План-конспект занятия по внеурочной деятельности Уроки нравственности 1 класс
«ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА УЛИЦЕ И ДОМА»
«Как вести себя в гостях»
Цель мероприятия: привить детям навыки культурного поведения в гостях.
Ход занятия.
Учитель: Ребята, а вы умеете ходить в гости и принимать гостей? Давайте сейчас потренируемся, чтобы всем стало ясно, как следует вести себя в гостях. Кто будет хозяином?
Хозяин: Я приглашаю вас к себе в гости прямо сейчас.
Учитель: Когда мы приглашаем кого - то к себе в гости, то обычно называем причину, объясняем цель приглашения. Причины для приглашения могут быть разные. Давайте подумаем какие.
– Ваш друг домосед, он любит в свободное время полежать на диване, посмотреть телевизор. Вы хотите пригласить его к себе в гости. Как вы убедите его принять ваше приглашение?
– Если вы пригласили к себе домой друга, а мама в это время дала вам важное, срочное поручение, как вы поступите?
– Приходить в гости надо в точно назначенное время. Так вы покажете, что уважаете хозяев.
Целесообразно разыграть с ребятами сценку прихода гостей на день
рождения с подарками (бутафорскими).
– А вы знаете, почему в гости следует надевать праздничную одежду?
(Ответы детей.)
Учитель обобщает всю информацию и называет некоторые правила
поведения при встрече приглашённых на день рождения гостей.
1. Гостей обязательно нужно встретить.
2. Невежливо спрашивать, что они принесли вам в подарок.
3. Подарки не прячут! Необходимо открыть коробочки или пакеты, посмотреть и поблагодарить гостей, даже если подарок пришёлся не по душе.
4. Благодарят не только за подарок, но и за внимание.
5. Подаренные фрукты и конфеты предложите гостям.
Учитель читает стихотворение:
В квартире нашей всё блестит,
Посуды слышен звон,
И стол торжественный накрыт
На дюжину персон.
Мы все гостей сегодня ждём,
И даже Васька кот,
Забыв про миску с молоком,
От радости поёт.
Ведь без гостей, как без друзей,
На свете трудно жить,
И не беда, что после них
Посуду надо мыть.
За нашим праздничным столом
Веселье, шум и смех.
Как хорошо, когда кругом
Таланты есть у всех!
Один нам «Барыню» сплясал,
Другой нам песню спел,
Стихи нам третий прочитал,
Четвёртый много ел.
С друзьями расставаться нам
Бывает нелегко,
Но всем домой пора гостям,
Им ехать далеко.
Им было весело у нас
За праздничным столом,
И, значит, в следующий раз
Мы в гости к ним придём.
(А. Хайт)
Инсценировка отрывка из сказки С.Я. Маршака «Кошкин дом».
Кошка:1
Мой дом всегда для всех открыт!
Здесь у меня столовая,
Вся мебель в ней дубовая.
Вот это стул –
На нём сидят.
Вот это стол –
За ним едят.
Свинья:1
Вот это стол –
На нём сидят.
Коза:1
Вот это стул –
Его едят.
Кошка:2
Вы ошибаетесь, друзья,
Совсем не то сказала я.
Зачем вам стулья наши есть?
На них вы можете присесть.
Хоть мебель не съедобна,
Сидеть на ней удобно.
Коза:2
Сказать по правде, мы с козлом
Есть не привыкли за столом,
Мы любим на свободе
Обедать в огороде.
Свинья:2
А посади свинью за стол, –
Я ноги положу на стол!
Учитель: Я надеюсь, что никто из вас не поступает так, как герои этой
сказки. А в заключение я приведу ещё несколько правил поведения, которые надо знать и помнить.
1. Невежливо во время общего разговора отводить кого - нибудь в сторону, чтобы поговорить с ним отдельно.
2. Ещё более невежливо подслушивать, что говорят двое в стороне; в таком случае следует просто отойти от них подальше.
3. Никогда не говорите в гостях шёпотом. Не прерывайте говорящего.
Если кто - то заговорит одновременно с вами, остановитесь и дайте ему закончить свою мысль.
4. За столом лучше молчать, чем говорить слишком много. Никогда не
говорите другим того, что неприятно было бы слышать вам самим.
А сейчас, я предлагаю вам посмотреть мультфильм «Кошкин дом»
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА УРОКЕ И НА ПЕРЕМЕНЕ.
1.Учитель. Идут гурьбою
Школьники
С портфелями в руках,
Нетронуты тетрадки,
Чисто в дневниках.
Они к звонку торопятся
И весело галдят
2.Рассказ учителя.
Итак, прозвенел звонок на первый урок, но какие перед этим вы должны совершить действия?
(Прийти в школу заранее, если опоздал по уважительной причине, то надо спросить у учителя разрешение войти в класс. Поздороваться с учителем, называя его по имени и отчеству, а затем- с ребятами.)
Проведем практическое занятие. Я вошла в класс.
Учитель. В школе изучают не только таблицу умножения, объясняют, почему день сменяет ночь. Для того чтобы это знать и запомнить, надо освоить самый важный предмет-поведение.
Ученик.
УРОК ПОВЕДЕНИЯ.
Не дождутся утра промокашки,
Снится новым учебникам класс,
Дорогие друзья первоклашки!
В добрый час!
Мы потом хоть что угодно
Сочиним и перемножим,
Будем старше и будем умней,
Но чтоб стать человеком хорошим,
Поведенье всего важней.
Не нужны нам подлизы и плаксы,
Не нужны драчуны и лгуны.
Как на форме чернильные кляксы-
Не нужны, не нужны, не нужны
Пусть ты ловко решаешь задачи,
И в грамматике тоже хорош.
Ничего это в школе не значит,
Если ты себя плохо ведешь.
Учитель. Итак, звонок на урок. Начнем разговор с вызова к доске.(Проигрывается ситуация.)
Учитель. Когда вы отвечаете у доски, тоже соблюдайте правила:
Смотреть в потолок незачем, там ничего не написано.
Не строить гримасы и пожимать плечами.
Выньте руки из карманов.
Чтение детьми стихов о правилах поведения в школе.
Ты думал: школа не вокзал
Не страшно опоздать.
Но тех, кто в школу опоздал,
Она не станет ждать,
Хоть без колес устроен класс,
Он далеко уйдет за час.
Много пыли на дороге,
Много грязи на пути,
Вытирайте чище ноги
Перед тем, как в класс войти.
Как пришел ты на урок.
На язык повесь замок,
Далеко не прячь ключи,
Там, где надо , не молчи.
Учитель спросит- надо встать.
Когда он сесть позволит- сядь,
Ответить хочешь-не шуми,
А только руку подними.
Учитель читает стихотворение С. Маршака «Что случилось нынче в школе?»
Беседа :
- Почему дети в классе расшумелись?
- Что ученики делали, чтобы прекратить шум?
- Почему их попытки оказались бесполезными?
-Согласны ли вы с советом Угомона?
Чтение стих. Б.Заходера «Перемена» . Беседа:
-Никто себя, случайно, не узнал в этом герое?
- Правильно ли Вова выходит на перемену?
- Для чего нужна перемена в школе?
-Составьте примерные правила поведения в школе на перемене.
«ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ШКОЛЕ: НА УРОКАХ И ВО ВРЕМЯ ПЕРЕМЕНЫ»
Цель: формирование представлений младших школьников об основных правилах поведения ребенка в школе, как во время урока, так и во время перемены.
Задачи:
Ознакомление детей с культурой поведения в школе.
Формирование положительного отношения детей к выполнению правил поведения в школе.
Развитие вежливого, уважительного отношения детей друг к другу.
Формируемые в рамках урока универсальные учебные действия:
Регулятивные: развитие умения контролировать свое поведение;
Коммуникативные: развитие умения конструктивного взаимодействия, обучая правилам взаимодействия в группе: говорить по очереди, не перебивать, слушать;
Личностные: развитие представлений о себе, своих качествах;
Познавательные: формирование и развитие представлений о правилах поведения в школе.
Ожидаемые результаты:
Сформированность представлений школьников об основных правилах поведения в школе: на уроке и во время перемены.
Соблюдение учащимися правил поведения.
Психолог: Здравствуйте, ребята! Первого сентября Вы все пришли первый раз в школу в качестве такого статуса, как «школьник». А как Вы думаете, какими качествами должен обладать настоящий школьник?
Мы все каждый день встречаемся с большим количеством людей: в школе – с одноклассниками, учителями; дома – с родителями, бабушками и дедушками; на улице с совершенно посторонними людьми. И, чтобы жить со всеми в мире и согласии, необходимо соблюдать определенные правила. Скажите, какие правила необходимо соблюдать школьникам в школе во время урока? А во время перемены?
Молодцы! Все Вы знаете! А кто-нибудь из Вас нарушал когда-нибудь эти правила? Надеюсь, что после нашего занятия Вы постараетесь соблюдать все правила и будете помогать друг другу их не нарушать.
Правило №1: «НЕ ОПАЗДЫВАЙ НА УРОК!»
«Ты думал: школа не вокзал,Не страшно опоздать.Но тех, кто в школу опоздал,Она не станет ждать,Хоть без колёс устроен класс,Он далеко уйдёт за час».
Правило №2: «СОБЛЮДАЙ ЧИСТОТУ И ПОРЯДОК!»
«Много пыли на дороге,Много грязи на пути,Вытирайте чище ноги,Перед тем, как в класс войти».
Правило №3: «НЕ ВЫКРИВАЙ С МЕСТА!»
«Как пришёл ты на урок,На язык повесь замок,Далеко не прячь ключи,
Там, где надо не молчи».Правило №4: «ПРАВИЛО ПОДНЯТОЙ РУКИ!»
«Учитель спросит - надо встать,Когда он сесть позволит – сядь,Ответить хочешь - не шуми,А только руку подними».
Существует еще очень много правил, например:
- «Правило уважительного отношения к учителям и друг к другу!»
- «Один говорит, остальные слушают!»
- «Если кто-то ошибся – поддержи его, а не смейся!»
- «На уроках не разговаривают и не занимаются посторонними делами!»
- «На уроках не едят!»
- «Не нужно никого обижать!»
- «В столовой нужно вести себя спокойно, соответствующим образом!»
Психолог: Ребята, а кто знает, что такое перемена и для чего она нужна? (перемена нужна для того, чтобы отдохнуть и подготовится к следующему уроку!)
А Вы соблюдаете правила поведения на перемене? Бывают случаи, что вы бегаете и кричите на перемене? (Этот небольшой перерыв можно посвятить играм с одноклассниками!)
Давайте сейчас прочитаем с Вами сказку, которая называется «Школьные правила».
«Первоклассники спешили в школу. Они смело поднимались по школьным ступенькам, вспоминая события прошлого дня. Когда прозвенел звонок, Еж увидел готовность всех учеников к уроку. Все ребята стояли около своих столиков и улыбались своему Учителю.
- Здравствуйте, садитесь, пожалуйста! - сказал Еж. - Сегодня мы на этом уроке поговорим о правилах. Что такое правило, кто нам скажет?- Мне мама говорила, - произнесла Белочка, - что существуют правила питания. Например, когда мы кушаем, то надо меньше разговаривать, чтобы лишний воздух не попал в животик.- А мне папа говорил, - продолжал разговор Волчонок, - что во всем мире живет много правил. Есть правила питания, есть правила игр, поведения: в лесу, на дороге, в гостях и в других местах.
- «Правило» - значит делать правильно - подвел итог Медвежонок.
- Молодцы! - похвалил всех Учитель. - А зачем нужны эти правила, может быть, и без них можно прожить?
- Наверное, можно, но ведь будешь тогда всегда на своих ошибках учиться, - улыбаясь, произнес Волчонок. - Как мы вчера с Белочкой.- Да, и неприятностей будет много, - согласилась с другом Белочка. - А я не люблю неприятности.
- Неприятности никто не любит, - подтвердил Учитель. - Поэтому и появились правила, чтобы знать, как лучше жить и со всеми дружить.- Как у Вас так интересно стихи получаются? - удивился Заяц.- А мы сейчас вместе стихи сочинять будем о школьных правилах. Согласны, ребята?
Конечно, согласны! - хором ответили ученики.- Я буду называть правило, а вы будете из него стихотворение придумывать.
Правило первое: В школе все ученики здороваются, улыбаясь взрослым и друг другу.
Готово! - обрадовался Лисенок. - В школе "Здравствуй" говорят и с улыбкой дарят взгляд!
- Отлично, Лисенок!
Второе правило потруднее:
До звонка на урок надо подготовить все необходимое для учебы. А когда прозвенит звонок, каждый ученик ждет приглашения учителя около своей парты.- Можно я попробую? - предложил Зайчонок. -
До звонка ты приходи
И порядок наводи!
По звонку все дружно в ряд
Ждут учителя, глядят!
- Молодец, Зайчонок!
Третье правило: Чтобы узнать новое и многому научиться на уроке, ученики внимательно слушают и выполняют требования учителя. К товарищу с просьбой обращаются редко и только шепотом, а к учителю обращаются, подняв руку.
- Это сложно! Не знаю, подойдет ли то, что я придумал, - проворчал Медвежонок.
Друга зря не беспокой.
Береги его покой.
На уроке тишина.
Руку поднимай тогда,
если хочешь отвечать
или важное сказать.
- Очень хорошо, Медвежонок!
Правило четвертое: Когда отвечает ученик, подсказки запрещаются, пусть он сам спокойно вспоминает ответ, сам учится думать.
- Это легко! - воскликнул Волчонок.
На уроке ждут ответ.
Кто-то знает, кто-то нет.
Отвечает только тот,
Кого учитель назовет.
- Превосходно! Да вы как настоящие поэты сочиняете! Еще попробуем?
Правило пятое, оно уже вам знакомо: Играем на перемене в спокойные игры, чтобы все смогли отдохнуть и товарищам не мешать. Да, помните о подготовке к следующему уроку и о порядке на парте, в классе.- Сейчас моя очередь! - произнесла Белочка.
Вот звонок на перемену,
Приготовься отдыхать:
Можешь с другом прогуляться,
Можешь тихо поиграть,
Подготовь к уроку все,
Чтоб училось нам легко!
- Да, замечательно! Я думаю, что вам будет учиться легко и интересно, раз вы так хорошо справились с этим сложным заданием, - порадовался за своих учеников Еж.
- Эти пять правил мы обязательно запомним!»
Психолог: Ребята, Вы узнали сегодня на нашем занятии что-то новое? Будете соблюдать правила поведения на уроке и на перемене?
Все молодцы! Всем спасибо!
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Кого подводят дурные манеры и зачем нужно знать и выполнять общепринятые правила поведения
Дети дошкольного возраста не всегда соблюдают общепринятые правила поведения, и им это снисходительно прощают. Потому что всем давно известно: если родители ребёнка хорошо воспитанные люди, то и за малыша можно не беспокоиться, так как со временем он усвоит правила поведения в обществе и не будет огорчать взрослых.
Но когда не с лучшей стороны показывают себя школьники, то окружающие бывают справедливо возмущены. На самом деле, очень неприятно смотреть на кричащих и толкающихся в транспорте детей, на неопрятно одетых мальчишек и девчонок, не умеющих пользоваться столовыми приборами, на школьников, непочтительно относящихся к пожилым людям.
А разве так уж трудно усвоить основные правила поведения в обществе: уважительно относиться друг к другу, научиться говорить вежливые слова, не кричать и не толкаться в транспорте, аккуратно есть за столом и опрятно одеваться?!
Родители всегда требуют от своих детей соблюдения правил приличного поведения. Но особенно важным это становится, когда к вам приходят гости или когда ты находишься в общественных местах один, без взрослых. Некому подсказать тебе, как правильно поступить в том или ином случае, некому одёрнуть тебя, если ты ведёшь себя некрасиво. В таких вот ситуациях и проявляется твоя взрослость и самостоятельность.
Но есть и ещё одно важное обстоятельство: ты представляешь свою семью. Разве ты хочешь, чтобы о твоей семье, о твоих родителях думали плохо? Но обычно ведь всегда случается так, что когда мы встречаем грубого, невоспитанного человека, то обязательно думаем или произносим вслух примерно следующее: «Что за родители у этого ребёнка? Неужели они не могли научить его прилично вести себя в обществе?» А ещё чаще люди возмущаются вслух: «И чему вас только в школе учат?»
Чтобы не подводить своих родителей и учителей, которые учат тебя хорошим манерам, постарайся быть воспитанным и вежливым человеком.
· Никогда не позорь тех, кто тебя воспитывает, на ком лежит ответственность за твоё воспитание: свою семью и школу!
Если ты находишься на улице или в общественном транспорте
Каждый день мы выходим из дома на улицу и пользуемся услугами общественного транспорта. Безусловно, очень важно соблюдать на улице правила дорожного движения и в первую очередь думать о своей безопасности. Но нельзя забывать и о том, что рядом с нами находятся люди. Внимательное, предупредительное и доброжелательное отношение к ним обязательны для воспитанного человека.
· Будь внимательным к окружающим тебя людям и доброжелательным в общении с ними.
Наверное, любому из вас часто приходилось наблюдать со стороны различные невесёлые сценки из повседневной жизни пассажиров.
Вот в вагоне метро сидит, развалившись и закинув ногу за ногу, паренёк в наушниках. Его глаза прикрыты, он слушает музыку, и ему нет дела до окружающих. Он делает вид, что не замечает стоящей пожилой женщины, и не обращает внимания на то, что, пробираясь к выходу, девушка задела его ногу, а пыльный ботинок оставил след на её одежде.
Вот громко беседуют две симпатичные девушки. Они смеются и едят мороженое прямо в салоне троллейбуса, нисколько не задумываясь над тем, что их смех может быть кому-то неприятен, а вкусное лакомство запачкать сиденья вагона или одежду кого-либо из пассажиров.
А вот громко чихнул школьник в толпе пассажиров, забыв прикрыть свой рот носовым платком или хотя бы ладонью.
Вот девочка входит в вестибюль метро, забыв придержать закрывающуюся за собой тяжёлую входную дверь и не обратив никакого внимания на идущего следом за ней человека.
Все эти мальчики и девочки, скорее всего, совсем неплохие люди. Но им явно не хватает воспитанности. А ведь в данном случае воспитанность это прежде всего соблюдение определённых правил поведения на улице и в общественном транспорте.
Правила поведения на улице и в общественном транспорте
Перед тем как выйти из дома на улицу, посмотри на себя в зеркало и убедись в том, что всё в порядке в твоём внешнем облике.
Здоровайся первым, когда встречаешь знакомых людей на улице. Если кто-то не ответил на твоё приветствие, не обижайся человек мог задуматься о чём-то своём.
Если тебе нужно обратить внимание своего спутника на что-либо или на кого-либо, никогда не показывай пальцем сделай это взглядом или поворотом головы.
Если рядом с тобой поскользнулся или упал прохожий, помоги ему подняться.
Если тебе навстречу идёт человек старшего возраста, посторонись и пропусти его вперёд.
Стоящий на остановке автомобиль, автобус или троллейбус обходи только сзади, чтобы вовремя увидеть, нет ли за ним другой машины. А вот трамвай обходи только спереди. Но всегда лучше подождать, пока тебе не будет хорошо видна вся улица.
При входе в автобус, троллейбус или трамвай пропускай в дверях своего спутника, пожилого человека или женщину с маленьким ребёнком. А вот выходить из автобуса, троллейбуса или трамвая первым должен мальчик или мужчина, чтобы подать руку своей спутнице.
В общественном транспорте всегда уступай место пожилым людям и женщинам с маленькими детьми.
Не проталкивайся в толпе пассажиров, помогая себе локтями, пользуйся не руками, а голосом.
Закрывай рот платком либо ладонью, когда кашляешь или чихаешь.
Ничего не ешь и не пей в общественном транспорте. Ты можешь случайно испачкать сиденье вагона или одежду пассажиров. Кроме того, вид жующего, а тем более пьющего из горлышка человека малопривлекателен.
Автомобили, автобусы, троллейбусы все виды городского транспорта всегда расходятся правой стороной. Это главное правило движения в нашей стране, и его нужно запомнить. Если ты не хочешь никогда ни с кем столкнуться на улицах города держись правой стороны и расходись с прохожими только вправо.
· [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Переходи улицу только на зелёный сигнал светофора! Никогда не перебегай дорогу перед движущимся транспортом!
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Зададимся вопросом, что в нашем понимании «безопасность». В словаре Ожегова этот термин трактуется как «состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности». Безопасность – это состояние защищённости от потенциально и реально существующих угроз или отсутствие таковых угроз.
Безопасность человека – такое состояние, когда действия внешних и внутренних факторов не приводят к смерти, ухудшению функционирования и развития организма, сознания, психики и человека в целом и не препятствуют достижению определенных, желательных для человека целей. Практически любая деятельность человека опасна. Для обеспечения безопасности необходимо:
учиться предвидеть, прогнозировать опасность;
избегать и делать её минимальной;
при необходимости быстро принимать решения и эффективно действовать.
Данные рекомендации позволят избежать опасности при нахождении в школьном гардеробе и спортивных раздевалках.
Гардероб школы, расположенный в специально отведенном месте, предназначен для хранения верхней одежды (вещей) учеников. Снимать верхнюю одежду и уличную обувь лучше в вестибюле, чтобы не создавать толпу и не мешать входу в гардероб. Учащиеся должны вешать одежду на постоянную вешалку, определенную данному классу. Учащиеся не должны трогать, перевешивать и причинять ущерб чужим вещам. Лучше не оставлять в карманах верхней одежды ключи, деньги, проездные документы, мобильные телефоны и другие ценные вещи.
Нельзя:
находиться в гардеробе во время урока, брать одежду без разрешения работника гардероба;
наступать ногами на упавшие вещи;
входить в гардероб с едой;
нарушать правила поведения учащихся: повышать голос, толкаться, бегать.
При посещении уроков физической культуры прежде чем войти в спортивный зал, учащиеся приходят в раздевалку, место, которое предназначено для переодевания: смены повседневной одежды и обуви на спортивную. Комната для переодевания, как правило, оснащена скамейками и вешалками.
Основные требования при нахождении в раздевалке:
в раздевалках нельзя бегать, толкаться, прыгать, шалить, так как они являются зоной повышенной опасности;
не следует загораживать проходы и мешать свободному перемещению других учащихся;
аккуратно повесить свои вещи на крючки вешалок или положить на скамейки, а обувь поставить под них;
необходимо соблюдать санитарно-гигиенические правила, порядок и чистоту, умело пользоваться имеющимися душевыми кабинами, туалетом;
при использовании душа и выходе из него соблюдать осторожность, избегая опасности падения;
не оставлять в карманах одежды деньги, ключи, мобильные телефоны и другие ценные предметы, а передавать их учителю.
Учащиеся могут находиться в спортивных раздевалках только до начала и после урока физической культуры по разрешению учителя и под его контролем. Во время урока находиться в раздевалке нельзя. О каждом несчастном случае в раздевалке ученик или очевидец случившегося должен немедленно сообщить учителю.
Для предотвращения несчастных случаев запрещено:
находится в раздевалках во время уроков;
открывать окна и стоять у открытых окон раздевалок, сидеть на подоконниках;
хлопать дверью, нарушать целостность и нормальную работу дверных замков;
кричать, шуметь, разбрасывать вещи;
толкать друг друга, применять физическую силу, бросать различные предметы;
играть в игры, опасные для жизни и здоровья;
принимать в раздевалках пищу;
приносить в раздевалку колющие, режущие, легковоспламеняющиеся предметы.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ШКОЛЬНОЙ СТОЛОВОЙ. ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
В столовой всегда много и детей и взрослых, ведь всем нужно успеть поесть в течение 1520 минут. Поэтому здесь особенно важно соблюдение вполне определённых правил:
не торопитесь в столовую, отправляйтесь туда вместе со своим классом в отведённое для вас время;
не бегите и не спешите занять место за столом первыми, не расталкивайте других учеников;
соблюдайте очередь;
передвигаясь по столовой, смотрите под ноги, чтобы не поскользнуться и не упасть;
перед тем как сесть за стол, не забудьте тщательно вымыть руки;
будьте осторожны, пользуясь вилкой, чтобы не поранить себя или окружающих;
старайтесь не пролить на себя или соседей горячий суп или чай;
сидите за столом прямо, не кладите ногу на ногу, не толкайте соседей и не кладите локти на стол;
во время еды соблюдайте тишину: не разговаривайте громко, не чавкайте, не дуйте на горячие блюда, не стучите вилками и ложками о тарелки и чашки;
правильно пользуйтесь столовыми приборами: не забывайте, какие блюда едят ложкой, а какие вилкой;
если вы испачкались, воспользуйтесь салфеткой или носовым платком;
соблюдайте чистоту: уронив что-нибудь на пол, поднимите и выбросите в мусорное ведро;
не отзывайтесь плохо о тех блюдах, которые школьные повара приготовили для вас; не показывайте виду, если вам что-то кажется невкусным;
не забудьте после еды убрать за собой посуду;
будьте вежливыми: пожелайте приятного аппетита вашим одноклассникам, поблагодарите работников столовой.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В БИБЛИОТЕКЕ.
В каждой школе есть библиотека. Это особое место, где хранятся книги, учебники, журналы, газеты. Каждый школьник может приходить в библиотеку, брать там книги домой или читать их в читальном зале.
В библиотеке учащиеся работают. В ней царит атмосфера покоя и сосредоточенности. Всё в библиотеке направлено на то, чтобы сконцентрировать внимание и не отвлекаться на посторонние вещи. Здесь читатели получают знания, погружаются в чудесный и увлекательный мир книг, полный захватывающих приключений и всяческих тайн.
Главное условие для создания такой атмосферы это тишина. В библиотеке должно быть спокойно и тихо, здесь нельзя мешать другим учащимся заниматься, а библиотекарям работать.
Не кричите, не шумите, не разговаривайте со своими соседями даже шёпотом.
Правила поведения в библиотеке. Правила обращения с книгой:
выключите свой мобильный телефон; если вам надо позвонить, выйдите в коридор;
старайтесь аккуратно двигать стул, когда встаёте; не шумите, когда достаёте свои вещи из сумки или когда собираетесь домой;
сидите прямо, не разваливайтесь на стуле; читая, старайтесь не наклонять голову слишком низко: так вы сохраните правильную осанку и хорошее зрение.
Книга это источник знаний. Из книг мы узнаём о прошлом человечества, о достижениях науки и культуры, об особенностях обычаев и нравов других народов, об увлекательных путешествиях и приключениях, о талантливых людях.
Библиотечными книгами пользуются многие ученики. Поэтому, чтобы и после вас книгу могли читать другие, обращайтесь с ней бережно:
не мните страницы книги (тем более не вырывайте их), не загибайте уголки страниц;
не делайте заметок на полях книги; ничего не подчёркивайте, ничего не пишите и не рисуйте на её страницах;
листайте книгу осторожно, стараясь не повредить её; не бросайте книгу;
взятые домой книги возвращайте в библиотеку вовремя;
относитесь к библиотечным книгам так же бережно, как к своим собственным.
О ПРАВИЛАХ ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА ШКОЛЬНОМ ДВОРЕ.
1. Школьный двор предназначен для:
· Прогулок и игр групп продленного дня;
· Спортивных игр и соревнований под руководством учителя физкультуры или куратора;
· Для проведения опытной работы по биологии, география и естествознанию.
2. Учащиеся после оканчания занятий спокойно отправляются домой.
3. Во время перемены находиться строго на территории школы. Для каждого класса выделена определенная территория на школьном дворе.
4. Нахождение учащихся на школьном дворе без сопровождения куратора или учителя запрещается.
5. Запрещается на школьном дворе
залезать по деревьям
портить зеленые насаждения, ходить по газонам и клумбам
перелезать через забор
виснуть на воротах
сорить на территории школы.
6. Запрещается портить имущество школы(разбивать фонари, окна, ломать облицовочную плитку, двери и.т.д.)
7. Во время проведения прогулки каждый ученик должен соблюдать правила ТБ при игре, участие в спортивных мероприятиях, в подвижных играх.
8. Нельзя совершать физические действия, которые могут повести за собой травмы (т.е толкать, сбивать и.т.д.).
9. Не допускаются на территории школы противоправные действия (драки, кража и порча чужого имущества).
ТЕМА: «ЗАПОВЕДИ»
Духовная сила человека относитсяк физической как три к одному.
Наполеон
Ведущий. Самоутверждение в нравственной сфере – одна из важнейших ступеней личностного развития. Человеку необходимо осознание того, что он правильно живет, трудится, отдыхает. Без этой нравственной основы – как некоторой внутренней опоры – личность не обладает цельностью и логикой своего существования, является жертвой ситуации и, в конце концов, деградирует.
Как же понять и узнать свою нравственную основу? Об этом мне с вами хотелось бы поговорить на нашем занятии.
Задание. Деление на группы по 3-4 человека с помощью цветных жетонов.
Каждая группа в течение 2-3 минут обсуждает эпиграф, написанный на доске. Объясните высказывание Наполеона: “Духовная сила человека относится к физической как три к одному”.
Ведущий. Ребята, как вы думаете, почему человек ведет себя правильно? (Ответы детей можно фиксировать на доске).
Психологи, изучающие становление морального сознания ребенка, предложили шкалу оценки уровня нравственного развития, основанную на характере причин, побуждающих человека к тому или иному действию.
1-й уровень. Чтобы избежать наказания и получить награду. (Подделываться).2-й уровень. Чтобы все обо мне думали хорошо – другие и я сам. (Казаться).3-й уровень. Таковы общепринятые нормы и ценности моего общества. (Подчиняться).4-й (высший) уровень. Таковы мои моральные принципы; они основаны на общечеловеческих принципах. (Быть самим собой).
Уровни на доске желательно изобразить в виде лестницы, где первому уровню соответствует нижняя ступенька, четвертому соответственно верхняя.
Это уровни нравственного поведения, где самому высокому уровню соответствуют высшие общечеловеческие ценности.
Упражнение “Уровень нравственной саморегуляции”.
Приведите примеры из своих поступков и поведения на различных уровнях саморегуляции. Какой уровень у вас преобладает? Какой уровень преобладает в целом по классу?
Ведущий. Существуют ли идеалы нравственности, сложившиеся в веках? Приведите примеры из книг, кинофильмов.
Существует мнение, что многие нравственные идеалы прошлого сегодня не актуальны, несовременны. Может ли нравственность быть современна или несовременна?
(*Обсуждение)
Ведущий. Однако в нашем современном обществе возникло много отрицательных явлений: грубость, хамство, преступное поведение окружающих. Поэтому следует готовить себя к пониманию сложности мира, к далеко не всегда гуманным и нравственным отношениям в реальном мире.
Ведущий каждому раздает бланк с нравственными качествами для выполнения индивидуального задания.
Индивидуальное упражнение “Юности честное зерцало”.
Перед вами список из 16 нравственных качеств.
Эти качества представлены шкалой, включающей полярно-противоположные проявления этих качеств. Отметьте выраженность каждого качества у себя. Для этого обведите кружочком соответствующую цифру. Цифра 10 означает максимальную степень проявления качества, указанного в левом столбце, цифра 1 – максимальная степень проявления качества, указанного в правом столбце. По окончании вы получите свой нравственный “профиль”.
1
Общительность, открытость, коллективизм
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
Замкнутость, скрытность, индивидуализм
2
Доброта, альтруизм
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
Злоба, эгоизм, чувство собственности
3
Эмоциональная устойчивость, ровность, постоянство
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
Эмоциональная неустойчивость, влюбчивость, разнообразие
4
Твердость, самостоятельность
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
Уступчивость, склонность к подчинению, покорность
5
Восторженность, импульсивность, азартность
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
Сдержанность, рассудительность, серьезность
6
Честность, высокая нормативность поведения
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
Недобросовестность, игнорирование общественных норм
7
Раскованность, склонность к риску, смелость
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
Скромность, стыдливость, застенчивость
8
Мягкость, сострадание, милосердие
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
Жесткость, суровость, безжалостность
9
Бдительность
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
Доверчивость
10
Альтруистичность, непрактичность, доверие к людям
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
Практичность, цинизм, недоверие
11
Прямолинейность, правдивость
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
Дипломатичность, расчетливость
12
Спокойствие, уверенность в себе
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
Тревожность, неуверенность, чувство вины
13
Склонность к новому
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
Склонность к традиционному
14
Независимость мнения окружающих, стремление действовать исходя из собственных убеждений
10 9 8 7 6 5 4
·3 2 1
Зависимость от группы, ориентировка на социальное одобрение
15
Высокий самоконтроль, самодисциплина, безгрешность
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
Низкий самоконтроль, недисциплинированность, нарушения
16
Собранность, возбужденность, вызванная большим стремлением к успеху
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
Расслабленность, отсутствие стремления выделиться
Оценка результатов. Определите свои слабые и сильные стороны в нравственной сфере. Насколько этот ваш профиль соответствует “современным” нормам нравственности?
Задание. Обсудите в группе “нормативы” для современных социальных условий.
Ситуации – пробы “Разрешение нравственных дилемм”.
Предлагаю ситуации, содержащие сложные социальные проблемы морального порядка. Нужно дать оценку поступкам героев и обосновать свои суждения.
“Наказание или преступление?”
Одна особа известна как сплетница, ябеда. Вы и большинство ваших одноклассников ее терпеть не можете. Однажды ваши одноклассники договорились проучить ее – побить. Как вы поступите? Вы присоединитесь; не будете вмешиваться или расскажете об этом кому-нибудь?
“Уличная мораль”
В вашем классе произошел случай. Жестоко избили хорошего, но слабого физически мальчишку за то, за то, что он не поддержал предложение сбежать с урока. Вы видели кто бил, но в ответ на предложение выдать хулиганов вы промолчали.
Что вы сделаете дальше?
“Находка”
Вы случайно нашли чек на приобретение дорогой вещи
А) Попытаетесь найти того, кто его потерял.Б) Бежите к прилавку – вы столько о ней мечтали.В) Сомневаетесь в его действительности, боитесь неприятностей.Г) В растерянности не знаете, что с ним делать.
Ведущий. И внешнему, и внутреннему нашему мира присуща двойственность:
Добро – зло, прекрасное – безобразное, истина – ложь, здоровье – болезнь и т. д.
Между этими противоположностями идет постоянная борьба. И мы должны быть всегда к этому готовы. Поэтому надо сориентировать себя на нахождение “золотой середины”: уметь не ожесточаясь, не унижая других, противостоять негативному, сохраняя при этом верность высоким идеалам.
ТЕМА: «КАК ДАРИТЬ ПОДАРКИ»
Цель занятия: формировать умение выбирать и дарить подарки.
воспитание культуры взаимоотношений, уважения к ровесникам, старшим и младшим, потребности хорошего тона;
формирование умения правильно общаться с окружающими, анализировать речевую ситуацию; выбирать подарки для людей, разных по полу и возрасту;
способствовать усвоению норм нравственного поведения, правил этикета.
Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, предметные рисунки, иллюстрации.
I. Организационный момент.
II. Постановка темы .
- Ребята, любите ли вы, когда к вам приходят гости? (ответы детей)
- Почему? (ответы детей)
- Какие подарки вам больше всего нравятся? (ответы детей)
Учитель обобщает:
- Я поняла, что больше всего вам нравятся игры, игрушки и подарки по интересам каждого.
- А вы сами выбираете подарки, когда собираетесь в гости? (ответы детей)
- Сегодня я хотела бы поговорить о том, как дарить подарки.
III. Беседа по теме занятия.
- Дарить – это радость. Строит – строитель, учит – учитель, а дарит – даритель. В русском языке есть такое, непривычное для нас, слово «даритель». Так называют человека, который даром даёт другому человеку что-нибудь хорошее.
Например, у Сергея Михалкова в одном из стихотворений дядя Стёпа спасает тонущего ученика, то есть другими словами, он дарит ему жизнь. И в ответ на предложение попросить что угодно, он отвечает:
Мне не надо ничего,Я задаром спас его.
Заметьте – задаром. А ведь в жизни бывает и так, как в ситуации, которую разыграют нам мальчики.
Сценка.
Петя. Сашка, я тебе на день рождения свисток подарю. А ты мне удочку.
Саша. Сказал тоже, свисток! Свисток 20 рублей стоит, а удочка 100 рублей.
Петя. Ну ладно. Я ещё две марки добавлю.
Саша. Зачем мне твои марки? Я про спорт собираю, а у тебя города
- Как вы думаете, здесь идёт разговор о подарках? (ответы детей)
Это даже не обмен, а настоящая торговля. Ничего общего с дарением подарков тут нет.
- Интересно, кто и когда сделал первый подарок? Вряд ли найдётся учёный, который бы ответил на этот вопрос. Наверное, это случилось очень давно, в трудное и суровое время, когда человек начинал заслуживать свое имя «человек». Ему нужно было не только выжить в бесконечной борьбе с вечным голодом, с дикими животными, с безжалостными болезнями, со страшным небом, посылающим то воду, то град, то огонь, то гром. Нужно было при всём этом ещё и становиться человеком: развивать ум, тренировать руку, учиться говорить, работать. И ещё очень важным умением нужно было овладеть нашему далёкому предку – умением жить в дружбе и согласии с другими.
Вспомним исторические книжки о жизни первобытных людей, давайте пофантазируем вместе.
(Рассказ учителя желательно сопровождать показом слайдов на экране)
Представим себе стремительный и сердитый поток, прорезающий неприветливые, поросшие лесом кручи. Холодный весенний ветер кружит в воздухе вороха последнего снега. Сыро, зябко, неуютно. На каменистой отмели вдруг возникает какое-то едва заметное движение. Поминутно оглядываясь и вздрагивая, выбрались из чащи двое: мальчик и девочка. Худые тела, грязные, исцарапанные, чуть прикрытые кусками шкуры. Тревожно принюхиваются к ветру, торопливо озираются. Ещё не люди, но уже не зверёныши. Внимательно и быстро обследуют они берег: переворачивают камни, роются в прибрежном песке, жадно поглядывают на вспугнутых птиц. Лето запаздывает, а зимний холод подвёл животы, ослабил мышцы. Вон как тяжело дышит мальчишка, карабкаясь на угрюмую скалу, усеянную птичьим помётом. Соскальзывают ноги, то и дело разжимаются ослабевшие пальцы. Но хриплый, торжествующий крик возвещает об удаче. Одно за другим достаёт мальчик из расщелины птичьи яйца, хрустит под крепкими зубами скорлупа. Тоскливыми, голодными глазами смотрит снизу девочка. И вдруг нет мысль, а отблеск мысли мелькнул на лице дикарёнка, железные челюсти приостановили движение. Легко и мгновенно соскользнуло со скалы гибкое тело. Протянута раскрытая рука. Из разрыва туч пробился луч света, ярко высветил в руке пёстрое птичье яйцо. И на том, другом, девичьем лице за сеткой волос появилось что-то новое, необычное. Когда-нибудь, через тысячи лет, это «что-то» станет улыбкой благодарности.
Конечно, вполне вероятно, что совсем не таким был первый подарок. Но за три вещи я ручаюсь точно: кто-то дал другому что-то, увидел на лице его благодарность и сделал величайшее открытие, что давать, может быть, даже радостнее, чем брать. Это в подарке главное.
Просмотр тележурнала «Ералаш» - Лучшая подруга
ТЕМА: КАЖДОЙ ВЕЩИ СВОЁ МЕСТО.
Вступительное слово ведущего: Мы с вами живём в очень бурное, стремительное время. Очень много надо успеть сделать. Всё время куда-то спешим, торопимся, чтобы всё успеть.-Как вы думаете, в это стремительное время, что для человека важнее всего?Дети: .., здоровье!Ведущий: Здоровье не купишь ни за какие деньги. Когда человек болен, ему очень трудно воплотить в жизнь свои планы, реализовать себя в современном мире. Как вы считаете, с чего должно начинаться утро человека, который хочет быть здоровым?Дети: нужно встать с постели, умыться, сделать зарядку. Интерактивная зарядка. ( Звучит комплекс утренней гимнастики, записанной на диске.)Ведущий: -Ребята, зачем нужно делать зарядку?-С какого возраста? Как вы её делаете дома?
Игра «Рифмы».
- В кране нам журчит водица:«Мойте чище ваши » (лица)-Разгрызёшь стальные трубы,Если чисто чистишь . (зубы)-Превратятся скоро в когтиНеподстриженные (ногти).- В бане целый час потела –Лёгким, чистым стало .. (тело).-С детства людям всем твердят,Что табак – смертельный (яд).- Объявили бой бациллам:Моем руки чисто с (мылом).
Ведущий: Ребята, а чем вы занимаетесь после зарядки?Дети: чистим зубы.Ведущий: А вы знаете, как надо правильно чистить зубы?(Дети предлагают свои варианты). Чистить зубы дважды в деньПастой с фтором вам не лень.Зубные болезни сбегают в страхе,Завидев зубной щётки волшебные взмахи.Стоматолог дважды в годК себе в гости всех вас ждёт.Ешьте овощи и фрукты,А не сладкие продукты!-Ребята, помните 9 правил, которые помогут сохранить зубы здоровыми и красивыми!Необходимо:
Чистить зубы 2 раза в день!
Соблюдать правильную технику чистки зубов!
Применять зубочистки!
Соблюдать правила употребления сладкой пищи!
Ополаскивать рот водой или зубными эликсирами после каждого приёма пищи!
Чистить зубы пастой с фтором!
Чаще употреблять в пищу овощи и фрукты!
Посещать стоматолога 2 раза в год!
Вести здоровый образ жизни!
Потому что зубы это зеркало организма и отношения к своему здоровью!Пожалуйста, будьте здоровы!!! Ребята, помогите мне, пожалуйста, я не могу разгадать загадки. Я не знаю о чём они!1.Я не выпущу его.Белой пеной пенится,Руки мыть не ленится.(Мыло) Дождик тёплый и густой,Этот дождик не простой:Он без туч, без облаковЦелый день идти готов.(Душ). Плещет тёплая водаВ берега из чугуна.Отгадайте, вспомните:Что за море в комнате?(Ванна) Костлявая спинка, на брюшке щетинка.По одёжке прыгала,Вот всю грязь и выгнала.(Щётка) Намочи меня водойИ потри чуть-чуть рукой.Как начну гулять по шее,Сразу ты похорошеешь.(Мыло) Мы ею пользуемся часто,Хоть она, как волк, зубаста.Ей не хочется кусаться,Ей бы зубки почесать.(расчёска)
Всем известно, что при первых признаках износа зубную щетку необходимо заменить на новую. Но как продлить жизнь своей щетке в промежутке между покупками?- Во-первых, важно правильно хранить зубную щетку. Трудно найти более неподходящее для этого место, чем шкафчик над зеркалом в ванной: повышенная влажность, темнота и тепло являются идеальными условиями для размножения всевозможных микроорганизмов. Зубная щетка должна храниться на открытом месте, и, если возможно, в более сухом помещении, например, спальне.- Храните зубную щетку в индивидуальном сосуде. Привычка ставить несколько зубных щеток в один стаканчик может привести к тому, что в случае заболевания одного члена семьи могут заразиться и остальные, т.к. микробы обладают способностью мигрировать с одной щетки на другую. Из тех же соображений необходимо менять зубную щетку после болезни, чтобы избежать повторного заражения, даже если щетка еще совсем новая.- Мойте руки перед тем, как чистить зубы. После чистки тщательно промойте зубную щетку для удаления застрявших остатков пищи. Также желательно иметь две зубные щетки, чтобы каждая из них успевала высохнуть до следующего использования.- Каждые несколько дней рекомендуется опускайте зубную щетку в ополаскиватель для рта, содержащий антибактериальный компонент или спирт. Следите, чтобы сосуд, в котором щетка хранится, оставался чистым. То же касается и футляра для зубной щетки во время путешествия. Чтобы сохранить его чистым, промойте горячей мыльной водой и тщательно высушите.- И, наконец, не растягивайте срок пользования зубной щеткой более, чем на три месяца. Хорошее состояние вашей зубной щетки - огромный шаг на пути к вашему здоровью.
ПРОСМОТР МУЛЬТФИЛЬМА «КОРОЛЕВА ЗУБНАЯ ЩЕТКА»
ТЕМА: «ДРУЖБА КАЖДОМУ НУЖНА. ДРУЖБА ВЕРНОСТЬЮ СИЛЬНА».
Цель: формировать умение дружить, быть хорошим другом.
Задачи:
Поговорить о дружбе, перечислить важные для дружбы качества.
Улучшить межличностные отношения в деятельности группы.
Выявить мнения учащихся относительно темы классного часа.
Изменить позиции отдельных учащихся в системе межличностных отношений.
Развитие дружбы как условие дальнейшего формирования коллектива группы первого курса.
Провести «инвентаризацию» собственных качеств личности.
Помочь возникновению продуктивных обратных связей.
Мотивировать желание самоизменений.
Форма проведения: беседа за «круглым столом», ролевая игра «Ищу друга».
Необходимое оборудование: магнитофон;чистые листы бумаги;ручки, фломастеры;магниты; магнитная доска;ноутбук; удлинитель;игрушка, аудиокассета, диски, листочки с названиями положительных и отрицательных качеств личности.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент (4 мин)
1. Рассадка.
2. Психологический настрой на тему занятия: карандаш, читающий мысли. Подбираются фрагменты песен, в данном случае о дружбе. Подносим карандаш к голове каждого учащегося и «читаем» его мысли!
Цель: вызвать интерес и положительные эмоции. Активизировать учащихся, расположить их к творческому участию.
II. Основная часть (25 мин)
Цель: реализация основной идеи классного часа, создание особой эмоциональной атмосферы.
«Проведение упражнения «Ищу друга».
Этап № 1: Классный руководитель – инструктор, учащиеся-слушатели:
Любой человек, пожалуй, мечтает иметь настоящих друзей. Кому-то из вас наверняка уже повезло, и такой друг уже у вас есть. У кого-то множество знакомых и приятелей, но трудно выбрать из них человека, которого гордо можно было бы назвать своим другом. А кто-то, возможно в силу застенчивости или замкнутости чувствует себя одиноким и с горечью признаётся себе, что друзей у него нет. Но в любом случае настоящий друг никому не помешает.
(Видеофрагмент из мультфильма «Чебурашка и крокодил Гена»)
С этого момента я становлюсь редактором особой газеты бесплатных объявлений. Она называется «Ищу друга». Каждый из вас может поместить в нашу газету объявление о поиске друга.
В этом объявлении нет ограничений на количество слов или размеры букв.
Принимается любая форма.
Вы можете изложить весь список требований к кандидату в друзья, весь набор качеств, которыми он должен обладать, а можете нарисовать его портрет.
Можете рассказать о себе.
Листы подписывать не надо.
Одним словом, делайте объявление таким, каким пожелаете. Следует помнить, что объявлений о поиске друзей будет много и вам надо позаботиться, чтобы именно ваше привлекло внимание. Возьмите листы бумаги, ручки, фломастеры – творите! Время на подготовку – 10 минут.
Этап №2: Написание и оформление объявлений.
Этап № 3: Вывешиваем объявления на доску с помощью магнитов, т.е. помещаем объявления в газету.
Этап № 4: Инструкция по работе с объявлениями, инструктор – классный руководитель:
Встаём с места, подходим к объявлениям.
Молча читаем объявления.
Нарисовать кружок на том объявлении, которое привлекло ваше внимание, и он готов связаться с его подателем.
Этап № 5: Анализ объявлений – организация дискуссии:
Классный руководитель зачитывает объявления, получившие наибольшее количество откликов.
Вопрос: «Чем характеризуются эти объявления, получившие наибольшее число заинтересованных ответов?»
Вопрос классного руководителя: «Что есть во всех интересных объявлениях?
Предполагаемый ответ: Перечислены требования, предъявляемые к будущему другу. Самое главное: в объявлениях ищут друга, который должен что-то давать, и ничего не предлагают взамен.
Этап № 6: Обсуждение человеческих качеств, важных для подлинной дружбы. Этот этап выполняется при условии, что классный час вписывается в отведённые рамки.
Готовясь к нашей встрече, Вы ответили на вопросы анкеты и постарались определить, какие качества личности для Вас являются значимыми и какие оцениваются Вами как отрицательные. На столе разложены листочки с названиями положительных и отрицательных качеств личности с точки зрения истинной дружбы.
Деятельность учащихся:
выйти к доске по очереди;
выбрать листочек;
поместить листок на доску с помощью магнита в разряд «Отрицательные качества друга» или «Положительные качества друга».
Положительные качества личности
Отрицательные качества личности
доброта, честность, ум, смелость, сила, трудолюбие, чувство юмора, щедрость, аккуратность, преданность, оптимизм, целеустремленность, мужество, умение держать слово, бескорыстие, согласие, умение слушать и уступать другу, доверие, уважение, конструктивная критика, терпимость, обязательность, умение признавать свои ошибки, терпение, несёт ответственность за друга, волнение, переживание, радость за друга, умение давать полезные советы, умение оказывать помощь, поддержка в хорошем деле
злоба, лицемерие (лесть), лень, хвастовство, жадность, зависть, трусость, неряшливость, эгоизм, нецензурная брань, подлость, обзывательство, оскорбления, насмешки над своим товарищем,отрицательное влияние на друзей, поддержка в озорстве и хулиганстве
Вопросы к учащимся, стоящим у доски:
Чем отличается друг от знакомого или приятеля?
Твоему другу не нравится, что ты куришь. Сможешь ли ты не курить в его присутствии?
Образуйте глагол от слова «Дружба».
Как Вы считаете, наша группа – дружная?
Можно ли считать другом человека, который говорит: «Давай сделаем что-то дурное вместе с нами, тебе, что слабо, ты что нам – не друг?»
Можно спасти друга от дурных привычек и пристрастий или хотя бы попытаться это сделать?
III. Подведение итогов (10-11 минут)
Цель: систематизация полученного опыта.
Дружба – понятие неабстрактное, а конкретное. Для нашей группы попробуем предложить в общий «котёл дружбы» наши пожелания, качества, которые помогут нашей группе сдружиться, сплотиться. Ваши пожелания могут быть самыми разными: можно пожелать денег, счастья, понимания, здоровья, хороших оценок, улыбок, веселья, чтобы уроки начинались попозже и т. д. Все учащиеся вместе с классным руководителем садятся в круг и, передавая из рук в руки настоящий котелок, предлагают что-то от себя в котелок дружбы группы.
Подводит итог классный руководитель:
Мне от жизни немного надо.Дать урок, чтобы душу согретьИ звенящую песнь листопада,И мальчишек галдящую рать.Надо мне, чтоб мои ребятаСозидали дома и дворцы.Знали, помнили год 45,Как страну защищали бойцы.Надо мне, чтобы юные души Научились любить и дружить,Друга выслушать, песню послушатьИ любовью могли дорожить.Чтоб весною нам ласточка пела,И судьба всех была хороша.Чтобы вечной струною звенелаИ была вечно юной душа.Я – учитель, мне многое надо!И чего там душою кривить,Ваше счастье мне будет наградой,Для того мне так хочется жить.
ТЕМА: УЧЕНЬЕ – СВЕТ, А НЕ УЧЕНЬЕ – ТЬМА. "ГОВОРЯЩИЙ ПОРТФЕЛЬ"[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Цель. Приучать детей с порядку, аккуратности, бережному отношению к учебникам и другим вещам. Оборудование. Плакат "Мы, играя, проверяем, что умеем и что знаем"; выставка лучших книг, тетрадей, альбомов с рисунками, кроссворд. Подготовительная работа. В течение недели до проведения занятия учитель вместе с учениками-помощниками проводит рейд "Как живешь, учебник?"; проверяется состояние тетрадей, ручек, карандашей и т.д.; объявляется конкурс на лучшую тетрадь. Дается задание: найти и прочитать рассказы, стихи и пословицы о книгах и школьных вещах. ХОД ЗАНЯТИЯ I. Организационный момент II. Подготовка темы занятия [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]Учитель. Ребята, давайте поиграем! Какое слово спряталось в клеточках кроссворда? Дети. "Книга". Как вы понимаете смысл пословицы: «Ученье – Свет, а не ученье – тьма»?
Как мы получаем знания? Может ли книга помочь в этом?У. Что вы узнали о книгах, готовясь к нашему занятию? Ребята делятся своими находками: рассказывают пословицы и загадки, стихи. Д. Книга - лучший друг. - Букварь - к мудрости ступенька. - Хлеб питает тепло, а книга питает разум. - Ум без книги - как птица без крыльев. - Сказанное слово - было, да нет, а написанное живет век. - Пишут не пером, а умом. - Говорила мышка мышке: "До чего люблю я книжки! Не могу я их прочесть, Но зато могу их съесть". (С.Маршак) - Человечки стали в ряд - Обо всем нам говорят. (Буквы) - Я оставляю тонкий след, Но жить он может много лет. (Карандаш) - Не куст, а с листьями, Не человек, а разговаривает. (Книга). - Земля - белая, а птицы на ней черные. (Бумага и буквы) - В ранце я всегда лежал, Букву как-то потерял... Если руки с мылом мыли, То меня с водою смыли. (Пенал - пена) У. Много интересного рассказано о книге, а знаете ли вы, что... - самая большая в мире книга находится в Америке, ее высота - 3 метра, а толщина - 1 метр. Перелистывает эту книгу специальный электрический аппарат? - самая маленькая русская книга - это сборник басен И.А. Крылова. Она отпечатана в Петербурге в 1855 году. - Книга в несколько раз меньше спичечной коробки? Конечно, еще о многом вы узнаете, но для этого нужно дружить с книгой. Правда... бывало и такое. Дети показывают сценку "Две книжки". Автор. Однажды встретились две книжки, Разговорились меж собой. Новая книжка. Ну, как твои делишки? Автор. Одна спросила у другой. Старая книжка. Ох, милая, мне стыдно перед классом, Хозяин мой обложку вырвал с мясом! Да что обложка... Оборвал листы! Из них он сделал корабли, плоты И голубей... (плачет). Боюсь, листы мои пойдут на змей, Тогда лететь мне в облака! А у тебя целы бока? Новая книжка. Твои мне не знакомы муки, Не помню я такого дня, Чтобы, не вымыв чисто руки, Сел ученик читать меня! А посмотри-ка на мои листочки, На них ты не увидишь точки! Про кляксы я молчу - О них и говорить-то неприлично... Зато и я его учу Не как-нибудь, а на "отлично". Старая книжка. Ну, мой на тройках едет еле-еле И даже двойку получил на той неделе... Автор. В басне нет загадки: Расскажут напрямик И книжки, и тетрадки, Какой ты ученик. У. А что вы любите делать с книжками? Учитель открывает на доске запись. На доске: Строить из книжек башни, нарезать из них лапшу, строить домики для кукол, делать из страниц самолетики, разглядывать картинки, читать на ночь, читать для аппетита, читать вместо мороженого, просто читать, читать на обед, вырезать из них разные полезные картинки, изображать, что читаешь, нацепив на нос бабушкины очки, забивать гвозди. Ребята внимательно читают про себя, выбирают нужное. Те фразы, что дети выбрали, учитель подчеркивает, а затем хором читает вслух. Учитель держит два портфеля и спрашивает. У. Ребята, как вы думаете, может ли портфель разговаривать? Д. Конечно, нет, он же без языка! - А я не согласна, считаю, что может. - Но ведь только что нам две книжки рассказали о себе. У. Ну хорошо, давайте сейчас проверим. Учитель раскрывает один портфель, достает содержимое: порванные книги, грязные тетради, помятые листы, обломки карандашей, крошки... - А теперь - что вы скажете о хозяине? Какой он? Д. Я думаю, он неряха. - И я согласен, что он неаккуратный, не ухаживает за своими вещами. У. Так какой мы сделаем вывод? Д. Хозяин этого портфеля, наверное, плохо учится, неорганизованный, неаккуратный, не умеет бережно относиться к книгам и тетрадям. Затем учитель берет второй портфель. В нем все в порядке: книги и тетради чистые, аккуратные. У. Что можно сказать о владельце этого портфеля? Д. Этот ученик примерный. - Еще думаю, что он опрятный, аккуратный, старательный, любит порядок и следит за ним. У. Ребята, а у нас в классе есть такие ученики? Помощники учителя сообщают о результатах проверки. Учащиеся-победители награждаются медальками за бережное отношение к своим вещам, за аккуратное ведение тетрадей. - Посмотрите, как много у нас награжденных. А кто из вас поделится опытом, как это у него получается? Дети по очереди рассказывают классу, как они следят за своими вещами. Д. Раньше мне помогала мама, а сейчас я сам слежу за своими вещами, у меня полочка для книг. Стараюсь всегда убирать так, чтобы был порядок. - Чтобы не помять листики в книжках, у меня закладками. - Я считаю, что сначала нужно следить за собой, мыть руки, не пачкать свои вещи. У. Безусловно, вы правы. А теперь поиграем и посмотрим, как вы умеете собирать свой портфель. Дети разбиваются на две команды, каждой из них предстоит собрать портфель к школе. Каждый ученик имеет право положить одну вещь. У доски стоят два портфеля, а на стульях лежат учебные принадлежности и игрушки. Проверяются аккуратность и правильность выбора вещей, победителей награждают. - Молодцы, ребята, все старались как можно бережней, аккуратней собрать портфель, а главное, правильно, внимательно отобрали нужные предметы. Подошел к концу наш классный час. Вывод обо всем сказанном сегодня нам поможет сделать предложение, которое нужно составить. На доске: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]Дети составляют предложение и читают хором. Д. Будь бережлив и аккуратен! У. Ты в юности учись прилежно, споро, Ученье - твоей старости опора. Седой невежа - гибнущее дерево. Стремись к наукам, в свет наук уверовав. Вот этим стихотворением Берита Гуржуева мы и закончим наш разговор.
«ТЫ И ТВОИ ДРУЗЬЯ»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Цель занятия:
Содействие в формировании представления о дружбе, осознании своих обязанностей перед друзьями.
Ход занятия
Обучающиеся входят в класс, рассаживаются на свои места. В это время звучит песня о дружбе
Слово руководителя:
– Дорогие ребята, сегодня мы поговорим о дружбе. Говорят, что дружба – это любовь без крыльев, что как бы ни была редка истинная любовь, истинная дружба встречается еще реже. А что для вас значит это слово? Какое значение вы придаете дружбе? Да, ребята, дружба – это дар, данный человеку. Поэтому каждый из нас не только должен ценить истинных друзей, но и сам должен быть хорошим другом. Послушайте притчу о дружбе:
Как-то два друга много дней шли в пустыне. Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Его друг, почувствовал боль, но ничего не сказал. Молча, он написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину». Друзья продолжали идти, и через много дней нашли оазис с озером, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул и его друг его спас. Когда он пришёл в себя, то высек на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь». Первый спросил его: – Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему? И друг ответил: – Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это. Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне. Оставь немного времени для жизни! И пусть тебе будет легко и светло...
Беседа:
– О чем эта притча, чему она учит нас?
– Да, действительно, ребята, нужно уметь прощать обиды, помня все хорошее, что сделал для вас ваш друг. Народная мудрость гласит: настоящий друг с тобой, когда ты не прав. Когда ты прав, всякий будет с тобой.
– Есть ли у вас настоящие друзья? А вы можете назвать себя хорошим другом? Чтобы ответить на этот вопрос, выполним небольшой тест.
Выполнение теста и анализ его результатов.
Тест «Хороший ли ты друг»
1. Вы собрались в кино, но вдруг выясняется, что у твоей подруги (друга) нет денег на билет. Как ты поступишь?
А) Пойдешь в кино одна (один). Б) Одолжишь подруге (другу) денег. B) Найдешь богатенького приятеля, который мог бы сводить вас в кино.
2. Ты хочешь пригласить подругу (друга) вместе провести вечер, но она (он) уже обещал (а) своей маме сделать уборку. Как ты поступишь?
А) Проведешь вечер одна (один). Б) Поможешь ей (ему). Чем быстрее вы закончите работу, тем больше времени останется на веселье. В) Позвонишь другой (-ому) подружке (другу).
3. Ты идешь по улице и вдруг видишь, что шайка хулиганов пристает к твоей подруге (другу). Как ты поступишь?
А) Сделаешь вид, что ты их не замечаешь, и поспешишь скрыться. Б) Бросишься на помощь подруге (другу). В) Расскажешь об этом ее (его) отцукогда увидишь его.
4. Вы с классом поехали на экскурсию. Вдруг одна из твоих подруг (один из твоих друзей) обнаруживает, что не взял (а) с собой еды. Как ты поступишь?
А) Скажешь ей (ему), чтобы в следующий раз он(а) лучше собиралась в поездку. Б) Поделишься с ней (с ним) своим обедом. В) Скажешь об этом учителю, чтобы он что-нибудь придумал.
– Итак, подведем итог.
Больше ответов А:
Возможно, настало время сесть и подумать, почему никто не помогает тебе в трудных ситуациях. Настоящая дружба предполагает взаимную помощь и поддержку. Покажи своим друзьям, что ты в любую секунду готов(а) прийти им на помощь.
Больше ответов Б:
Ты замечательный друг! На тебя можно положиться в трудную минуту. Таких как ты интересные события и приключения с друзьями ждут на каждом шагу. Самое главное – твои друзья знают, что всегда могут положиться на тебя!
Больше ответов В:
Ты беспокоишься о своих друзьях, особенно когда они оказываются в сложной ситуации, но дружба – это не только приятное времяпрепровождение. Твои друзья должны быть уверены, что всегда могут рассчитывать на твою помощь. У тебя большие задатки. Чтобы стать настоящим другом, подумай о том, как их реализовать.
Беседа по вопросам:
– Я надеюсь, что этот тест заставит каждого из вас задуматься о том, что быть другом – это сложный и кропотливый труд, это работа, прежде всего, над собой. Давайте подумаем, существует ли некий кодекс дружбы?
– Какие качества и навыки потребуются для того, чтобы постоянно поддерживать теплые отношения? Этот вопрос поставили перед собой английские психологи. Они составили опросник и опросили англичан, итальянцев, жителей Гонконга и японцев в возрасте от 18 до 60 на тему: «Что вы считаете самым важным для дружбы?». Всего получилось 43 общих правила. Выяснилось, что при всех межкультурных различиях все опрошенные имеют сходный неформальный кодекс дружбы (авторы исследования утверждают, что эти законы универсальны для любой культуры).
– Давайте и мы с вами попытаемся составить универсальный кодекс дружбы.
Коллективное обсуждение и составление кодекса дружбы.
Кодекс дружбы
Если хочешь быть хорошим и верным другом:
Делись своими успехами, неудачами и новостями.
Умей слушать.
Оказывай другу эмоциональную помощь и поддержку.
Доверяй другу и будь уверенным в нем.
Сохраняй тайны своего друга.
Не критикуй друга публично.
Не будь назойливым и не поучай.
Не обсуждай друга в его отсутствие.
Не ревнуй друга к другим его друзьям.
Уважай внутренний мир и чувства своего друга.
Возвращай долги.
Радуйся успехам своего друга.
Итог:
– Подведем итог. На столе у вас лежат листочки. Я попрошу вас написать на них, что такое дружба.
– Написали? А сейчас мы прикрепим эти листочки к дереву, символизирующему наш класс, и я надеюсь, что каждый из вас сумеет не только найти настоящего, верного друга, но и стать им.
Заключительное слово классного руководителя:
– А напоследок я расскажу вам еще одну притчу:
Жил-был юноша с плохим характером. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал: «Забивай один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда потеряешь терпение или поругаешься с кем-либо». В первый день он забил 37 гвоздей в ворота сада. В последующие недели научился контролировать количество забитых гвоздей, уменьшая его изо дня в день.Понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди. Наконец, наступил тот день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Тогда он пришел к отцу и сказал ему эту новость. Тогда отец сказал юноше: «Вынимай один гвоздь из ворот каждый раз, когда не потеряешь терпения». Наконец, наступил тот день, когда юноша смог сказать отцу, что вытащил все гвозди. Отец подвел сына к садовым воротам: «Сын, ты прекрасно себя вел, но посмотри, сколько дырок осталось на воротах!» Никогда они уже не будут такими как раньше. Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны как те, что на воротах. Можешь вонзить в человека нож и потом вытащить его, Но всегда останется рана. И будет не важно, сколько раз ты попросишь прощения. Рана останется. Рана, принесенная словами, причиняет ту же боль, что и физическая. Друзья – это редкое богатство! Они заставляют тебя улыбнуться и подбадривают. Они готовы всегда выслушать тебя. Они поддерживают и открывают тебе свое сердце. Покажи своим друзьям, как они тебе дороги.
i 063Рисунок 1i 063Правила поведения в библиотекеРисунок 2Правила поведения в библиотеке. Информация и полезные рекомендации для школьниковДоисторические челы_1Рисунок 3D:\Документы Lerika\Сканированое\Доисторические челы_1.bmp15