школьники испытывают значительные трудности при создании образов и оперировании ими. С другой стороны, способность к созданию пространственных образов во многом определяет успешность в занятиях художественно-графической и конструктивно-технической деятельностью, овладение и успешное занятие геометрией, черчением, географией, рисованием. А работа с наглядными пособиями, дидактическим раздаточным материалом, объемными геометрическими телами и предметами быта представляется детям интересной и увлекательной.
Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной образовательной программы ,,Занимательная геометрия’’ учащиеся с 9 лет.
Срок реализации- 1 год.
Форма обучения – урочная.
Режим занятий- 1 раз в неделю. Всего в году 34 часа.
Ожидаемые результаты
Учащиеся должны научиться самостоятельно получать знания на основе проведенных эксперементов, практических работ.
Учащиеся приобретают такие специальные качества и умения, как интуицию, глазомер, изобразительные навыки, пространственное воображение.
Формы подведения итогов
Для диагностики исходного уровня развития пространственных представлений, а также изменений, происходящих при работе с геометрическими образами, используются методы наблюдения, эксперимент, анализ продуктов и результатов деятельности учеников, а также тестовая методика ,,Тест пространственного мышления’’, в основе которой лежит тест пространственного мышления Якиманской.(бланк заданий см. в Приложении 1) А также викторины и конкурсы (заседания ,,Чайклуба’’)
Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы
«Занимательная геометрия» (34 часа)
Количество часов
всего
№ п/п
Темы занятия
Теория
(мин)
Практика
(мин)
1
Входное тестирование.
1
1
2
Объект и фон выделения объекта на фоне.
0,25
0,75
1
3
Топографическая карта. Чтения карт.
0,25
0,75
1
4
Работа с плоскостью. Объединение, пересечение плоскостей.
0,25
0,75
1
5
Выделение контура фигуры, сравнение и поиск.
0,25
0,75
1
6
Границы фигур. Внутреннее пространство фигуры.
0,25
0,75
1
7
Контурные и силуэтные фигуры.
0,25
0,75
1
8
Решение логических задач на нахождение существенного признака.
1
1
9
Перемещение на плоскости
0,5
0,5
1
10
Игры на передвижение. Упорядочивание по признаку.
1
1
11
%°Составление фигуры.
0,25
0,75
1
12
Составление фигуры-силуэта.
1
1
13
Практическая работа. Сверни листок бумаги. Мысленное разворачивание.
1
1
14
Перемещение фигур на плоскости. Обобщающее занятие.
1
1
15
Знакомство с объемными геометрическими телами. Конус, пирамида, цилиндр.
0,5
0,5
1
16
Шар. Сегмент шара
0,5
0,5
1
17
Куб. Грани и вершины.
0,5
0,5
1
18
Знакомство с разверткой простейших геометрических тел. Нахождение геометрической фигуры по ее развертке.
0,5
0,5
1
19
Поиск развертки к данной фигуре.
1
20
Составление развертки куба
0,25
0,75
1
21
Составление развертки куба.
0,25
0,75
1
22
Освоение способов присоединения одной части к другой
0,25
0,75
1
23
Подбор пар к фигуре. Куб, шар.
0,25
0,75
1
24
Складывание объемных фигур из всех частей по образцам с указанием элементов.
0,25
0,75
1
25
Складывание объемных фигур из всех частей по образу без указания элементов.
0,25
0,75
1
26
Многогранники, стороны и вершины.
0,5
0,5
1
27
Поиск линей фигуры. Деление на группы.
0,25
0,75
1
28
Поиск геометрического тела по его развертке.
0,25
0,75
1
29
Поиск геометрического тела по его развертке. Закрепление.
0,25
0,75
1
30
Знакомство с чертежом. Чтение чертежа.
0,5
0,5
1
31
Составление чертежа объемной геометрической фигуры.
0,25
0,75
1
32
Соотнесение чертежей и объектов.
0,25
0,75
1
33
Практическая работа. Изготовление моделей геометрических фигур.
1
1
34
Итоговое тестирование
1
1
В каникулы проведение конкурсов, викторин
Итого:
12 ч
22ч
34ч
Содержание программы
1. Словесное описание пространственных отношений.
Дети учатся оперировать такими отношениями как ,,за’’, ,,впереди’’, ,,перед’’, ,,между’’, ,,выше’’, ,,ниже’’и т.д.
2. Развитие умения работать в двумерном пространстве.
Осваивают такие отношения как объединение, пересечение плоскостей; поиск границ фигуры; деление внутреннего пространства фигуры на части и составление фигур из частей по заданному контуру; осуществляют работу с листом бумаги, мысленно прогнозируя будущие действия.
3. Развитие умения работать со схемой.
Чтение схемы. Составление объекта по его схеме.
Составление схемы к данному объекту.
4. Развитие умения работать с аксонометрическим изображением объекта.
Восстановление фигуры по ее аксонометрическому изображению и обратное задание.
5. Развитие умения работать с предметными моделями.
Выполнение заданий на классификацию, сравнение, нахождение существенного признака в группе предметных моделей. Составление композиций из нескольких предметных моделей одного вида ( н-р, составление фигуры из кубиков.)
6. Развитие умения работать с чертежом объемной фигуры.
Выполнение развертки геометрической фигуры и сложение фигуры по ее развертке. Нахождение нужной фигуры к данной развертке. Поиск лишних чертежей и создание недостающих.
Методическое обеспечение
В работе используются модели объемных геометрических фигур (куб, цилиндр, пирамида, конус и др.) в том числе и изготовленные самими учениками; раздаточный материал, содержащий схемы, чертежи.
При работе с плоскостью, составляя фигуры из отдельных кусочков (частей) используются элементы игры «Танграм». Дети сами составляют фигуры, заданные учителем.
Литература
1. Волкова С.И., Пчелкина О.Л. Математика и конструирование. – М.: Просвещение,1996.- 125с.
2. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. - М.: Просвещение, 1996. - 176с.
3.Холодова О. Юным умникам и умницам. – М.: Рост Книга, 2007. - 107с.
4. Эрдниев П.М. Укрупненные дидактические единицы. – М.: Просвещение, 2003. -236с.
13PAGE 15
13PAGE 14115
15