конспект урока Самое обыкновенное чудо 2 класс
Образовательная система «Школа 2100», 2 класс.
Раздел VI. «Самое обыкновенное чудо»
Тема урока: Валентин Берестов «Честное гусеничное».
Тип урока: урок изучения литературного произведения, углубленная работа с текстом.
Цель урока: На примере сказки В. Берестова помочь маленькому читателю видеть красоту в окружающей нас жизни.
Предметные результаты:
Обучать приёмам понимания прочитанного: развивать важнейшее читательское умение, как антиципация, т. е. умение предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации; способность полноценно воспринимать художественный текст, извлекать из текста тот смысл, который в него вложил автор;
Метопредметные результаты:
Развивать внимание, творческое воображение, фантазию.
Личные результаты:
Воспитывать чувство прекрасного, умение увидеть красоту в окружающем мире, в самых обыкновенных вещах и явлениях.
Работа с текстом сказки до чтения.
- Послушайте загадку и попробуйте отгадать её.
Расту червячком, питаюсь листком.
Себя обмотаю, потом засыпаю.
Не ем, не гляжу, неподвижно лежу.
Но вдруг оживаю, свой дом покидаю.
- Кто это? (Гусеница, куколка и бабочка.) (Запись отгадок на доске.)
Чтение фамилии автора и заглавия произведения.
- Откройте учебники на стр. 128. Прочитайте фамилию автора и заглавие текста. («Честное гусеничное»)
- Звучит как клятва… Кто так мог сказать? (гусеница)
- А если гусеница умеет говорить, то какое по жанру произведение будем
читать? (сказку)
- О чем может идти речь в сказке с таким названием? (о гусенице, которая дала честное слово )– Можете ли вы по названию определить героя этого произведения? (гусеница)
– Что необычного, сказочного, загадочного прячется в названии сказки «Честное гусеничное»?
( Только человек может дать честное слово.)
- Какое интересное заглавие, так хочется его закончить. Каким словом можно закончить фразу «Честное гусеничное….. («слово»)
- Итак, кто мог дать честное гусеничное слово? (Гусеница - на доске)
Рассматривание иллюстрации.
- Посмотрим иллюстрацию. И где же тут гусеница? (она превратилась в бабочку)
–Рассмотрите её и скажите, о чём она рассказывает. (О девочке, которая собирала цветы на лугу; о бабочке, сидящей на цветке)
– А по иллюстрации можете ли вы назвать главного героя? (девочка, бабочка- на доске)
- Попробуйте предположить, как могла закончить свою клятву гусеница: «Честное гусеничное слово, что…» (Предположения детей)… что я самая красивая на свете, … что я не буду больше вредить растениям и т.д.
- Вот сейчас мы и проверим свои предположения и узнаем точно, какую же клятву дала Гусеница.
Работа с текстом во время чтения.
Проблемная ситуация
– Итак, наши мнения разделились. По названию сказки мы предположили, что главным героем является – гусеница, а по иллюстрации – главный герой – девочка.
- Как можно узнать, кто из вас прав? (прочитать)
-Давайте прочитаем текст. (Стр. 128)
Чтение сказки детьми вслух (учитель комментирует, помогает ребятам вести диалог с автором).
Образец чтения:
текст Вопросы учителя Ответы учеников
текст
Гусеница считала себя очень красивой и не пропускала ни одной капли росы, чтобы в неё не посмотреться
До чего ж я хороша! — радовалась Гусеница,
с удовольствием разглядывая свою плоскую рожицу и выгибая мохнатую спинку, чтобы увидеть ней две золотые полоски.
Жаль, что никто-никто этого не замечает.
Но однажды ей повезло
По лугу ходила девочка и собирала цветы. Гусеница взобралась на самый красивый цветок и стала ждать.
А девочка увидела её и сказала:
Какая гадость! Даже смотреть на тебя противно!
Ах так! - рассердилась Гусеница.
- Тогда я даю честное гусеничное слово, что никто, никогда, нигде, ни за что и нипочём, ни в коем случае, при каких обстоятельствах больше меня не увидит!
Дал слово - нужно его держать, даже если ты Гусеница.
И Гусеница поползла на дерево. Со ствола на сук, с сука на ветку, с ветки на веточку, с веточки на сучок, с сучка на листок.
Вынула из брюшка шёлковую ниточку и стала ею обматываться.
Трудилась она долго и наконец сделала кокон.
Уф как я устала! - вздохнула Гусеница.
- Совершенно замоталась.
В коконе было тепло и темно, делать больше было нечего, и Гусеница уснула.
Проснулась она оттого, что у неё ужасно чесалась спина.
Тогда Гусеница стала тереться о стенки кокона.
Тёрлась, тёрлась, протёрла их насквозь и вывалилась. Но падала она как-то странно - не вниз, а вверх.
И тут Гусеница на том же самом лугу увидела ту же самую девочку.
«Какой ужас! - подумала Гусеница.
— Пусть я не красива, это не моя на, но теперь все узнают, что я ещё и обманщица. Дала честное гусеничное, что никто меня не увидит, и не сдержала его. Позор!»
И Гусеница упала в траву.
А девочка увидела её и сказала:
Какая красивая!
Вот и верь людям, - ворчала Гусеница.
- Сегодня они говорят одни завтра - совсем другое.
На всякий случай она погляделась в каплю росы.
Что такое? Перед ней незнакомое лицо с длинными-предлинными усами. Гусеница попробовала выгнуть спинку и увидела, что на спинке у неё появились большие раз цветные крылья.
Ах вот что! - догадалась она. - Со мной произошло чудо. Самое, обыкновенное чудо: я стала Бабочкой! Это бывает.
И она весело закружилась над лугом, потому что честного бабочкиного слова, что её никто не увидит, она не давала.
Вопросы учителя
Почему Гусеница смотрела на себя в каждую каплю росы?
Чему радовалась Гусеница?
А вы согласны с Гусеницей?
Ребята, как вы думаете, автору нравится Гусеница? Как её описывает автор?
Чего было жаль Гусенице? Чему она огорчалась?
Что же могло случиться однажды?
Каким образом Гусеница решила привлечь внимание девочки?
Удалось ли Гусенице это?
Как вы думаете, каких слов ждала Гусеница от девочки?
Оправдались ожидания гусеницы?
Почему рассердилась Гусеница?
Согласны ли вы с девочкой?
Что решила Гусеница?
Ребята, вам жалко Гусеницу?
Как автор оценил слова гусеницы?
Согласны ли вы с этими словами автора?
Как вы думаете, почему так высоко забиралась Гусеница?
Что стала делать Гусеница, найдя укромное местечко для себя?
Кто был внимательным и заметил, какие слова автора помогают понять нам его отношение к Гусенице и вообще к природе?
Что сделала Гусеница?
А кто из вас знает, что такое кокон?
Легко ли было Гусенице? Как она об этом говорит?
объясните, как вы понимаете это слово? Когда мы так говорим?
Что сделала Гусеница в коконе?
Почему проснулась Гусеница?
Вы догадались, что происходит с Гусеницей?
Зачем она это делала?
Гусеница полетела вниз?
Что было странного в её падении?
Кого увидела Гусеница на том же самом лугу?
Что привело в ужас Гусеницу?
О чём она подумала?
Что случилось с Гусеницей?
Как вы думаете что сказала девочка?
Какие слова услышала Гусеница теперь от той же самой девочки, на том же самом лугу?
Почему Гусеница не сразу поверила девочке?
.Какой увидела себя Гусеница в капле росы?
Что же произошло с Гусеницей?
Почему так легко и весело закружилась Бабочка над лугом?
Ответы учеников
(Считала себя красивой, любовалась собой, глядя в каплю росы)
(Своей красоте: «До чего ж я хороша!»)(Да, О ней пишет ласковыми словами: рожица, спинка, полоски.)
(Что никто не замечает её красоты.)
(она взобралась на самый красивый цветок)
(Да.)
(восхищения.)
(Ей не понравились слова девочки, она сильно обиделась, что не оценили её красоту.)
(Что её больше никто, никогда, нигде не увидит.)
(«Дал слово – нужно его держать»)
(Пряталась ото всех в укромное место.)
(Стала обматываться)
(Слова подобрал нежные: веточка, сучок, ниточка, брюшко. Автор сочувствует Гусенице, ему её жаль)
(Кокон.)
(Кокон – это оболочка из шёлковой нити, в которой гусеница превращается в куколку.)
(«Как я устала!»)
(Сильно устали. Нитками замотались)(Уснула)
(У неё чесалась спинка.)
(нет)
(Падала вверх, не вниз.)
(Девочку)
(стыдно, что не сдержала обещания и все теперь её будут считать обманщицей)
(Она упала в траву.)
(Какая красивая!)
(Она ещё не знала, что превратилась в Бабочку.)
(Гусеница поняла,что она не нарушила честного
гусеничного слова, став бабочкой, а честного бабочкиного слова, что её никто не увидит, она не давала.)
Работа с текстом после чтения.
– Понравилась ли вам эта сказка?
- Менялось ли у вас настроение на протяжении всего рассказа? Почему?
– Ребята, давайте ещё раз посмотрим на иллюстрацию.
– Какой отрывок из сказки изобразил художник? (стр. 128).
ФизминуткаУтром бабочка проснулась. Потянулась, улыбнулась. Раз – росой она умылась. Два – изящно покружилась.Три – нагнулась и присела.На четыре – улетела.А на пять – на место села
– Рассказывая об этом удивительном случае, Берестов себе на уме держит очень важную мысль, которую хочет донести до ребят. Что же за мысль?
– Найдите в тексте (стр. 129) предложение в котором заключена основная мысль сказки. (Дал слово – нужно его держать.) (очень важно сдерживать данное честное слово)
– Как называется сказка, которую мы читали?
– Как по - другому можно озаглавить эту сказку?
- Прочитайте слова гусеницы, где она догадалась, что она превратилась в гусеницу. (стр 130)
– Какие слова из фраз Гусеницы можно взять для заглавия этой сказки? (Самое обыкновенное чудо- на доске)
- Что она называет «самым обыкновенным чудом»?(превращение бабочки)
- Где вы уже встречали эти слова? (Так называется раздел. Возможно, авторы книги взяли строчку из этой сказки для названия раздела.)- В реальной жизни может это произойти?
- Послушайте текст.
Жизнь бабочки состоит из нескольких циклов. Сначала это личинка, затем гусеница, далее куколка и, наконец, из куколки появляется бабочка. Бабочка откладывает свои личинки на растении. Из этих личинок развиваются крохотные гусеницы. Они начинают есть и расти. В определённый момент гусеница чувствует, что пришло время измениться. Тогда она сплетает вокруг себя маленький кокон, её голова отваливается, она сбрасывает гусеничную кожу, после чего появляется куколка. Куколка может спать несколько недель или месяцев, однако в это время с ней происходят изменения: спереди образуется шесть ног, а сзади - четыре сложенных крыла. Когда превращение закончено, бабочка разрушает кокон и выползает наружу. Она сидит несколько часов, не летая, и просто разрушает свои крылышки, ожидая, пока они высохнут и окрепнут. Она взмахивает ими, пока не убедится, что готова лететь, после чего совершает свой первый полёт.
- Скажите, чем похожи эти тексты и чем отличаются?( научный, художественный)
- На каком уроке мы можем встретиться с таким текстом?
- Где писал учёный, а где – писатель?
Итог урока.
- Так какая же главная мысль этой сказки? (Не всегда сразу можно разглядеть красоту в обычных предметах. Природа творит чудеса)- Да, природа способна творить чудеса. Просто надо быть очень внимательными, чтобы они нам открывались. Нам всем нужно беречь нашу природу, ведь её красота делает человека добрее.
- А что Вы можете сказать об авторе произведения, который заметил это обыкновенное чудо?
- Да, дети, Валентин Берестов - настоящий художник, художник слова. Его стихи, проза, сама жизнь удивительны и чудесны, вероятно, потому, что главный его талант – любовь. Любовь к природе, к людям, ко всему окружающему миру. Поэтому его книги любят и читают дети, они есть в нашей библиотеке, вы тоже можете их взять и прочитать.
Рефлексия.
- А теперь посмотрите что у вас в конвертах?
- Посмотрите, гусеничный трактор, зеркало, кукла.
- Нельзя ли к этим картинкам подобрать другие слова, но из текста?
(Гусеничный трактор – гусеница, кукла – куколка, зеркало – капля росы)
- А хотите сами сотворить обыкновенное чудо? Тогда возьмите листок, сложите его пополам и вырежьте по пунктирным линиям.
……………………(Звучит музыка)………………………………….
- Что у вас получилось? (бабочки)
- Пусть они полетают над цветочной поляной, порадуются наступающей весне. (Дети прикрепляют бабочек на доску, звучит музыка)
- А что же с солнцем? (Предлагаю прикрепить на доску) Ведь это не просто солнце, которое дарит тепло и свет всем живущим на Земле. Это свет ваших сердец, добрых искренних, настоящих. И я желаю вам, мои дорогие друзья, чтобы вы внимательно наблюдали за природой, видели в ней красивые картины и каждый день открывали для себя самые обыкновенные чудеса.
Домашнее задание.
-Выбери себе одно домашнее задание по желанию:
а) Нарисуйте или напишите, какие ещё чудеса происходят в природе?
б) Нарисуйте рисунок к понравившемуся отрывку сказки.