Урок литературы в 6 классе Нравственные проблемы рассказа В. П. Астафьева Конь с розовой гривой

Урок литературы в 6 классе
«Нравственные проблемы в рассказе В.П.Астафьева
«Конь с розовой гривой»




Тема. Нравственные проблемы в рассказе В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»
Цель. Познакомить с биографией писателя В.П.Астафьева, выявить нравственные проблемы, поднимаемые в рассказе, развивать навыки анализа текста.

Эпиграф: "Задача писателя –
противостоять злу, утверждая добро»
В.Астафьев.

ХОД
I. Организация класса.

II. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ

-Прослушайте отрывок, вспомните, из какого произведения он взят и кто его автор:
«Это озеро не отыщешь на карте. Небольшое оно. Небольшое, зато памятное Васютке. Еще бы! Мала ли честь для тринадцатилетнего мальчишки - озеро, названное его именем! Пускай оно и невелико, не то, что, скажем, Байкал, но Васютка сам его нашел и людям показал».
(Это отрывок из рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро», изученного в 5 классе)
- О чем этот рассказ? (О мальчике, который заблудился в тайге и нашел озеро, впоследствии названное его именем).
-Какие нравственные качества героя рассказа вы можете перечислить? (Стойкость, мужественность, смелость, силу духа).
-Как вы думаете, чем мы сегодня на уроке будем заниматься?
Для чего был приведен отрывок из рассказа В.П.Астафьева? (Мы будем сегодня изучать другое произведение этого писателя, узнаем что-то новое о самом писателе.)

ЗАПИСЬ числа и темы урока.

-Как вы понимаете тему урока? (Мы будем говорить о том, какие нравственные проблемы поднимает писатель в своем рассказе и актуальны ли они сегодня).
-Что - такое, по-вашему, нравственность? (дети отвечают)
-А вот как определяется это понятие в «Словаре русского языка» С.И.Ожегова:
«Нравственность - правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих качеств».
-Какие нравственные качества вы знаете? (Честность, скромность, доброта, порядочность, достоинство, справедливость, милосердие, чувство долга, совестливость и др.)
-Совесть называют мерилом нравственности. В.И.Даль в своем «Толковом словаре живого великорусского языка» так пишет: «совесть - нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке, тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, внутреннее сознание добра и зла».
- А какие пословицы на тему нравственности вы знаете? Послушайте:
Суди о человеке не по красоте одежды, а по красоте души /русская/.
Красота не во внешности, а в манерах /башкирская/
Самолюб никому не люб /русская/.
Самолюбие да самомнение - с высокой горы падение / башкирская /.

Дети приводят свои примеры пословиц, поговорок о нравственности.





III. РЕШЕНИЕ УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ.

1. Обращение к портрету писателя.
2 Сообщение основных биографических сведений о Викторе Петровиче Астафьеве.
Работа по схеме:
д .Овсянка Красноярского края ж/д школа,
Высшие литературные
курсы ,1959г.



I мая 1924г.
Изображение людей с
несложившейся судьбой,
взаимоотношения человека и природы

Кража 1965г. Последний поклон 1967г
Пастух и пастушка 1971г.
Царь-рыба 1976г Печальный детектив 1985г.

Все творчество В.П.Астафьева пронизано верой в человека, в его доброе начало и жизнестойкость. Его имя стоит в одном ряду с такими писателями, как Ф.Абрамов, В.Белов, В.Быков, В.Шукшин и др., исповедующими принцип "нравственность есть правда» как непременное условие художественности. Идеал Астафьева-человек, умеющий добротой своей предотвращать зло.

З. История написания рассказа.
Писать рассказы для детей В.Астафьев начал давно, у него выходили книги для детей, но в 1957г. он приступает к циклу рассказов о собственном детстве, впоследствии объединенных в книге «Последний поклон». Центральный образ книги, к которому обращена неизменная любовь писателя- образ бабушки. Ей, Екатерине Петровне, в первую очередь бьет благодарный земной поклон автор. Герой рассказа - Витя Патылицын - сирота, воспитываемый бабушкой Катериной Петровной.

4. Изображение быта и жизни сибирской деревни.
-В какое время и где происходят события рассказа? Найдите в тексте приметы этого времени и места действия.
- Почему рассказ называется «Конь с розовой гривой»?
- Почему пряник конем был для героя особенно желанным?
- Какие слова вам показались необычными или были непонятны?
- Почему, по-вашему, автор использует их в своем произведении?

5. Анализ произведения, образы.
-От чьего лица ведется повествование?
- Кто в центре повествования?
- Каков герой в начале повествования, кто он, как выглядит, каковы его семья, окружение? /устное рисование/
- Что было главной целью жизни героя? 0бъясните, почему героя неудержимо тянуло к Левонтьевым? Что его привлекало в этой семье?
- Расе кажите о семье Левонтьевых. Какие впечатления остались у рассказчика? (привести примеры из текста)
- Прочитайте отрывок о том, как вели себя левонтьевских ребятишки по дороге в лес, что делали?
-Найдите в тексте слова, которые передают отношение писателя к этим детям. («левонтъевские орлы» в др. эпизодах – «бьются братья Левонтьевы», «левонтьевская орда»)
-Каким образом герой рассказа был втянут в тяжкий обман? (чтение по ролям).
-Какие новые черты героя раскрываются в этом эпизоде? (подверженность чужому влиянию,
слабохарактерность) А как бы вы поступили на его месте?
- В чем проявилась жестокость детей? Ваше отношение к этому поступку?
- Проследите, как менялось настроение героя после того, как он вернулся домой и на следующий день. Как это отразилось в речи рассказчика, ее интонации, в поведении героя?
- Когда переживания героя особенно обострились?
-Расскажите о бабушке Катерине Петровне. (используя иллюстрацию в учебнике). Как вы думаете, почему бабушка, несмотря на обман внука, купила ему пряник конем? Как из черты ее характера проявились в этом эпизоде? (любовь, доброта, милосердие)

5. Работа с иллюстрацией
-Какой эпизод запечатлел художник? Что передано наиболее удачно?
Обращение к рисункам и поделкам учащихся, демонстрация.
- Какой жизненный урок извлек герой из рассказанной им истории?
Как с этим связаны заключительные слова рассказа: «Сколько лет с тех пор прошло! Сколько событий минуло! А я все не могу забыть бабушкиного пряника - того дивного коня с розовой гривой!»
- Ребята, а случалось ли что-нибудь подобное с вами? Огорчали ли вы своих близких? Как поступали ваши бабушки? Все ли бабушки поступают, как Катерина Петровна?
- А как бы вы поступили на месте бабушки?
Зачитывание отрывков из сочинений учащихся о своей семье.

IV. ОБОБЩЕНИЕ.
- Чему учит нас этот рассказ? Какие выводы можно сделать? Для чего писатель воспроизвел этот эпизод из своего детства?
(Чтобы мы задумались о нравственных качествах - дружбе и долге, честности и правдивости, доброте и человечности)
- Что осуждает писатель в рассказе? (жадность, лживость, безволие, недоброжелательность, пьянство)
-Приведите примеры пословиц на эти темы:
Добрая совесть злому ненавистна /русская/.
Совестливому бессовестный не товарищ /башк./
У лжи ноги коротки /рус./
Ложь - на один день, а истина - на века /башк./
Дети приводят свои примеры пословиц.
- Можно ли сказать, вернувшись к эпиграфу нашего урока, что Астафьев противостоит злу, утверждая добро?

V. САМООЦЕНКА работы учащихся.

VI. ДОМ.ЗАДАНИЕ - прочитать повести Астафьева из сборника «Последний поклон».








13PAGE 15


13PAGE 14315




15