Конспект урока по теме «Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение-
Бочанихинская основная общеобразовательная школа
Баганского района Новосибирской области




Конспект урока в 6 классе
по теме «Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»




Выполнила: учитель русского языка и литературы
Васина Наталья Ивановна






















Тема урока: Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».
Цели урока: 
Образовательные цели:
Обеспечить усвоение обучающимися понятий: «нравственность», «нравственные ценности».
Рассмотреть нравственные проблемы, поднятые в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».
Анализировать героев произведения.
Развивающие цели:
Развивать навыки осмысленного чтения.
Совершенствовать диалогическую и монологическую речь обучающихся.
Способствовать познанию общечеловеческих ценностей: прощение, любовь, ответственность.
Формировать навык использования толкового словаря для определения лексического значения слова.
Воспитывающие цели:
1.Воспитывать чувство ответственности за свои поступки
2. Воспитывать у обучающихся такие нравственные ценности как: доброта, совестливость, умение признавать свои ошибки.
Коммуникативные цели:
1.Совершенствовать умение объективно оценивать себя и товарища.
2. Совершенствовать умение работать в группах, парах.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний
Ход урока:
I.Оргмомент.
Учитель показывает рисунок: изображение сердца.
- Приложите свою руку к сердцу. Что вы чувствуете? Что чувствует Миша; Алишер; Виталий?
Да, бьются наши сердца. Мое сердце побольше, а у вас сердечки маленькие, как ваши кулачки. Иногда говорят человеку: «У тебя доброе сердце». Что значит «доброе сердце»? Про каких людей так говорят? А слышали, когда говорят: «Сердце болит, ноет»? Вспомните, болело ли оно у вас.
Наши сердца, как настоящие волшебники, даны нам для того, чтобы любить всем сердцем, всей душой. Часто сердце нам что-то советует, а иногда и приказывает. Когда вы спокойны - оно бьётся ровно, когда вы сердитесь - учащённо, и от этого становится плохо на душе. Это сердце предупреждает: остановись, не злись. «Прости», - просит оно. У вас добрые сердца, дети? Нарисуйте своё сердце, каким вы его представляете.
II.Вызов.
1. Проблемные вопросы.
- Знаете ли вы, что такое нравственность? (ответы детей)
- Давайте уточним лексическое значение слова «нравственность». Заглянем в Толковый словарь Ожегова.
2. Работа обучающихся со словарём.
НРА
·ВСТВЕННОСТЬ - Внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.
- Что такое нравственные ценности? (духовные качества человека, идеалы)
3. Обмен информацией в парах. Формулирование обучающимися целей урока.
Прием «Корзина идей»
- А сейчас вы поработаете в парах. Обсудите с соседом и запишите на листах бумаги нравственные ценности, которые вы знаете.(1минута)
- Что у вас получилось?
(Каждая пара поочерёдно называет свои примеры. Учитель рисует на доске значок корзины и записывает в неё нравственные ценности. Список может быть следующим: справедливость, милосердие, честь, совесть, доверие к людям , любовь, доброта, чувство собственного достоинства и т.д.)
- Посмотрите, какой большой список у нас получился. Выберете из списка только те ценности, о которых говорится в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».
(честность, доброта, понятие долга и др.)
- Как вы считаете, о чём будет наш сегодняшний разговор? (обучающиеся формулируют цели урока)
III. Осмысление.
Проверка домашнего задания. Заполнение двухчастного дневника по группам.
- Ребята, вы прочитали рассказ В. Астафьева “Конь с розовой гривой”. Расскажите о героях этого рассказа. Какого они возраста? Из каких семей? Кто их родители? Мы не случайно заговорили о семьях мальчишек. Вы согласны со мной, что жизнь и судьбу человека во многом определяет воспитание? Как тебя воспитывали в детстве, на что обращали внимание, чему учили, с тем ты и идешь по жизни.
Дома вы работали по группам. Первая группа составляла цитатный план «Как воспитывали Витьку», а вторая – «Как воспитывали детей в семье Левонтьевых». Сейчас вы продолжите работу в группах и заполните двухчастный дневник. Первая графа - ваши цитаты, а вторая – ваши комментарии, интерпретация к ним: как, записанная вами цитата, характеризует героя?. Делитесь своими догадками. Обратите внимание на листы, которые лежат у вас на столах - «Правила работы в группах».
Проверка работы групп.
Двухчастный дневник может быть заполнен примерно так:
Как воспитывали Витьку
Цитаты
Комментарии

Бабушка внуку: “Повезу свои ягоды в город, твои тоже продам и куплю тебе пряник конем”.
Учит зарабатывать своим трудом

“Бабушка никогда не позволяла таскаться с кусками хлеба. Ешь за столом, иначе будет худо”.
Дисциплинирует внука

“Бабушка держала деньги “запас” на черный день”.
Не жить одним днем, а думать о будущем

“Бабушка корила Левонтия за безделье, перечисляла работу, которую он должен был сделать в доме и вокруг дома”.
Неравнодушие, желание помочь

Бабушка внуку, пытающемуся прорваться в дом Левонтия: “Нечего куски выглядывать. Нечего этих пролетарьев объедать, у них самих в кармане вошь на аркане”.
Учит не попрошайничать, не завидовать, не прибедняться

“Бабушка „привечала“ Васеню до утра, когда Левонтий бушевал”.
Сочувствие, жалость к соседке

Бабушка не стала перекладывать ягоды из туеска.
Доверие к внуку

“Я думал, сейчас бабушка обнаружит мое мошенничество, даст мне что полагается, и уже приготовился к каре за содеянное злодейство”.
Самокритичен. Есть понятие о добре и зле

“Бабушку надул, калачи украл. Что только будет?” “Сон не брал меня, как окончательно запутавшегося преступника”.
Испытывает угрызения совести

Не стал будить бабушку: жалко ее будить, устала она, ей рано вставать.
Думает не только о себе

“Дедушка никогда не шумел, работал неторопливо, но очень уемисто и податливо”.
Скромность, трудолюбие, основательность

“Дедушка бы не дал меня в обиду”. “Потатчик! Своих всю жизнь потакал, теперь этого!..”
Доброта

На предложение Саньки зарыться в сено и притаиться: “Не буду так делать! И слушаться тебя не буду!”
Умение противостоять дурному влиянию

“Дед погладил меня по голове: „Ну што ты! Попроси прощения“”.
Видит раскаянье внука

“Дед мне подмигнул: „Терпи“. Бабушка должна разрядиться, должна высказать все, что у нее накопилось, душу отвести должна”.
Моральная поддержка внука. Чувствует его состояние. Не отвергает, а помогает вынести душевные муки

“По скобленому кухонному столу, как по огромной земле с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах скакал конь с розовой гривой. „Бери, бери, чего смотришь?“”
Прощение истинное после глубокого раскаяния. Воспитание любовью

Как воспитывали детей в семье Левонтия
Цитаты
Комментарии

“Когда даешь левонтьевскому Саньке или Таньке откусывать, надо держать пальцами то место, по которое откусить положено”.
Норовят цапнуть побольше

“Какая-то неспокойность, лихорадка, что ли, охватывали в день получки не только левонтьевский дом, но и всех соседей”.
Суета и нестабильность не сулят ничего хорошего

Заполошная тетка Васеня умудрялась обсчитаться на рубль, а то и на тройку, когда возвращала долг”.
Тут видится злой умысел, попытка обмануть тех, кто ее выручил

“Дом их стоял сам собою, на просторе, смотрел на свет белый кое-как застекленными окнами. Весною семейство ковыряло маленько землю вокруг дома, возводило изгородь из жердей, хворостин, старых досок. Но зимой все это исчезало в утробе печки, раскорячившейся посреди избы”. “Дядя Левонтий курил на чурбаке, изображавшем крыльцо”.
Ленивые, не любят работать, нет основательности

“Ходил дядя Левонтий в штанах на одной пуговице, а рубаха и вовсе без пуговиц”.
Неопрятность, неуважение к себе и окружающим

Левонтий детям: “Он сирота, а вы все ж при родителях. Когда к матери ни придешь ночь, полночь „Пропащая ты голова, Левонтий!“ скажет и опохмелит”.
Сочувствует, помнит “добро”

“Все ударялись в рев, и такая доброта охватывала людей, что все-все высыпалось и вываливалось на стол, и все наперебой угощали меня и ели уж через силу”.
Прилив заботливости. Но едят через силу, потому что потом не будет сладостей не прозевать бы

“Что такое жисть?” после этого вопроса все разбегались, а Левонтий бил остатки стекол в окнах, ругался, гремел, плакал.
Недовольство своей жизнью

“По пути за ягодами левонтьевские орлы бросали друг в друга посудой, барахтались, дрались, плакали, дразнились”.
“Залезли в чей-то огород, напластали беремя луку-бутуна, наелись до зеленой слюны, а недоеденный побросали”.
Легко крадут то, что доступно, даже если им этого не надо

Бьются братья Левонтьевы из-за съеденной ягоды, катаются по земле, всю землянику раздавили.
Или все, или ничего Так похожи на отца

Дразнят друга: “Бабушки испугался!” Обзывают жадиной. Бросают вызов: “Слабо!”
Подбивают украсть у бабушки калач.
Искушают, сбивают с пути истинного

Растерзали рыбину за некрасивый вид. Пуляли камнями в пролетающих птичек и подшибли стрижа.
Нет гуманного отношения ко всему живому

Санька учит обману: “Ты в туес травы натолкай, а сверху ягод и готово дело”.
Похоже, что делится своим жизненным опытом

Санька шантажирует: “А я расскажу Петровне! Принеси калач, тогда не расскажу!”
Причиняет душевную боль другу

“Левонтьевские ребята умели пропитаться „от земли“, все ели, что бог пошлет, ничем не брезговали и оттого были краснорожие, сильные, ловкие, особенно за столом”.
Школа выживания


- Обобщите сказанное.
Обратите внимание, ребята, на то, что описание быта и жизни героя и семьи Левонтьевых противопоставляется. Как называется этот приём противопоставления и зачем он используется автором?
(Дети самостоятельно делают выводы. Они могут быть примерно следующими: семья Вити жила лучше семьи Левонтьевых. У них всегда был кусок хлеба на «чёрный день», деньги. В избе было опрятно, уютно и тепло, чисто. Автор использует приём противопоставления – антитезу для усиления выразительности речи, для передачи мысли и чувства. Описание семьи объясняет характер героев, описывает время, место, обстоятельства действия.)
- Что можно сказать о нравственных ценностях каждой семьи?
Рефлексия работы группы
Оцените, как работала группа?
- Дружно ли вы разбирали задания?
- Все ли активно участвовали в обсуждении?
- Прислушивались ли вы к мнению друг друга?
-Что было трудным?
2. Ромашка вопросов («Ромашка Блума»).
Цель: обсудить содержание рассказа.
Ромашка нарисована учителем и прикреплена на доску. Вопросы пронумерованы и записаны на лепестках. Ученики по очереди выходят к доске, отрывают лепесток, читают вопрос и пробуют на него ответить. Если ученик не знает ответа, он просит одноклассников ему помочь.
Простой вопрос:
- Как герой был втянут в обман?
Уточняющие вопросы:
- Как менялось настроение героя после того как он вернулся домой, и на следующий день?
- То есть вы говорите, что Витя сожалел о своём поступке. В каком эпизоде это больше всего ощущается? (ночью перед поездкой в город) Найдите описание в тексте.
Интерпретационные вопросы:
- Почему же всё-таки бабушка купила внуку пряник конём? ( бабушка верила в него, понимала, что он мучится и раскаивается. Милосердие, доброта и прощение сделали то, чего не сделало бы самое жестокое наказание.)
- Почему считается, что уроки доброты - самые действенные уроки? (потому что они запоминаются на всю жизнь. Через несколько лет автор пишет: «А я всё не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой».)
Творческие вопросы:
- Если бы вам представилась возможность встретиться с Витей после совершённого обмана, что бы вы ему посоветовали?
Оценочные вопросы:
- Случалось ли вам обманывать? Какие чувства вы при этом испытывали?
Практические вопросы:
- Как бы вы поступили на месте героя рассказа?
Делаем выводы:
- Какие жизненные уроки извлёк Витя из этой истории?
- Можно ли у Вити чему-нибудь научиться?
3.Рефлексия.
Какие уроки нравственности я получил после прочтения рассказа? Составление кластера: Уроки доброты и нравственности в рассказе.
( Ученик на компьютере заполняет кластер).
1.Умей говорить нет.
2.Не будь жестоким.
3. Будь честным.
4. Помогай другим.
5. Умей прощать .
6. Умей признать ошибку, покаяться.
7.Делай правильный выбор.
8.Будь решительным.




Домашнее задание: читать статью «Уроки доброты» , ответить на вопросы с.128-129
Используемые учебники и учебные пособия: 
Литература. 6 кл. Учеб-хрестоматия для общеобразоват. Учреждений. В 2ч. Ч.2/
В.П. Полухина.- 12-е изд. – М.: Просвещение, 2005.
2. Ерёмина О.А. Поурочное планирование по литературе: 6 класс: к учебнику В.П. Полухиной «Литература: 6 класс» - М.: Издательство «Экзамен», 2006.
3. Турьянская Б.И., Холодкова Л.А. Литература в 6 классе: Урок за уроком. – М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово – РС», 2001.
Оборудование:
Портрет писателя.
Ромашка Блума.
Карточки «Правила работы в группах» по количеству групп.
Учебник-хрестоматия.
Рабочая тетрадь.
Предварительное домашнее задание по группам:
1 группа: составить цитатный план для рассказа «Как воспитывали Витьку»;
2 группа: составить цитатный план для рассказа «Как воспитывали детей в семье Левонтия»


Приложение
Обязанности в группе: организатор (лидер) – отвечает за работу группы в целом; докладчик – выступает перед классом с готовым решением группы; секретарь – записывает высказанные идеи и решения; контролер – проверяет, все ли поняли принятое решение;
хранитель времени – следит за соблюдением регламента работы группы.
Правила работы в группе 1. Будь доброжелательным к товарищам. Помни, что вы делаете общее дело. 2. Чётко высказывай предлагаемый способ решения. 3. Умей слушать других. 3. Если не согласен с мнением других: НЕ КРИЧИ, НЕ ПЕРЕБИВАЙ. Пользуйся вежливыми фразами. 4. Если ты оказался не прав, извинись, признай свою ошибку, не упрямься. Не смейся над чужими ошибками. Помни, что ты можешь оказаться в таком же положении.
Объект 215