ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИГРЫ»










ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИГРЫ»

КЛУБА ИНТЕЛЕКТУАЛЬНЫХ ИГР «СОБЕСЕДНИК»,
разработана для детей 12-17 лет,
предусматривает 3-х летний курс обучения


















Гордичук Ольга Ивановна
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории










Баган 2014
Пояснительная записка.

Игра является основой работы клуба «Собеседник». Игра, как вид деятельности, представляет собой уникальный феномен действительности. Её многоплановость и функциональность вызывает глубокий интерес в различных областях знаний – философии, этнографии, искусствоведении, психологии. Для ребёнка игра может выступать, как средство саморазвития, самореализации, саморегуляции, стрессового контроля.
Игра способствует раскрытию различных сторон личности, сплочению коллектива, является стимулом неигровых видов деятельности, таких как учёба, труд и т.д. Используя такие игровые формы, как обучающие игры, игровой тренинг, личностно-диагностические игры, социально-ориентационные игры, можно широко вовлекать в игровую деятельность ребят, как младшего, так и старшего дошкольного возраста. Особое внимание программа уделяет развитию в играх интеллектуальных характеристик личности: памяти, внимания, способности к релаксации и коммуникативности, эрудиции и логики.
Набор в группы объединения осуществляется на добровольной основе из ребят, занимавшихся по программе «Эрудит юниор» либо из учащихся 7-8 классов средней общеобразовательной школы. Состав группы определяется форматом игровой интеллектуальной команды: 5-6 учащихся – составляют законченный коллектив с постоянным составом. Но в первые годы обучения, когда производится отбор наиболее перспективных в этом направлении ребят, возможен состав из 8-10 учащихся. Часть их, не вошедшая в командный коллектив по разным причинам, переходит в запасной состав либо выбывает.
Программа рассчитана на учащихся средних и старших классов, имеющих склонность к интеллектуальным занятиям и достаточный уровень усвоения общеобразовательных программ по истории, географии, литературе и др. областям знаний. Реализация программы создаёт необходимые условия для развития умственных способностей учащихся, их свободного самовыражения и творчества.

Цель программы.

Создание условий для интеллектуального развития и становления личности воспитанников.

Дидактические задачи.

1. Познакомить ребят с различными интеллектуальными играми, способами тренировки памяти, внимания, интеллектуальными играми и занятиями различных времен и народов.
2. Научить ведению, созданию и использованию интеллектуальных игр.
3. Способствовать развитию речевых навыков:
- умение правильно формулировать и излагать свои мысли,
- отстаивать свою точку зрения,
- находить аргументы и контраргументы в диалогах и спорах,
4. Развивать умение логически мыслить и решать различные проблемы и задачи.
5. Пополнить знания ребёнка более широкими и углубленными сведениями из различных областей знаний, искусства, философии, краеведения.

Воспитательные задачи.

1. Создать для ребёнка интеллектуальную развивающую среду, способствующую всестороннему развитию его личности.
2. Сформировать у ребёнка потребность к пополнению своего кругозора новой информацией.
3. Развитие коммуникативных навыков.
4. Стимулировать субъективное осмысление каждым ребёнком реальной действительности и своей сопричастности с окружающим миром.
5. Организовать коллективную творческую деятельность на основе взаимной поддержки, дружелюбия, умения договариваться и находить общий язык и интересы.
6. Стимулировать развитие рефлексивных способностей детей, их отношение к себе, как к субъекту общества.
Направление работы клуба:
проведение и подготовка различных игровых программ;
разработка новых интеллектуальных программ;
развитие общего интеллектуального уровня ребят в процессе занятий;
организация содержательного досуга и общения ребят;
- осуществление связи с интеллектуальными объединениями в школах района и области;
участие в областных и районных состязаний интеллектуалов.
Формы организации учебно-воспитательного процесса:
групповые;
коллективно-групповые (общие для 2-3 групп);
товарищеские встречи с командами других образовательных учреждений;
- районные и областные конкурсы интеллектуальных игр.
Основной проблемой в организации занятий клуба является такое их построение, которое было бы отлично от школьных занятий, позволяло бы ребятам отдохнуть, пообщаться, расширить кругозор по различным областям знаний, проявить себя. С этой целью широко используются всевозможные игры различного назначения , содержания , формы: это викторины , конкурсы, брейн-ринги , тесты , психологический тренинг, игры на общение , на развитие речи , мышления , памяти , внимания , логики , познавательно-обучающие игры и т.д. Особое внимание уделяется развитию речевых навыков, применяются упражнения по риторике, умению логически мыслить, аргументировано спорить, излагать свои мысли последовательно. Наряду с этим ведется тренинг на развитие всех видов памяти , на её объем и готовность. Часть занятий проводится в форме «заметок» - обмена познавательными сведениями , в котором участвуют и педагог и дети. Часть занятий проводится в форме подготовки к играм, анализа игровых программ. Есть также занятия - отдых - это клубные дни, дни именинников. В их программах сочетаются как познавательные ,так и коммуникативные цели , масса других сопутствующих мотивов.

Показатели качества выполнения программы.
Воспитанники клуба должны знать:
различные виды интеллектуальных игр, процесс их создания, игры различных народов, времён;
дополнительные сведения по различным областям знаний и учебных дисциплин.
некоторые способы и методы тренировки памяти и внимания.
Воспитанники должны уметь:
готовить, разрабатывать и вести игровые программы;
подбирать интересный и необычный материал к играм, составлять вопросы к играм, викторинам, конкурсам;
правильно ориентироваться в обширном объеме спец. литературы, чтобы находить ответы на поставленные вопросы;
организовывать интересный и полезный досуг;
играть в различные виды игр: интеллектуальные, коммуникативные, логические, математические, со словами и буквами;
анализировать игровые программы и свои творческие работы;
правильно строить свою мысль в выступлении, грамотно спорить, находить истину, убеждать;
- оформлять различные игры, головоломки, задачи.
Механизм оценки уровня освоения программы
Включает в себя упорядоченную последовательную систему индивидуального рейтинга каждого учащегося, который складывается из следующих составляющих:
1 .Успешность выступления команды, в состав которой он входит (на клубных, районных, товарищеских и областных состязаниях)
2.Качество и количество представленных вопросов или игровых программ (оценивается коллективным способом)
З.Успешность в роли ведущего (организатора, ассистента, эксперта, члена жюри) игровых программ
4.Результативность участия в конкурсах на индивидуальное первенство («Интеллект десятка года», заочные конкурсы эрудитов, чемпионаты по логическим играм)
5.Результаты тестирования характеристик интеллекта (памяти, внимания, логики, эрудиции, скорости мыслительных реакций, коэффициента интеллектуальности)
Часть этих составляющих имеют эквивалент в баллах и заносятся в журнал занятий.
Результаты рейтинга доступны только педагогу. Часть этих результатов оглашается при необходимости отбора в сборную команду лучших игроков клуба.
* К концу первого года учащиеся должны знать:
правила ряда логических игр (рендзю, пексесо, болотуду, реверси);
правила телевизионных игр;
правила малых форм интеллектуальных игр.

Уметь:
разгадывать загадки, ребусы, кроссворды, шарады, анаграммы, палиндромы;
решать магические квадраты, задачи на смекалку;
составлять слова из набора букв;
отвечать на вопросы викторин, опросников;
пользоваться литературой в подготовке к игровым программам, запоминать и воспроизводить информацию.
* К концу второго года учащиеся должны знать:
историю интеллектуальных игр («Что? Где? Когда?», логические игры народов мира);
правила игр («Счастливый случай», «Наобу», «Синегальские шашки» и т.д.);
информацию к разделам «Древний мир», «Изобретения и открытия», «Живая природа», «Русский фольклор» и т.д.
Уметь:
подбирать материал к простейшим игровым программам;
составлять различные вопросы, кроссворды, ребусы;
разрабатывать простейшие интеллектуальные программы;
самостоятельно готовиться к интеллектуальным играм.

* К концу третьего года учащиеся должны знать:
классификацию интеллектуальных игр;
принципы и алгоритмы построения вопросов;
методики составления и требования к игровым программам;
информацию к программным играм.
Уметь:
проводить несложные тестовые программы для оценки своих способностей и оценки своих товарищей;
выполнять упражнения для развития характеристик интеллекта в форме мини-игр;
участвовать в разработке обще клубных и районных игровых программ;
разрабатывать сценарии игр, системы оценки участия в играх;
изготавливать реквизит;
участвовать в игровых программах в роли игроков, судей, экспертов.

* К концу 4 года обучения учащиеся должны знать:
запланированную программой информацию о истории, литературе, физике, географии, биологии (в учебном объеме школьных программ 10-11 классов, но с углублением);
правила проведения игровых программ, углубленные требования к составлению игровых программ, оценки качества игровых программ.
Уметь:
составлять всевозможные интеллектуально-игровые программы с применением современных технологий;
вести игровые программы;
пользоваться справочной литературой, самостоятельно отбирать необходимый материал к играм.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п



Темы






1 г. об.
2 г. об.
3 г. об.



т.
п.
т.
п.
т.
п.

1.
Введение в программу.

1
1
1
1
1
1

2.
Теория интеллектуальных игр.
5
0
10
0
10
0

3.
Малые формы интеллектуальных игр.
5
20
10
20
10
20

4.
Игры на развитие интеллекта и его составляющих.
5
20
10
30
10
30


5.
Игры на расширение и углубление объема информации.
15
55
35
70
30
75

6.
Психологический тренинг, тестирование.
4
16
5
15
4
15

7.
Досуговые программы.
-
10
-
10
-
10





8.
Практические занятия, самостоятельная и творческая работа учащихся:
разработка игровых программ;
подготовка к участию в игровых программах;
подготовка и проведение игровых программ.
12


4

4

4
35


13

20

12
12


4

4

4
45


13

16

16
7


6

2

2
50


14

16

10

ИТОГО:



47
157
82
190
90
182


204
272
272


Количество часов, отведенное на тот или иной вид деятельности, является приблизительным и может изменяться согласно годовому плану деятельности.

Недельная нагрузка:
1 г. (7 кл.) -6 ч.
2 г. (8 кл.) -8 ч.
3 г. (9 кл.) -8 ч.












СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 год обучения
Введение в программу предполагает знакомство учащихся с программой , годовым планом игр , новыми целями и задачами.
Теория интеллектуальных игр для начинающих занятия в клубе занимает небольшой объем в силу особенностей психологического и эмоционального восприятия ребят среднего школьного возраста. Учащиеся получают сведения о ряде интеллектуально-логических игр разных времен и народов (в основном правила), знакомятся с рядом телевизионных интеллектуальных игр («Звездный час», «Брейн-ринг», «Счастливый случай»), осваивают правила традиционных интеллектуальных игр - викторин, конкурсов, шарад и т.д.
Малые формы интеллектуальных игр: занятия представляют собой знакомство и выполнение различных упражнений, развивающих характеристики интеллекта в несложных игровых формах (загадки, палиндромы, дуплеты, шарады, ребусы и т.д.), что позволяет уже с первых занятий привить интерес к знаниям, учитывая постоянное желание ребенка играть.
Психологический тренинг, тестирование - наиболее приемлемая форма для снятия напряжения, релаксации. Для первого года эти упражнения проводятся с элементами подвижных игр и направлены не только на отдых, но и на сплочение команд, на тренировку коммуникативных навыков: «Термометр», «Путешествие», «Цветоскоп» и др. Тестирование в основном не сложное, в форме игр, шуток, хотя и предполагающее выявление уровня развития интеллекта, эрудиции, черт характера: «Сова и жаворонок», «Ты не верблюд?», «Знакомство».
Игры на развитие различных характеристик интеллекта: всех видов памяти, внимания, быстроты реакции, логического и ассоциативного мышления также предполагают большее количество игровых моментов в сравнении с последующими годами обучения, разнообразие и частую смену форм упражнений, их сравнительно небольшую длительность: «Кто быстрее», «Вопрошайка», «Сходство-различие», «Сообщение по алгоритму».
Игры на углубление и расширение информации планируются с опорой на уже имеющиеся знания, на углубление учебного материала, школьных программ по различным учебным дисциплинам (география, литература, история). Для первого года игры по разделам: «История древнего мира», «Физическая география», «Природоведение» и т.д. Темы игр: «Листопад», «Открытый мир», «Говорим по-русски» и т.д.
Досуговые программы также в большей степени состоят из элементов коммуникативных, сплочающих игр, предполагающих большую подвижность и эмоциональность учащихся. Например: «Поиск клада», «Веселые испытания».
Подготовка и проведение игровых программ в первый год обучения занимает минимальный объем времени. В основном ребята готовятся к клубным и районным интеллектуальным играм, согласно учебного и воспитательного плана, учатся работать со справочным материалом, запоминать и воспроизводить обширный объем информации.



2 год обучения
В целом является переходным от младшего клубного возраста к старшему. Увеличивается почасовая нагрузка на ребят, появляются новые виды деятельности, предполагающие большую самостоятельность учащихся, большую теоретическую и практическую нагрузку.
Теория интеллектуальных игр - увеличивается объем информации, кроме новых игр учащиеся знакомятся с формами построения вопросов, историей интеллектуальных игр: «Дуплеты», «Пексесо», «Шахматы», «Рендзю», «Кроссворд».
Малые формы интеллектуальных игр – по-прежнему, широко используются на занятиях группы, так как являются универсальными для развития интеллекта ребят. Подвижные игры постепенно вытесняются играми с большим упором на логическое мышление, словарный запас, эрудицию: «Да-нетки», «Лже-загадки», «Наборщик», «Эрудит-лото».
Психологический тренинг, тестирование - в этом году делает упор на развитие а
ссоциативного мышления, релаксацию, на акцентирование определенных черт личности (уверенность, настойчивость, уравновешенность и т.д.), что предполагает использование ролевых игр: «Я-хозяин», «Мафия», «Слепец и поводырь», «Обвинители и защитники»; тестов на определение психологического типа, упражнений на снятие напряжения: «Психологический тип» (по Айзенку), «Игрушки», «Релаксация».
Игры на развитие различных характеристик интеллекта - становятся более сложными, но по-прежнему, с большим количеством иллюстративного манипулятивного учебного материала: «Корректура», «Путанка», «Опечатка», «Поиск звеньев».
Игры на углубление и расширение информации - увеличивается общий объем игр в программе на год, информация привязана к школьной программе, но с большим углублением. При подготовке к таким играм учитель по-прежнему играет большую роль в отборе и закреплении информационного материала, но часть его ребята осваивают самостоятельно, темы игр дополняются в связи с календарными датами: «Три поля Отечественной славы», «Зоомозаика», «Какого цвета радуга?», «Москва».
Досуговые программы в основном не отличаются по построению от первого года обучения. Разница лишь в степени участия ребят в подготовке этих мероприятий. Большую часть этих мероприятий составляют игры коммуникативно-лингвистического направления: «Желание», «За что мы любим»; игры для активного отдыха: «Тактильный телеграф», «Групповой рассказ» и т.д.
Разработка игровых программ - в этом году учащиеся составляют блоки вопросов к играм серии «Брейн-ринг», принимают участие в подготовке игр на досуговые программы «День именинника», «Новогодний калейдоскоп» и др., привлекаются к изготовлению игрового реквизита.

3 год обучения
Теория интеллектуальных игр учащиеся знакомятся с классификацией интеллектуальных игр, принципами и алгоритмами построения вопросов. Осваивают правила более сложных и интеллектуально-логических игр разных времен и народов: «Силлогизмы», «Болотуду», «Сиджа», «Сканворд» и т.д.; знакомятся с методиками составления игровых программ.
Малые формы интеллектуальных игр - увеличивается объем упражнений в форме мини-игр, они носят в основном релаксирующий характер: «Миш-маш», «Магический квадрат», «Загаданное слово».
Психологический тренинг, тестирование - чаще используются игры носящие эмоциональную наполненность, тестирование психологических состояний, характерных для подросткового возраста: «Пиктограмма» , «Чувствование» , «Журналисты», «Перевоплощение», «Здравствуйте»; тесты, позволяющие более вдумчиво и глубоко оценивать свои способности, чувства, цели и действия: «Я-лидер», «Будущий бизнесмен», «Счастье».
Игры на развитие интеллекта и его составляющих - усложняются задачи, предполагается больший запас знаний, более высокий уровень памяти, внимания и других характеристик интеллекта: «Муха», «Калейдоскоп», особенное внимание уделяется играм на формирование речевых навыков: «Домино», «Формулирование определений».
Игры на расширение и углубление объема информации - от расширения и углубления знаний, получаемых в школе, ребята постепенно переходят к новым для себя областям и разделам знаний: «Выдающиеся личности», «Оружие», «Театр», «Классическая и современная музыка», «Философия» и т.д. Темы игр: «Герои чести и меча», «Оружейная палата», «Рок-урок», «Лабиринт». Больше времени отводится на самостоятельную работу с литературой.
Досуговые программы имеют всё большую направленность на использование коммуникативно-лингвистических, ролевых игр: «Фанты», «ары», «Чрезвычайная ситуация».
Практические занятия - ребята активно привлекаются к разработке игровых программ, подготовке и проведению клубных и общественных мероприятий. Подготовка программ ведется по всем направлениям: разработка сценария, информационное содержание, изготовление игрового реквизита, оформление игры, разработка системы оценки участия, музыкальное оформление, ведение игровых программ в роли экспертов, судей и т.д.

4 год обучения
Сохраняется та же тенденция, что и на третьем году обучения, остаются те же разделы, сохраняется тот же объем времени. Изменяется лишь содержание и формы проведения занятий. Планирование учебных занятий по всем направлениям и видам деятельности направлено не столько на усложнение и увеличение объема учебного материала, сколько на постепенное количественное накопление новой информации, закрепление и совершенствование уже полученных навыков умственного труда.
1. Теория интеллектуальных игр продолжается более углубленное знакомство с технологией создания и вариантами построения интеллектуальных игр. Учащиеся знакомятся с более сложными интеллектуально-логическими играми: «Реверси», «Мельница», «Логические игры Льюиса Керрола», «Японские кроссворды».
Малые формы интеллектуальных игр по-прежнему присутствуют на занятиях в виде разминки перед серьезной темой или игрой: «Ребусы», «Дуплеты», «Обратное слово» и т.д.
Психологический тренинг тестирование. Учащиеся привлекаются к составлению и апробированию психологических и интеллектуальных тестов на своих товарищах, проводится тестирование на профориентацию. Психологические игры, позволяющие проявить свои чувства, проанализировать их: «Красное - черное», «Катастрофа», «Могу ли представить?» и т.д.
Игры на развитие интеллекта и его составляющих - ставятся более сложные по форме и объему задачи, развивающие память, внимание, ассоциативное мышление, речь: «Разведчик», «Тахистоскоп», «Ассоциация», «Сокращение рассказа», «Перечень возможных причин».
Игры на расширение и углубление объема информации проводятся по разделам, не изучаемым в школе: «Олимпийское движение», «Искусство возрождения», «Выдающиеся личности в истории России», «Современный мир». Темы игр: «Река времени», «Парадокс», «Триумф XX века», «Китайская стена», «След» и т.д.
По-прежнему подготовка к играм предполагает полную самостоятельность.
Досуговые программы традиционны для клуба, их характер отличается совмещением интеллектуальных, коммуникативных, ролевых и других видов игр с празднованием определенных поводов (День рождения, Новый год, 8 марта и т.д.). Темы программ: «Марафон для именинников», «Под ёлочкой», «О, женщина!», «Школа выживания» и т.д.
Практические занятия - ребята разрабатывают внутриклубные досуговые и интеллектуальные программы, готовят и проводят игры с группами 1 -2 года обучения, с родителями, с одноклассниками. Участвуют в районных конкурсах интеллектуальных программ. Готовят материал к разделам: «Своя игра», «Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?», «Викторины» и т.д.






























МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Методические принципы работы:

самоуправление, как способ организации образовательного процесса,
самоопределение ребёнка в выборе видов, целей и содержания деятельности,
осознанность целей деятельности ребёнка как субъекта собственного развития,
единство учебно-воспитательного процесса и образа жизни, традиций объединения,
восхождение от простого к сложному на разных годах занятий, преемственность и последовательность содержания занятий,
разнообразие форм и методов работы, тем и областей знаний для игр, чередование направлений в тренировке различных характеристик интеллекта.
Научно - методические основы работы интеллектуального клуба.
1. Гуманистическая педагогика утверждает, что главная цель человеческой жизни - самоосуществление, само актуализация. Этот процесс вбирает в себя:
самопроектирование,
самооценку,
саморазвитие,
- самопознание и др.
Существуют разные подходы к проблеме самоактуализации. Опыт показывает, что наиболее педагогически продуктивный путь - это использование внутренних резервов, ресурсов растущей личности. Исходя из того, что каждый индивид наделён внутренними источниками активности, заложенными природой в задатках, в склонностях, в способностях и т.д. Некоторые из них функционируют с момента рождения, другие обнаруживают себя лишь с возрастом, третьи - в определённых социально-психологических условиях. В этой программе обозначено стремление следовать, как раз последнему из указанных условий, создавая образовательное пространство для личного развития ребят. Научная база данной программы - теория потребности - мотивационной основы личного роста ребят. В качестве средства воспитания использованы навыки интеллектуальных занятий.

2. Базовые потребности формирования интереса к интеллектуальным занятиям у ребят.
Отечественной и мировой психологией признано, что источником активности являются потребности. Базовыми, личностнообразующими потребностями школьника, ведущими к саморазвитию, являются:
потребность в творческой деятельности,
в достижении определенного социального статуса,
в поиске смысла жизни,
потребность быть личностью и др.
Деятельность, и в частности игровая, интеллектуальная - это условие, основа и средство развития потребностей. В деятельности личность себя реализует. Подобрать такую деятельность, где растущая личность может реализовать себя - сверхзадача педагога. Подобрать правильно деятельность - значит, обеспечить растущей личности перспективу ее роста.

3. Клуб интеллектуальных игр, как организационная форма работы со школьниками.
Форма организации нашей работы - клуб интеллектуальных игр.
Клубная форма наиболее распространена в современной мировой практике. Как известно, клуб - это объединение по интересам, где каждый может реализовать себя в избранной плоскости деятельности. Здесь нет насилия. Здесь - образовательно-развивающее пространство, избранное личностью добровольно. Интеллектуальный клуб ориентирован на социоинтеллектуальную адаптацию ребят. Специфика воспитательно-образовательных возможностей клуба состоит в том, что члены клуба могут испытывать свои интеллектуальные способности, эрудицию во время подготовки, проведения и участие в играх. Здесь есть реальная возможность заниматься различными личностно - развивающими видами деятельности:
познавательной,
эстетической,
общением,
риторикой и т.д.
Основное педагогическое требование организации нашей деятельности в клубе - разнообразие. При этом формы интеллектуального досуга подбираются так, чтобы постоянно поддерживался интерес ребят к интеллектуальному труду, чтобы комплексно развивались все стороны личности и интеллекта.

Методическое обеспечение программы.

1. Методические разработки интеллектуальных программ, сценарии игр (заложенных в программу).
2. Дидактический материал по разделам «Тесты», «Ребусы», «Конкурсы», «Занимательные задачи и головоломки», «Викторины», «Кроссовки», «Кроссворды», «Сценарии», «Загадки, скороговорки», «Заметки», «Интеллектуальные игры», «Банк вопросов», «Игры, общение, отдых», «Новый год», «КВН», «Споры», «Своя игра».
3. Реквизит к игровой программе:
- игровые снаряды, игровой стол, табло, фишки, барабан, гонг, светосигналы, дартс.
4. Технические средства: магнитофон, диапроектор, слайды, аудиокассеты, экран.
Набор брошюр из серии «АМКИР», периодические издания: «Веселый затейник», «Сканворд», «Молодость Сибири», «Абажур», «Игротека», «ГЕО», «Вокруг света», «Всемирный следопыт».
Настольные игры: «Лото», «Пексесо», «Домино», «Карты», шахматы, шашки, «Финансист», «Детектив» и т.д.

Дополнительная образовательная программа «Элита клуба» для старшеклассников.
Дополнительная образовательная программа «Эрудит юниор» для младших школьников.
Дополнительная образовательная программа «Магистр игры» для творческой группы.



Система занятий в клубе «Собеседник»
Обучение в обьединении клуб интеллектуальных игр «Собеседник»проходит по 3хступенчатой системе состоящей из 3хпрограмм-ступеней:
-1ступень:-программа «Эрудит-юниор»-двухгодичная для учащихся 11-12лет(5-6кл основной школы)
Недельная нагрузка:-1год-4часа
-2год-6часов
-2ступень:-программа «Интеллектуальные игры»-трёхгодичная для учащихся 13-16лет(7-9кл основной школы)
Недельная нагрузка:-1(3)год-6-8часов
-2(4)год-8часов
-3(5)год-8часов
-3ступень:-программа «Элита клуба»-двухгодичная для учащихся 17-18лет(10-11кл основной школы)
Недельная нагрузка:-1(6)год-8часов
-2(7)год-4часа
Для ребят увлечённых разработкой интеллектуальных игр разработана программа творческой группы «Магистр игры»-(возраст15-18лет).
Недельная нагрузка:-2часа

Литература:

Аникеева Н.П. Личность и игра: от начальной школы до выпускного класса. - Новосибирск, 1994.
Аникеева Н.П. Воспитание игрой. – Новосибирск, 1994.
Афанасьев А.С. Юшкова А.Г. Путь к совершенствованию. - 2001.
Былеев Л., Табарко В. Игра? Игра! – М.: «Просвещение», 1989.
Ворошилов Р. Феномен игры. – М.: «Россия», 1988
5. Концепция воспитания школьников в современных условиях. - М.: Российская академия образования, 1998.
6.Кэролл Л. Логическая игра. - М.: «Наука», 1992.
Павлова Л.Г. Спор. Дискуссия. Полемика. - М.: «Просвещение». 1990.
Паничев Ю. Интеллектуальные игры: вопросы их классификации и разработки. - «Воспитание школьников» №2.2002.
Петрусинский В.В. Игры: обучение, труд, досуг. - М.: «Новая школа», 1994.
10.Тетерский С. Современные требования и программам и учебным планам. – М., 2003.
11.Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. - М.: «Просвещение», 1986.
12.Фирсова Л.М. Игры и развлечения. - М.: «Молодая гвардия», 1989.
14.Яновская М.Г. Интеллектуальные игры для старшеклассников. - М.: ООО «Издательство АСТ», 1997.
Яновская М.Г. Творческая игра в воспитании школьников. - М.: «Просвещение»,1984.
Документы по ФГОС.
Нормативные акты.



Литература, рекомендуемая для учащихся.

Энциклопедия «Я познаю мир» - М., 2000-2011 г.
Большой энциклопедический словарь школьника – Научное издательство Большая Российская энциклопедия.
Энциклопедия для детей – М.: «Аванта+», 1993 – 2010 г.
Большая российская энциклопедия – М.: «Большая российская энциклопедия» 2007.
Журналы.

«ГЕО».
«Вокруг света».
«Всемирный следопыт».
«Игра».
«Весёлый затейник».
«Игротека».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Занимаясь в клубе, играя, ребята готовят себя к жизни в профессиональной деятельности, в семье, в обществе, совершенствуют навыки общения, расширяют кругозор по различным учебным и научным дисциплинам. В процессе работы над игровыми программами, ребята обучаются системе самообразования, получают навыки составления и ведения различных игр, идет формирование стойкого познавательного интереса, развивается потребность в интеллектуальной деятельности.








































Приложение №1
ПЛАН
мероприятий интеллектуального направления
Баганского Дома детского творчества
на 2003-2004 год.

Осенняя серия «Брейн-ринг».
(для команд райцентра)
октябрь – «Санкт-Петербург» – 23.10.
ноябрь – «Москва» – 28.11.
декабрь – «Новогодний калейдоскоп» - 24.12.
Заочный районный конкурс «Вопрос знатокам» 15.10. – 15.01.
Чемпионат по логическому троеборью
(рендзю, болотуду, пексесо) – 13.03.
Весенняя серия интеллектуальных игр «Что? Где? Когда?» – 11.02.; 23.03; 09.04.
Районный смотр игровых программ и команд интеллектуального направления 13.05.
В программе смотра:
финальная игра «Школьная планета»;
конкурс игровых интеллектуальных программ;
конкурс «Интеллект – 10» года;
конкурс игровых команд;
конкурс ведущих игровых программ;


Зональный и областной уровень.

Областной турнир старшеклассников.
1 тур – 23.10. «Северная Пальмира»;
2 тур – 04.04. «Москва Златоглавая»;
3 тур – 29.04. «Столица Сибири».
Турнир эрудитов АМКИР (26.12.; 16.02.)

Клубные мероприятия.

«Вокруг ёлки» (досуговое мероприятие) – 26.12.
«День именинника» – 10.10.; 10.02.; 15.04.
«Здравствуй, лето!» (досуговое мероприятие) – 20.05.
Встреча с выпускниками клуба – 25.08.
Выезд на районный турслёт – 17.06.










Приложение №2
ПЛАН
мероприятий интеллектуального направления
Баганского Дома детского творчества
на 2004-2005 год.


1. Осенняя серия «Брейн-ринг».
(для команд райцентра)
сентябрь – «Общая эрудиция» – 26.09.
ноябрь – «Изобретения и открытия» – 19.11.
декабрь – «Живая природа» – 10.12.
Районная встреча интеллектуальных команд – 25.10.:
интеллектуальная игра – «От Афин к Афинам»;
конкурс «Интеллект – 10» года.
1 тур IV Областного интеллектуального турнира старшеклассников «Мгновения Победы», посвященного 60-летию ВОВ – ноябрь – декабрь.
Чемпионат по логическому троеборью
(рендзю, болотуду, пексесо) – 20.01.
2 тур IV Областного интеллектуального турнира старшеклассников «Мгновения Победы», посвященного 60-летию ВОВ – январь – апрель.
1 тур Областного открытого турнира старшеклассников игрового сезона 2004-2005 года АМКИР – декабрь.
2 тур Областного открытого турнира старшеклассников игрового сезона 2004-2005 года АМКИР – январь.
Районный заочный конкурс игровых программ, посвященный юбилею Победы в ВОВ – 15.02 – 15.03.
Весенняя серия «Что? Где? Когда?» - апрель – май.
3 тур Областного открытого турнира старшеклассников игрового сезона 2004-2005 года АМКИР – март – апрель.
Конкурс интеллектуальных команд (в течение года) – до 20.05.
3 тур IV Областного интеллектуального турнира старшеклассников «Мгновения Победы», посвященного 60-летию ВОВ – май.

Клубные мероприятия.

«Новогодний серпантин» (досуговое мероприятие) – 26.12.
«День именинника» – 10.10.; 10.02.; 15.04.
«Здравствуй, лето!» (досуговое мероприятие) – 20.05.
Встреча с выпускниками клуба – 25.02.
Выезд на районный турслёт – 20.06.







Приложение №3
ПЛАН
мероприятий интеллектуального направления
Баганского Дома детского творчества
на 2005-2006 год.

1. Осенняя серия «Брейн-ринг».
(для команд райцентра)
сентябрь – «Вокруг света» – 18.09.
ноябрь – «Библиотека школьника» – 09.11.
декабрь – «Древний мир» – 10.12.
2. Районный смотр интеллектуальных игр и команд – 14.10.
демонстрация игровых программ, победивших в районном конкурсе, посвященном 60-летию Победы в ВОВ;
конкурс «Интеллект – 10» года;
конкурс игровых команд.
3. 1 тур Областного открытого турнира старшеклассников АМКИР – декабрь.
4. 2 тур Областного открытого турнира старшеклассников АМКИР – январь.
5. Чемпионат по логическому троеборью
(рендзю, болотуду, пексесо) – 24.01.
Заочный конкурс интеллектуальных игровых программ «Сканворд» – февраль – март.
3 тур Областного открытого турнира старшеклассников АМКИР – февраль.
VI Областной интеллектуальный турнир старшеклассников «Мировая сокровищница», посвященный Третьяковской галерее:
1 тур – октябрь, ноябрь, декабрь;
2 тур – апрель;
3 тур – май.
Районный молодежный турнир «Что? Где? Когда?».

Клубные мероприятия.

«Новогодний калейдоскоп» (досуговое мероприятие) – 28.12.
«День именинника» – 10.10.; 10.02.; 15.04.
«Здравствуй, лето!» (досуговое мероприятие) – 20.05.
Встреча с выпускниками клуба – 20.02.
Выезд на районный турслёт – 20.06.











Приложение №4
ПЛАН
мероприятий интеллектуального направления
Баганского Дома детского творчества
на 2006-2007 год.

1. Дружеская встреча с интеллектуальными командами периферийных школ – 18-20.08.
2. Осенняя серия «Брейн-ринг».
(для команд райцентра)
сентябрь – «Времена года» – 22.09.
ноябрь – «Игры, игры, игры» – 17.11.
декабрь – «Народные праздники» – 15.12.
3. Районный смотр интеллектуальных игр и команд – 20.10.
награждение игровых программ, победивших в районном конкурсе «Сканворд»;
конкурс «Интеллект – 10» года;
Интеллектуальная игра «Магия слова».
4. Областной открытый турнир старшеклассников АМКИР – декабрь, январь, февраль, март.
5.VI Областной интеллектуальный турнир старшеклассников:
1 тур – ноябрь, декабрь;
2 тур – февраль, март;
3 тур – апрель, май.
6. Чемпионат по логическому троеборью
(рендзю, болотуду, пексесо) – 26.01.
7.Заочный конкурс «Интеллект будущего» – 20 февраля – 20 марта.
8.Районная интеллектуальная игра «Старт» - 20 апреля.
Всероссийский игровой конкурс «Золотое руно» - февраль.

Клубные мероприятия.

«Новогодний калейдоскоп» (досуговое мероприятие) – 28.12.
«День именинника» – 10.10.; 10.02.; 15.04.
«Здравствуй, лето!» (досуговое мероприятие) – 20.05.
Встреча с выпускниками клуба – 20.02.
Выезд на районный турслёт – 20.06.


































Календарно – тематический план
год обучения
2012 – 2013 уч.г.
Месяц
Тема
Часы
Дата

СЕНТЯБРЬ
Вводное занятие
Игры на общение и отдых
Интеллектуальная игра «Лабиринт»
Тест IQ
Заметки. Упражнения на тренировку памяти и внимания
Тестирование интеллектуальных характеристик
Игра «Фортуна»
Подготовка к игре Брейн – ринг»
Подготовка к игре «Брейн – ринг»
Брейн – ринг «Осенний марафон»
Настольные логические игры
Досуговая программа «Интеллектуалы, вперед!»
2
2
3
3
2
3
3
2
3
3
2
3


ОКТЯБРЬ
Игра «Журналисты»
Игры с буквами и словами
«Эрудит – лото» (интеллектуальная игра)
Интеллектуальная игра «Ералаш»
«Кроссовки», логические игры
Игра «Счастливый случай»
Подготовка к конкурсу
Подготовка к конкурсу
Районный конкурс «75 лет НСО»
Психологические упражнения (внимание, логика)
Упражнения на тренировку смекалки и эрудиции
Игры на общение и сплочение команды
3
2
3
3
2
3
3
2
3
3
2
3


НОЯБРЬ
Игра «Урок русского языка»
Настольные логические игры
Интеллектуальная игра «Рокировка»
Интеллектуальная игра «И пусть вам повезет»
Разработка блоков вопросов
«Заметки». Упражнение на тренировку внимания.
Подготовка к мероприятию
День именинника
Игра «Герои чести и меча»
Игра «Сто к одному»
Игра «Стратегия»
Психологические упражнения
3
2
3
3
2
3
3
2
3
3
2
3


ДЕКАБРЬ
Игра «Китайская стена»
Игра «От фонаря»
Игра «Тетрис»
Тест на эрудицию
«Заметки». Логические игры
Упражнения на тренировку памяти и внимания
По страницам АМКИР
Игра «Противостояние»
Игра «Планета знатоков»
Подготовка к досуговой программе
Новогодний калейдоскоп
Игра «Матрешки»
3
2
3
3
2
3
3
2
3
3
2
3


ЯНВАРЬ
Игра «Падение Бастилии»
Психологические игры
Упражнения на тренировку памяти
Игра «Библиотека»
«Кроссовки»
Разработка блоков вопросов
Игра «Интеллектуальная мозаика»
Подготовка к чемпионату
Подготовка к чемпионату
Чемпионат по логическому троеборью
Игры на математическую логику
Игры с буквами и словами
3
2
3
3
2
3
3
2
3
3
2
3


ФЕВРАЛЬ
Подготовка к конкурсу
Подготовка к конкурсу «Первенство Сибири»
Игра «Куликово поле»
Настольные логические игры
Психологические игры
Игра «Алтайская мозаика»
Разработка кроссвордов
Упражнения на тренировку внимания
Игра «Школа командиров»
Игра «Русский рок»
«Заметки». Игры с буквами и словами
Упражнения на эрудицию
3
2
3
3
2
3
3
2
3
3
2
3


МАРТ
Игра «Восхождение к Парнасу»
Игры на общение и отдых
Игра «Пять пятерок»
Игра «Этикет»
Игры на логику и смекалку
Упражнения на тренировку памяти и внимания
Интеллектуальная игра «Замок»
Математические игры
По страницам АМКИР
Игры с буквами и словами
«Своя игра»
Настольные логические игры
3
2
3
3
2
3
3
2
3
3
2
3


АПРЕЛЬ
Игра «Понемногу обо всем»
Упражнения на тренировку памяти и внимания
Интеллектуальная игра «Триумф XX века»
Работа над викторинами
Подготовка к игре
Подготовка к игре
Финальная игра для команд района
Словесные игры (буриме, шарады)
Составление сканвордов
День именинников. Досуговая программа
Игра «Сибириада»
Игра «Полиглот»
3
2
3
3
2
3
3
2
3
3
2
3


МАЙ
Тестирование IQ
Тестирование характеристик интеллекта
Игра «Победный залп»
Подготовка к игре
Игра «Что? Где? Когда?»
Игра «Место встречи»
Составление ребусов и крестословов
По страницам АМКИР
Игра «Все могут короли»
Подготовка программы
Досуговая программа «Навстречу лету!»
Логические игры
3
2
3
3
2
3
3
2
3
3
2
3



ИТОГО часов:
272












Календарно – тематический план
2(4)год обучения «Элита клуба»
2012 – 2013 уч.г.
Месяц
Тема
Часы
Дата

СЕНТЯБРЬ
Вводное занятие
Интеллектуальная игра «Спорт лото»
Игры на общение и отдых
Знакомство с теорией интеллектуальных игр
Упражнения по тренировке памяти и внимания
Тестирование интеллектуальных характеристик
Тест IQ
Подготовка к игре
Подготовка к игре
Брейн – ринг «Осенний марафон»
Интеллектуальная игра «Диагональ»
Досуговая программа «Интеллектуалы, вперед!»
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2


ОКТЯБРЬ
Игра «Экспансия»
«Кроссовки»Упражнения на тренировку логического мышления
Игра «Интеллектуальный хоккей»
Логические игры
Игра «Река времени»
Подготовка к конкурсу
Подготовка к конкурсу
Подготовка к конкурсу
Районный конкурс
«Заметки», тесты
Игра «Литературная гостиная»
Игры на смекалку и внимание
2
2

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2


НОЯБРЬ
«Заметки». Психологические упражнения
Игры с буквами и словами
Интеллектуальная игра «Парадокс»
Составление викторин
По страницам АМКИР
Упражнения на тренировку памяти и внимания
Подготовка к мероприятию
День именинника
Подготовка материала к игре
Игра «Сто к одному»
Настольные логические игры
Работа над заочными турами
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2


ДЕКАБРЬ
Игра «А при чем тут»
«Кроссовки». «Заметки»
Интеллектуальная игра «След»
Интеллектуальная игра «Москва»
Упражнения на тренировку памяти и внимания
Игра «Планета знатоков»
Упражнения на эрудицию
Психологические игры
Подготовка к досуговой программе
Подготовка к досуговой программе
Новогодний калейдоскоп
Логические игры
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2


ЯНВАРЬ
Игра «Красное – черное»
Дебаты
Игры на эрудицию
Игры на развитие речевых способностей
Игра «Каждому свое»
По страницам АМКИР
Логические настольные игры
Подготовка к чемпионату
Подготовка к чемпионату
Чемпионат по логическому троеборью
Игра «Восток дело тонкое»
Игра «Мы славяне»
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2


ФЕВРАЛЬ
Подготовка к конкурсу
Подготовка к конкурсу «Первенство Сибири»
Игра с буквами и словами
Игра «Олимпийцы»
Упражнения на тренировку памяти и внимания
Разработка блока вопросов
Игра «Городское рандеву»
Подготовка к игре
Игра «Непобедимая и легендарная»
Упражнения на эрудицию
Математические игры
Тест на эрудицию
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2


МАРТ
Разработка сканвордов и кроссвордов
Упражнения на тренировку памяти и внимания
Игра «Древний мир»
Упражнения на развитие эрудиции
Интеллектуальная игра «Что?Где?Когда?»
Игра «Интеллектуальный гольф»
«Своя игра»
Игры с буквами и словами
Игра «Бизнес – класс»
Психологические упражнения
По страницам АМКИР
Логические игры
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2


АПРЕЛЬ
Игра «Девять кругов»
Игра «Падение Бастилии»
Игры турнира «Хрустальная сова»
Игра «Гамлет»
Подготовка к игре
Подготовка к игре
Финальная игра для клубов района
Игра «С миру по нитке»
Подготовка к мероприятию
День именинника. Досуговая программа
Конструирование интеллектуальных игр
Игра «Ипподром»
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2


МАЙ
Тестирование IQ
Тестирование характеристик интеллекта
Игра «Победный залп»
Подготовка к игре
Игра «Что? Где? Когда?»
«Заметки». «Кроссовки»
По страницам АМКИР
Упражнения на тренировку памяти и внимания
Подготовка программы
Подготовка программы
Досуговая программа «Выпускник»
Логические игры
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2



ИТОГО:
136












Календарно – тематический план
год обучения
2007 – 2008 уч.г.

Месяц
Тема
Часы
Дата

СЕНТЯБРЬ
Вводное занятие
Технология создания интеллектуальных игр
Логические игры
Упражнения на тренировку памяти и внимания
Упражнения на эрудицию
Тестирование интеллектуальных характеристик
Тест IQ
Подготовка к игре
Подготовка к игре
Брейн – ринг «Осенний»
Подготовка программ
Досуговая программа «Интеллектуалы, вперед!»



ОКТЯБРЬ
По страницам АМКИР
Упражнения на тренировку памяти и внимания
Технология разработки вопросов к игре
Разработка блоков вопросов
Упражнения с буквами и словами
Подготовка конкурса
Подготовка конкурса
Подготовка конкурса
Районный конкурс
Психологические упражнения
Разработка кроссвордов
Игры и упражнения на эрудицию



НОЯБРЬ
Игра «Визави»
Игры с буквами и словами
Игра «Тетрис»
Разработка игр с буквами и словами
Упражнения на тренировку памяти и внимания
Подготовка к мероприятию
Подготовка к мероприятию
День именинника
Подготовка материалов
Игра «Сто к одному»
Настольные логические игры
Работа над заочными турами



ДЕКАБРЬ
Упражнения на тренировку памяти и внимания
Игра «Тайны следствия»
Игра «Восток дело тонкое»
Игры с буквами и словами
Подготовка досуговой программы
Подготовка досуговой программы
Подготовка досуговой программы
Новогодний калейдоскоп



ЯНВАРЬ
Тестирование на эрудицию
Интеллектуальная игра «Экспансия»
Логические игры
Игры на развитие речевых навыков
Игра «Мы – славяне»
Подготовка к чемпионату
Подготовка к чемпионату
Чемпионат по логическому троеборью



ФЕВРАЛЬ
Подготовка к конкурсу
Подготовка к конкурсу «Золотое Руно»
Игра «Овеянные славой герб, гимн и флаг»
Упражнения на тренировку памяти и внимания
Логические игры
Подготовка игры
Подготовка игры
Игра «Школа командиров»



МАРТ
Упражнения на тренировку памяти и внимания
Интеллектуальная игра «Тесей – дорога к трону»
Словесные интеллектуальные игры (дебаты, диспут)
Подготовка словесной игры
Подготовка словесной игры
Игра «Интеллектуальный гольф»
«Своя игра»
Игры с буквами и словами



АПРЕЛЬ
Разработка кроссвордов и сканвордов
Интеллектуальная игра «Герои своего времени»
Диспут «Современный человек»
Подготовка игры
Подготовка игры
Подготовка игры
Финальная игра для клубов района
День именинника. Досуговая программа



МАЙ
Тестирование IQ
Тестирование характеристик интеллекта
По страницам АМКИР
Подготовка игры
Игра «Что? Где? Когда?»
Упражнения на тренировку памяти и внимания
Психологические игры (релаксация)
Досуговая программа «Навстречу лету!»




ИТОГО:













13PAGE 14115


13PAGE 141315




Заголовок 115