Рабочая программа по курсу «Индикаторы»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2
Левобережного района г. Воронежа.
«Рассмотрено»
Руководитель ШМО
_____________Е.А.Панина
Протокол № 1 от
«» 08.20 г.
«Согласовано»
Заместитель директора школы по УР МОУ СОШ №2
_____________ Н.П. Авилова
«» . 20 г.
«Утверждаю»
Директор МОУ СОШ №2
_____________Ю.Н. Гостилов
Приказ № от « ».г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Носовой Е. В.
I квалификационная категория
по учебному курсу
«Индикаторы»
6 класс
2013 – 2014 учебный год
Пояснительная записка
Программа курса «Индикаторы» предназначена для учащихся 5 – 6 классов, а также могут обучаться дети 8 класса, и рассчитана на 11 часов.
Он предполагает краткий теоретический материал, и значительное место отводится химическому мини – эксперименту, который является эффективным способом организации выполнения исследовательских заданий. Организация экспериментальной работы даёт возможность каждому ребёнку приоткрывать дверь в новое, неизвестное, а также стимулирует ребёнка к новым исследовательским действиям.
Курс «Индикаторы» предлагает простейшие опыты по исследованию неорганических соединений, а также продуктов питания, материалов с которыми человек постоянно сталкивается в повседневной жизни. Все приобретённые знания учащиеся могут использовать в своей жизни.
Оптимальной формой организации исследовательской деятельности является работа в малых группах, парах.
Цель курса:
1.Воспитание социализации и поликультурности учащихся, развитие коммуникативных качеств
2. Воспитание настойчивости, терпения, внимания, доброжелательного общения с учениками, имеющими разный уровень подготовки
3. Научить устанавливать связь между свойствами веществ и их применением в быту, повседневной жизни.
4. Научить простейшим методам исследования
5. Выявить склонности учащихся к изучению химии, привить интерес к химии и другим естественным наукам
Форма отчётности учащихся за данный курс – тетрадь с записями, выполненными исследованиями, выступления на конференции в школе
Содержание программы
Тема 1. (2 занятия)
Цель курса «Исследование веществ». Понятие социализации – метода, который способствует включению учащихся в общественную жизнь и способствующего к адаптации в общественной жизни; поликультурности, значимость проведённых исследований
Химия – наука о веществах их свойствах, превращениях. Роль различных веществ в природе и жизни человека.
Крахмал вещество, выполняющее важнейшую энергетическую функцию в организме. Физические свойства крахмала.
Понятия об индикаторах, веществах – индикаторах. Йод – индикатор на крахмал и наоборот крахмал – указатель йода. Роль йода в организме человека
Пищевые продукты, крупы, овощи и фрукты, содержащие крахмал. Применение знаний в повседневной жизни. Использование крахмала, а также овощей и фруктов, содержащих крахмал народами разных стран Земли. Районы планеты с недостаточным содержанием йода в воде.
Практическая часть.
Качественная реакция на крахмал. Исследование продуктов на содержание в них крахмала
Удаление пятен йодной настойки с ткани
Тема 2. (3 занятия)
Кислоты. Многообразие кислот. Кислоты в природе и жизни человека, их значение. Опасность кислотных дождей.
Индикаторы в неорганической химии. Окраска лакмуса, метилового оранжевого, фенолфталеина в кислотах.
Кислоты в пищевых продуктах, различных фруктах, жидких средах организма, растворах, находящихся в природе.
Применение знаний в повседневной жизни: определение кислотности среды молочных и других продуктов, лекарственных препаратов, качество молока, кислотность почвы, дождевой воды, воды из водоёмов, растворов стиральных порошков.
Первая помощь при ожоге кислотами. Использование кислот народами разных государств
Практическая часть.
Исследование окраски индикаторов в кислотах.
Исследование наличия кислот в овощах, фруктах, листьях растений, пищевых продуктах (кефире, кислом молоке и т.д.), газированной воде.
Исследование некоторых лекарственных препаратов.
Исследование почвенного раствора, воды из водоёма, дождевой воды.
Тема 3 (2 занятия)
Щёлочи. Многообразие щелочей. Щёлочи в природе и жизни человека, их значение.
Окраска лакмуса, метилового оранжевого, фенолфталеина в щелочах. Щёлочи в быту, жидких средах организма, растворах, находящихся в природе.
Применение знаний: определение среды растворов стиральных порошков, мыла, нашатырного спирта, древесной золы, растворов различных веществ, используемых в быту.
Первая помощь при ожоге щелочами. Применение щелочных растворов в быту и медицине. Использование щелочных растворов людьми различных стран в быту и медицине.
Практическая часть.
Исследование окраски индикаторов в щелочных растворах
Исследование растворов, применяемых в быту с помощью индикаторов.
Тема 4
Универсальная индикаторная бумага
Практическая часть.
Исследование универсальной индикаторной бумагой различных растворов, применяемых в быту, продуктов питания, фруктов, овощей, соков растений.
Тема 5 (2 занятия)
Пигменты растений. Зависимость их окраски от среды растворов. Применение знаний в быту. Использование растительных красителей народами Земли в быту, искусстве.
Практическая часть.
Исследование окраски сока различных растений как индикаторов; (сока черного винограда, вишни, смородины, столовой свёклы, краснокочанной капусты) в кислотной и щелочной средах.Подведение итогов, обобщение материла (2часа)
Тема Практическая часть Количество часов
Химия – наука о веществах. Изучение крахмала.
Понятие об индикаторах Качественная реакция на крахмал. Исследование продуктов на содержание в них крахмала
1
Удаление пятен йодной настойки с ткани 1
Кислоты. Исследование окраски индикаторов в кислотах. 1
Исследование наличия кислот в овощах, фруктах, листьях растений, пищевых продуктах (кефире, кислом молоке и т.д.), газированной воде. 1
Исследование некоторых лекарственных препаратов.
Исследование почвенного раствора, воды из водоёма, дождевой воды 1
Щёлочи Исследование окраски индикаторов в щелочных растворах 1
Исследование растворов, применяемых в быту (нашатырного спирта, мыла, ст. порошков, раствора древесной золы) с помощью индикаторов.
1
Универсальная индикаторная бумага
Исследование универсальной индикаторной бумагой различных растворов, применяемых в быту, продуктов питания, фруктов, овощей, соков растений. 2
Подведение итогов, обобщение материла
Оформление и защита проекта
2
Литература.
Руководство по набору «Юный химик» подготовлено отделом научно- технической информации ИРЕА. Научный редактор Р.И. Аистова.
Балаев И.И. Домашний эксперимент по химии. Пособие для учителей М., «Просвещение»,1977.
Ольгин О.М. Опыты без взрывов М., «Химия»,1986.
Габриелян О.С. Химия.8 класс. Базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. М., «Дрофа»,2007
Габриелян О.С. Химия.9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М., «Дрофа»,2007