Программа внеурочной деятельности по химии Занимательная химия
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5
Утверждено Директор МАОУ СОШ №5 ___________ А.В. Новак
«____» сентября 2015 г.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Занимательная химия»
Срок реализации: 2015 – 2016 учебный год
Уровень: внеурочная деятельность для обучающихся 5 классов
Количество часов по учебному плану: 1 час в неделю
Количество часов в год: 11 часов
Автор: Кивалкина Светлана Владимировна, учитель химии.
2015
Пояснительная записка
Внеурочная деятельность это часть учебно-воспитательного процесса и одна из форм организации свободного времени учащихся. На этих занятиях должна быть так организована деятельность каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность. Внеурочный курс «Занимательная химия» содержит материал, который является подготовительным при изучении основного курса химии. Он знакомит учащихся 5 класса с многочисленными явлениями химии, показывает учащимся роль химии в окружающей их действительности, раскрывает перед ними широкую перспективу использования химии в их повседневной жизни.
Основными средствами подачи материала является эксперимент, слайдовые презентации, включены элементы занимательности и игры.
Данный курс создает благоприятные возможности для развития творческих способностей учащихся. Внеурочный курс «Занимательная химия» предполагает тесную связь при изучении математики, биологии, физики, технологии, способствуя тем самым реализации межпредметных связей. Это позволяет соединить и обобщить знания, которые учащиеся получали при изучении разных предметов, создать у обучающихся целостное представление о природе и природных явлениях.
Цель внеурочного курса «Занимательна химия» - создание условий для развития разносторонних интересов и способностей обучающихся, активизации их познавательной деятельности на первом этапе изучения предмета химии.
Задачи:
Развивать способности к самостоятельному приобретению знаний.
Расширить межпредметные связи между химией и другими науками.
Научить проводить простейшие эксперименты.
Познакомить учащихся с понятиями: тело, вещество, измерительные приборы, экспериментальное исследование.
Научить видеть физические и химические явления в простых бытовых ситуациях.
Привить интерес к предмету, к добыванию знаний с учетом возраста детей и их способностей.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Личностные
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
. Метапредметные результаты
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Предметные:
1.В познавательной сфере:
давать определения изученных понятий: «тело», «вещество», «признаки химических реакций»
описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные химические эксперименты;
делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;
структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников
2.В ценностно – ориентационной сфере:
анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ;
3. В трудовой сфере:
проводить химический эксперимент;
4. В сфере безопасности жизнедеятельности:
оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
Формирование ИКТ- компетентности обучающихся
Обращение с устройствами.
• входить в информационную среду образовательного учреждения, в том числе, через
Интернет, размещать в информационной среде различные информационные объекты;
• выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами.
Создание, восприятие и использование.
• избирательно относиться к информации в окружающем информационном пространстве, отказываться от потребления ненужной информации.
Коммуникация и социальное взаимодействие.
• выступать с аудио-видеоподдержкой.
Поиск и организация хранения информации.
• использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска;
Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности
• планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы;
• выбирать и использовать методы, ревалентные рассматриваемой проблеме;
• распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;
• ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме.
Стратегия смыслового чтения и работа с текстом
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного.
ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
выделять главную и избыточную информацию.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации.
структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; использовать в тексте таблицы, изображения.
Работа с текстом: оценка информации.
связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Программа рассчитана 11 часов, 1 час в неделю.
Техника безопасности в кабинете химии
Предмет химии. Общие представления. Знакомство с лабораторным оборудованием. Вещество. Явления физические и химические. Признаки химических реакций.
Тайнопись. Изготовление скрытых текстов для последующей расшифровки.
Химия на кухне. Приготовление яблок в сахарной глазури с объяснением химического аспекта процесса. Проверка продуктов на содержание крахмала.
Проверка качества мёда.
Знакомство с понятием «растворы». Приготовление насыщенных растворов. Выращивание кристаллов соли из насыщенных растворов солей. Кристаллы в природе.
Индикаторы. Знакомство с понятием «индикаторы». Индикаторы в лаборатории и природные индикаторы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
с определением основных видов учебной деятельности
обучающихся
Название темы, раздела
(количество часов) Характеристика видов деятельности
Знакомство с курсом внеурочной деятельности «Занимательная химия» в рамках проведения «Ярмарки идей» (1ч) Анализировать информацию и делать выбор
1)Техника безопасности в кабинете химии. Общее знакомство с предметом. Введение основных химических понятий и терминов, необходимых для реализации данного курса внеурочной деятельности. Знакомство с лабораторным оборудованием. (2 ч) Описывать и сравнивать предметы изучения естественнонаучных дисциплин, в том числе химии; характеризовать основные методы изучения естественнонаучных дисциплин; различать тела и вещества; выполнять непосредственные наблюдения и производить анализ свойств веществ и явлений, происходящих с веществами с соблюдением правил техники безопасности.
Отличать химические явления от физических; объяснять сущность химических явлений и их принципиальное отличие от физических; характеризовать роль химии в жизни человека.
Формулировать ответы на вопросы учителя; участвовать в групповой работе (малая группа, класс); использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации; производить поиск существенной информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся данные; работать с текстом ; осуществлять выбор оснований и критериев для сравнения, идентификации объектов.
Планировать учебное сотрудничество с учителями и сверстниками; владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка; выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; составлять план ответа.
Выполнять простейшие действия с лабораторным оборудованием: с мерным цилиндром, спиртовкой; наблюдать за свойствами веществ и явлениями, происходящими с веществами; описывать эксперимент.
2)Знакомство со способами химического шифрования текста.
Пр. работа «Секретное послание»
(2ч) Организовать свою учебную деятельность; формулировать ответы на вопросы учителя; участвовать в групповой работе (малая группа, класс); использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации; производить поиск существенной информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся данные; работать с текстом и его компонентами; осуществлять выбор оснований и критериев для сравнения, идентификации объектов. Выполнять правила техники безопасности.
3) Химия на кухне. Приготовление яблок в сахарной глазури с объяснением химического аспекта процесса. Проверка продуктов на содержание крахмала.
Проверка качества мёда.
Практическая работа «Экспертиза продуктов питания»
Пр.работа «Использование химической реакции для приготовления яблок в карамели и химических леденцов» (2 часа) Планировать предстоящую деятельность в соответствии с её целью, задачами, отбирать оптимальные способы его выполнения.
Организовывать свою деятельность: подготавливать своё рабочее место, рационально размещать материалы.
формулировать ответы на вопросы учителя; участвовать в групповой работе (малая группа, класс); использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации; производить поиск существенной информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся данные; работать с текстом и его компонентами; осуществлять выбор оснований и критериев для сравнения, идентификации объектов. Выполнять правила техники безопасности.
4)Растворы. Знакомство с понятием «растворы». Приготовление насыщенных растворов. Выращивание кристаллов соли из насыщенных растворов солей. Кристаллы в природе.
Пр. работа «Выращивание кристаллов» (2 часа) Организовать свою учебную деятельность; формулировать ответы на вопросы учителя; участвовать в групповой работе (малая группа, класс); использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации; производить поиск существенной информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся данные; работать с текстом и его компонентами; осуществлять выбор оснований и критериев для сравнения, идентификации объектов. Выполнять правила техники безопасности.
Индикаторы
Знакомство с понятием «индикаторы». Индикаторы в лаборатории и природные индикаторы.
Практическая работа «Определение кислотности продуктов питания и моющих средств» (1ч)
Формулировать ответы на вопросы учителя; участвовать в групповой работе (малая группа, класс); использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации; производить поиск существенной информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся данные; работать с текстом ; осуществлять выбор оснований и критериев для сравнения, идентификации объектов.
Планировать учебное сотрудничество с учителями и сверстниками; владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка; выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; составлять план ответа.
Выполнять простейшие действия с лабораторным оборудованием: с мерным цилиндром, спиртовкой; наблюдать за свойствами веществ и явлениями, происходящими с веществами; описывать эксперимент.
Обобщение и представление полученных в ходе работы курса внеурочной деятельности «Занимательная химия» результатов. (1ч) Обобщать и систематизировать изученный материал. Готовит ь материал по представлению итогов проделанной работы.
Владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка; выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
Учебно – методическое обеспечение
Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии. М., Просвещение, 1995 г.
Назарова Т.С., Грабецкий А.А. Химический эксперимент в школе. М., Просвещение, 1987 г.
Штремплер Г.И. Химия на досуге. Домашняя химическая лаборатория. М., Просвещение, 1996 г.
Штремплер Г.И. Химия на досуге. Загадки, игры, ребусы. М., Просвещение, 1997 г.
Габриелян О.С. Химический эксперимент в школе. М., Дрофа, 2005 г.
Перечень оборудования кабинета для реализации программы
Технические средства обучения кабинета химии
№
п/п Наименование ТСО Марка
1. Компьютер 2. Мультимедиа проектор BENQ
Демонстрационное оборудование
№ п/п Наименование оборудования
1 Демонстрационный столик
2 Воронки демонстрационные
3 Часовое стекло демонстрационное
4 Мерные цилиндры демонстрационные
5 Спиртовка
6 Пробирки ПХ- 18
7 Выпарительные чашки
8 Стеклянные стаканы 600-1000 мл
9 Стеклянные стаканы 200-500 мл
10 Штативы
11 Мерные колбы 500 мл
12 Мерные колбы 250 мл
13 Мерные колбы 200 мл
14 Мерные колбы 100 мл
15 Мерные колбы 50 мл
16 Колбы на 1000 мл, 750 мл,500 мл,250 мл
17 Набор мерных пипеток
18 Баня комбинированная
19 Электроплитка
20 Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева
21 Таблица растворимости
Лабораторное оборудование
№ п/п Наименование оборудования
1. Воронки лабораторные
2. Часовые стекла лабораторные
3. Мерные цилиндры лабораторные
4. Спиртовки
5. Пробирки ПХ-10
6. Пробирки ПХ-14
7. Пробирки ПХ-16
8. Пробирки 5 мл.
9. Склянки для хранения растворов
Склянки для хранения твердых веществ
10. Пробки резиновые
11. Сетка металлическая
Сетка асбестовая
12. Ложечки. Шпатели
13. Стеклянные трубки
14. Выпарительные чашки
15. Стеклянные стаканы 50-150 мл
16. Колбы 50-150 мл
17. Штативы
18. Зажим
19. Кольцо
20. Лапка
21. Колба круглая 250 мл
22. Колба коническая 250 мл
23 Щипцы тигельные
24 Железные ложечки
25 Весы лабораторные