Кружок по русскому языку «Занимательная грамматика»
Пояснительная записка
Данная программа занятий носит познавательный характер. Курс построен таким образом, чтобы познакомить детей с историей письменности. Содержание курса органично соединяется с содержанием таких предметов, как история, география, литературное чтение, информатика. Необходимость кружка заключается не только желанием детей узнать нечто новое о русском языке. Главной целью его является на занимательном грамматическом материале показать детям, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку.
Проходя по ступеням от одного вида деятельности к другому, у ребенка развивается познавательный интерес.
Направленность-гуманитарная .Данный курс направлен на развитие природных задатков детей, на реализацию их интересов и способностей. Каждое занятие должно обеспечивать развитие личности ребенка. Широко применяются личностно-ориентированные технологии обучения, в центре внимания которых неповторимая личность, стремящаяся к реализации своих возможностей.
Уровень освоения: общекультурный.
Актуальность . При внедрении данной программы наставник получит возможность углубленно, творчески подойти к обучению ребят, помочь познать им тайны русской речи, что находит большой родительский спрос.
Цель: воспитать любовь к слову, интерес к родному языку. развитие и совершенствование психологических качеств личности детей: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний.
Задачи:
пробуждение потребности у детей к самостоятельной работе над познанием родного языка;
совершенствование общего языкового развития, способствовать формированию и развитию у детей разносторонних интересов, культуры мышления;
способствовать развитию смекалки и сообразительности.
приобщение ребят к самостоятельной исследовательской работе.
выявление и поддержка лингвистически одаренных ребят;
поддержка и воспитание веры в свои силы у ребят, слабоуспевающих по русскому языку;
расширять словарный запас;
формировать умение работать со словарями;
воспитать интерес к истории языка, учить «видеть» слово, его этимологию.
Принципы работы кружка:
-принцип добровольного участия в занятиях;
-принцип самодеятельности, предполагающий самостоятельность ребят в подготовке и проведении мероприятий;
-принцип занимательности.
Методы.
В кружковой работе использую такие методы, как слово учителя, беседа, самостоятельная работа учащихся, наглядные- иллюстрации, демонстрации, как обычные, так и компьютерные, практические- выполнение практических, творческих , исследовательских работ. Однако эти методы используются в непринужденной обстановке, что создает атмосферу большой заинтересованности в работе.
Формы организации.
Формы организации разнообразны: беседа, конкурсы, викторины, познавательно-развлекательные игры, тематические устные журналы, конференции, олимпиады, интернет-олимпиады, неделя русского языка и литературы, дидактический и раздаточный материал.
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
Курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому ребенку с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.
В каждом занятии прослеживаются три части:
игровая;
теоретическая;
практическая.
Условия реализации программы. Данная программа рассчитана на детей 10-12 лет.
Сроки реализации программы. Срок реализации данной программы 1 год- 72 часа.
Режим занятий. Один раз в неделю по 2 часа.
Ожидаемые результаты.
На кружке «Занимательная грамматика» дети должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:
-уметь работать со справочной литературой;
-уметь применять на практике теоретические знания;
-приобрести навыки культурного общения;
-обогатить словарный запас и грамматический строй речи;
-развить логическое мышление.
Этапы реализации программы курса:
подготовительный;
непосредственно реализация (план прилагается);
оценка эффективности;
коррекция в соответствии с анализом эффективности;
.
Анализ эффективности программы курса:
диагностический метод (анкетирование детей в начале и в конце);
анализ занятий проведенных по плану;
разработка рекомендаций.
Подведение итогов реализации. Данный курс завершается следующими формами занятий: выставка, зачетная работа.
Содержание программы: . Фонетика и орфоэпия
Фонетика как раздел лингвистики. Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог ударение.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения. Орфоэпический словарь.
Совершенствование навыков различения ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов. Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности. Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой.
Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Способы обозначения [j].
Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, в СМС-сообщениях.
Морфемика и словообразование
Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка. Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема. Приставка, суффикс как словообразующие морфемы. Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем.
Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологический словарь.
Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования. Применение знаний по морфемике в практике правописания.
. Морфология
Морфология как раздел грамматики. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола, наречия. Словари грамматических трудностей.
Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи. Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.
. Синтаксис
Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены. Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые, предложения осложнённой и неосложнённой структуры. Однородные члены предложения, обращение. Классификация сложных предложений. Прямая речь
Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций. Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.
. Правописание: орфография и пунктуация
Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание Ъ и Ь. Употребление прописной и строчной буквы. Перенос слов. Орфографические словари и справочники.
Пунктуация как система правил правописания. Знаки препинания и их функции. Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания в простом неосложнённом предложении. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложном предложении. Знаки препинания при прямой речи, в диалоге.
Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении. Использование орфографических словарей и справочников по правописанию.
№ п/п
Тема
часы
1
Введение. Язык мой – друг мой.
1
2
Словарь – мой добрый друг и верный помощник.
1
3
Конкурс «Доброе слово сказать – посошок в руки дать» (Русские пословицы и поговорки).
1
4
Участие в Интернет-олимпиаде
1
5
Устный журнал «Что в имени тебе моем?»
Собственные имена.
1
6
Презентация. История моего имени.
1
7
Фонетика. Конкурс «Чей самолет совершит посадку в городе «Фонетика»?
1
8
Звук, слог, слово. Письмо элементов букв. Игра «Угадай слово».
1
9
Хорошо ли ты знаешь грамматику? Анкетирование.
1
10
Новые слова. Игра “Какое слово моложе”. Новые имена и названия.
1
11
Весёлая грамматика. Кроссворды, ребусы, письмо слов.
1
12
Словарик Словознайкина
1
13
Слова с буквой И. Словарик Словознайкина. Игра «Изменялки». Загадки.
1
14
Слова с буквой Э. Загадки. Словарик Словознайкина.
1
15
Мягкий знак в конце слова. Игра «Превращение слова в другое». Отрывок из сказки «12 месяцев». Название месяцев в году.
1
16
Мягкий знак в середине слова. Игра «Спрячь в середину». Пословицы. Словарик Словознайкина
1
17
Слова с буквой Я. Я - последняя буква алфавита.
1
18
Слова с буквой Е и Е. Игра «Хитрые вопросы». Загадки, игра «Превращения».
1
19
Сочетания ЖИ-ШИ. Скороговорки. Игра «Волшебный колодец».
1
20
Звуки и буквы. Алфавит. Сказка «На уроке». Игра «Перестарался»
1
21
Удивительные звуки. Игры “Невидимки звуки”, “Читай наоборот”. Тест на развитие слухового внимания.
1
22
Звонкие и глухие “двойняшки”. Сказка “Про ошибку”. Игра “Найди пару”.
1
23
Зачем нужны звуки речи? Звуковая культура речи. Звуки и буквы. Викторина “Интересные буквы и звуки”
1
24
“Грамматическое домино”.
1
25
Шипящие согласные. Игра “Волшебный клубок орфограмм.
1
26
Что такое азбука? Алфавит. Игра “Кто– кто в алфавите живет?”
1
27
Легкие головоломки. Технология составление головоломок
1
28
Слог. Игра “Собери слово”. Перенос слов. Правила переноса.
1
29
Предложение – единица языка и речи. Роль предложения в общении.
1
30
Играем в загадки. Технология составления загадок.
1
31
Добрый “волшебник” – Ударение. Обсуждение смыслоразличительной функции ударения. Игры “Помоги Незнайке”, “Удивительные превращения”
1
32
Ударение над гласной может сделать букву ясной (безударные гласные в корне слова). Сопоставление звуковой и буквенной записи слов, отработка действия контроля.
1
33
Игра “ Волшебный клубок орфограмм” (безударная гласная в корне слова)
1
34
Непроверяемые безударные гласные. Орфографический словарь – твой помощник
1
35
Мягкий знак. Обсуждение вопроса: значение и особенности мягкого знака.
1
36
Твердый знак. Обсуждение вопроса: значение и особенности твердого знака.
1
37
Существительные – слова с предметным значением. Сказка “Приключение в стране “Имя Существительное”
1
38
Большие и маленькие. Слова, которые пишутся с заглавной буквы. Игра “Лишнее слово”
1
39
Волшебный клубок орфограмм. Рассказ – беседа о роли орфографии.
1
40
Прилагательные – слова называющие признаки. Сказка “Приключение в стране “ Имя Прилагательное””
1
41
Дружба имени существительного с прилагательным.
1
42
Глаголы – слова, обозначающие действие предметов. Здравствуй, Глагол!
1
43
Сколько слов Вы знаете? Рассказ-беседа о словарном богатстве русского языка. Игра – соревнование “Кто больше знает слов на букву»
1
44
Знаете ли вы значения слов? Определение значения слова с помощью толкового словаря.
1
45
Из чего состоят слова? Слова-родственники. Так же, как и у кустов, корень есть у разных слов.
1
46
Для чего нужно изучать грамматику. Мастерская “Учусь составлять кроссворд” Технология составления кроссвордов
1
47
Крылатые слова и выражения.
1
48
Умеешь ли ты красиво и грамотно писать?
1
49
О словах с непроверяемыми безударными гласными. Игра “Где прячется ошибка?”
1
50
Научись правильно определять смысл слов. Незаменимые советчики. Работа с толковым словарем
1
51
Слово или не слово? Игры “Угадай слово”, “Собери слово”
1
52
Беседа о богатстве русского языка. Почему мы так говорим? Игра “Пословица, я тебя знаю”
1
53
Волшебный клубок орфограмм (безударные гласные, проверяемые ударением и непроверяемые)
1
54
Слово одно, а значений несколько.
1
55
Решение орфографических задач. Как мы дружны с грамматикой.
1
56
Слова – близнецы (омонимы). Игра “Умеешь ли ты различать многозначные слова и омонимы?”
1
57
Слова – друзья (синонимы). Игры “Знаешь ли ты синонимы?”. “Скажи одно и то же по-разному”
1
58
Антонимы. Зачем они?
1
59
Составление кроссвордов.
1
60
Слова – родственники.
1
61
Друзья корней – приставки и суффиксы.
1
62
Слова – части речи. Игра “Я знаю части речи”
1
63
Научись правильно писать трудные слова.
1
64
Слова – части речи. Игра “Я знаю части речи”
1
65
Составление сказка “Как у существительных род появился”
1
66
Интересное о падежах имён существительных.
1
67
Роль имён прилагательных в связной речи.
1
68
Роль глаголов в связной речи.
1
69
Времена глаголов заменяют друг друга.
1
70
Конкурс « Путешествие в страну Орфографию».
1
71-72
Итоговое занятие. Анкетирование. Вечер на тему “Как красив и благозвучен русский язык!”
2
.
Дидактические материалы: наглядные пособия, схемы, фотографии, картины, дидактические материалы, аудиозаписи, фонотека и т.д.
Материально-техническое обеспечение: электронные образовательные ресурсы.
Список литературы
Волина В. В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995 г.
Волина В. В. Занимательное азбуковедение. – М.: Просвещение, 1991 г.
Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. – М.: АСТ, 1996 г.
Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. – Екатеринбург: АРГО, 1996г.
Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! – М.: Самовар, 1994 г.
Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! – М.: Самовар, 1995 г.
Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! – М.: Самовар, 1994 г.
Рик Т.Г. Русский язык: Как живёшь, наречие? – М.: Астрель, АСТ, 2000 г.
Соболева О.Л., Агафонов В.В. Русский язык: Весёлые правила. – М.: АСТ-Пресс, 1995 г.
Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учёба, и игра: русский язык. – Ярославль: Академия развития, 1997 г.
Шибаев А.А. Весёлая грамматика. – Смоленск: Русич, 2001 г.
Шибаев А.А. Весёлый алфавит. – М.: АСТ-Пресс, 1999 г.
Шмаков С. А. Игры – шутки, игры – минутки. – М.: Новая школа, 1993 г.
Юрьева Н.А. 350 развивающих упражнений по русскому языку. – Минск: Юнипресс, 2004 г.
13PAGE 15
13PAGE 14215
15