Открытый урок по химии «Самое обыкновенное необыкновенное вещество», 7 класс


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 14
Узловского района Тульской области
ОТКРЫТЫЙ УРОК,
в рамках семинара заместителей директоров общеобразовательных учреждений по воспитательной работе (тема: «Профессиональная ориентация школьников в современном социально-экономическом и технологическом пространстве»),на тему:
«САМОЕ ОБЫКНОВЕННОЕ НЕОБЫКНОВЕННОЕ ВЕЩЕСТВО»
Провела учитель химии и биологии
Солтанова З.М.
Узловая – 2014
Тип урока: «Самое обыкновенное необыкновенное вещество»
Форма урока: деловая (ролевая игра).
Цели урока:
Образовательные:
обобщить и закрепить знания о составе, свойствах воды, ее роли в производственных процессах, в быту и природе, о способах очистки воды.
помочь разобраться в проблемах загрязнения воды;
привлечь внимание детей к проблемам охраны и загрязнения вод в местном регионе (Тульской области);
формировать умения и навыки очистки питьевой воды.
Воспитательные: здоровьесберегающий аспект.
Привлечь интерес учащихся к профессии химика-биолога-эколога:
– развивать экологически-грамотное мировоззрение у учащихся;
– воспитывать у детей чувство хозяина, рационального и ответственного за жизнь на планете;
– привлечь к активной познавательной деятельности.
Развивающие:
– помочь интегрировать знания, полученные из различных отраслей науки и уметь применять их на практике;
развивать интеллектуальные умения (работать с дополнительной литературой, самостоятельно искать знания, используя ресурсы ИНТЕРНЕТ, выделять главное, делать выводы, работая с отчетами о состоянии экологии в Тульской области и т.д.).
Оборудование: мультимедиапроектор, компьютер, наборы хим. реактивов для опытов.
Ход занятия: /СЛАЙД 1/
На экране проектора слова: МОЛНИЯ!!! КТО ВИНОВАТ? ЧТО ДЕЛАТЬ???
Слово учителя:
Добрый день, участники сегодняшнего заседания! Мы рады приветствовать Вас на нашем экстренном совещании, которое поможет ответить на важные вопросы: Кто виноват? Что делать?
А о чём пойдёт речь, давайте угадаем вместе!!!
Сценка. ( Под музыку выбегают ребята)
На голове у них, сделанные из картона знаки вопросов, которые затем должны превратиться в символы химических элементов: H2O.
1-й ученик.
Речь пойдёт о веществе,
Нужном и тебе, и мне.
Всем известное давно,
Много тайн хранит оно!
Его химический состав известен всем:
2-й ученик. ЭКСПЕРИМЕНТЫ
Меня впервые заметил Парацельс (/СЛАЙД 2/ - портреты учёных) еще в XVI веке, когда он погрузил железный гвоздь в серную кислоту. В конце XVII в. мной заинтересовался Роберт Бойль /СЛАЙД 3/. Он меня получил из соляной кислоты при действии на нее железными опилками. Современник Бойля француз Ламери /СЛАЙД 4/ собрал меня в сосуд и поднес свечу к горлышку сосуда. От огня я разорвал сосуд и осколками чуть не убил ученого. Окончательно меня изучил английский ученый Генри Кавендищ /СЛАЙД 5/ в 1776 году. Тогда меня назвали “горючим воздухом”. В 1783 г. Лавуазье /СЛАЙД 6/ получил меня в чистом виде из воды. Так я вошел в семью химических элементов и завоевал свои права /СЛАЙД 7/. Правда на Земле меня насчитывается около 1%, зато меня много на Солнце, около 84% /СЛАЙД 8/. Я самый распространенный элемент в межзвездном пространстве.
КТО Я? /СЛАЙД 9/ (ВОДОРОД.)
3-й ученик. На меня давно обратили внимание, но я долго оставался неуловимым. Более внимательно меня стал изучать шведский ученый Карл Шееле /СЛАЙД 10/ и английский ученый Джозеф Пристлей /СЛАЙД 11/. В 1774 г. стало известно /СЛАЙД 12/, что меня в атмосфере содержится 21% по объему, в литосфере – 28%, в гидросфере – 89%, причем на высоте 50 км меня находится 10%, а на высоте 100 км –только 0,1%.
В человеческом организме меня содержится 65%, что составляет 45 кг чистого веса. В сутки человек меня употребляет 750 л в чистом виде, без всяких примесей.
Вообще надо отметить, что я не скучаю и работы для меня хватает: то печи надо подогреть, то помочь бактериям убрать умершие организмы, то принять деятельное участие в работе моторов по сжиганию топлива, то насытить кровь живых организмов.
КТО же Я? /СЛАЙД 13/ (Кислород.)
Слово учителя:
Итак, о каком же веществе пойдёт сегодня речь на нашем заседании? Конечно же, о воде. Ведь именно вода является самым обыкновенным необыкновенным веществом на Земле.
/СЛАЙД 14/
4-й ученик. «Вода у древних химиков самым главным веществом считалась. “Я – начало всех начал» – говорил греческий ученый Фалес, живший в VI веке до н.э. и утверждавший, что окружающий мир возник из меня – первичной материи.
В древности воде поклонялись, а по преданиям Древней Руси, в воде жили русалки. /СЛАЙД 15/
А у народов Азии в прошлом вода служила причиной войн и борьбы. /СЛАЙД 16/
В наше время и в нашей стране являюсь основной базой для преобразования природы. Я являюсь вечным двигателем, который не ломается, не ржавеет, не горит, не гниет и никак не уничтожается.
КТО Я? (ВОДА.) /СЛАЙД 17/
О воде мы много говорили на многих уроках, занятиях кружка. Изучали её состав, свойства, значение в природе, жизни человека. Вода – это самое главное, самое важное вещество в окружающем нас мире. Она и знакома, и незнакома, и известна, и загадочна… 
/СЛАЙД 18/ Видеоролик «Чистая вода»
/СЛАЙД 19/
«Вода… Ты не имеешь ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать – тобой наслаждаешься, не ведая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть сама жизнь. Ты божество, ты совершенство, ты  самое большое богатство на свете ».
Антуан де Сент – Экзюпери.
Слово учителя:
Итак, как вы, наверно, поняли, сегодня мы обратимся к экологическому аспекту при изучении воды.
Так много или мало воды на Земле? Очень мало! И её нужно обязательно беречь!
Человечество потребляет огромное количество пресной воды и, прежде всего, для питья.
Природная вода не бывает совершенно чистой, она содержит примеси: растворимые и нерастворимые вещества. Особенно много растворенных веществ в морской и океанической воде /СЛАЙД 20/
 Законодательно определено, что питьевая вода, поступающая к потребителю, должна быть приятной в органолептическом отношении и безопасной для здоровья.
Содержание примесей  в воде не должно превышать предельно допустимых концентраций.
 Чтобы очистить воду от примесей ее пропускают через решетки, направляют в отстойник, фильтруют.  Фильтром для очистки служит слой песка и гравия. Для обеззараживания питьевой воды также применяют  хлорирование и озонирование.
Как же происходит очистка питьевой воды на предприятиях водоочистительных сооружений?
РОЛИК «Галилео»
/СЛАЙД 21/
/СЛАЙД 22/
Слово учителя:
Я предлагаю вам провести эксперименты по очистке воды в домашних условиях.
Эксперименты:
Грубая очистка – через промокательную бумагу, вату и т.д.
СПОСОБЫ ОЧИСТКИ ПО ДИСТИЛЛЯЦИИ
Разобрать магазинный фильтр БАРЬЕР, посмотреть его структуру
/СЛАЙД 23/
Слово учителя:
Наши эксперименты доказали, что в домашних условиях воду очистить можно каждому человеку. А как, по-вашему, легко ли организовать очистку воды на промышленных предприятиях? Как предприятия производят её? (ОТВЕТЫ УЧЕНИКОВ). Кто занимается на заводах данной деятельностью? Как называется профессия этого человека? (Лаборант) их работу координируют и контролируют экологи.
А кто такие экологи?
Сообщение ученика:
Появление профессии «Эколог» вызвано необходимостью квалифицированной заботы об окружающей среде. Другое название профессии — инженер по охране окружающей среды, инженер-эколог. Популярность этой сферы деятельности сегодня вызвана неблагоприятным экологическим фоном.
Инженер-эколог или просто эколог — специалист, которого нанимают крупные производственные предприятия, общественные организации для того, чтобы контролировать отношения между предприятием и средой, в которой оно функционирует. Эколог должен следить, чтобы отходы жизнедеятельности человека в любой сфере народного хозяйства не наносили ущерб экологии и природным богатствам.
Экологов можно разделить на четыре специализации, в зависимости от их сферы профессиональных интересов: воздух, вода, земля, менеджмент.
Основная задача эколога в организации — контроль, разработка и принятие комплекса мер, уменьшающих неблагоприятное воздействие предприятия на окружающую среду: очистные стоки и выбросы, излучения и др. Что касается экологического менеджмента, то здесь работа ведется в основном над усовершенствованием контроля и экологического законодательства.
Экологи — это специалисты с высшим образованием, и получить эту профессию можно в основном только в вузах (хотя лаборантов-экологов готовят и в ряде колледжей).
Востребованность этой профессии растёт в прямой зависимости от развития промышленного комплекса области.
/СЛАЙД 24/
Слово учителя:
Сегодня у нас в гостях профессионалы: экологи нашего ближайшего предприятия ОАО «Пластик». Они расскажут о производстве и очистительной системе завода.
Выступление экологов с Пластика
Слово учителя:
Итак, ребята, в итоге мне ещё раз хочется подчеркнуть, что вода - это не только удивительное химическое соединение, изучаемое химиками, физиками, экологами, но и вещество, вдохновляющее на творчество. Много пословиц у разных народов мира посвящено воде или с ней ассоциируется, во многих она считается олицетворением глубокого смысла жизни и восприятия. Поэты и писатели обращались к образу воды в своих произведениях. И наше сегодняшнее заседание мне хочется закончить стихотворением выдающегося русского поэта Афанасия Афанасьевича Фета.
/СЛАЙД 25/
В кружево будто одеты
Деревья, кусты, провода.
И кажется сказкою это,
А все это просто вода.
Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда,
Каскад водопада и брызги фонтана,
А в сущности, это вода.
Высокие волны вздымая,
Бушует морская вода,
И топит, и губит, играя,
Большие морские суда.
Вот белым легли покрывалом
На землю родную снега...
А время придет — все растает,
И будет простая вода.                        
/СЛАЙД 26/
Берегите воду! Вода незаменима ни одними сокровищами мира. Сохраним жизнь для последующих поколений.