Программа дополнительных занятий по русскому языку и культуре речи
Министерство образования РФ
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 им. Героя Советского Союза Н.И.Бореева»
Рассмотрена на заседании МОпротокол № ___
от ___________
Согласовано заместитель директора по УВР
______ М.В.Люманова
Утвержден
приказом директораот _________ № ____ __________Е.С.Парамонова
Программа дополнительных платных занятий по русскому языку
« Культура речи»
70 часов (2 часа в неделю)
Сроки выполнения программы:2016- 2017 учебный год
Возраст обучающихся : 13-14 лет
Форма обучения: очная
Учитель:Чеканова О. А.
Пояснительная записка
Актуальность:
Владение грамотной речью является непременным условием активного творческого участия каждого ученика в настоящее время в жизни школы, в будущем в производственной и общественной жизни. Необходимо привлекать учащихся к активной борьбе за чистоту и правильность русской речи, так как родной язык не только предмет изучения, но и средство обучения основам всех других наук. Дополнительные занятия « Культура речи» по русскому языку в 7 классах - это самодеятельное объединение учащихся под руководством учителя русского языка, в рамках которого проводятся систематические занятия с учащимися во внеурочное время.
Цель дополнительных занятий - повышение уровня речевой культуры учащихся.
Задачи курса:- привитие интереса учащихся к русскому языку;
- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
- формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме;
- научить учащихся самостоятельно работать с книгами, словарями;
- развитие языкового кругозора, мышления, исследовательских умений;
- воспитание инициативы, целеустремленности;
- повысить общую языковую культуру;
- формирование навыков выразительного чтения;
- развивать у учащихся стремление следить за правильностью речи, учиться анализировать свою речь и речь своих товарищей с точки зрения её соответствия литературным нормам.
Основные принципы организации занятий:
- принцип добровольности ;
- принцип равного права как сильных, так и слабых школьников на участие в любом внеклассном мероприятии по языку;
- принцип индивидуального подхода к учащимся;
- принцип систематичности;
- принцип занимательности;
- принцип укрепления связи обучения с жизнью.
Организация работы занятий:
Основой работы занятий по русскому языка является принцип добровольности. Занятия могут посещать как хорошо успевающие учащиеся 7 классов, так и все желающие.
На одном из первых уроков русского языка учащимся объявляется, что для желающих будут организованы занятия по культуре речи, рассказывается, чем будут заниматься учащиеся , что нового и интересного они узнают, в чем польза занятий, как они будут проходить. Оптимальное количество для занятий - от 5 до 15 учащихся.
Работа начинается в середине сентября, а завершается в начале мая. В течение года занятия увязываются с другими формами внеклассной работы по русскому языку.
Занятия проводятся 2 раз в неделю, продолжительность занятий - 45 мин.
Ожидаемые результаты :
Учащиеся должны :
- передавать мысли правильно, точно и выразительно;
- самостоятельно работать с книгами, словарями справками, подбирать материал;
- выступать перед аудиторией, в стенной печати, организовывать вечера, конкурсы;создавать самостоятельные устные или письменные сообщения, использовать при этом изобразительные средства языка; вести полемику аргументировать свои суждения, приводить контраргументы; пользоваться основными источниками информации, владеть приемами работы с информацией.
- выразительно читать: различать звуки в слове, отчётливо произносить слова, различать ударные и безударные слоги, определять границы предложения, повышать и понижать голос, убыстрять и замедлять темп речи.
По данной программе в занимательной, доступной для учащихся форме повышается уровень речевой культуры учащихся. Творческие задания, игровые формы проведения занятий , конференции, телепередачи, диалоги, исследование, комментарии, интервью, репортаж стимулируют развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность учащихся .
Учебно-тематический план
№ п/п
Название тем курса
Всего часов
Содержание занятия и виды деятельности учащихся
1.2.
Что такое лингвистика?
Уровни речевой культуры.
2
Понятие "лингвистика".
2 уровня речевой культуры. Труды Ф.И.Буслаева, К.Д.Ушинского, С.И.Ожегова, Л.В.Щербы, В.В.Виноградова, А.М.Пешковского.
Беседа. Сопоставление плана, тезисов и конспектов статей.
3.4.
Задача культуры речи.
Тренировочные упражнения.
2
4 основных аспекта понятия культуры речи. Лекция, тренировочные упражнения.
5.6.7.
Типы речевой культуры.
Диалог.
Составление плана по заданным темам.
3
10 типов речи. Диалог с собой. Составление плана. Подбор материала.
8.
Особенности устной публичной речи.
1
Термин "ораторская речь", "публичная речь". Беседа.
9.10.
Оратор и его аудитория.
Работа со словарем.
2
Понятие "оратор", "аудитория". Признаки аудитории слушателей.
Навыки и умения оратора.
Работа со словарём. Коллективная работа в группах.
11.
12.
Ораторское искусство России
Труды известных лингвистов.
2
Анализ системы ораторского искусства в России. Труды М.Усачёва, М.Ломоносова, М.М.Сперанского.
Подбор материала.
13.
14.
Произносительные нормы русского языка.
Выполнение игровых упражнений.
2
Термин "орфоэпия".Основные черты русского литературного произношения. Классификация стилей. Выполнение игровых упражнений.
15.
16.
Требования к правильной речи.
Построение высказывания.
2
Письменная речь. Правильная речь. Язык. Основные требования к правильной речи. Высказывание своей точки зрения.
17.18.
Интонация.
Основные принципы риторики.
2
Интонация как семантико-стилистическое средство в русском языке. Основные принципы риторики. Тренировочные упражнения.
19.20.
Ударение.
Упражнения с текстами, скороговорками.
2
Синтагматическое членение предложения и логическое ударение. Работа с карточками над синтагматическим ударением. Упражнения с текстами, скороговорками.
21.
22.
Важнейшие показатели уровня речевой культуры личности.
Логичность речи.
2
Показатели уровня речевой культуры личности. Информативная насыщенность. Логичность речи.
Беседа по вопросам.
23.
24.
Правила художественной декламации.
Чтение и анализ художественных текстов.
2
Задачи, цели декламации. Беседа. Чтение стихотворений и отрывков прозаических отрывков.
25.
26.
Словарный состав русского языка.
Подготовка к написанию докладов.
2
Упражнения в выявлении лексических пластов художественных произведений. Подготовка докладов.
27.
28.
29.
Выразительность русской речи.
Эпитет,метафора,сравнение.
Выполнение тестовых заданий.
3
Понятие "выразительность русской речи". Эпитет. Метафора. Сравнение. Олицетворение. Выполнение тестовых заданий.
30.31.
Благозвучие.
Урок- практикум.
2
Важное свойство устной речи. Практикум. Исправление ошибок в сочинениях учащихся.
32.
33.
34
Этикетные формулы русского языка.
Составление памяток. Подбор материала.
Игровые задания
2
Установленный порядок поведения. Этикетные формулы русского языка.
Составление памяток. Подбор материала. Игровые задания.
35.
Старое и новое в слове. Из истории слов и выражений.
1
Беседа, работа с тестом ( анализ)
36.
Практикум «Народное слово в литературном языке».
1.
Практическая работа
37.
38.
39
40.
41.
Варианты норм литературного языка.
Речевой практикум. Упражнения по культуре речи.
Функциональные стили. Стилевое единство. Смешение стилей. Практикум.
5
Практическая работа
42.
43
Разговорная, стилистически нейтральная и книжная лексика.
.
2
Лекция, тренировочные упражнения.
44
45.46
47..
Произношение заимствованных слов.
Ошибки в ударении.
Общепонятность как обязательное качество речи.
4
48.
Речевой практикум. Упражнения по культуре речи.
.
1
Тренировочные упражнения
49.50.
Урок-зачёт.
Анализ выполненной работы.
2
Самостоятельная работа.
Работа со словарём. Коллективная работа в группах.
51.
52.
Изобразительно-выразительные средства речи.
Практикум по теме «Изобразительно-выразительные средства речи».
2
Анализ системы ораторского искусства в России. Труды М.Усачёва, М.Ломоносова, М.М.Сперанского.
Подбор материала.
53.
54.
Прямая речь как средство выразительности.
Практикум.
2
Выполнение игровых упражнений.
55.
56.
Пословицы и поговорки. Их значение в речи.
Словарь В.И.Даля.
2
Письменная речь. Правильная речь. Язык. Основные требования к правильной речи. Высказывание своей точки зрения.
57.
58.
Крылатые слова и фразеологизмы. Практикум «Крылатые слова в произведениях русских писателей».
2
Тренировочные упражнения.
59.
60.
Культура и техника устной речи.
Игровые упражнения.
2
Синтагматическое членение предложения и логическое ударение. Работа с карточками над синтагматическим ударением. Упражнения с текстами, скороговорками.
61.
62.
Культура речи и дикция.
Фонетические нормы языка.
2
Показатели уровня речевой культуры личности. Информативная насыщенность. Логичность речи.
Беседа по вопросам.
63.
64.
Небрежности речи. Отчётливое звучание.
Практикум.
2
Задачи, цели декламации. Беседа. Чтение стихотворений и отрывков прозаических отрывков.
65.
66.
Публичное выступление на лингвистическую тему.
Практикум.
2
Упражнения в выявлении лексических пластов художественных произведений. Подготовка докладов.
67.
68.
69.
Выполнение тестовых заданий.
Словарь культурного человека. «Вежливые» слова.
3
Понятие "выразительность русской речи". Эпитет. Метафора. Сравнение. Олицетворение. Выполнение тестовых заданий.
70.
Итоговое занятие в форме конференции учащихся.
1
Важное свойство устной речи. Практикум. Исправление ошибок в сочинениях учащихся.
Содержание программы
1. Что такое культура речи? Понятие "культура речи". Два уровня речевой культуры: высший и низший. Труды Ф.И.Буслаева, К.Д.Ушинского, С.И.Ожегова, Л.В.Щербы, В.В.Виноградова, А.М. Пешковского. Важнейшая закономерность культуры языка и мышления, значение культуры речевого поведения в жизни, формирование чувства уместности высказывания.
Форма занятия: викторина.
2. Задача культуры речи. Основные аспекты понятия культуры речи: коммуникативный, нормативный и этический компоненты. Этикет как внешняя оболочка высказывания. Язык - постоянно изменяющаяся система.
Форма занятия: лекция.
3. Типы речевой культуры. Классификация типов речи. Значение внутреннего диалога в жизни человека .
Форма занятия: проект.
4. Особенности устной публичной речи. Основа ораторского искусства. Публичная речь.
Форма занятия: беседа.
5. Оратор и его аудитория. Понятие "оратор", "аудитория". Признаки аудитории слушателей. Навыки и умения оратора.
Форма занятия: турнир.
6. Ораторское искусство России. Анализ системы ораторского искусства в России. Труды М.Усачёва, М.В.Ломоносова, М.М.Сперанского.
Форма занятия: устный журнал.
7. Произносительные нормы русского языка. Термин "орфоэпия". Основные черты русского литературного произношения. Полный и неполный стили произношения. Классификация стилей.
Форма занятия: игра.
8. Требования к правильной речи. Письменная речь. Правильная речь. Язык. Основные требования к правильной речи.
Форма занятия: интерактивный опрос "микрофон".
9. Интонация. Интонация как семантико-стилистическое средство в русском языке. Основные принципы риторики.
Форма занятия: практическая работа на основе различных печатных пособий.
10. Ударение. Синтагматическое членение предложения. Логическое ударение.
Форма занятия: практическая.
11. Важнейшие показатели уровня речевой культуры личности. Показатели уровня речевой культуры личности. Информативная насыщенность. Логичность речи. Точность и ясность речи. Чистота речи.
Форма занятия: дискуссия.
12. Правила художественной декламации. Задачи, цели декламации.
Форма занятия: беседа.
13. Словарный состав русского языка. Лексические пласты художественных произведений.
Форма занятия: семинар.
14. Выразительность русской речи. Понятие "выразительность русской речи". Эпитет. Метафора. Сравнение. Олицетворение.
Форма занятия: лекция, тест.
15. Благозвучие. Важное свойство устной речи.
Форма занятия: практикум.
16. Этикетные формулы русского языка. Установленный порядок поведения. Этикетные формулы русского языка.
Форма занятия: ролевая игра.
17. Итоговое занятие в форме конференции учащихся. Подведение итогов работы кружка.
Список использованных источников и литературы
1. Григорян, Л.Т. Язык мой - друг мой. ( Материалы для внеклассной работы по рус.яз.).Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1976.
2. Кривоплясова, М. Е. Русский язык и литература. Средства и приемы выразительной речи. - 5-9 классы: тренинговые задания на уроках. - Волгоград: Учитель, 2007.
3. Москвин, В. П. Стилистика русского языка: Приемы и средства выразительной и образной речи (общая классификация). Ч. I , II: Пособие для студентов. - Волгоград: Учитель, 2004.
4. Мурашов, А.А. Культура речи: Учебное пособие / А.А.Мурашов.- 3-е изд., стер.- М.: Издательство МПСИ; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", -2006.
5. Плёнкин, Н.А. Уроки развития речи: 5-9 кл.: Кн. для учителя : Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1995.
6. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Русский язык. 5-9 кл. / сост. Л.М.Рыбченкова. - М.: Дрофа, 2001.
7. Ситникова, Л. Н. Сочинения по русскому языку и литературе для учащихся 5-8 классов. - Волгоград: Учитель, 2003.
8. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. проф. В.И.Максимова.- М.: Гардарики,2002.-413с.
9. Современная энциклопедия. Этикет/ Авт.сост. И.Е.Гусев - Минск- Харвест, 1999.
10. Формановская, Н.И. Вы сказали: " Здравствуйте!"( Речевой этикет в нашем общении.) - М.: Знание, 1982.-160 с.
Заголовок 115