План урока по информатике в 5 классе Решение логических задач табличным способом
Поурочный план
Класс 5
Предмет Информатика
Тема: «Решение логических задач в табличной форме».
Цели урока:
1. Систематизировать навыки построения таблиц для решения логических задач.
2. Развивать логическое мышление, память, внимание, речь, навыки самостоятельной работы.
3. Воспитывать у учащихся аккуратность при записи в тетрадях, познавательный интерес к предмету, усидчивость.
Оборудование: мультимедиа проектор, презентация.
Тип урока: урок обобщения и систематизации изученного.
Приемы обучения: словесные, наглядные, частично-поисковые.
Ход урока.
Сообщение темы и цели урока, самоопределение.
Проверка ранее усвоенных знаний.
1. Чем удобно табличное представление информации?
2. Расскажите о наглядных формах представления информации?
3. Какие наглядные формы представления вы знаете? (Слайд 2)
Проверка домашнего задания.
Задача №1.
Беседуют трое: Белокуров, Рыжов и Чернов. Брюнет сказал Белокурову: «Любопытно, что один из нас русый, другой – брюнет, а третий – рыжий, но цвет волос не соответствуют фамилии». Какой из беседующих имеет какой цвет волос? (Слайд 3)
Решение:
«Брюнет сказал Белокурову…» (Белокуров не брюнет).
Белокуров не русый, т.к. цвет волос не соответствует фамилии, следовательно, Белокуров рыжий.
Чернов не рыжий и не брюнет, следовательно, Чернов русый.
Рыжов не русый и не рыжий, следовательно, Рыжов брюнет.
Фамилия
Цвет волос Русый Рыжий Брюнет
Белокуров- + -
Чернов + - -
Рыжов - - +
(Слайд 4)
Задача №2.
В бутылке, стакане, кувшине и банке находятся молоко, лимонад, квас и вода. Известно, что вода и молоко не в бутылке, сосуд с лимонадом стоит между кувшином и сосудом с квасом, в банке не лимонад и не вода, стакан стоит между банкой и сосудом с молоком. В каком сосуде находится каждая их жидкостей? (Слайд 5)
Решение:
Вода и молоко не в бутылке.
Сосуд с лимонадом стоит между кувшином и сосудом с квасом (лимонад и квас не в кувшине).
В банке не лимонад и не вода.
Стакан стоит между банкой и сосудом с молоком (молоко не в банке и не в стакане).
Составляем таблицу: (Слайд 6)
Бутылка Стакан Кувшин Банка
Молоко - - + -
Лимонад + - - -
Квас - - - +
Вода - + - -
3. Обобщение и систематизация знаний:
Задача № 1.
Три девочки — Роза, Маргарита и Анюта представили на конкурс цветоводов корзины выращенных ими роз, маргариток и анютиных глазок. Девочка, вырастившая маргаритки, обратила внимание Розы на то, что ни у одной из девочек имя не совпадает с названием любимых цветов. Какие цветы вырастила каждая из девочек? (Слайд 7)
Решение:
Девочка, вырастившая маргаритки, обратила внимание Розы на то, что ни у одной из девочек имя не совпадает с названием любимых цветов.
2. Роза точно не вырастила маргаритки.
розы маргаритки анютины глазки
Роза - - +
Маргарита + - -
Анна - + -
Задача №2.
На столе поставлены в ряд бутылка минеральной воды, кружка, чашка, стакан и кувшин, причем точно в таком порядке, в каком они перечислены.
В них находятся различные напитки: кофе, чай, молоко, квас и минеральная вода, но неизвестно, какой напиток, в каком сосуде. Если стакан поставить между посудой с чаем и молоком, то по соседству с молоком будет квас, а кофе будет точно в середине.
Определите, в какую посуду что налито. (Слайд 8)
Составляем таблицу:
Бутылка Кружка Чашка Стакан Кувшин
Мин. вода Кофе Чай Молоко Квас Решение:
Бутылка минеральной воды (в бутылке точно минеральная вода).
2. Если стакан поставить между посудой с чаем и молоком, то по соседству с молоком будет квас, а кофе будет точно в середине.
Бутылка Кружка Чашка Стакан Кувшин
Мин. вода + - - - -
Кофе - - - + -
Чай - + - - -
Молоко - - + - -
Квас - - - - +
(Слайд 9)
6858001587500Ответ:
4. Итог урока.
5. Домашнее задание.
Задача: Пятеро одноклассников: Ирена, Тимур, Камилла, Эльдар и Залим стали победителями олимпиад школьников по физике, математике, информатике, литературе и географии. Известно, что:
победитель олимпиады по информатике учит Ирену и Тимура работе на компьютере;
Камилла и Эльдар тоже заинтересовались информатикой;
Тимур всегда побаивался физики;
Камилла, Тимур и победитель олимпиады по литературе занимаются плаванием;
Тимур и Камилла поздравили победителя олимпиады по математике;
Ирена cожалеет о том, что у нее остается мало времени на литературу.
Победителем какой олимпиады стал каждый из этих ребят?