Внеклассное мероприятие по химии «Химическая эстафета» 8 класс
Департамент образования г. Братска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 35»
Внеклассное мероприятие
по химии
«Химическая эстафета»
8 класс
Учитель химии
Луненок О. В.
2012г
Цель: повысить интерес обучающихся к изучению предмета, вызвать у них положительные эмоции, подвести к самостоятельным выводам и обобщениям, обогатить кругозор и интеллект учащихся дополнительными знаниями.
Ход мероприятия
Организационный момент.
Команды учащихся по 6 человек, болельщики. Каждой команде заранее сообщается общий круг вопросов, которые будут обсуждаться на этапах. Вопросы пишутся на отдельных листах и раскладываются по типу экзаменационных билетов на столах. На одной из стен прикрепляют белые полосы ватмана по числу команд. Для каждой команды готовят маршрутный лист, в котором указывают порядок прохождения этапов эстафеты. Маршруты составляют таким образом, чтобы конечным этапом было составление цепочки превращений.
Оборудование: Таблица Д. И. Менделеева, таблица растворимости, таблица с типами кристаллических решеток, портрет Д. И. Менделеева, справочники и учебники по химии.
Команда№1
№
Название этапа
Оценка
1
Имя в истории химии
2
Удивительные вещества и элементы. Блиц-вопросы
3
Кроссворд
4
«Чьих формул больше?»
5
Химические загадки
Команда№2
№
Название этапа
Оценка
1
Имя в истории химии
2
Химические загадки
3
Удивительные вещества и элементы. Блиц-вопросы
4
«Чьих формул больше?»
5
Кроссворд
В каждой команде после проведения конкурса (втайне от игроков) отмечается самый эрудированный участник команды. Для проведения эстафеты предлагаются несколько этапов.
I этап. Имя в истории химии
Этап проходит в форме аукциона. Максимальное количество баллов, которое может набрать команда,- 10, при условии, что по первой же подсказке называет имя ученого-химика. При использовании второй-9 баллов, и так далее до 0. Самую первую подсказку представители команды вытягивают сами. Последующие им называет учитель. При ответе обучающиеся поднимают руку, отвечают обе команды.
10баллов. Он родился 8 февраля в городе Тобольске в семье директора местной гимназии и был семнадцатым ребенком в семье.
9 баллов. Он с полным правом может считаться отцом химизации отечественной промышленности и сельского хозяйства. На основании детального изучения сырьевой топливной базы России он опубликовал ряд химико-экономических исследований и статей о необходимости подъема отечественной каменноугольной и нефтяной промышленности.
8 баллов. Работая в Германии, он провел свои замечательные исследования явлений капиллярности, расширения жидкостей и температуры «абсолютного кипения». Он впервые установил существование критической температуры кипения жидкостей, что оказало огромное влияние на последующее развитие представлений о газах и жидкостях.
7 баллов. Этот ученый проводил многочисленные исследования по сжимаемости газов, по сопротивлению жидкостей, изучал растворы, занимался метеорологией и вопросами воздухоплавания. В Связи с последними работами и желая исследовать верхние слои атмосферы, он в 1887 году один, без пилота, поднялся на воздушном шаре для наблюдения солнечного затмения.
6 баллов. Этот ученый принимал активное участие в издании «Энциклопедического словаря» Брокгауза и Эфрона, редактируя в нем химико-технический и промышленный разделы и выступая в качестве автора статей.
5 баллов. Демонстрация портрета.
4 балла. В 1865 году им была защищена диссертация на тему «О соединении спирта с водой».
3 балла. В своем труде «Основы химии» он впервые обобщил и систематизировал огромное число разрозненных химических фактов и наблюдений, заложив фундамент здания современной химической науки.
2 балла. Его знаменитый закон гласит: «Свойства элементов и их соединений находятся в периодической зависимости от атомной массы элементов».
1 балл. Демонстрация таблицы «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева».
II этап. Удивительные вещества и элементы. Блиц-вопросы
Команда старается ответить на максимальное количество вопросов за 1-2 минуты. Если ответ не известен команде, произносится слово «дальше» и читается следующий вопрос. За каждый правильный ответ присуждается 1 балл.
- Какой элемент самый распространенный во Вселенной? (водород);
Кто автор атомно-молекулярного учения? (М. В. Ломоносов);
Как называются соли угольной кислоты? (карбонаты);
Какой металл «болеет чумой»? (олово);
Как называется связь, возникающая между атомами? (ковалентная или атомная);
Каково значение постоянной Авогадро? (6*1023 моль-1);
Какой металл называют «летающим» (алюминий);
Какой металл обладает самой лучшей электро- и теплопроводностью? (золото);
Назовите формулу едкого натра (NaOH);
Какой цвет приобретает лакмус в щелочной среде? (синий);
Какой газ за его красно-бурый цвет называют «лисьим хвостом»? (бурый газ);
Какова атомная масса серы? (32);
Кто сформулировал периодический закон химических элементов? (Д. И. Менделеев);
Какой тип кристаллической решетки характерен для воды? (молекулярная);
Что стремились открыть древние алхимики? (философский камень);
Название какого элемента переводится с лат как «рождающий воду»?( водород-гидрогениум);
Какой газ обладает запахом тухлых яиц? (сероводород);
Какая кислота содержится в желудочном соке человека? (соляная);
Что такое царская водка? (конц азотная и соляная кислоты);
Какую кислоту называют «купоросное масло»? (серную);
Какой химический элемент назван в честь России? (рутений)
III этап. Химические загадки
Команды получают листок с загадками, на обдумывание дается 7-10 мин. За каждый правильный ответ 1 балл, всего 8 баллов. (см приложение)
Ответы: 1). кислород; 2). магний; 3). алюминий; 4). медь; 5).вода; 6). индикатор метилоранж; 7). хлор; 8). водород.
IV этап. Кроссворд
Команды получают кроссворд, в нем 10 слов. На отгадывание дается 5-7 мин. За каждое угаданное слово 1 балл, всего 10 баллов. (см приложение)
Ответы:1) молекула; 2) оксид; 3) основание; 4) осадок; 5) соль; 6) кислота; 7) натрий; 8) атом; 9) литий; 10) индикатор.
V этап. «Чьих формул больше»?
Задание. Напишите формулы следующих веществ: серная кислота, негашеная известь, поваренная соль, углекислый газ, соляная кислота, известняк, аммиак, уголь, сернистый газ, Алюминий, медный купорос, поташ, натриевая селитра, пирит.
Ответы: H2SO4, CaO, NaCl, CO2, HCl, CaCO3, NH3, C, SO2, Al, CuSO4* 5H2O, K2CO3, NaNO3, FeS.
Обучающиеся составляют формулы веществ, пользуются справочными материалами. За каждую правильную формулу получают 1 балл, всего 14 баллов.
Подведение итогов химической эстафеты
По окончанию последнего конкурса команды-участники отдают маршрутные листы жюри. В течении 3-5 мин проводится подведение итогов. В это время можно провести игру с болельщиками. Задаются вопросы, оставшиеся после блицконкурса. Отвечающий во время ответа должен поднять руку. За каждый правильный ответ вручается приз (календарь, ручка, карандаш и т.д.)
После проведения игры жюри оглашает итоги эстафеты. Награждается команда победитель.
15