Рабочая программа по внеурочной деятельности по химии Занимательная химия 8 класс

муниципальное казенное образовательное учреждение
«Залининская средняя общеобразовательная школа»
Октябрьского района Курской Области
Утверждена на пед. совете
(Протокол № __ от ___________)
Директор:  ---------Т.И.Рудакова
Программа
объединения « Занимательная химия» НОУ «Эрудит»
Возраст детей: 14-17 лет
Срок реализации: 2 года
Учитель химии
Журавлева Людмила Юрьевна  
                                            
                                              п. Прямицыно

I. Пояснительная записка
Программа объединения «Занимательная химия» создана на основе программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ «Химические кружки» (М., «Просвещение», 1988г.) и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.
Нормативно-правовой и документальной основой программы «Занимательная химия» являются :
1.Конвенция ООН о правах ребенка
2. Конституция Российской Федерации от 12.12. 1993 года;
3. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ ;
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден и введен в действие Минобрнауки России от 06 октября 2009 года №373, зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года, рег. №15785);
5. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников;
6. Государственная программа «Развитие образования» на 2013-2020 гг.;
7. Комплекс мер модернизации общего образования на 2013 год и до 2020 года;
8. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» № 124 от 24.07 1998 г. (с изменениями от 20 июля 2000 г., 22 августа, 21 декабря 2004 г., 26, 30 июня 2007 г.)
9. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативами СанПиН 2.4.4. 1251-03 «Детские внешкольные учреждения (учреждения дополнительного образования). Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей», утверждёнными Главным государственным санитарным врачом РФ 1 апреля 2003 года, приложением к приказу Министерства образования Российской Федерации от 03 мая 2000 года № 1726.
10. Закон Курской области «Об образовании в Курской области»;
11. Областная целевая программа «Развитие образования в Курской области на 2011-2015 гг.»;
12. Устав  МКОУ  «Залининская сош»,
13. Дополнительная образовательная программа учреждения на 2014-2015 учебный год;
14 .Программа духовно-нравственного развития и воспитания  обучающихся учреждения на 2013-2016 г.г.
15. Требования к структуре и содержанию образовательной программы дополнительного образования детей (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 июня 2006 г. № 06-1844);
Недостаток современных руководств, содержащих конкретные разработки тем для химического кружка, а также неотложная задача улучшения кружковой работы в соответствии с требованиями новых программ средней школы привели к составлению данной программы работы объединения.
При составлении программы были отобраны такие работы, которые заинтересовали бы обучающихся, помогли бы им в политехнической подготовке, были доступны по содержанию и методике выполнения, готовили бы из кружковцев будущих исследователей, давали опыт творческой деятельности обучающихся.
Основная масса обучающихся 14-16 лет в связи с их возрастными особенностями и небольшой подготовкой по химии не интересуются сложными химическими опытами. Их занимает не столько подготовка опыта и ход опыта, сколько результаты его в виде взрыва, вспышки, выпадения осадка, изменения цвета вещества или его раствора. Наша задача состоит в том, чтобы с помощью занимательных опытов поднять у учащихся интерес к внешним эффектам опыта, но постепенно их заинтересовывает и техника подготовки эксперимента. На примитивных, но занимательных опытах обучающиеся изучают методику и технику химического эксперимента, начинают понимать внутренние процессы, проходящие на разных его ступенях, заинтересовываются химией как наукой. В этом и значение занятий в творческом объединении «Занимательная химия».
Наиболее целесообразным является объединение смешанного типа, и наша программа содержит материал для работы в следующих направлениях:
Направление работы объединения
Виды деятельности учащихся по каждому направлению
Формы организации обучающихся и гласности результатов работы

Теоретическое
Подготовка докладов, рефератов, проведение исследований теоретических и иллюстрирующих историю открытий. Решение задач повышенной трудности.
Корреспондентская работа.
Химические вечера, научные конференции, занятия объединения, олимпиады, конкурсы эрудитов, выпуск бюллетеней, стенгазет, информации СМИ.

Экспериментальное
Лабораторно-препоративный практикум. Экспериментальная исследовательская работа учащихся.
Занятия объединения, конференции, химические вечера, защита проектов, презентации.

Конструкторское
Конструирование приборов, макетов, моделей, средств наглядности.
Оборудование химического кабинета.

Программа базируется на следующих общих положениях:
1. программа для школьных и внешкольных объединений тождественны, однако материальная база обуславливает их специфику;
2. программа должна быть комплексной по направлению, содержанию, формам и методам, чтобы успешно содействовать развитию познавательных и профессиональных интересов и способностей обучающихся;
3. научный профиль программы должен быть в возможных для школьников пределах обширным, представлять обучающимся возможность выбора тематики;
4. соотношение теории и практики должно быть оптимальным для обучающихся;
5. в планировании работы объединения предусматривается время для самостоятельной работы обучающихся с литературой и выполнения исследовательских заданий;
6. продолжительность каждого занятия не должна превышать 1 часа (академического) при рассмотрении теоретических вопросов и 2 часа (академического) при выполнении эксперимента.
Программа сосредотачивает основное внимание на экспериментальной работе объединения, а это, прежде всего работа с веществами, сознательное проведение химических процессов.
Цель: формирование у обучающихся опыта химического творчества, который связан не только с содержанием деятельности, но и с особенностями личности обучающегося, его способностями к сотрудничеству, развитие общекультурной компетентности обучающихся, представлений о роли естественнонаучных занятий в становлении цивилизации, познавательной активности и самостоятельности, положительной мотивации к обучению, опыта самореализации, коллективного взаимодействия, развитие интеллектуального и творческого потенциала  детей на основе формирования операционных способов умственных действий по решению теоретических и практических задач в области химии.
Задачи программы.
Образовательные:
1) формирование умений и знаний при решении основных типов задач по химии;
2) формирование практических умений при решении экспериментальных задач на распознавание веществ;
3) повторение, закрепление основных понятий, законов, теорий, а также научных фактов, образующих химическую науку.
Воспитательные:
1) создание педагогических ситуаций успешности для повышения собственной самооценки и статуса учащихся в глазах сверстников, педагогов и родителей;
2) формирование познавательных способностей в соответствии с логикой развития химической науки;
3) содействие в профориентации школьников.
Развивающие:
1) развивать у школьника умение выделять главное, существенное в изученном материале, сравнивать, обобщать изученные факты, логически излагать свои мысли при решении задач;
2) развивать самостоятельность, умение преодолевать трудности в учении;
3) развивать эмоции учащихся, создавая эмоциональные ситуации удивления, занимательности, парадоксальности;
4) развивать практические умения учащихся при выполнении практических экспериментальных задач.
5)развивать интеллектуальный и творческий потенциал личности, логическое мышление при решении экспериментальных задач по химии;
6)учить технике подготовки и проведения химического эксперимента, с помощью занимательных опытов поднять у обучающихся интерес к изучению химии, учить приемам решения творческих задач, поиску альтернативного решения, комбинированию ранее известных способов решения, анализу и сопоставлению различных вариантов решения, учить активно мыслить;
7) расширять профессиональный кругозор, эрудицию, повышать общий уровень образованности и культуры.
Перечисленные задачи охватывают широкий круг проблем воспитания и дополнительного образования школьника, решение и реализация которых необходимы для достижения поставленной цели.
Требования к результатам обучения:
1. Знать и выполнять правила и приемы работы с лабораторным оборудованием, свойства и классификацию основных классов веществ;
2.Уметь устанавливать причинно-следственные связи между строением, свойствами и применением веществ, делать выводы и обобщения;
3. Распознавать растворы кислот и щелочей, различные ионы с помощью качественных реакций;
4.Составлять уравнения химических реакций, осуществляемых в ходе эксперимента;
5.Проводить вычисления по уравнениям химических реакций;
6.Результаты работы учащиеся оформляют в виде письменных докладов, рефератов, отчетов, презентаций, которые обсуждаются на заседаниях.
Основные направления и содержание деятельности
Режим организации занятий: группа I года обучения – раз в неделю по 1 часу; группа II года обучения – 1 раз в неделю по 1 часу (академических).
В основе организации химического объединения лежит принцип добровольности. Но всякий ученик, вступивший в объединение должен выполнять все требования и обязанности члена объединения «Занимательная химия».
I год обучения: 1 группа, учащиеся 14-15 лет – не более 12 человек;
II год обучения: 1 группа, учащиеся 15-17 лет – не более 8 человек.
Невысокий численный состав групп объясняется условиями работы в кабинете химии, требованиями техники безопасности, особенностями проведения химических опытов.
Первые занятия объединения и 1-ый час каждого занятия проводятся фронтально, с выполнением работы каждым обучающимся для закрепления экспериментальных навыков, культуры в труде и записи выполненной работы. Занятия, в основном, групповые с элементами индивидуальной работы. В группе II года обучения чаще работа ведется индивидуально или звеньями по 2-3 человека (с разграничением задач между ними). Наиболее подготовленные члены объединения могут выполнять задания исследовательского характера, кроме того, обучающиеся решают расчетные и экспериментальные задачи, приобретают опыт работы со справочной и научно-популярной литературой, участвуют в экскурсиях. Формы занятий различны – лабораторные и практические работы, доклады и рефераты, экскурсии, пресс-конференции, лекции, беседы, учебно-исследовательские работы, проекты, презентации.
Организационная структура объединения проста – выбран староста (ведет учет посещений, выполняемых работ). На организационном занятии утвердили план работы объединения. При выборе тем для работы объединения учли: а) интересы обучающихся; б) условия работы в школьном химическом кабинете; в) решение общеучебных и воспитательных задач, задач дополнительного образования; г) связь обучения с практической стороной жизни и экологией.
Программа работы нашего объединения составлена индивидуально с учетом особенностей МОУ«Большеключищенская СШ имени В.Н.Каштанкина» и материальных возможностей кабинета.
В работе объединения опираемся на помощь учащихся, привлекая их к сбору различной посуды (стеклянная и пластиковая бытовая тара), металлов, сплавов, вспомогательных материалов и т.д. Это увеличивает возможность более широкой постановки экспериментальных работ в объединении, учащиеся используют собранный материал при работе бережно и экономно.
Отбор материала по программе проводит педагог, исходя из интересов членов объединения, причем тема, над которой работает учащийся, не обязательно должна следовать за изучаемым разделом программы.
Формы промежуточного контроля: тестирование, защита проектов, презентаций.     




II. Учебно-тематическое планирование (первый год обучения)
№ занятия
Название темы

·
Т
П
С/Р
Методическое обеспечение

I.Химия вокруг нас

1-15
   Техника лабораторных работ.
  Химическая лаборатория.
  Правила техники безопасности.
  Способы очистки веществ и разделение смесей.
 Вода. Растворы.
  Кристаллы в природе и технике.
   Химия в быту.
18
5
13

Согласно рабочей программе и прилагаемого списка литературы.

II. Простейшие способы получения веществ

16-35
1)  Пиротехнические опыты.
2)  Занимательные опыты.
3)  Решение экспериментально-расчетных задач (пр-р: проект «Электролиз в школьной лаборатории»).
4) Техника лабораторных работ
Подготовка рефератов, докладов к конференции или химический вечер.

17

4
12
1
 

ВСЕГО:
35
9
25
1
 

Учебно-тематическое планирование (второй год обучения)
№ занятия
Название темы

·
Т
П
С/Р
Методическое обоснование

I. Химия вокруг нас

 
$11)      Знакомство с приемами лабораторной техники. Правила работы в химической лаборатории, техника безопасности. Правила и приемы работы с органическими веществами. Простейшее оборудование и приборы.
$12)        Растворы. Растворители.
$13)        Химия в быту.
24
18
18
12
4
4
12
10
10
4
4
Согласно рабочей программе и прилагаемого списка литературы
И.В. Ильина
Курс по химии «Химия развлекает, одевает, кормит» (Курск, 2008г.)

II. Вещества и их свойства

 
1)  Распознавание лекарственных веществ (аспирин, гидропирит, стрептоцид).
2)  Определение характера среды природными индикаторами
3)  Занимательные опыты. Качественные реакции в органической и неорганической химии.
4) Решение экспериментально-расчетных задач (проекты, элементы исследовательской работы, подготовка рефератов, докладов, химического вечера или конференции).
Экскурсия.
9
9
48
84
6
3
2
10
21
6
7
32
51
6
6
12
 

ВСЕГО:
216
56
134
26
 

III. Содержание тем и разделов программы
I год обучения
I. Химия вокруг нас. Значение химии в народном хозяйстве, в развитии науки и в познании окружающего мира. Экскурсия в химическую лабораторию.
Знакомство с приемами лабораторной техники. Правила ТБ. Правила безопасной работы в химической лаборатории: со стеклом, металлом, пробками и т.д. Предметы лабораторного оборудования. Техника демонстрации эксперимента. Практическая работа: резка тонких стеклянных трубок, обработка пробок, монтаж приборов для получения газов на герметичность.
Способы очистки веществ и разделения смесей. Очистка веществ от примесей. Чистые вещества в лаборатории, науке и технике. Практическая работа. Очистка загрязненных веществ фильтрованием, выпариванием, возгонкой, перекристаллизацией, дистилляцией.
Вода. Растворы. Охрана водных ресурсов. Проблема пресной воды. Растворы в природе и технике. Практическая работ