Урок литературы на тему Нравственные проблемы рассказа В. П. Астафьева Конь с розовой гривой.Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы.

Урок литературы в 6 классе по произведению В.Астафьева «Конь с розовой гривой».
Тема урока: «Жизненные уроки героя»
Эпиграф:                            Сколько лет прошло! Сколько событий минуло!
                                            А я все не могу забыть бабушкиного пряника - того
                                             дивного коня с розовой гривой.  В.П. Астафьев.
        Ход урока:
Вступительное слово учителя.
Виктор Петрович Астафьев   - известный талантливый писатель, ушел из жизни совсем недавно. Это был очень честный, чуткий, требовательный к себе человек. Большинство произведений Астафьева автобиографичны,  почти все они о родине Виктора Петровича – Сибири, о далеком деревенском детстве. Родился он в Сибири, на Енисее, в селе Овсянка, там он жил и последние годы жизни.
Рассказ «Конь с розовой гривой» открывает добрый и светлый мир народной жизни, увиденный детскими глазами, показывает живой и наблюдательный детский характер. «Конь с розовой гривой», такой романтичный, сказочный образ, оказывается всего-навсего «пряником конем».
- Какова цель нашего сегодняшнего урока? ( Цель - проанализировать содержание рассказа и выяснить, какие  жизненные  уроки он несет.)
Беседа по вопросам.
Как вы думаете, где и когда происходит действие рассказа  «Конь с розовой гривой»?
(действие происходит в одной из деревень на берегу Енисея в первые годы после гражданской войны.)
Что это было за время? Как жилось людям?
(время было трудное, герой рассказа - сирота, у него мать утонула, жил он  с бабушкой, дедушка   приезжал с заимки время от времени; семья Левонтьевых жила очень бедно, было много детей, денег на всех не хватало, отец семейства много пил, пропивал деньги, да и работать не любил.)
Как автор при помощи текста показывает, что действие происходит в Сибири?
(автор использует сибирские диалектизмы)
С какой целью автор их использовал в тексте и не заменил другими словами?
          Увал – пологий холм.
          Туесок – берестяная корзина с крышкой.
          Заполошная – суетливая.
          Бадога – длинные поленья.
          Шаньга – булочка с творогом.
          Заимка – земельный участок, вдали от села.
          Поскотина – пастбище, выгон.
          Яр – крутой край оврага.
5.Почему пряник конем для рассказчика был желанным подарком?
6.Каким образом герой надеется осуществить свою мечту?
(он отправляется в лес за земляникой вместе с левонтьевскими ребятишками, чтобы «трудом своим заработать пряник».)
7.Найдите в тексте описание посуды левонтьевских  ребятишек и героя-рассказчика.
(соседские ребята несли бокалы с отбитыми краями, старые, наполовину изодранные на растопку берестяные туескиковшик без ручки)
   -   Битая  посуда не только признак бедности, а признак отношения к
       вещам, к труду вообще. Такие люди и сами не любят работать, и не ценят
       чужой труд. Напротив, в семье героя знают цену труду.
8.Как ведут себя по дороге за земляникой ребята?
(Левонтьевские орлы бросали друг в друга посудой, барахтались, раза два принимались драться, плакали, дразнились. По пути они заскочили в чей-то огород и, поскольку там ещё ничего не созрело, напластались луку-батуна,  наелись до зелёной слюны, а недоеденный побросали»
3. Групповая работа по тексту. (со слов «Тут все перестали пищать...» до слов «и в рот их, в рот»)
группа:  Прочитайте момент сбора ягод. Как противопоставлены герои в этом эпизоде?
группа: Какие глаголы употребляет автор в данном эпизоде? Как они характеризуют этих ребят?
        (со слов «Так интересно и весело провели мы весь день» до слов «прямо в этом туеске увезу»)
группа: Во что вовлекли левонтьевские  ребятишки нашего героя-рассказчика?
группа: Раскаивается ли наш герой в содеянном? Как он меняется в ходе своих размышлений?
 Почему бабушка все-таки купила «пряник конем» внуку, который её обманул?
         (бабушка верила в него, понимала, что он мучится и раскаивается в своих злодеяниях.  Милосердие, доброта и прощение сделали то, чего не сделало бы самое тяжкое наказание. Поэтому и пишет автор через много лет: «А я все не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой»)
4. Итог урока.
- Итак, к чему мы подошли к концу урока? Достигли ли мы поставленной в начале урока цели?
Какие жизненные уроки получил герой? Попробуйте их сформулировать.
1.Не  поддавайся чужому влиянию, можно совершить плохой поступок
2.Признайся в содеянном
3.Раскаяние приносит облегчение
4.Спешить делать добро
5.Надо быть милосердным всегда
6.Люби ближнего своего как самого себя


5. Заключительное слово учителя.
    - Этот рассказ о детстве – замечательной поре познания мира, первых столкновений с жизнью, временем, когда ты бываешь невозможно счастлив и безнадежно одинок. Есть такое выражение: «Все мы родом из детства». Оно подчёркивает, что детство очень важно в становлении характера, в формировании представлений о мире и людях. Это время согрето любовью и заботой родных людей, их бесконечным терпением и добротой,  поэтому и вспоминается как счастливая пора в жизни любого человека. А если оно пришлось на суровые, голодные годы? Но и тогда оно было прекрасным, потому и помнится.
6. Самооценка (листы самооценки на партах).
7. Домашнее задание. Напишите, пожалуйста, дома сочинение о поступке, который вы никогда больше не совершите.
15