выступление на тему Использование цифрового микроскопа на уроках биологии

Выступление.
Использование цифрового микроскопа на уроках биологии.
Преподавание естественных наук немыслимо без широкого использования различных методов и средств обучения, ведь такие школьные дисциплины, как химия, биология, физика, должны раскрывать перед ребенком тайны живой природы, а сделать это в границах школьного кабинета не так-то легко.
Школа должна готовить образованных людей, способных легко и быстро ориентироваться в мире информации, самостоятельно мыслить. В наши дни невозможно представить современного специалиста, не владеющего новыми информационными технологиями. Современные технологии предназначены для реализации инновационных образовательных проектов в области естественных наук, а кабинет биологии является инновационным образовательным пространством для одаренных учащихся, в котором использование информационных и педагогических технологий, позволяет формировать инновационное поведение, креативную созидательную деятельность учащихся.
К таким инновационным информационно-коммуникативным средствам обучения на уроках биологии относится цифровой микроскоп.
Я думаю, не надо напоминать коллегам о том, что все, что связано с компьютерными технологиями, вызывает у учеников большой интерес. Хочу поделиться опытом использования цифрового микроскопа на практических занятиях и при проведении демонстрационных опытов. Целью данной работы является: исследование влияния информационно-коммуникативных средств обучения, в частности цифрового микроскопа, на развитие познавательной самостоятельности учащихся при изучении биологии.
Вначале несколько слов о достоинствах работы с цифровым микроскопом.
В первую очередь хочется отметить простоту работы с микроскопом, сочетающуюся с большими его функциональными возможностями.
Вторым преимуществом является возможность демонстрации результатов опытов с помощью цифрового проектора на экран, т.е. при проведении опыта или изучении объекта все учащиеся класса одновременно могут наблюдать результат опыта или объект и слушать комментарии учителя или одного из одноклассников.
К тому же появляется возможность проводить демонстрации и демонстрационные опыты, если имеется хотя бы один объект небольших размеров.
В результате удается воплотить один из самых важных принципов изучения естественных наук – принцип наглядности.
Так, при изучении строения клеток в 5 классе проводится лабораторная работа «Приготовление микропрепарата кожицы лука и изучение его под микроскопом». В ходе работы использую традиционные микроскопы (работа в паре) и один цифровой микроскоп. После того как учащиеся рассмотрели приготовленные самостоятельно микропрепараты в своих микроскопах, вывожу изображение объекта на экран через проектор и акцентирую внимание учащихся на главных структурах клетки (ядре, цитоплазме и клеточной оболочке). Теперь учащиеся точно знают, что они должны были увидеть в микроскоп.

Экономия времени один из приятных моментов на уроке.
Увеличивать изучаемые объекты, помещённые на предметный столик в несколько раз. Увеличение изучаемых объектов при помощи светового микроскопа не даёт чёткого изображения, например чечевичек на стебле. Используя цифровой микроскоп, мы видим детальное изображение этих структур.
Посмотрите.


Ещё одним преимуществом цифрового микроскопа является выполнение подписей к рисункам. Этим удобно пользоваться во время проведения практических занятий с большим количеством опытов или с объектами, имеющими сложное строение.
Следующим преимуществом является возможность фотографирования отображаемого объекта. Ученики могут распечатывать и вклеивать фотографии объектов или результатов опытов в тетрадь. Подготовленные учащимися иллюстрации можно использовать при подготовке презентаций для сопровождения объяснения или опроса.
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Строение семени фасоли




В заключение необходимо отметить, что использование разнообразных информационных технологий на уроках биологии позволяет более эффективно организовать деятельность учителя и учащихся; повысить качество обучения; воплотить в жизнь принцип наглядности, столь важный при изучении наук естественной направленности; выдвинуть на передний план наиболее важные характеристики изучаемых объектов.
Особо хочется отметить, что использование информационных технологий на уроках дает возможность показать учащимся, что компьютер может быть не только пишущей машинкой или игровой приставкой, но, в первую очередь, сложной интеллектуальной системой для получения знаний. Но, конечно же, работа с цифровым микроскопом или разнообразными программными продуктами, представленными сейчас на образовательном рынке, ни в коем случае не должна заменять классических приемов работы с натуральными объектами, гербариями, световыми микроскопами. Нам нужно понимать, что это всего лишь один из методических приемов, позволяющих разнообразить проведение уроков.
Лукьянова О.А.
учитель биологии, высшей квалификационной категории

Рисунок 2C:\Documents and Settings\Teacher\Рабочий стол\слайд шоу\Безымянный10.bmpRoot Entry