Рабочая программа кружка Занимательная физика.
Пояснительная записка
Программа кружка «Занимательные опыты по физике» разработана для учеников, начинающих изучение курса физики (7 класс). Особенностью работы кружка и основной целью является подготовка учащихся к восприятию и осмыслению физических процессов, изучаемых в старших классах, к пониманию практического применения знаний, их связи с наукой и техникой. На занятиях ученики должны убедиться в том, что практически все явления, окружающие нас, объясняются с точки зрения физики, основываются на физических законах. Использование физических закономерностей пронизывает все стороны человеческой деятельности: физические знания служат основой производства и совершенствования быта, являются фундаментом многих профессий. Поэтому на занятиях будет дан материал для создания представлений о тесной связи физики с математикой, информатикой, химией и астрономией, о её применении в инженерии и других профессиях.
Календарно-тематический план работы кружка «Занимательные опыты по физике» на 2013 -2014 учебный год рассчитан на 68 учебных часов.
Количество часов в неделю: 2
Цели программы
Образовательная:
– развитие умений проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты;
выдвигать гипотезы и строить модели;
применять полученные знания для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ;
на практике использовать физические знания;
Развивающая:
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
расширение кругозора учащихся и создания базы для исследовательских навыков;
побуждение к решению конструкторских задач.
Воспитательная:
– воспитание убеждённости в возможности познания законов природы;
развития навыков эффективного сотрудничества в процессе совместного выполнения задач;
воспитание коммуникативных умений и уважительного отношения к мнению другого при обсуждении проблем естественнонаучного содержания;
воспитание чувства ответственности за экологическую обстановку в природе.
Основное место занимает самостоятельная и творческая работа учащихся - индивидуальная и групповая, эксперимент и наблюдения, создание различных форм моделей явлений и объектов, рефлексия.
Курс подталкивает ученика к самостоятельному мышлению, логике и рациональности в рассуждениях, развитию фантазии, а также умению анализировать наблюдаемую ситуацию и приходить к правильному решению, умению видеть важное и делать правильные выводы.
Содержание курса позволяет ученику любого уровня подготовки активно включаться в учебно-познавательный процесс и максимально проявить свои возможности и способности.
Ожидаемые результаты обучения:
Формирование конкретных практических умений и навыков на основе знакомства с законами физики.
Повышение оценки учащимися собственных знаний по физике.
Повышение познавательного интереса к предмету и понимания необходимости физических знаний.
Развитие надпредметных умений и навыков: коммуникативных, информационно-коммуникационных, поисковых и исследовательских, конструкторских.
Методы и критерии оценки результатов:
Работа в группах, проведение экспериментов: отчеты о работе, дневники экспериментов и т.д.
Деятельность в ходе работы над проектами и их защита.
План подготовки к работе над проектом:
Создание рабочей группы (ученики объединяются по несколько человек для работы по одной теме);
Распределение функциональной деятельности в группе (ученики распределяют обязанности для работы в группе);
Планирование ( учащиеся составляют план деятельности);
Определение формы отчета выполненной работы
Деятельность групп:
Индивидуальная работа с источниками, заполнение дневников;
Групповая работа (обсуждение);
Консультации с учителем;
Демонстрация результата работы;
Собственная оценка выполненной работы.
Рефлексия:
Какие трудности возникли при подготовке и выполнении работы?
Какими способами были преодолены эти трудности?
Что полезного было взято из процесса подготовки и выполнения работы?
Понравился ли данный метод проектной деятельности при изучении выбранной темы?
Тематическое планирование кружка
«Занимательная физика»
Номер темы
Название темы
Теория,ч
Практика,ч
Итого занятий,ч
Что такое физика?
3
5
8
Физика в профессиях.
4
4
8
Шаг в науку. Эксперименты и исследования.
3
9
12
Модели в физике.
2
4
6
Изобретения и изобретатели.
4
8
12
Элементы астрономии.
5
5
10
Введение в робототехнику.
4
8
12
ИТОГО
25
43
68
Содержание курса.
Что такое физика?
Обыкновенное чудо. Фокусы (звук- игра на бокалах, вдыхание гелия,свет- фильтры и проектор, круг с секторами, «рентген», тепло- дымные кольца, горение платка и мыльные пузыри, лазерное шоу, механика- закатывание в горку, всплывание пластилина, опыт плато, парение шарика в воздухе, электричество- свечение скрепок под напряжением, лампа светит в руках)
Физика в игрушках. Механические игрушки на статику и вращение: микки-маус, птица, вини-пух, юла, дятел, центробежная Дюймовочка, Ванька-Встанька
Физика дома. Развитие техники. Бытовые приборы.
Нестандартные способы измерения. Измерения физических величин и не только. Измерения: с помощью монеты измерить расстояние (дальномер), массу, необычные часы (маятник, водяные).
Физика в профессиях.
Физика в профессиях: Строительство прочных конструкций. Бумажные мосты. Поднятие человека на пальчиках. Спицы
· и жесткость колеса.
Снимается кино! Инертность зрения и принцип кино: покадровая передача изображения. Создание мини-анимаций и мультиков на тему «Мех. Движение» на вращающемся диске, ленте, с помощью фотоаппарата.
Метеосводки. Облака и погода.
Состав атмосферы. Влажность воздуха. Образования тумана и облаков. Осадки. Образование ветра. Метеорологические наблюдения. Образование тумана при охлаждении влажности воздуха.
Конференция. Физика в профессии музыканта, врача, спортсмена, водителя и др. Приборы специального назначения.
Шаг в науку. Эксперименты и исследования.
Физика и химия. Опыты на стыке физики и химии.
Я- экспериментатор и исследователь. Составление плана исследований. Наблюдения в микроскоп и выращивание кристаллов.
Исследование свойств воды. Поверхностное натяжение. Опыты с мыльной пленкой, взаимодействие своды с веществами (клей БФ, лак для ногтей и др.)
Какой он странный, карандаш! Плавание в воде. Свойства грифеля- свойства графита.
Увидеть звук? Услышать свет? Эксперименты по иллюстрации природы звука и света (колебания легких тел при звуковой вибрации, лазерный осциллограф, огненный эквалайзер).
Свойства движущихся жидкостей и газов. Поведение тел в потоке. Основы гидродинамики и аэродинамики.
Модели в физике.
Интерактивные модели Что такое физическая модель? Физические анимации как пример создания моделей явлений (на примере неваляшки). Работа в Geogebra .
ОчУмелые ручки. (изготовление несложных моделей своими руками (электродвигатель, «сирена», фонтаны, ареометр.)
Изобретения и изобретатели.
Как создаются нужные вещи. Велосипеды. Эволюция щетки в пылесос.
История колеса. Проект.
Инженеры-изобретатели! Биография Кулибина, Эдиссона и других изобретателей..
Наземный транспорт. Двигатели и движители? Резиновый двигатель. Как заставить вращаться (реактивный, тепловая вертушка,) Создание магнито-теплового двигателя
Воздушные и водные путешествия. Парашюты и самолеты, воздушные шары. Бумеранг и змей. Водный транспорт.
Энергетика. Способы получения и преобразования энергии. Тепловая энергия и экология. Альтернативные источники.
Элементы астрономии.
Небесные тела и координаты. Движение небесных тел. Наблюдения в телескоп. Строение Солнечной системы. Виртуальный планетарий. Экскурсия. Просмотр кинофильмов : «Строение Вселенной», «Космические исследования».
Введение в робототехнику.
Механизмы и автоматы. Роботы, типы роботов. Виртуальное конструирование, элементы моделей. Принципы работы элементов. Датчики. Сборка моделей.
Календарно-тематическое планирование
Номер заня-тия
Тема по программе
Количество часов по программе
Теория
Практика
Сроки проведения
1. Что такое физика?
Обыкновенное чудо.
2
2
07.09
Физика в игрушках.
2
1
1
14.09
Физика дома. Развитие техники.
2
2
21.09
Нестандартные способы измерения.
2
2
28.09
2. Физика в профессиях.
Физика в профессии строителя и инженера.
2
1
1
05.10
Снимается кино!
2
2
12.10
Метеосводки. Облака и погода.
2
1
1
19.10
Конференция «Физика в профессиях».
2
2
26.10
3.Шаг в науку. Эксперименты и исследования.
Физика и химия.
2
1
1
09.11
Я- экспериментатор и исследователь.
2
1
1
16.11
Исследование свойств воды.
2
2
23.11
Какой он странный, карандаш!
2
2
30.11
Увидеть звук? Услышать свет?
2
1
1
07.12
Свойства движущихся жидкостей и газов.
2
2
14.12
4. Модели в физике.
Интерактивные модели
3
1
2
21.12
ОчУмелые ручки
3
1
2
28.12
5. Изобретения и изобретатели.
Как создаются нужные вещи.
2
2
11.01
История колеса
2
2
18.01
Инженеры-изобретатели.
2
2
25.01
Наземный транспорт.
2
2
1.02
Воздушные и водные путешествия
2
2
8.02
Энергетика.
2
2
15.02
6. Элементы астрономии.
Небесные тела и координаты. Движение небесных тел.
2
1
1
22.02
Наблюдения в телескоп
2
2
1.03
Строение Солнечной системы.
2
2
08.03
Виртуальный планетарий.
2
2
15.03
Просмотр кинофильмов : «Строение Вселенной», «Космические исследования».
2
2
23.03
7.Введение в робототехнику.
Механизмы и автоматы. Роботы, типы роботов.
2
2
30.03
Виртуальное конструирование, элементы моделей.
2
2
13.04
31-32
Принципы работы элементов. Датчики.
4
2
2
20.04, 27.04
33-34
Сборка моделей.
4
4
4.05,
11.05, 18.05, 25.05
Итого
68
25
43
Используемая литература и источники информации:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http://www.eidos.ru/
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Гулиа, Н. В. Удивительная физика: о чем умолчали учебники. - М., 2003.
Горев, Л. А. Занимательные опыты по физике. - М., 1985.
З.Дягилев, Ф. М. Из истории физики и жизни ее творцов. - М., 1986.
Перельман, Н. Я. Занимательные опыты по физике. - М., 1972.
Рабиза, Ф. В. Простые опыты: забавная физика для детей. - М., 1997.
Физика: великие открытия / Популярная школьная энциклопедия. - М.,2001.
Хрестоматия по физике. 8-10кл. / под ред. Б. И. Спасского. - М.,1992.
Джим Уиз "Занимательная химия, физика, биология".
Дарья Орлова "Игрушки, которые в 1000 раз полезнее, умнее, интереснее, чем в магазине".
Блудов. «Беседы по физике»
15