Рабочая программа курса Интеллектуальные и логические игры (5 класс)

Пояснительная записка.

Программа разработана и рассчитана на учащихся 5 класса (детей 11-12 лет) и направлена на развитие их умственных способностей,расширение кругозора в различных областях знаний: истории, географии, литературе и других.
Цель программы - создание условий развития умственных способностей учащихся. Формирование устойчивого интереса к интеллектуальным и логическим играм, как к форме полноценного досуга
.
Дидактические задачи.

Познакомить ребят с различными интеллектуальными играми, способами тренировки памяти, внимания, интеллектуальными играми и занятиями различных времен и народов.
Способствовать развитию речевых навыков:
- умение правильно формулировать и излагать свои мысли,
- отстаивать свою точку зрения,
- находить аргументы и контраргументы в диалогах и спорах,
Развивать умение логически мыслить и решать различные проблемы и задачи.
Пополнить знания ребёнка более широкими и углубленными сведениями из различных областей знаний.

Воспитательные задачи.

Создать для ребёнка интеллектуальную развивающую среду, способствующую всестороннему развитию его личности.
Сформировать у ребёнка потребность к пополнению своего кругозора новой информацией.
Развитие коммуникативных навыков.
Стимулировать субъективное осмысление каждым ребёнком реальной действительности и своей сопричастности с окружающим миром.
Организовать коллективную творческую деятельность на основе взаимной поддержки, дружелюбия, умения договариваться и находить общий язык и интересы.
Стимулировать развитие рефлексивных способностей детей, их отношение к себе, как к субъекту общества.
Формы организации учебно-воспитательного процесса:
групповые;
пары

Занимаясь по данной программе, ребята развивают свои интеллектуальные способности, коммуникативные навыки, знакомятся с различными интеллектуальными упражнениями, формирующими и развивающими такие характеристики интеллекта, как память, внимание, эрудиция и т.д.
Основной особенностью обучения ребят 10 - 12 лет является использование интеллектуальных игр, предполагающих совмещение элементов умственной и физической активности, частую смену деятельности, большое количество упражнений и игр на развитие коммуникативных навыков, на сплочение коллектива. Обучающиеся по этой программе знакомятся с новыми формами интеллектуальных игр, а также осваивают уже известные им простые формы (загадки, ребусы и т.д.).

Показатели качества выполнения программы:
- повышенный интерес к интеллектуальным играм;
- знание правил и условий основных интеллектуальных игр;
- умение работать с литературой, находить ответы на интересующие вопросы;
- более широкий кругозор в областях знаний (география, литература, история);
- достаточно развитый словарный запас и другие характеристики интеллекта (определяется по системе тестов):
- умение играть в команде, сплоченность, дисциплина, уважение к товарищам.
Диагностика осуществляется по тестам на определение словарного запаса, эрудиции, объема памяти, коэффициента IQ.

Обучающиеся по этой программе:
должны знать:
- заложенную программой информацию исторического, географического, литературного и других направлений (более углубленного по сравнению со школьной программой);
- правила основных интеллектуальных игр.
должны уметь:
- работать с викторинами и тестами;
- пользоваться литературой для поиска ответов;
- применять полученные знания в игровых соревновательных ситуациях.









УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Темы







1
Введение в программу 1 ч.

2
Малые формы интеллектуальных игр 10 ч.

3
Игры на развитие интеллекта и его составляющих 8 ч.

4
Игры на расширение и углубление объема информации 8 ч.

5
Психологический тренинг, тестирование 8 ч.


Итого: 35 часов

Примечание: темы могут меняться, количество часов по темам может варьироваться.


Содержание программы по разделам:
Введение в программу.
Предполагает знакомство с понятием «интеллектуальные и логические игры» (в виде практических заданий и упражнений).
2. Малые формы интеллектуальных игр.
Занятия представляют собой знакомство и выполнение различных упражнений, развивающих характеристики интеллекта в несложных игровых формах (загадки, палиндромы, дуплеты, шарады, ребусы и т.д.), что позволяет уже с первых занятий привить интерес к знаниям, учитывая постоянное желание ребенка играть.
3.Психологический тренинг, тестирование - наиболее приемлемая форма для снятия напряжения, релаксации. Для первого года эти упражнения проводятся с элементами подвижных игр и направлены не только на отдых, но и на сплочение команд, на тренировку коммуникативных навыков: «Термометр», «Путешествие», «Цветоскоп» и др. Тестирование в основном не сложное, в форме игр, шуток, хотя и предполагающее выявление уровня развития интеллекта, эрудиции, черт характера: «Сова и жаворонок», «Ты не верблюд?», «Знакомство».
4.Игры на развитие различных характеристик интеллекта: всех видов памяти, внимания, быстроты реакции, логического и ассоциативного мышления также предполагают большее количество игровых моментов, разнообразие и частую смену форм упражнений, их сравнительно небольшую длительность: «Кто быстрее», «Вопрошайка», «Сходство-различие», «Сообщение по алгоритму».
5.Игры на углубление и расширение информации планируются с опорой на уже имеющиеся знания, на углубление учебного материала, школьных программ по различным учебным дисциплинам (география, литература, история). По разделам: «История древнего мира», «Физическая география», «Природоведение» и т.д. Темы игр: «Листопад», «Открытый мир» и т.п.








Методическое обеспечение программы.

1. Методические разработки и сценарии игр (заложенных в программу).
2. Дидактический материал по разделам «Тесты», «Ребусы», «Конкурсы», «Занимательные задачи и головоломки», «Викторины», «Кроссовки», «Кроссворды», «Загадки, скороговорки», « «Интеллектуальные игры», «Банк вопросов», «Игры, общение, отдых».
3.Набор брошюр из серии «АМКИР», периодические издания: «Веселый затейник», «Сканворд», «Абажур», «Игротека».
Настольные игры: «Лото», «Пексесо», «Домино»,, шахматы, шашки, и т.д.







15