Конспект урока литературы в 6 классе Нравственные уроки рассказа В.П. Астафьева Конь с розовой гривой
Урок литературы в 6 классе
Тема : Нравственные уроки рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»
Учитель Перетятько Е.А.
Нравственные уроки рассказа. В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»
Цель урока: Обеспечить усвоение учащимися понятий: «нравственность», «нравственные ценности». Рассмотреть нравственные проблемы, поднятые в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой». Обучать анализу произведения.
Планируемые результаты:
Личностные-создать на уроке условия для мотивации устойчивого познавательного интереса в достижении поставленной цели, потребности в самовыражении и самореализации; воспитывать у учащихся такие нравственные ценности, как доброта, совестливость, умение признавать свои ошибки, оценивать свои действия.
Метапредметные- развивать навыки осмысленного чтения и анализа, умения структурировать знания и представлять их разными способами, совершенствовать диалогическую и монологическую речь, способствовать формированию основ коммуникативной рефлексии, эффективного сотрудничества со взаимным контролем и оказанием необходимой помощи.
Предметные-углубить понимание идейного замысла рассказа, позиции автора
Ход урока
I. Организация урока.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Приветствие. Включение в деятельность. Включение в работу.
II. Стадия «Вызов». Мотивация. Целеполагание.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
-Сегодня на уроке мы обратимся к автобиографическому произведению В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».
Вопросы:
-Какие ассоциации вызывает у вас словосочетание «конь с розовой гривой»? Каким бы вы изобразили коня, если б рисовали?
-Почему пряник конём – мечта всех деревенских мальчишек?
-Почему автор много лет спустя говорит: «Сколько лет прошло! Сколько событий минуло!А я всё не могу забыть бабушкиного пряника-того дивного коня с розовой гривой…»
- Почему же В.П.Астафьев обращается в своих произведениях к теме детства?
Попробуйте сформулировать цель сегодняшнего урока.
Построение ассоциативного ряда
Ответы детей: Во-первых, такой пряник можно было купить только в городе. Во-вторых, с таким конем сколько почету, внимания. Ребята левонтьевские к тебе ластятся и так и эдак. В чижа дают первому бить, из рогатки стрельнуть первому, лишь бы позволили откусить от коня или лизнуть его.
Ответы учащихся о том, какой ценой достался пряник и какой урок получил мальчик.
Может быть, после всех жизненных испытаний писатель желает посмотреть на мир глазами ребёнка, вернуться в те дни, когда он получил первые уроки жизни.
Жизнь и судьбу человека во многом определяет воспитание. Человек уходит в жизнь с тем, чему его научили в детстве.
Оценить поступки героя и выяснить, какие жизненные уроки извлек мальчик в сложившихся обстоятельствах.
III. Стадия «Осмысление». Работа с текстом, анализ произведения.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Проблемные вопросы:
- Почему герою не удалось собрать ягод? Кто в этом виноват?
Организация работы в парах: рассмотреть эпизод сбора земляники, сопоставить поведение главного героя и левонтьевских «орлов».
Выписать из данного эпизода глаголы, подтверждающие ваши мысли, сопоставить глаголы-действия.
-Почему герои рассказа ведут себя по-разному? От чего зависит поведение человека в одинаковой ситуации?
-К чему приучен главный герой, воспитываемый бабушкой и дедушкой?
-Как называются эти качества личности?
-Что такое нравственность?
-Почему герой, приученный к труду, аккуратности и ответственности, всё-таки не справился с заданием?
- Как в сказках, нарушив один запрет, герой был вынужден пройти более трудные испытания.
-Какие стадии –испытания приходится ему преодолеть?
Построение цепочки испытаний:
Искушение- преступление- муки совести - наказание- прощение (этапы распределяю по группам)
Работа над текстом в группах. Цитатный анализ
-Работаем в группах . Задача каждой группы- найти в тексте соответствующий
эпизод, важную цитату для пересказа.
Сюжетно-деятельностная игра
-Если бы вам представилась возможность встретиться с мальчиком после совершённого обмана, что бы вы ему посоветовали?
Ответы учащихся: предположения о том, кто в этом виноват: Санька,самый злой из семьи левонтьевских, который спровоцировал мальчика, и главный герой, который не мог противостоять испытанию, проверке на «слабо».
Сопоставление глаголов-действий:« Я брал старательно». « Главное - закрыть дно посудины».
« стал собирать ягоды скорее» «Левонтьевские орлы бросали друг в друга
посудой, барахтались, раза два принимались драться, плакали, дразнились; заскочили в чей-то огород, напластали беремя луку,наелись до зелёной слюны, а недоеденный побросали».
«Старшой надавал пинков и брату, и сестре
за то, что жрали ягоды…»
Глаголы: рассердился, бросил, жрут, валяются, подскочил, пнул, взвыл, кинулся, бьются,
Катаются, раздавили.
Глаголы действия показывают, что ведут себя Левонтьевские ребята неразумно, как маленькие зверьки: хватают, сколько могут урвать, при этом ещё и дерутся.
Дети воспитаны в разных семьях, по-разному.
- К труду, аккуратности, ответственности. Он совестлив. Порядочен. Любит своих родных, уважает. Переживает за их состояние, боится расстроить. Ему стыдно за свои плохие поступки. Испытывает чувство раскаяния.
- нравственные качества
Дети записывают определение в тетрадь( с помощью учителя)
Внутренние - духовные и душевные - качества человека, основанные на идеалах добра, справедливости, долга, чести, которые проявляются в отношении к людям и природе.
Ответы учащихся: герой поддался искушению, не выдержал испытания на «слабо».
Дети строят цепочку: Искушение- преступление - муки совести - наказание- прощение
1-я группа. Главный змей-искуситель — сосед Санька — “был вреднее и злее всех левонтьевских ребятишек”. Когда его сёстренки и братишки съели все свои ягоды, он упрекнул Витю в жадности и трусости. Этого стерпеть мальчик никак не мог и легко “попался на уду”, позволил съесть и свою землянику.
2-я группа. Этот же Санька посоветовал обмануть бабушку: “Ты в туес травы натолкай, сверху ягод — и готово дело!” Мальчик так и поступил. Чтобы вредный Санька не проболтался, пришлось для него из кладовой украсть калач.
3-я группа. Вину свою мальчик почувствовал сразу: долго не мог уснуть, с тоской ожидал возвращения бабушки, думал: “Вон как хорошо было жить. Ходи, бегай, играй и ни о чём не думай”. Вечером он не спешит домой, спать ложится в кладовке.
4-я группа. “И срамила же меня бабушка! И обличала же! Только теперь, поняв до конца, в какую бездонную пропасть ввергло меня плутовство и на какую «кривую дорожку» оно меня ещё уведёт, коли я так рано взялся шаромыжничать, коли за лихим людом потянулся на разбой, я уж заревел не просто раскаиваясь, а испугавшись, что пропал, что ни прощенья, ни возврату нету...”
5-я группа. “Я зажмурился и открыл глаза. Ещё раз зажмурился, ещё раз открыл. По скоблёному кухонному столу, будто по огромной земле, с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах скакал белый конь с розовой гривой”.
Ответы учащихся. Дети дают герою советы.
IV. Рефлексия. Формулирование выводов
Деятельность учителя Деятельность учащихся
-Какие жизненные уроки извлёк герой из этой истории?
-Можно ли у него чему-нибудь поучиться?
-Какие русские пословицы могли бы стать выводом, вытекающим и полученного урока?
Творческая работа.
Письмо от лица главного героя.
-Предлагаю попросить прощения от лица героя у бабушки.
Ответы учащихся.
Жизнь порой преподносит нам испытания. Чтобы их преодолеть, не сломаться, не поддаться искушению, как это сделал главный герой, нужно верить в себя, в свои идеалы, прислушиваться к голосу совести.
За свои поступки поздно или рано пирдётся отвечать.
Шила в мешке не утаишь; сколько верёвочке не виться, а конец будет; тайное всегда становится явным
Обращаются к личному опыту. В устной или письменной форме (записка, письмо) выражают мысли, чувства
V. Домашнее задание
Составить вопросы для интервью с героем рассказа Астафьева (по выбору)