Использование цифрового микроскопа на уроках биологии.


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВОГО МИКРОСКОПА НА УРОКАХ БИОЛОГИИ . КОЛОШВА О.Н. Муниц ипальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 47» г . Троицк, Челябинская область Т езисы. Основная цель современной школы – создание условий для самореализации личности и удовлетворения образовательных потребностей каждого ученика в соответствии с его наклонностям и, интересами и возможностями. Актуальность выбранной мною темы обусловлена необходимостью создания условий для самореализации личности и удовлетворения образовательных потребностей каждого ученика, развития коммуникативных способностей личности «информаци онного общества». Цель работы – исследование в лияния информационно - коммуникацион ных средств обучения, в частности цифрового микроскопа, на развитие познавательной самостоятельности учащихся при изучении биологии. Основные задачи данной работы:  Изучит ь ИКТ, их виды, цели применения и эффективность в образовательном процессе.  Разработать уроки и мероприятия с применением ИКТ (цифрового микроскопа).  Отследить и проанализировать эффективность применения ИКТ в учебно - воспитательном процессе.  Сделать выводы о внедрении информационных технологий, как способа самоорганизации труда и самообразования учителя и ученика. В настоящее время обучение ставит целью не только приобретение знаний и умений, но и обеспечение качественного процесса обучения, создание соответствующих условий для получения качественного результата в образовании. Современные технологии предназначены для реализации инновационных образовательных проектов в области естественных наук, а кабинет биологии является инновационным образовательным пространство м для одаренных учащихся, в котором использование информационных и педагогических технологий, позволяет формировать иннов ационное поведение, креативную созидательную деятельность учащихся. К таким инноваци онным информационно - коммуникацион ным сре дствам обуч ения на уроках биологии относится цифровой микроскоп. Использов ание цифрового микроскопа нацелено на : - повышение уровня мотивации и познав ательной активности обучающихся; - проведение лабораторных и практических работ на уроках биологии индивид уально, групповым методом и фронтально с использованием мультимедийного проектора, научно - исследовательской и проектной деятельности обучающихся ; - реализацию задач интеллектуально - направленной педагогики как средства развития и саморазвития одаренных дет ей в ИКТ - насыщенной среде - изменение способов взаимодействия между школьниками и учителем в ходе совместной уч ебной и внеурочной деятельности. В современной школе используются две модели цифрового микроскопа: 1. Оптико - цифровой микроскоп Микромед С - 11 (БИОР - 1) 2. Цифровой микроскоп Digital Blue QX5 фирмы Intel Как я использую цифровой микроскоп на уроках биологии? Цифровой микроскоп – наглядное пособие, использование изображения объектов в качестве демонстрационных таблиц для объяснения новой темы или п ри опросе учащихся. Наличие одного цифрового микроскопа на столе у учителя даёт возможность продемонстрировать микропрепарат одновременно всем учащимся (выводя изображение на экран) и обратить внимание на детали, что невозможно сделать при использовании тр адиционных микроскопов. Так, при изучении строения клеток в 5 классе проводится лабораторная работа «Приготовление микропрепарата кожицы лука и изучение его под микроскопом». В ходе работы использую традиционные микроскопы (работа в паре) и один цифровой м икроскоп. После того как учащиеся рассмотрели приготовленные самостоятельно микропрепараты в своих микроскопах, вывожу изобра жение объекта на экран через проектор и акцентирую внимание учащихся на главных структурах клетки (ядре, цитоплазме и клеточной обо лочке). Теперь учащиеся точно знают, что они должны были увидеть в микроскоп: Испо льзование ра зноуровневых заданий для учащихся одного класса: 1. Из предложенных микропрепаратов выберите ткани а) растений; б) животных. 2. Сравните ткани изображённые на ри сунках с натуральными объектами, что общего и в чём различие? 3. Рассмотрите микропрепарат эвглены зелёной. Почему ботаники относят её к растениям, а зоолог и – к животным? Изучение объекта не только статически, но и в динамике. Преподавание биологии в школе в обязательном порядке сопровождается демонстрационным экспериментом. Однако в современной школе проведение экспериментальных работ п о предмету часто затруднено из - за недостатка учебного времени и отсутствия современного материально - технического оснащения. И даже при наличии приборов и оборудования, реальный эксперимент требует значительно большего времени как на подготовку и проведение , так и на анализ результатов работы. Поэтому основное его предназначение – служить источником знаний теряется. Для решения этой проблемы использую цифровой микроскоп. Так, лабораторную работу «Каталитическая активность ферментов в живых клетках» провожу п од микроскопом. Для этого беру веточку элодеи, помещаю на предме тное стекло в каплю воды и добавляю каплю раствора перекиси водорода. Выделяемые пузырьки газа кислорода доказывают активность ферментов - белков в живых клетках. Ход эксперимента учащиеся наблю дают на экране и делают выводы. Лист элодеи под микроскопом Выделение кислорода (фильм) Очень важным в работе с цифров ым микроскопом для учителя является экономия времени: не нужно доставать микроскоп из шкафа и настраивать его. Микроскоп постоянно подключен к компьютеру. Достаточно положить микропрепарат на предметный столик и навести резкость. В 8 классе проводится лаб ораторная работа «Микроскопическое строение крови человека и лягушки». Цель работы: познакомиться со строением эритроцитов человека и лягушки, найти черты сходства и различия; ответить на вопрос: «Чья кровь переносит больше кислорода – кровь человека или л ягушки? Почему?» В ходе работы учащиеся приходят к выводу:  Эритроциты человека, в отличие от эритроцитов лягушки не имеют ядра и приобрели двояковогнутую форму.  Эритроциты человека переносят больше кислорода, чем эритроциты лягушки. Это объясняется тем , что эритроциты человека меньше по размерам, чем эритроциты лягушки, и поэтому быстрее переносятся током крови. Кроме того, утратив ядро, эритроциты человека приобрели двояковогнутую форму, что значительно увеличило их поверхность и позволило одновременно переносить большое количество мол екул кислорода. Деятельность учителя характеризуется постоянным совершенствованием профессионального мастерства, повышением методического уровня преподавания. Совершенствование средств и методов преподавания биологии должн о ориентироваться на развитие познавательной деятельности и творческого мышления учащихся, выработку умений применять знания на практике. Для существенного улучшения организации обучения необходимо обращать внимание на такие формы работы, которые активизир уют работу учеников. В этих условиях значительное место в современном обучении отведено использованию ИКТ. В заключение, хочу заметить, что использование ИКТ мною ставится не как самоцель, а как ещё один способ постижения мира ребёнка. Компьютер использует ся, как источник дополнительной информации по предмету, как способ самоорганизации труда и самообразования учителя и ученика, как возможность личностно - ориентированного подхода для учителя и как способ расширения зоны индивидуальной активности ребёнка. За 18 лет работы в школе я выработала формулу успеха, по которой стараюсь жить и работать. 1. Чтобы заинтересовать детей, интересуюсь сама (я с удовольствием узнаю новое в разных областях и стараюсь внедрить новшество в свою работу). 2. Чтобы что - то просить, нужно что - то отдать. 3. Принимаю детей такими, какие они есть (каждый человек – уникум, и имеет право быть самим собой). 4. Учитель – человек, он имеет право на ошибки (умею признавать свои ошибки и стараюсь исправить их). 5. «Терпение – наш взаимный шанс, ведь кто - то так же терпит нас». Дети – маленькие мудрецы, они знают много того, о чём мы давно забыли. Поэтому каждое наше общение – это творчество, обогащённое знаниями и опытом. Я учу их, они учат меня.