Рабочая программа кружка:» Занимательная физика»


Утверждаю: Согласовано: Рассмотрено Директор МБОУ Лицей №126
методический совет
----------- Ю.Ю. Черявко ------------------------ -----------------
«-----»-----------------20_ «----»------------20_ «----»-----------20_
Рабочая программа кружка
___Занимательная физика_____
Классы ___8______
Руководитель_____Тукаль Галина Анатольевна____
(Ф.И.О.(полностью), категория, стаж)
Количество часов:
всего 34 часа , в неделю 1 час .
Срок реализации программы ____год__

Методическое объединение (кафедра)__________________________________

Новосибирск
2013 г.
Пояснительная записка
Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития научно-технического прогресса.
Социальные и экономические условия в быстро меняющемся современном мире требуют, чтобы нынешние выпускники получили целостное компетентностное образование. Успешное формирование компетенций может происходить только в личностно-ориентированном образовательном процессе на основе личностно-деятельностного подхода, когда ребёнок выступает как субъект деятельности, субъект развития.
Приобретение компетенций базируется на опыте деятельности обучающихся и зависит от их активности. Самый высокий уровень активности - творческая активность - предполагает стремление ученика к творческому осмыслению знаний, самостоятельному поиску решения проблем. Именно компетентностно-деятельностный подход может подготовить человека умелого, мобильного, владеющего не набором фактов, а способами и технологиями их получения, легко адаптирующегося к различным жизненным ситуациям.
Программа дополнительного образования  рассчитана на учащихся  8 класса, обладающим определенным багажом знаний, умений и навыков, полученных на уроках физики. Занятия кружка способствуют развитию и поддержке интереса учащихся к деятельности определенного направления, дает возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процессе учебы, и создает условия для всестороннего развития личности. Занятия кружка являются источником мотивации учебной деятельности учащихся, дают им глубокий эмоциональный заряд.
Воспитание творческой активности учащихся в процессе изучения ими физики является одной из актуальных задач, стоящих перед учителями физики в современной школе. Основными средствами такого воспитания и развития способностей учащихся являются экспериментальные исследования и задачи. Умением решать задачи характеризуется в первую очередь состояние подготовки учащихся, глубина усвоения учебного материала. Решение нестандартных задач и проведение занимательных экспериментальных заданий способствует пробуждению и развитию у них устойчивого интереса к физике.
Планирование работы кружка рассчитано на 1 час в неделю.
Цели и задачи:
Цели:
Создание условий для развития личности ребенка.
Формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах практической деятельности.
Приобретение опыта индивидуальной и коллективной деятельности при проведении исследовательских работ.
Развитие мотивации личности к  познанию и творчеству.
Подготовка к осуществлению осознанного выбора профессиональной ориентации.
Задачи:
Образовательные: способствовать самореализации кружковцев в изучении конкретных тем физики, развивать и поддерживать познавательный интерес к изучению физики как науки, знакомить учащихся с последними достижениями науки и техники, научитьрешать задачи нестандартными методами, развитие познавательных интересов при выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий.
Воспитательные: воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и техники, воспитание уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементуобщечеловеческой культуры.
Развивающие: развитие умений и навыков учащихся самостоятельно работать с научно-популярной литературой, умений практически применять физические знания в жизни,развитие творческих способностей, формирование у учащихся активности и самостоятельности, инициативы. Повышение культуры общения и поведения.
Виды деятельности:
Решение разных типов задач
Занимательные опыты по разным разделам физики
Конструирование и ремонт простейших приборов, используемых в учебном процессе
Применение ИКТ
Занимательные экскурсии в область истории физики
Применение физики в практической жизни
Наблюдения за звездным небом и явлениями природы
Форма проведения занятий кружка:
Беседа
Практикум
Вечера физики
Экскурсии
Выпуск стенгазет
Проектная работа
Школьная олимпиада
Ожидаемый результат:
Навыки к выполнению работ исследовательского характера
Навыки решения разных типов задач
Навыки постановки эксперимента
Навыки работы с дополнительными источниками информации, в том числе электронными, а также умениями пользоваться ресурсами Интернет
Профессиональное самоопределение.
Учебно-тематическое планирование

п/п Тема занятия Количество
 часов Дата
1 Вводное занятие. Инструктаж по охране труда на занятиях кружка. Планирование работы кружка, выборы старосты. 1 2 Решение олимпиадных задач по физике ( подготовительный этап к школьной и районной олимпиаде по физике) 5 3 Рассказы о физиках. Люди науки. Нобелевские лауреаты по физике. 2 4 Подготовка и проведение недели физики в рамках предметных недель в школе 2 5 Создание мультимедийных презентаций 3 6 Интересные явления в природе. Занимательные опыты. 2 7 Решение экспериментальных и качественных задач. Подготовка к молодежному чемпионату по физике 4 8 Тестовые задания по физике. Подготовка электронных тестов по физике в помощь кабинету. 2 9 Электрические явления. Сборка электрических цепей, работа с измерительными приборами. Исследование электрических цепей. 2 10 Изготовление самодельных приборов и ремонт существующего оборудования кабинета физики 2 11 Оптика. Занимательные опыты по оптике. 2 12 Звуковые волны. Занимательные опыты по звуку. 2 13 Проектная работа.  (основы проектной деятельности) 3 14 Защита проектов. Научно – практическая конференция « Это Вы можете!» 2 15 Общее количество 34 Литература
Журнал «Физика в школе»
Приложение к газете «Первое сентября» - «Физика»
О.Ф.Кабардин  «Тестовые задания по физике» (7 – 11 класс), м., Просвещение, 1994
Я.И Перельман «Занимательная физика», Чебоксары, 1994
Я.И Перельман «Занимательная механика. Знаете ли вы физику?», М, АСТ, 1999
Ландау Л.Д., Китайгородский AM. Физика для всех. - М.: Наука, 1974.
Блудов М.М. Беседы по физике. - М.: Просвещение, 1992.
Компьютерные программы и энциклопедии на CD-ROM: Физика 7-11
Библиотека наглядных пособий; Физика 7-11 кл. Практикум; Открытая физика 1.1 (Долгопрудный, ФИЗИКОН).
Лукашик В.И. Сборник задач по физике-7-9. - М.: Просвещение, 2002